Средний школьный возраст – период
от детства к юности, время «полуребенка –
полувзрослого». У подростка он связан с
включением в доступные формы общественной
деятельности. Вместе с тем меняется и место,
которое ребенок занимает в повседневном общении
с окружающими его взрослыми, в своей стране.
В подростковом возрасте происходят
глубокие изменения в духовной жизни человека.
Подросток начинает обостренно воспринимать
добро и зло. Годы отрочества отличаются от
детства тем, что ребенок критично воспринимает
окружающую реальность, замечает то, что не видит
взрослый.
В течение детства-отрочества
формируется «каркас» личности, включающий
определенную иерархию отношений, установок,
диспозиций, доминант, смыслообразующих мотивов,
складывающихся в систему, определяющую сознание
и поведение индивидуума. Основной сферой всего
этого является область межличностных
коммуникаций, отношение человека к себе, к
окружающему миру.
«Развивающемуся обществу нужны
современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения
в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способны к сотрудничеству,
отличаются мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладают развитым чувством
ответственности за судьбу страны (Концепция
модернизации Российского образования на период
до 2010 г.).
Сегодня молодое поколение нашей
страны переживает кризисную
социально-психологическую ситуацию. Разрушены
прежние устаревшие стереотипы поведения,
ценностные ориентиры. Происходят серьезные
изменения условий формирования личности
школьника. Усиление динамизма социальных
процессов требует организации на практике
моделей воспитания, построенных на
сотрудничестве взрослых и детей, тесного
взаимодействия поколений.
Проблема социализации имеет ярко
выраженную педагогическую основу. Именно на это
направлена воспитательная программа «Из
детства – в отрочество», предполагающая
реализацию следующих принципов:
– личностно ориентированный подход
(принятие во внимание природы ребенка, его
половозрастных особенностей, умение видеть в
каждом неповторимую индивидуальность,
предоставление права на свободный выбор,
проявление уважения к личности и поддержание
чувства собственного достоинства,
безоговорочное принятие, устойчивое
положительное отношение);
– ценностно ориентированный подход
(обеспечение наилучшими психологическими
условиями для жизни, формирование базовой
культуры личности, духовного развития, учет
культурных традиций региона, страны, народа,
интерес к состоянию молодежной субкультуры,
обычаев семьи, развивающих способности,
осуществляющих социализацию ребенка,
предоставляющих условия для позитивного
нравственного самоутверждения, создающих
пространство для самореализации в разнообразных
видах деятельности).
Ключевая задача – помочь
растущему человеку войти в мир, найти в нем свое
место, осуществить осознанный выбор
общественной концепции жизни. Задача
социального становления личности всегда
являлась первостепенной. Это особенно важно в
современный период, сопровождающийся
переориентацией ценностей, что существенно
влияет на процесс формирования опыта
существования в обществе у детей и подростков.
Основной доминантой воспитания
является укоренение в сознании подрастающего
поколения таких нравственных ценностей, как
добро, честь, совесть, милосердие.
От того, какие ценности сформируются у
молодежи сегодня, насколько молодые люди будут
готовы к новому типу социальных отношений,
зависит путь развития нашего общества и в
настоящее время, и в будущем.
Современные социальные условия
требуют изменений технологии воспитания.
Востребованы интерактивные методы, которые
ставят ребенка в позицию активного субъекта,
участвующего в проектировании, организации
воспитательной деятельности. Прежде всего речь
идет о подготовке детей к выполнению роли
граждан общества.
Программа «Из детства – в
отрочество» является одним из возможных
вариантов решения этой педагогической задачи.
Цель данной программы:
воспитание духовно богатой, социально активной
личности, обладающей системным мировоззрением
гражданина, проявляющего интерес к судьбе и
истории своего Отечества.
Она помогает ребенку стать и
оставаться самим собой, то есть личностью,
обладающей такими свойствами характера, как:
– справедливое отношение к людям;
– соблюдение принципов равноправия и
ненасилия в процессе взаимодействия с
окружающими;
– уверенность в себе и своих позициях;
– толерантность;
– владение многообразным ролевым
репертуаром (гражданин, семьянин, патриот, творец
прекрасного, ученик);
– способность участвовать в
творческом преобразовании действительности.
