Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2008

Школьный уклад

Между знанием и искусством

О балансе естественно-научного и художественно-эстетического блоков в содержании образования

Почему реально не меняется содержание образования? Почему жизненно необходимый научно-обоснованный и осмысленный процесс гуманизации школьного обучения начинает захлебываться собственной, обретенной в борьбе свободой? Да потому, что современной педагогической мысли хватило сил только с гордостью на весь мир заявить, что нужно изменить «учебник образования». А о том, как это сделать, она умолчала. И поэтому сегодня, слегка потупив глаза, лишь поспешно переделывает обложку…

Появление новых образовательных областей влечет за собой комплексные изменения содержания образования. Это значимо для сохранения самой образовательной системы, так как если сегодня не выполнить эту работу качественно, завтра система начнет последовательно разрушаться, разваливаться на отдельные модули, необходимые лишь для освоения различных практических навыков, решения определенных жизненных задач каждого индивидуума, но не общества и человечества в целом.

Давайте посмотрим, как сегодня выглядит содержание современного образования и насколько могут быть связаны сложнейшие экономические преобразования и общественно-политические потрясения с, казалось бы, тишайшими процессами в наших школах.

Современное образование на 95% занимается передачей знаний от одного поколения к другому. И главная забота – перенести и своевременно обновить соответствующую информацию.

Знания, используемые в обществе, просто необходимы как главный гарант передачи традиций и правил каждому следующему поколению на любом из этапов развития цивилизации: родился в XVIII веке – умей управлять конем, появился на свет в XXI – самолетом. Это было бы верным утверждением, если бы система образования постепенно (из-за роста объема знаний, которые необходимо «впихнуть») не превратилась из обучающей в научающую.

Исследования показали, что у 30 процентов школьников, регулярно занимающихся в системе художественно-эстетического образования, успеваемость по традиционным предметам растет.

Если рассматривать человека как объект обретения знаний, то можно увидеть, что для гармоничного развития ему необходимо удовлетворить запросы своей физической и духовной природы.

Для обеспечения процесса существования знания нужны как двигатель, способствующий развитию и совершенствованию самого механизма бытия. А в духовной природе человека они востребованы как мир эмоций, чувств, перерастающий в потребность творческого созидания.

Именно баланс этих двух аспектов должен лежать в основе задач формирования содержания образования как необходимое условие для создания гармоничного развития личности, где радость жизни является не будущей целью, а настоящим положением вещей. Только сочетание двух задач в образовании: обретение знаний и развитие творческих способностей – может дать обществу человека-творца, человека-созидателя.

Необходимость программно-методического обеспечения единой модели художественно-эстетического воспитания инициировала в Губернаторском Светленском лицее разработку и внедрение новых авторских учебных дисциплин по предметам художественно-эстетического цикла, ориентированных на творческое развитие личности, предусматривающих обучение с 1-го по 11-й класс. В результате новая концепция обучения наполнилась и новым содержанием образования.

Образовательная структура лицея представляет собой два самостоятельных блока: «Искусство», которое объединяет все предметы художественно-эстетического цикла, и «Знание», традиционно включающее общеобразовательные предметы.

Увеличение образовательного блока «Искусство» до 19,4% за счет уменьшения нагрузки на так называемые основные предметы (в обычной школе это не более 5%) привело к тому, что качественная успеваемость по математике, физике, русскому языку и т.д. у учащихся не только не уменьшилась, но увеличилась на 10–15%.

Многолетние исследования показали, что у 30 процентов школьников, регулярно занимающихся в системе художественно-эстетического образования, успеваемость по традиционным предметам растет. Это говорит о большом ресурсе предметов художественно-эстетического цикла в развитии интеллектуального уровня учащихся.

Поэтому в основе принципа создания образовательной структуры лицея лежит не желание создать элитарное специализированное учебное заведение по подготовке юных художников. Ведь это было бы лишь решением местной, частной проблемы и не представляло бы организационной ценности для массовой школы, стоящей на сегодняшний день всего лишь на пороге осознания значения эстетического образования.

Данная модель позволяет в обычном образовательном учреждении внедрить такую систему эстетического обучения и воспитания, которая оказывает благотворное влияние на творческое развитие учащихся, а это значит  – на весь учебный процесс в целом.

Рейтинг@Mail.ru