Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2008

Школьный уклад

«Из детства – в отрочество»

Предлагаем вниманию читателей опыт муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска. Это программа воспитательной работы с разновозрастными детскими коллективами (6-й и 8-й классы). Она затрагивает поразительно широкий спектр тем: от борьбы учеников с ленью и завистью – до прав гражданина России. Уверены, что каждая школа сможет воспользоваться идеями курских коллег.

Средний школьный возраст – период от детства к юности, время «полуребенка – полувзрослого». У подростка он связан с включением в доступные формы общественной деятельности. Вместе с тем меняется и место, которое ребенок занимает в повседневном общении с окружающими его взрослыми, в своей стране.

В подростковом возрасте происходят глубокие изменения в духовной жизни человека. Подросток начинает обостренно воспринимать добро и зло. Годы отрочества отличаются от детства тем, что ребенок критично воспринимает окружающую реальность, замечает то, что не видит взрослый.

В течение детства-отрочества формируется «каркас» личности, включающий определенную иерархию отношений, установок, диспозиций, доминант, смыслообразующих мотивов, складывающихся в систему, определяющую сознание и поведение индивидуума. Основной сферой всего этого является область межличностных коммуникаций, отношение человека к себе, к окружающему миру.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.).

Сегодня молодое поколение нашей страны переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, ценностные ориентиры. Происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Усиление динамизма социальных процессов требует организации на практике моделей воспитания, построенных на сотрудничестве взрослых и детей, тесного взаимодействия поколений.

Проблема социализации имеет ярко выраженную педагогическую основу. Именно на это направлена воспитательная программа «Из детства – в отрочество», предполагающая реализацию следующих принципов:

– личностно ориентированный подход (принятие во внимание природы ребенка, его половозрастных особенностей, умение видеть в каждом неповторимую индивидуальность, предоставление права на свободный выбор, проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства, безоговорочное принятие, устойчивое положительное отношение);

– ценностно ориентированный подход (обеспечение наилучшими психологическими условиями для жизни, формирование базовой культуры личности, духовного развития, учет культурных традиций региона, страны, народа, интерес к состоянию молодежной субкультуры, обычаев семьи, развивающих способности, осуществляющих социализацию ребенка, предоставляющих условия для позитивного нравственного самоутверждения, создающих пространство для самореализации в разнообразных видах деятельности).

Ключевая задача – помочь растущему человеку войти в мир, найти в нем свое место, осуществить осознанный выбор общественной концепции жизни. Задача социального становления личности всегда являлась первостепенной. Это особенно важно в современный период, сопровождающийся переориентацией ценностей, что существенно влияет на процесс формирования опыта существования в обществе у детей и подростков.

Основной доминантой воспитания является укоренение в сознании подрастающего поколения таких нравственных ценностей, как добро, честь, совесть, милосердие.

От того, какие ценности сформируются у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Современные социальные условия требуют изменений технологии воспитания. Востребованы интерактивные методы, которые ставят ребенка в позицию активного субъекта, участвующего в проектировании, организации воспитательной деятельности. Прежде всего речь идет о подготовке детей к выполнению роли граждан общества.

Программа «Из детства – в отрочество» является одним из возможных вариантов решения этой педагогической задачи.

Цель данной программы: воспитание духовно богатой, социально активной личности, обладающей системным мировоззрением гражданина, проявляющего интерес к судьбе и истории своего Отечества.

Она помогает ребенку стать и оставаться самим собой, то есть личностью, обладающей такими свойствами характера, как:

– справедливое отношение к людям;

– соблюдение принципов равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с окружающими;

– уверенность в себе и своих позициях;

– толерантность;

– владение многообразным ролевым репертуаром (гражданин, семьянин, патриот, творец прекрасного, ученик);

– способность участвовать в творческом преобразовании действительности.

Цель обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование навыков общения, эффективного взаимодействия, сотрудничества;

  • воспитание позитивного отношения к активной общественной деятельности;

  • социальная адаптация, направленная на развитие умения выполнять требования общества и решать его разнообразные проблемы;

  • привитие навыков социального творчества, направленного на преобразование окружающей среды и самих себя;

  • гармонизация взаимоотношений ребенка с окружающим социумом;

  • воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни;

  • привитие ценностей демократического общества;

  • воспитание нравственных приоритетов;

  • развитие самобытной индивидуальности;

  • создание мира культуры в самом себе;

  • формирование благоприятного психологического микроклимата;

  • организация условий для продуктивного партнерства.

Программа «Из детства – в отрочество» нацелена на проектирование индивидуальной стратегии межвозрастного взаимодействия в качестве одного из средств, определяющих успешность ее выполнения.