Цель обеспечивается решением
следующих задач:
формирование навыков общения,
эффективного взаимодействия, сотрудничества;
воспитание позитивного отношения к
активной общественной деятельности;
социальная адаптация, направленная
на развитие умения выполнять требования
общества и решать его разнообразные проблемы;
привитие навыков социального
творчества, направленного на преобразование
окружающей среды и самих себя;
гармонизация взаимоотношений
ребенка с окружающим социумом;
воспитание готовности к
самостоятельному выбору в пользу здорового
образа жизни;
привитие ценностей демократического
общества;
воспитание нравственных
приоритетов;
развитие самобытной
индивидуальности;
создание мира культуры в самом себе;
формирование благоприятного
психологического микроклимата;
организация условий для
продуктивного партнерства.
Программа «Из детства – в
отрочество» нацелена на проектирование
индивидуальной стратегии межвозрастного
взаимодействия в качестве одного из средств,
определяющих успешность ее выполнения.
Межвозрастное взаимодействие
занимает важное место в структуре развития
индивида, так как только в нем реализуется
значительное количество социальных ролей.
Ребенок, участвуя в общении со взрослыми, со
старшими и младшими детьми, попадая в позиции то
старшего, то младшего, ведущего, ведомого,
консультанта, модератора, наставника, обретает
различный жизненный опыт.
Важность таких отношений определяется
тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда
многие семьи являются неполными, имеют лишь
одного ребенка, сокращена сеть внешкольных
учреждений, или доступ в них ограничен в силу
увеличения платных услуг. При этом создается
атмосфера эмоциональной изолированности и
незащищенности личности.
Если ребенок не удовлетворяет
естественную потребность в
эмоционально-комфортном общении со старшими и
младшими в семье, то обнаруживаются такие
негативные явления, как повышение личностной
агрессии, неумение строить отношения, вступать в
контакты с окружающими.
Межвозрастное взаимодействие может
обогатить подростков опытом разноплановых
занятий, способствовать познанию себя и других,
создать дополнительные сферы социализации
личности. Это процесс одновременного взаимного
влияния субъектов деятельности и общения при
положительном эмоциональном контакте,
реализация субъективных потребностей детей
разного возраста и объективных социальных
потребностей.
При этом достигаются следующие
положительные результаты:
обеспечивается преемственность
традиций школьных поколений;
преодолевается замкнутость
одновозрастного коллектива;
формируется единое воспитательное
пространство, в котором реализуется забота
каждого о каждом;
развиваются организаторские навыки,
лидерские качества, стремление младших
подражать старшим.
Реализация принципа возрастного
подхода при этом означает не только учет
особенностей детей разного возраста, но и
предполагает перспективы развития ребенка, т.е.
максимальную направленность на личность,
выстраивание индивидуальной воспитательной
траектории детского развития как целостного
процесса.
Через механизмы межвозрастного
взаимодействия происходит взаимовлияние и
взаимообогащение, способствующиее более
эффективному процессу социальной адаптации
индивида.
Программа «Из детства – в
отрочество» рассчитана на разновозрастные
коллективы 6-х и 8-х классов. Воспитательная
работа ведется дифференцированно и по системе
«вертикаль». В каждом классе налажена
деятельность органов детского самоуправления.
Учащиеся равномерно распределены по секторам
(«Умники», «Затейники», «Мастер-бригада»,
«Спорт-профи», «Художник», «Дисциплина и
порядок») с учетом личностных качеств,
способностей и предпочтений на добровольной
основе.
Во главе самоуправленческой
работы – староста и его заместитель. Активы
двух классов входят в творческий совет, который
организует и проводит классные часы или КТД.
Состав совета может меняться. Действует принцип:
«Каждый – личность творческая».
Восьмиклассники выступают в роли
помощников и консультантов, так как обладают
опытом и знаниями, которых недостает
шестиклассникам. Старшие опекают младших, берут
на себя более трудные задачи, делятся своими
знаниями и умениями, дают рекомендации по
проведению всевозможных дел, часто сами
организуют и проводят различные мероприятия.
Младшие же стараются «дотянуться». Таким
образом, стержневой линией воспитательной
программы «Из детства – в отрочество»
является преемственность.
Основные принципы деятельности
«вертикали»:
1. Самостоятельность.
2. Ответственность.
3. Равноправие и сотрудничество.
4. Гласность.
Задачи:
способствовать самореализации
личности;
развивать организаторские
способности, качества лидера;
учиться проявлять инициативу и
реализовывать ее;
обучаться взаимодействию
«старший – младший товарищ»;
стараться анализировать свою работу.
Формы:
1. Классные часы, КТД.
2. Встречи, вечера, игры, поездки.
3. Тренинги.
4. Трудовые десанты.
5. Дни здоровья.
6. Заочные путешествия.
7. Реализация социально-значимых
проектов (акций, операций).
8. Праздники-открытия новых традиций.
9. Заседания клуба интересных встреч.
