Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2008

Education

Самооценка – отличный инструмент

Рассказывает эксперт университета «Мехеленская католическая школа» и Левенского университета Эрик ВЕРКАММЕН (Eric Vercammen). Бельгия.

Эрик ВЕРКАММЕН

За последние десять лет мы провели всесторонний анализ всех направлений, связанных с образованием. Прежде всего, это коснулось дошкольного обучения и средних учебных заведений. Кроме того, мы значительно сократили количество вузов, часть средних школ и ввели новые методики в работе с детьми с ограниченными возможностями, что привело к повышению качества их обучения.

Мы пересмотрели содержание, структуру школьного образования и разработали внешние системы поддержки таких ОУ, которые начинают использовать в повседневной практике новые программы и инновационные методы обучения.

Какие уроки были усвоены благодаря этой деятельности? Мы почувствовали, что живем в более бурном и непредсказуемом мире, нежели раньше. И пришли к выводу, что реформа образования с акцентом на самообразование – весьма непростая вещь.

Также мы осознали, что роль учителя в современной школе сильно изменилась и одновременно возросла. Реформируя систему образования, сталкиваешься с тем, что, прежде всего, надо заниматься профессиональным развитием педагогов.

Учителя сегодня задают себе вопрос: справлюсь ли я с теми требованиями, которые ко мне предъявляются? Будут ли новые методики и технологии, используемые теперь на уроках, полезны моим ученикам? Если мы не станем принимать во внимание подобные размышления, то у реформы будет печальный конец.

Проводя реформу системы образования, важно помнить о том, что каждый учитель – носитель своей собственной, уникальной теории образования.

Процесс реформирования – не линейный. Он развивается по спирали. Продвигаясь по пути перемен, мы каждый раз оказываемся в той же точке, но на другом уровне, и работаем с другими проблемами. Значительная роль здесь отводится директору школы.

Общаясь с педагогами и разъясняя им смысл нововведений, бельгийские эксперты пришли к выводу, что каждый преподаватель – носитель своей собственной, уникальной теории образования.

Поясню на примере учителя математики. Он может обладать прекрасным знанием своего предмета и богатым опытом преподавания. И когда мы пытаемся «донести» до него суть реформы, педагог не желает в нее глубоко вникать, а сразу начинает просчитывать, как придется учить детей математике в новых условиях. Это связано с тем, что его роль в школе заключается, прежде всего, в обучении предмету.

Все убеждения учителя, от которых он не собирается отказываться, формируются на основе личного опыта преподавания. И именно с этими внутренними воззрениями мы сталкиваемся в первую очередь, говоря с ним о каких-либо нововведениях.

Что делать в такой ситуации? Вся информация о сути перемен, которую мы доносим до педагогов, должна быть предельно четкой и понятной. Мы в Бельгии поставили перед собой задачу: превратить учителей в заинтересованных участников реформы. Для этого, в частности, важно иметь внешнюю поддержку, не вариться в собственном соку. А также тщательно и подробно обсуждать с каждой группой педагогов их новые роли, порождающие иные функции, взаимоотношения и другие парадигмы распределения обязанностей.

Другая важная вещь состоит в том, что учителя в процессе реформирования образования должны иметь возможность непременно обмениваться своими методиками, открыто рассказывать, что и почему происходит у них в классе, обсуждать трудности, возникающие в ходе работы. Это помогает перейти от индивидуальной к коллективной ответственности.

Третий аспект касается самооценки образовательных учреждений. В любой стране и в любом обществе сейчас постоянно происходят масштабные преобразования. Поэтому требования к школам, учителям и образованию в целом также постоянно меняются. Учебные дисциплины становятся все более сложными.

Начиная с 80-х годов, мы наблюдаем тенденцию наделения ОУ большей степенью свободы и полномочий. Многие из них сегодня могут самостоятельно решать, как им вести преподавание, как работать с учениками.

Скажем, в такой небольшой стране, как наша, – четыре министра образования. И поэтому каждая область Бельгии проводит самостоятельную образовательную политику. Так что наше правительство не «спускает» нам учебную программу. Единственное его требование состоит в том, чтобы школы сами разрабатывали стандарты и затем соблюдали их.

Мы должны превратить учителей в заинтересованных участников реформы образования.

То есть, с одной стороны, мы готовим свою учебную программу самостоятельно, а с другой, в результате такой свободы стиль преподавания и вообще подходы к обучению в разных школах сильно отличаются.

В таких условиях методика самооценки образовательного учреждения приобретает особую важность. Ее задача состоит в том, чтобы суметь проконтролировать качество образования как «изнутри», силами самой школы, так и «снаружи» – с привлечением внешних инспекторов.

В последние годы мы как раз и занимались разработкой этого вопроса на уровне министерства. В итоге получилась следующая схема. Правительство дает задание каждому ОУ – разработать собственную систему оценки работы и проанализировать свою деятельность. После чего приглашаются внешние инспектора, которые проверяют качество этой самооценки.

Мы считаем такой подход отличным инструментом для самоуправления в школе. Это означает, умение школьных коллективов выбирать направление развития, отчитываться за свои действия и принимать во внимание требования общества.

Таков краткий обзор наших шагов в рамках реформирования образования. В заключение подчеркну, что, начиная преобразования в школах, мы непременно должны учитывать то, что самая большая опасность состоит не в завышении планки требований и последующем невыполнении намеченного, а в упрощении цели реформы и снижении задачи. Об этом балансе нужно помнить постоянно.

Тенденции

Опираясь на исследования качества образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), недавно были сделаны выводы о том, Финляндия является лучшей страной для получения школьного аттестата.

А вот по результатам исследования различных рейтингов вузов, специалисты пришли к мнению, что после школы следует перебраться в США с их лучшими в мире университетами и отлаженной системой финансовой помощи студентам. Однако тем, кто не готов платить за учебу десятки тысяч долларов в год, следует обратить внимание на Германию или Францию.

Кстати, в немецких вузах почти каждый десятый студент является иностранцем. Большую часть из них составляют граждане Китая, Болгарии, Польши и России. Об этом говорится в брошюре Немецкой службы академических обменов (DAAD). При этом почти половина студентов, приехавших из-за рубежа, уже имеют первое высшее образование, полученное на родине. Наибольшей популярностью среди иностранцев пользуются лингвистика и культуроведение. Немного отстают от них экономические, юридические и математические факультеты.

По материалам сайта http://eurostudy.ru/

Рейтинг@Mail.ru