Межвозрастное взаимодействие занимает важное место в структуре развития индивида, так как только в нем реализуется значительное количество социальных ролей. Ребенок, участвуя в общении со взрослыми, со старшими и младшими детьми, попадая в позиции то старшего, то младшего, ведущего, ведомого, консультанта, модератора, наставника, обретает различный жизненный опыт.

Важность таких отношений определяется тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи являются неполными, имеют лишь одного ребенка, сокращена сеть внешкольных учреждений, или доступ в них ограничен в силу увеличения платных услуг. При этом создается атмосфера эмоциональной изолированности и незащищенности личности.

Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально-комфортном общении со старшими и младшими в семье, то обнаруживаются такие негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумение строить отношения, вступать в контакты с окружающими.

Межвозрастное взаимодействие может обогатить подростков опытом разноплановых занятий, способствовать познанию себя и других, создать дополнительные сферы социализации личности. Это процесс одновременного взаимного влияния субъектов деятельности и общения при положительном эмоциональном контакте, реализация субъективных потребностей детей разного возраста и объективных социальных потребностей.

При этом достигаются следующие положительные результаты:

  • обеспечивается преемственность традиций школьных поколений;

  • преодолевается замкнутость одновозрастного коллектива;

  • формируется единое воспитательное пространство, в котором реализуется забота каждого о каждом;

  • развиваются организаторские навыки, лидерские качества, стремление младших подражать старшим.

Реализация принципа возрастного подхода при этом означает не только учет особенностей детей разного возраста, но и предполагает перспективы развития ребенка, т.е. максимальную направленность на личность, выстраивание индивидуальной воспитательной траектории детского развития как целостного процесса.

Через механизмы межвозрастного взаимодействия происходит взаимовлияние и взаимообогащение, способствующиее более эффективному процессу социальной адаптации индивида.

Программа «Из детства – в отрочество» рассчитана на разновозрастные коллективы 6-х и 8-х классов. Воспитательная работа ведется дифференцированно и по системе «вертикаль». В каждом классе налажена деятельность органов детского самоуправления. Учащиеся равномерно распределены по секторам («Умники», «Затейники», «Мастер-бригада», «Спорт-профи», «Художник», «Дисциплина и порядок») с учетом личностных качеств, способностей и предпочтений на добровольной основе.

Во главе самоуправленческой работы – староста и его заместитель. Активы двух классов входят в творческий совет, который организует и проводит классные часы или КТД. Состав совета может меняться. Действует принцип: «Каждый – личность творческая».

Восьмиклассники выступают в роли помощников и консультантов, так как обладают опытом и знаниями, которых недостает шестиклассникам. Старшие опекают младших, берут на себя более трудные задачи, делятся своими знаниями и умениями, дают рекомендации по проведению всевозможных дел, часто сами организуют и проводят различные мероприятия. Младшие же стараются «дотянуться». Таким образом, стержневой линией воспитательной программы «Из детства – в отрочество» является преемственность.

Основные принципы деятельности «вертикали»:

1. Самостоятельность.

2. Ответственность.

3. Равноправие и сотрудничество.

4. Гласность.

Задачи:

  • способствовать самореализации личности;

  • развивать организаторские способности, качества лидера;

  • учиться проявлять инициативу и реализовывать ее;

  • обучаться взаимодействию «старший – младший товарищ»;

  • стараться анализировать свою работу.

Формы:

1. Классные часы, КТД.

2. Встречи, вечера, игры, поездки.

3. Тренинги.

4. Трудовые десанты.

5. Дни здоровья.

6. Заочные путешествия.

7. Реализация социально-значимых проектов (акций, операций).

8. Праздники-открытия новых традиций.

9. Заседания клуба интересных встреч.

Пояснительная записка

Программа «Из детства – в отрочество» разработана с учетом требований Минимального социального стандарта Российской Федерации по воспитанию в образовательных учреждениях (Приложение к Письму Минобразования России от 15.12.2002
№ 30-51-914/16), Концепции Федеральной целевой Программы развития образования на 2006–2010 гг., Программы воспитания детей в РФ до 2010 г.

Классный руководитель выступает главным связующим звеном разновозрастных коллективов, помощником, консультантом, обладающим необходимым опытом и знаниями, творческим багажом, эмоциональной компетентностью, которых недостает учащимся. Он является непосредственным участником воспитательного процесса. В его работе должна преобладать не прямая, а скрытая позиция. Функции наставника нацелены на создание условий по формированию личности учащегося, его гражданских позиций: патриота, активного деятеля, творца и созидателя.