Пояснительная
записка
|
Программа «Из
детства – в отрочество» разработана с учетом
требований Минимального социального стандарта
Российской Федерации по воспитанию в
образовательных учреждениях (Приложение к
Письму Минобразования России от 15.12.2002
№ 30-51-914/16), Концепции Федеральной целевой
Программы развития образования на 2006–2010 гг.,
Программы воспитания детей в РФ до 2010 г. |
Классный руководитель
выступает главным связующим звеном
разновозрастных коллективов, помощником,
консультантом, обладающим необходимым опытом и
знаниями, творческим багажом, эмоциональной
компетентностью, которых недостает учащимся. Он
является непосредственным участником
воспитательного процесса. В его работе должна
преобладать не прямая, а скрытая позиция. Функции
наставника нацелены на создание условий по
формированию личности учащегося, его
гражданских позиций: патриота, активного
деятеля, творца и созидателя.
Реализация программы «Из детства –
в отрочество» невозможна без участия
педагогов-предметников, работающих в классах.
Они помогают посредством своего предмета и
личностных качеств формировать отношение
учащихся к Родине, истории, труду, природе,
искусству, литературе, человеку, людям, самому
себе, миру.
Существенную роль в организации
процесса воспитания играют родители. Они самые
главные помощники классного руководителя,
союзники, вдохновители, строгие критики.
Программа ориентирована на
максимальное использование воспитывающего
потенциала семьи. Родители являются необходимым
звеном «вертикали».
Работа с ними включает в себя:
– вовлечение в воспитательный
процесс: использование инновационной технологии
совместного планирования воспитательной работы
в классе;
– исследование психологического
климата семьи;
– поддержание регулярного общения
(группового, индивидуального);
– выбор родительского комитета и
определение его функций;
– проведение интерактивных собраний;
– превращение родителей в социальных
партнеров;
– индивидуальная работа с родителями,
находящимися в сложной социальной ситуации;
– работа с родителями-мигрантами;
– совместные консультации и
воспитательные беседы с учащимися класса;
– проведение совместных творческих
дел (беседы, экскурсии, дни здоровья, «огоньки»);
– просвещение родителей в актуальных
вопросах учебно-воспитательного процесса;
– психолого-педагогическая помощь в
коррекции стратегии семейного воспитания;
– профилактика кризиса в развитии
личности ребенка.
Воспитательная работа по системе
«вертикаль» поддерживается школьной
психологической службой, которая осуществляет
социально-педагогическое и психологическое
слежение за социальной и личностной ситуацией
развития подростков, за воспитательной средой,
условиями социализации жизнедеятельности
ребенка, за особенностями психической адаптации
к условиям жизни, кризисным социальным событиям.
Воспитательная программа «Из
детства – в отрочество» носит перманентный
характер.
Результатом реализации должен
стать выпускник школы II ступени, социально
значимая личность, обладающая следующими
умениями:
формулировать свои ценностные
ориентиры по отношению к разным сферам
деятельности;
самоопределяться в ситуации выбора
на основе собственных позиций;
принимать решения, брать на себя
ответственность за их последствия;
осуществлять действия на основе
выбранных целевых смысловых установок;
совершать осознанный выбор своей
будущей профессии;
знать свои гражданские права и уметь
их реализовывать;
социально адаптироваться;
приобщаться к ценностям культуры;
организовывать свою деятельность и
планировать ее результаты.
С целью реализации программы нашей
школой организовано сотрудничество с
культурными центрами и другими социальными
институтами окружающего социума.
Содержание программы
Программа представляет собой систему
основных направлений воспитания:
Ученик – лидер, организатор –
успешная личность.
Патриот.
Гражданин – социально-активная
личность.
Труженик.
Творец, ценитель прекрасного.
Духовная личность.
Семьянин.
Эколог.
Будущий профессионал.
А также сюда включены две
подпрограммы: «В здоровом теле – здоровый
дух», «Помоги другу».
См. табл. 1–12.
Таблица 1
Направление «Творец, ценитель
прекрасного»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Воспитание
гармонически развитой личности, обладающей
художественным и эстетическим вкусом,
испытывающей потребность принимать участие
в творческой деятельности, способной
воспринимать исторические и национальные
особенности искусства |
1.
Формирование позитивного
эмоционально-ценностного отношения к
окружающему миру.
2. Создание необходимых условий для
проявления творческой индивидуальности каждого
ученика.
3. Развитие эмоционально-эстетического
восприятия действительности.
