Эрик ВЕРКАММЕН
За последние десять лет мы провели
всесторонний анализ всех направлений, связанных
с образованием. Прежде всего, это коснулось
дошкольного обучения и средних учебных
заведений. Кроме того, мы значительно сократили
количество вузов, часть средних школ и ввели
новые методики в работе с детьми с ограниченными
возможностями, что привело к повышению качества
их обучения.
Мы пересмотрели содержание, структуру
школьного образования и разработали внешние
системы поддержки таких ОУ, которые начинают
использовать в повседневной практике новые
программы и инновационные методы обучения.
Какие уроки были усвоены благодаря
этой деятельности? Мы почувствовали, что живем в
более бурном и непредсказуемом мире, нежели
раньше. И пришли к выводу, что реформа
образования с акцентом на самообразование –
весьма непростая вещь.
Также мы осознали, что роль учителя в
современной школе сильно изменилась и
одновременно возросла. Реформируя систему
образования, сталкиваешься с тем, что, прежде
всего, надо заниматься профессиональным
развитием педагогов.
Учителя сегодня задают себе вопрос:
справлюсь ли я с теми требованиями, которые ко
мне предъявляются? Будут ли новые методики и
технологии, используемые теперь на уроках,
полезны моим ученикам? Если мы не станем
принимать во внимание подобные размышления, то у
реформы будет печальный конец.
Проводя реформу системы
образования, важно помнить о том, что каждый
учитель – носитель своей собственной,
уникальной теории образования.
|
Процесс реформирования –
не линейный. Он развивается по спирали.
Продвигаясь по пути перемен, мы каждый раз
оказываемся в той же точке, но на другом уровне, и
работаем с другими проблемами. Значительная роль
здесь отводится директору школы.
Общаясь с педагогами и разъясняя им
смысл нововведений, бельгийские эксперты пришли
к выводу, что каждый преподаватель – носитель
своей собственной, уникальной теории
образования.
Поясню на примере учителя математики.
Он может обладать прекрасным знанием своего
предмета и богатым опытом преподавания. И когда
мы пытаемся «донести» до него суть реформы,
педагог не желает в нее глубоко вникать, а сразу
начинает просчитывать, как придется учить детей
математике в новых условиях. Это связано с тем,
что его роль в школе заключается, прежде всего, в
обучении предмету.
Все убеждения учителя, от которых он не
собирается отказываться, формируются на основе
личного опыта преподавания. И именно с этими
внутренними воззрениями мы сталкиваемся в
первую очередь, говоря с ним о каких-либо
нововведениях.
Что делать в такой ситуации? Вся
информация о сути перемен, которую мы доносим до
педагогов, должна быть предельно четкой и
понятной. Мы в Бельгии поставили перед собой
задачу: превратить учителей в заинтересованных
участников реформы. Для этого, в частности, важно
иметь внешнюю поддержку, не вариться в
собственном соку. А также тщательно и подробно
обсуждать с каждой группой педагогов их новые
роли, порождающие иные функции, взаимоотношения
и другие парадигмы распределения обязанностей.
Другая важная вещь состоит в том, что
учителя в процессе реформирования образования
должны иметь возможность непременно
обмениваться своими методиками, открыто
рассказывать, что и почему происходит у них в
классе, обсуждать трудности, возникающие в ходе
работы. Это помогает перейти от индивидуальной к
коллективной ответственности.
Третий аспект касается самооценки
образовательных учреждений. В любой стране и в
любом обществе сейчас постоянно происходят
масштабные преобразования. Поэтому требования к
школам, учителям и образованию в целом также
постоянно меняются. Учебные дисциплины
становятся все более сложными.
Начиная с 80-х годов, мы наблюдаем
тенденцию наделения ОУ большей степенью свободы
и полномочий. Многие из них сегодня могут
самостоятельно решать, как им вести
преподавание, как работать с учениками.
Скажем, в такой небольшой стране, как
наша, – четыре министра образования. И поэтому
каждая область Бельгии проводит самостоятельную
образовательную политику. Так что наше
правительство не «спускает» нам учебную
программу. Единственное его требование состоит в
том, чтобы школы сами разрабатывали стандарты и
затем соблюдали их.
Мы должны превратить учителей
в заинтересованных участников реформы
образования.
|
То есть, с одной стороны, мы
готовим свою учебную программу самостоятельно, а
с другой, в результате такой свободы стиль
преподавания и вообще подходы к обучению в
разных школах сильно отличаются.
В таких условиях методика самооценки
образовательного учреждения приобретает особую
важность. Ее задача состоит в том, чтобы суметь
проконтролировать качество образования как
«изнутри», силами самой школы, так и «снаружи» –
с привлечением внешних инспекторов.
В последние годы мы как раз и
занимались разработкой этого вопроса на уровне
министерства. В итоге получилась следующая
схема. Правительство дает задание каждому ОУ –
разработать собственную систему оценки работы и
проанализировать свою деятельность. После чего
приглашаются внешние инспектора, которые
проверяют качество этой самооценки.
Мы считаем такой подход отличным
инструментом для самоуправления в школе. Это
означает, умение школьных коллективов выбирать
направление развития, отчитываться за свои
действия и принимать во внимание требования
общества.
Таков краткий обзор наших шагов в
рамках реформирования образования. В заключение
подчеркну, что, начиная преобразования в школах,
мы непременно должны учитывать то, что самая
большая опасность состоит не в завышении планки
требований и последующем невыполнении
намеченного, а в упрощении цели реформы и
снижении задачи. Об этом балансе нужно помнить
постоянно.
Тенденции
|
Опираясь на
исследования качества образования Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
недавно были сделаны выводы о том, Финляндия
является лучшей страной для получения школьного
аттестата.
А вот по результатам исследования
различных рейтингов вузов, специалисты пришли к
мнению, что после школы следует перебраться в США
с их лучшими в мире университетами и отлаженной
системой финансовой помощи студентам. Однако
тем, кто не готов платить за учебу десятки тысяч
долларов в год, следует обратить внимание на
Германию или Францию.
Кстати, в немецких вузах почти каждый
десятый студент является иностранцем. Большую
часть из них составляют граждане Китая, Болгарии,
Польши и России. Об этом говорится в брошюре
Немецкой службы академических обменов (DAAD). При
этом почти половина студентов, приехавших из-за
рубежа, уже имеют первое высшее образование,
полученное на родине. Наибольшей популярностью
среди иностранцев пользуются лингвистика и
культуроведение. Немного отстают от них
экономические, юридические и математические
факультеты.
По материалам сайта http://eurostudy.ru/ |
|