Учитель
приходит в школу и на протяжении всей своей профессиональной карьеры
остается учителем. В этом и заключается проблема. Сотрудник
образовательного учреждения может вырасти до руководителя, либо
частично взять на себя административную нагрузку. Но это не отменяет
того факта, что учитель – профессия на всю жизнь, это призвание.
Поэтому важно дать возможность карьерного роста и повышения своей
квалификации внутри этой деятельности. Не менее существенно –
последовательно мотивировать человека на саморазвитие. Я знаю
московских учителей, которые, преподавая в начальной школе, сами еще
находятся в процессе обучения: у них среднее специальное образование, а
в вузе они учатся заочно. Эти молодые специалисты осваивают важные
педагогические технологии на краткосрочных курсах обучения, успешно
применяют их на практике, но… директор почти не может их поощрить. Схожие проблемы есть и у наших зарубежных коллег. Давайте посмотрим, как они решаются. Во-первых,
для педагогов вводится дробная шкала разрядов, каждому из которых
предписывается свой уровень заработной платы. В США это 24 разряда,
начиная с 12-го. Преподавательская карьера длится, как известно, 25–30
лет. Когда в разрядной сетке имеются 24 разряда, учитель может каждый
год шагать вверх по ступеням. Для этого ему необходимо, в соответствии
с программой саморазвития, ставить посильные задачи на каждый учебный
год и достигать результатов. Таким образом, ежегодно энергичный
американский педагог может прибавлять в среднем по 10% к своему
заработку. Шкалой также задается дифференциация для тех вчерашних
студентов, которые вложились в свое образование: существует разница
между бакалавром, магистром или доктором (имеет значение, сколько лет
ты учился, занимался ли дипломной работой магистерского уровня или
закончил аспирантуру и защитил диссертацию). Бакалавр и доктор
философии стартуют с сопоставимых уровней зарплат: $26 000 в год у
бакалавра, $29 000 – у доктора. Но если бакалавр в результате
карьерного продвижения в школе может повысить свои доходы до 48-ми
тысяч, то доктор – до 59-ти. У того, кто имеет более высокий
уровень образования, карьера динамичнее: внутри каждого разряда больше
возможностей реального повышения заработной платы. В США профессия
учителя – это не 2–4 категории, а настоящая карьерная лестница,
которая позволяет всю жизнь двигаться вверх, повышая свой
профессионализм и благосостояние. В Англии начальная базовая
шкала – £17 000 для начинающего учителя. Поэтапный рост
составляет 7–8%. Продвинутый молодой специалист может получать до £26
000 в год. Тем самым – даже если сотрудник находится в самом
начале своего пути и пока еще не имеет возможностей перейти в высшую
категорию – ему есть к чему стремиться. То же самое во
Франции. Есть разные ступени квалификации, внутри которых насчитывается
по 11 разрядов. На каждом из них – своя зарплата. 24 ступени в США
вполне соизмеримы с системой во Франции. Учитель не просто движется
вверх по разрядной лестнице, он идет по ней постепенно. Невозможно
пробежать ее за 3 года, чтобы после этого 15–20 лет сидеть на верхней
ступени и, скорее всего, терять навыки, почивая на лаврах. В связи
с этим я вспоминаю емкую и точную характеристику, данную в
социологическом исследовании Александра Гаспаришвили. Средний
российский учитель, говорит он, – это женщина 50-ти лет, которая
мало читает, в театр почти не ходит, работу свою любит, но в
результативности не заинтересована. При этом финансово едва сводит
концы с концами. Этот культурный портрет подчеркивает одну
особенность: времени у учительницы нет. Она набирает уроки, чтобы
получить зарплату повыше. Между тем, осуществить навигацию ребенка в
пространстве развития может только человек, который знаком с движением
в нем, умеющий не только ориентироваться, но знает оптимальные
траектории и маршруты. Если мы хотим воспитать в детях умение
учиться в течение всей их жизни, мы просто обязаны предоставить такое
же право и педагогу. Ему необходимо продвигаться вперед и вверх. В
противном случае – он довольно быстро и по большинству параметров
отстанет от детей, которых учит.
Задача экономистов и юристов – сделать так, чтобы педагогу было куда стремиться. |
По
многим школьным преподавателям заметно, что ученики активнее их,
обладают большим потенциалом, легче осваивают некоторые навыки. У
рядового российского учителя не остается времени на освоение того
культурного и информационного пространства, в котором живут дети. Поэтому
задача экономистов и юристов при разработке новых систем оплаты
труда – сделать так, чтобы педагогу было куда стремиться. Чтобы
даже небольшие успехи, не достаточные для перехода на более высокую
категорию, могли, тем не менее, быть замечены, оценены и выразились в
денежном воплощении – прибавке к зарплате. И эти принципы сегодня в России понемногу воплощаются в жизнь. Мы
проводим семинары в разных субъектах Российской Федерации, инспектируя
реализацию комплексного проекта модернизации образования. Хочу обратить
внимание на два новых аспекта в подходах к учительскому труду.
Первый – иное отношение родителей к школе. Больше нет полосы
отчуждения – родительских собраний, где ребенка, главным образом,
ругают. Родителей попросили предъявить некоторые представления о
качестве обучения, определить, за что поощрять учителей. Они
почувствовали свою ответственность за распределение стимулирующей части
ФОТ – и вдруг поняли, что это на них возложена обязанность
придумать критерии, по которым можно отмечать успехи своих детей.
Началась другая жизнь и иное обсуждение. Поэтому и складывается
новое качество образования. Педагог в этом пространстве, лишенном
полосы отчуждения, постепенно ориентируется на то, чтобы находиться в
контакте с родителями и представителями общественности. Он понимает,
что теперь его труд подвергается постоянной оценке. И второй
аспект – учитель начинает понимать критерии этой оценки, он знает,
за что его будут поощрять, к чему подталкивать. Грубость нашей
предыдущей системы мотивировала педагога только к тому, чтобы брать
уроки. С введением новых систем оплаты труда (при которых в некоторых
регионах учительская зарплата стала выше средней по своему
муниципалитету) и с постепенным отказом от принципа «урокодательства»
все охотно пересматривают свои позиции. Хотя мы не вводим
категорию учителя полного дня, система выплат теперь стимулирует
сотрудников много и усердно заниматься с детьми после уроков. Эксперты Института развития образования считают, что нужна «вилка» внутри базового оклада в зависимости от категории. Сегодня
в России обсуждается вопрос замены разрядов тремя или четырьмя
профессионально-квалификационными группами. Однако 3 или 4 группы все
равно будут означать некую усредненность, грубоватость подходов и
оценок. Сейчас готовится профессионально-квалификационный
справочник, в котором можно будет ввести подгруппы внутри каждой
квалификационной группы, а также передать муниципалитетам право
установления этих разрядов и поощрения по ним. Тогда можно будет
предоставить возможность образовательным учреждениям или органам
управления образованием разработать то положение, которое позволяет
внутри этого диапазона повышать зарплату.
|