4. Развитие художественного и
эстетического вкуса |
Классный час-вечер
«Музыкальная гостиная» |
8-й класс |
Сентябрь |
КТД «Осенние
посиделки» |
6-й + 8-й классы |
Октябрь |
Классный час «Мой
идеал» |
6-й класс |
Октябрь |
Тренинг «Круг
интересов» |
6-й класс |
Ноябрь |
Час творчества
«Наполним музыкой сердца» |
8-й класс |
Декабрь |
КТД «Новогодний
маскарад» |
6-й + 8-й классы |
Декабрь |
Вечер бардовской
песни (к 70-летию В.Высоцкого) |
8-й класс |
Январь |
Классный час «В
гостях у Муз» |
6-й класс |
Январь |
Классный час-игра
«Чему удивляется мир» (общение с искусством) |
6-й + 8-й классы |
Февраль |
Заочное
путешествие «Семь чудес света» |
6-й класс |
Март |
КТД «Уморина» |
6-й + 8-й классы |
Апрель |
Таблица 2
Направление «Ученик – лидер,
организатор – успешная личность»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Повышение
мотивации обучения, осознание необходимости
учения |
1.
Формирование целостной и научно обоснованной
картины мира.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Формирование активной жизненной
позиции.
4. Формирование способности успешно
адаптироваться в окружающем мире |
Час самоконтроля
«Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?» |
6-й класс |
Сентябрь |
Ток-шоу «Учение с
увлечением» |
6-й + 8-й классы |
Октябрь |
Конкурсная
программа «Психологический калейдоскоп» |
6-й + 8-й классы |
Ноябрь |
Тренинг «Ручеек
жизни» |
8-й класс |
Декабрь |
Классный час
«Учимся на успехах и достижениях» |
6-й класс |
Январь |
Классный час «Наши
успехи и промахи» |
8-й класс |
Февраль |
Интеллектуальная
игра «Умники и умницы» |
8-й класс |
Март |
Классный час «Типы
характера человека» |
6-й + 8-й классы |
Апрель |
Классный час
«Логика в нашей жизни» |
8-й класс |
Апрель |
Игра «Что вы
знаете о книгах по самовоспитанию?» |
6-й + 8-й классы, библиотекарь |
Май |
Таблица 3
Направление «Духовная личность»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Воспитание
готовности детей к ценностному самоопределению,
позитивному нравственному выбору; приобщение к
культурно-историческому наследию |
1.
Формирование активной жизненной позиции
подростков, их сознательного отношения к
общечеловеческому долгу, утверждение единства
слова и дела как повседневной нормы поведения.
2. Воспитание самоуважения и уверенности
в себе, чести, достоинства, прямоты и личной
морали, инициативы, энергичности, настойчивости
в выполнении любого дела.
3. Культивирование гуманистических
ценностей в разновозрастном взаимодействии |
КТД «Наши общие
дела» |
6-й + 8-й классы |
Сентябрь |
Тестирование
«Хранилище человеческих качеств» |
8-й класс, психолог |
Октябрь |
Классный час
«Нравственность – это разум сердца» |
8-й класс |
Ноябрь |
Классный час
«Как зависть душу разъедает» |
6-й класс |
Декабрь |
Тематический
вечер «Что есть добро» |
6-й + 8-й классы |
Январь |
Классный
час-игра «Память – это…» |
6-й + 8-й классы,родители
|
Февраль |
Тренинг «Святая
ложь» |
8-й класс |
Март |
Деловая игра «Я и
моя социальная роль» |
6-й + 8-й классы |
Апрель |
Классный час «О
чести и совести» |
6-й + 8-й классы |
Апрель |
КВН «Турнир
знатоков этикета» |
6-й + 8-й классы |
Май |
Таблица 4
Направление «Будущий профессионал»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Готовить
учащихся к осознанному выбору профессии в
соответствии с их способностями и потребностями
общества |
1.
Формирование у подростков знаний об основных
профессиях, об их требованиях к личности, о путях
продолжения образования и получения
профессиональной подготовки.
2. Воспитание уважительного отношения к
людям разных профессий и продуктам их труда.
3. Развитие воображения,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей |
Диагностика профориентационной направленности учащихся |
8-й
класс,
психолог |
Сентябрь |
Тренинг
«Философия преуспевающего» |
8-й
класс |
Октябрь |
Классный
час «Путь в профессию начинается |
6-й
класс |
Ноябрь |
Классный
час «Трудовая родословная моей семьи» |
6-й + 8-й
классы |
Февраль |
Разговор-встреча
родителей и детей «Моя профессия» |
6-й + 8-й
классы |
Март |
Таблица 5
Направление «Эколог»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Воспитание
позитивного ценностного отношения к живой
природе, бережного отношения к окружающей среде;
понимание роли человека в природе |
1.
Формирование экологической культуры.
2. Формирование широкого экологического
мировоззрения школьников.
3. Привлечение внимания школьников к
экологическим проблемам через участие в
различных программах по сохранению природы
|
Экологическая
экскурсия «Пойдем в мой край» |
6-й+8-й
классы |
Сентябрь |
Экологические
десанты |
6-й+8-й
классы |
В
течение года |
Экологическая
игра «Зоопарк» |
6-й
класс |
Октябрь |
Тренинг
«Чрезвычайная ситуация» |
8-й
класс |
Ноябрь |
Классный
час «Зоологическая карта города» |
8-й
класс |
Декабрь |
Классный
час-игра «Самый разумный, или Я никогда не…» |
6-й
класс |
Январь |
Заочная
экскурсия по музеям-заповедникам |
6-й+8-й
классы |
Февраль |
Правовой
турнир «Знай право по защите окружающей среды» |
6-й+8-й
классы |
Март |
КТД
«Береги свою планету» |
6-й + 8-й
классы |
Апрель |
Турпоход |
6-й + 8-й
классы,
родители |
Май,
июнь |
Таблица 6
Направление «Гражданин –
социально активная личность»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Формирование
у школьников опыта социального группового и
индивидуального поведения как пробы совместного
анализа, социального действия, решения групповых
и социальных проблем, культурной защиты
групповых и индивидуальных интересов |
1.
Формирование гражданского поведения.
2. Побуждение к восприятию своих
гражданских умений, действий, возможностей как
личной и групповой ценностей.
3. Развитие у школьников понимания
соотношения внутренней и внешней политики
государства, умения разбираться в политической
жизни России, ее традициях и современных реалиях.
4. Воспитание гражданской
ответственности; уважения к социальным
нормам; приверженности к гуманистическим
и демократическим ценностям |
Классный час
«Гражданином быть обязан» |
6-й класс |
Сентябрь |
Устный журнал
«Права и свободы граждан РФ» |
8-й класс |
Октябрь |
Классный час
«Неформалы. Кто они такие? Взаимоотношения с
законом» |
8-й класс |
Ноябрь |
Экспресс-анкета
«Что ты знаешь о своих правах и обязанностях?» |
6-й класс |
Декабрь |
Диспут «Что значит
жить достойно?» |
8-й класс |
Январь |
Классный час-игра
«Путешествие в страну Законию» |
6-й + 8-й классы |
Февраль |
Классный час «Есть
ли границы у свободы?» |
8-й класс |
Март |
Классный час-игра
«Гражданин или обыватель?» |
6-й + 8-й классы |
Апрель |
КТД «Необитаемый
остров» |
6-й + 8-й классы |
Май |
Таблица 7
Направление «Патриот»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Развитие у
учащихся активной жизненной позиции и
патриотизма как важнейших духовно-нравственных
и социальных ценностей, отражающих
сопричастность к делам и достижениям старших
поколений, готовность к активному участию в
различных сферах жизни общества |
1.
Воспитание у школьников любви и уважения к
родному краю и своей стране.
2. Воспитание уважения памяти защитников
Отечества, погибших при исполнении воинского
долга, к защитникам Родины.
3. Воспитание уважения к истории и
традициям нашей Родины; к правам и свободам
человека, демократическим принципам
общественной жизни.
4. Воспитание любви к своему народу |
Экскурсия «По
улицам родного города» |
6-й + 8-й классы |
Сентябрь |
Классный час
«Российская символика» |
6-й класс |
Октябрь |
Разговор-встреча
родителей и детей «В сердце ты у каждого,
Родина – Россия!» |
6-й класс, родители
|
Ноябрь |
КТД «Пришла
Коляда – отворяй ворота» |
6-й + 8-й классы, родители
|
Январь |
Классный час
«Немеркнущий подвиг народа» (годовщине
освобождения г. Курска от фашистских
захватчиков посвящается) |
6-й + 8-й классы |
Февраль |
КТД «А ну-ка,
мальчики» |
6-й + 8-й классы, родители
|
Февраль |
КТД «Масленица
Великая» |
6-й + 8-й классы |
Февраль,
март |
Урок мужества |
8-й класс |
Май |
Операция
«Ветеран» |
6-й + 8-й классы |
В течение года |
Экскурсия по
музеям Санкт-Петербурга (заочная) |
8-й класс |
Май |
Таблица 8
Направление «Труженик»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Воспитание
технологической культуры
на основе включения учащихся в разнообразные
виды трудовой деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов
труда |
1. Развитие
трудолюбия, бережливости, аккуратности,
предприимчивости, ответственности за свою
деятельность.
2. Воспитание устойчивого интереса к
труду.
3. Формирование уважительного отношения
к людям различных профессий и продуктам их труда.
4. Организация сотрудничества в
коллективной деятельности |
Классный час
«Народные промыслы» |
6-й + 8-й классы |
Ноябрь |
Классный
час-игра «Трудоголик» |
6-й + 8-й классы |
Декабрь |
Деловая игра
«Бюджет семьи и мои карманные расходы» |
8-й класс |
Январь |
КТД «Мир моих
увлечений» |
6-й + 8-й классы |
Февраль |
Классный час
«Как ухаживать за своим питомцем» |
6-й класс |
Март |
Классный час
«Лень поселилась в моей душе» |
6-й класс |
Апрель |
Конкурсная
программа «Умелые руки» |
6-й + 8-й классы |
Май |
Таблица 9
Направление «Семьянин»
Цель |
Задачи |
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Воспитание
ответственного отношения к своим близким,
создание благоприятных условий для полноценного
становления детей |
1.
Формирование системы ценностных семейных
ориентаций.
2. Формирование разумных отношений в
любви, дружбе, семейной жизни.
3. Воспитание в детях ответственного
отношения к созданию в будущем семьи.
4. Возрождение нравственно-этических
норм и традиций семейного уклада.
5. Воспитание в душе ребенка
гармоничного видения мира.
6. Профилактика
безнадзорности |
Классный
час-вечер «Чудеса детства» |
6-й
класс |
Сентябрь |
Классный
час «Тайны взрослой жизни» |
8-й
класс |
Октябрь |
Тренинг
«Семейное благополучие» |
8-й
класс |
Ноябрь |
Классный
час «Мудрая старость» |
6-й + 8-й
классы |
Ноябрь |
Классный
час «Дерево семьи» |
6-й
класс |
Декабрь |
Классный
час-диспут «Кто в доме хозяин?» |
6-й + 8-й
классы, родители |
Декабрь |
Классный
час «Христианские праздники в русской семье» |
6-й + 8-й
классы, родители
|
Январь |
Деловая
игра «Знаки внимания к членам семьи» |
6-й + 8-й
классы |
Февраль |
Классный
час «Мир дома твоего» |
6-й + 8-й
классы |
Март |
КТД
«Мамин портрет» |
6-й + 8-й
классы, родители |
Март |
Классный
час «О чем рассказала фотография в семейном
альбоме?» |
6-й + 8-й
классы |
Апрель |
КТД
«Мама, папа, я – дружная семья» |
6-й + 8-й
классы |
Апрель |
Подпрограмма «В здоровом теле –
здоровый дух»
Цель: воспитание духовно,
психически, физически здоровой личности.
Задачи:
– проводить воспитательную
деятельность по выполнению государственной
Программы оздоровления населения России;
– пропагандировать здоровый образ
жизни;
– формировать у учащихся осознанный
выбор здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
– снижение уровня заболеваемости
детей;
– формирование здорового образа жизни
(нравственного и физического).
Основные направления реализации
подпрограммы:
– формирование здоровьесберегающих
знаний у учащихся и их родителей;
– соблюдение санитарных норм и правил;
– разработка и проведение игр,
творческих классных часов и внеклассных
мероприятий, способствующих реализации целей
данной программы;
– организация работы по формированию
здорового образа жизни.
Таблица 10
Система мероприятий
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Классный
час «Если хочешь быть здоров» |
6-й
класс |
Сентябрь |
Беседа
о чистых руках и сменной обуви |
6-й
класс |
Сентябрь |
Классный
час «Мои вредные привычки» |
8-й
класс |
Октябрь |
Классный
час-игра «Десять заповедей здоровья, или Рецепт
долголетия» |
6-й +
8-й классы |
Октябрь |
Беседа
с элементами тренинга «Курить или жить?» |
8-й
класс |
Ноябрь |
Ролевая
игра «Суд над наркоманией» |
6-й + 8-й
классы |
Ноябрь |
Классный
час-диалог «Кушайте на здоровье» |
6-й
класс |
Декабрь |
Классный
час «Путь в никуда» |
6-й + 8-й
классы |
Декабрь |
Тренинг
«Умеешь ли ты ухаживать за больным?» |
6-й + 8-й
классы |
Январь |
Беседа
«Мои друзья – витамины» |
6-й
класс |
Январь |
Ролевая
игра «Будьте здоровы» |
6-й + 8-й
классы |
Февраль |
Беседа
«Гигиена подростка» |
8-й
класс |
Февраль |
Экскурсия
в музей анатомии КГМУ |
8-й
класс |
Февраль |
День
здоровья |
6-й + 8-й
классы |
Апрель |
Игры на
свежем воздухе (клуб выходного дня) |
6-й + 8-й
классы |
В
течение года |
Турпоход |
6-й + 8-й
классы, родители
|
Май,
июнь |
Подпрограмма «Помоги другу»
Цель: формирование ценностного
отношения к дружбе, взаимопомощи,
сотрудничеству; развитие навыков
бесконфликтного общения в разновозрастном
сообществе.
Задачи:
– мотивировать учащихся к рефлексии
собственного поведения;
– способствовать формированию
позитивного отношения к окружающему миру, людям;
– формировать эффективное
взаимодействие, сотрудничество.
Ожидаемые результаты:
– сплочение разновозрастных
коллективов на основе взаимовыручки, моральной и
физической поддержки.
Таблица 11
Система мероприятий
Название,
форма и тема мероприятия |
Участники |
Срок
реализации |
Классный
час с элементами игры «Люди существуют друг для
друга» |
6-й +
8-й классы |
Сентябрь |
Работа
творческого совета |
6-й +
8-й классы |
В
течение года |
КТД
«Учимся предотвращать конфликты» |
6-й +
8-й классы |
Октябрь |
Тренинг
«Давайте говорить друг другу комплименты» |
6-й +
8-й классы |
Ноябрь |
КТД
«Дружба и годы» |
6-й + 8-й
классы |
Декабрь |
Акция
«Спешите делать добро» |
6-й + 8-й
классы |
В
течение года |
Рейды в
«Страну невыученных уроков» |
6-й + 8-й
классы, активы |
Еженедельно |
Тренинг
«Что делать, если поссорились?» |
6-й+8-й
классы |
Январь |
Классный
час-игра «Спасибо, что ты есть» |
6-й + 8-й
классы |
Февраль |
Классный
час «Мои младшие друзья» |
8-й
класс |
Март |
Дискуссия
«Чем я могу помочь другу в сложной ситуации?» |
6-й + 8-й
классы |
Апрель |
Классный
час «Мои старшие друзья» |
6-й
класс |
Май |
Таблица 12
Тематика родительских собраний
Тема
собрания |
Участники |
Срок
реализации |
«Современный
урок: взгляд со стороны семьи» |
8-й
класс |
Сентябрь |
«Трудный
диалог с учебой, или Как помочь своему ребенку» (семинар-практикум) |
6-й
класс |
Сентябрь |
«Как
воспитать толерантного человека» (круглый стол с
элементами игры) |
6-й
класс |
Декабрь |
«На
мир смотрите добрыми глазами» (творческая
лаборатория) |
8-й
класс |
Декабрь |
«Наказание
ребенка: необходимость или…?» (диалог с
элементами тренинга) |
6-й
класс |
Март |
«Общение
родителей и детей как условие успеха воспитания»
(обучающий семинар с элементами тренинга) |
8-й
класс |
Март |
«Спасем
детей от дыма сигарет» |
6-й
класс |
Май |
«Не дай
нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы!»
(семинар-практикум
с использованием интерактивных методов) |
8-й
класс |
Май |
Анализ воспитательной
работы за учебный год
Приводим образец аналитической
деятельности. Благодаря такой форме становится
видно многое: насколько класс преуспел в
различных областях; каков микроклимат в
коллективе; на что стоит обратить внимание в
будущем и т.д.
В течение учебного года в 5 «Б» классе
обучалось 25 человек, в 7 «В» классе – 19. Работа
в направлении «вертикаль» начала осуществляться
с февраля (до этого у пятиклассников был другой
классный руководитель).
Воспитательные задачи:
изучение личностных качеств
учащихся, межличностных отношений в
разновозрастных группах;
содействие формированию содружества
старших и младших школьников, создание
нравственно и эмоционально благоприятной среды;
проектирование образа
жизнедеятельности коллектива;
создание необходимых условий для
проявления творческой индивидуальности каждого
ученика;
формирование культуры общения и
построение межличностных отношений;
развитие познавательной активности.
Все это в большей степени было решено.
В 7-м классе, где 7 мальчиков и 11 девочек,
достаточно высокий уровень знаний. Неуспевающих
нет. Из 19-ти человек – 3 отличника, 7 хорошистов.
Есть дети, имеющие по одной тройке. 30 процентов
учащихся интересуются точными науками,
остальные – гуманитарными. Ребята
участвовали в школьных предметных олимпиадах,
занимали призовые места.
7 «В» класс – это вполне сложившийся
коллектив со своими традициями и нормами. В нем
высокий уровень культуры, доброжелательная
атмосфера, дух товарищества и сотоварищества. В
коллективе нет «отверженных», деления на
маленькие группы со своими уставами. Есть ребята
с высокой степенью нравственной ориентации
(«совесть класса»), которые существенно влияют на
общественное мнение. Приоритеты класса –
учиться, уметь дружить, творчески подходить ко
всем делам, сопереживать, не быть равнодушными.
Каждый ребенок в прошлом году имел
поручение, входил в «сектор» по интересам.
Руководил всей работой актив класса во главе со
старостой. Отчет об успехах и неудачах
осуществлялся на классных собраниях. В конце
года работа актива и «секторов» оценена на
«хорошо». Для семиклассников характерна высокая
степень активности во всех видах деятельности:
интеллектуальной, художественно-эстетической,
трудовой и т.д.
У детей широкий диапазон интересов.
Они посещают ДШИ, художественную школу,
спортивные секции, танцевальные студии. Ученики
серьезно подходят к учебе, труду, уважительно
относятся к окружающим людям, позитивно
воспринимают действительность. Они инициативны,
предприимчивы, неравнодушны ко всему
происходящему в классе и школе.
План воспитательной работы на учебный
год составлялся с учетом пожеланий детей и при
непосредственном их участии. Ребята
организовывали различные классные часы, КТД. Ими
была проведена линейка для параллели,
посвященная годовщине освобождения г. Курска.
Класс принял активное участие в
выпуске стенных газет, плакатов, общешкольного
информационно-развлекательного журнала
«Палитра». В детях заложено позитивное отношение
к труду. Они были участниками всех трудовых
десантов, проводимых в классе и школе. В ребятах
развито чувство сострадания, сопричастности,
есть потребность помочь ближнему. Все акции
милосердия, операция «Ветеран» прошли при
участии семиклассников.
Велась большая работа по привитию
потребности в здоровом образе жизни. В феврале
состоялся выезд в оздоровительный лагерь на два
дня с целью проведения мероприятия «Сильные,
ловкие, смелые», где в спартанских условиях дети
проявили свои лучшие человеческие качества:
заботу, доброту, взаимопомощь.
В мае была проведена экскурсия в
город-герой Тулу, приуроченная к празднованию
Дня Победы, с целью воспитания патриотизма и
чувства гордости за свой народ.
Учебный год прошел продуктивно. В
конкурсе вокалистов класс занял II и III места
(выступали две творческие группы), в «Большом
вальсе» – Гран-при и I место (представлено два
танца: вальс и стритбол), в смотре строя и
песни – I место. Воспитательная работа велась
при содействии психологической службы школы и
родителей.
В 5 «Б» классе обучалось 25 человек, 9 из
которых переведены из класса коррекции. Уровень
знаний – средний. Атмосфера в коллективе была
далеко не благоприятная. Понятие о дисциплине
отсутствовало, преобладало неуважительное
отношение друг к другу. В классе четверо детей
нерусской национальности. На почве непонимания
одних другими возникали частые споры.
Меньше чем за полгода была проделана
огромная работа, в которой самое активное
участие приняли семиклассники. Они выступали
наставниками, координаторами, примером для
подражания.
Первое, что нужно было сделать, –
создать коллектив, «вылечить» климат внутри
класса. Были созданы микрогруппы – «сектора»,
выбран актив. Каждый получил поручение в
соответствии со своими интересами.
Беседы о правилах поведения
проводились ежедневно.
Семиклассники в течение всего времени
помогали в учебе младшим, проводили с ними игры
на переменах, готовили совместно классные часы,
творческие дела.
В конкурсе «Большой вальс» малышами
был подготовлен эстрадный танец «Малинки» при
помощи старших ребят. На смотре строя и песни
«спецназ» отличался от всех и внешним видом, и
дисциплиной, и военной выправкой.
Положительный результат дали
мероприятия, проведенные вместе с
семиклассниками. Это способствовало
формированию чувства отзывчивости,
ответственности, развитию дружеских отношений.
Активы двух классов разработали свод
правил, которым они следовали и чем будут
руководствоваться в дальнейшем:
– уважай людей, живущих рядом;
– помогай нуждающимся в твоей помощи;
– делай приятное своим друзьям и
окружающим;
– дорожи мнением о себе других людей.
В новом учебном году работа будет продолжена. |
Программу разработала Ирина
КРАСНИКОВА, классный руководитель, МОУ СОШ № 31, г.
Курск
|