Реализация программы «Из детства – в отрочество» невозможна без участия педагогов-предметников, работающих в классах. Они помогают посредством своего предмета и личностных качеств формировать отношение учащихся к Родине, истории, труду, природе, искусству, литературе, человеку, людям, самому себе, миру.

Существенную роль в организации процесса воспитания играют родители. Они самые главные помощники классного руководителя, союзники, вдохновители, строгие критики.

Программа ориентирована на максимальное использование воспитывающего потенциала семьи. Родители являются необходимым звеном «вертикали».

Работа с ними включает в себя:

– вовлечение в воспитательный процесс: использование инновационной технологии совместного планирования воспитательной работы в классе;

– исследование психологического климата семьи;

– поддержание регулярного общения (группового, индивидуального);

– выбор родительского комитета и определение его функций;

– проведение интерактивных собраний;

– превращение родителей в социальных партнеров;

– индивидуальная работа с родителями, находящимися в сложной социальной ситуации;

– работа с родителями-мигрантами;

– совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса;

– проведение совместных творческих дел (беседы, экскурсии, дни здоровья, «огоньки»);

– просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса;

– психолого-педагогическая помощь в коррекции стратегии семейного воспитания;

– профилактика кризиса в развитии личности ребенка.

Воспитательная работа по системе «вертикаль» поддерживается школьной психологической службой, которая осуществляет социально-педагогическое и психологическое слежение за социальной и личностной ситуацией развития подростков, за воспитательной средой, условиями социализации жизнедеятельности ребенка, за особенностями психической адаптации к условиям жизни, кризисным социальным событиям.

Воспитательная программа «Из детства – в отрочество» носит перманентный характер.

Результатом реализации должен стать выпускник школы II ступени, социально значимая личность, обладающая следующими умениями:

  • формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к разным сферам деятельности;

  • самоопределяться в ситуации выбора на основе собственных позиций;

  • принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

  • осуществлять действия на основе выбранных целевых смысловых установок;

  • совершать осознанный выбор своей будущей профессии;

  • знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;

  • социально адаптироваться;

  • приобщаться к ценностям культуры;

  • организовывать свою деятельность и планировать ее результаты.

С целью реализации программы нашей школой организовано сотрудничество с культурными центрами и другими социальными институтами окружающего социума.

Содержание программы

Программа представляет собой систему основных направлений воспитания:

  • Ученик – лидер, организатор – успешная личность.

  • Патриот.

  • Гражданин – социально-активная личность.

  • Труженик.

  • Творец, ценитель прекрасного.

  • Духовная личность.

  • Семьянин.

  • Эколог.

  • Будущий профессионал.

  • А также сюда включены две подпрограммы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Помоги другу».

См. табл. 1–12.

Таблица 1

Направление «Творец, ценитель прекрасного»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание гармонически развитой личности, обладающей художественным и эстетическим вкусом, испытывающей потребность принимать участие в творческой деятельности, способной воспринимать исторические и национальные особенности искусства

1. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

3. Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности.

4. Развитие художественного и эстетического вкуса

Классный час-вечер «Музыкальная гостиная»

8-й класс

Сентябрь

КТД «Осенние посиделки»

6-й + 8-й классы

Октябрь

Классный час «Мой идеал»

6-й класс

Октябрь

Тренинг «Круг интересов»

6-й класс

Ноябрь

Час творчества «Наполним музыкой сердца»

8-й класс

Декабрь

КТД «Новогодний маскарад»

6-й + 8-й классы

Декабрь

Вечер бардовской песни (к 70-летию В.Высоцкого)

8-й класс

Январь

Классный час «В гостях у Муз»

6-й класс

Январь

Классный час-игра «Чему удивляется мир» (общение с искусством)

6-й + 8-й классы

Февраль

Заочное путешествие «Семь чудес света»

6-й класс

Март

КТД «Уморина»

6-й + 8-й классы

Апрель

 

Таблица 2

Направление «Ученик  лидер, организатор – успешная личность»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Повышение мотивации обучения, осознание необходимости учения

1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Формирование активной жизненной позиции.

4. Формирование способности успешно адаптироваться в окружающем мире

Час самоконтроля «Что такое мое «Я»? Знаю ли я себя?»

6-й класс

Сентябрь

Ток-шоу «Учение с увлечением»

6-й + 8-й классы

Октябрь

Конкурсная программа «Психологический калейдоскоп»

6-й + 8-й классы

Ноябрь

Тренинг «Ручеек жизни»

8-й класс

Декабрь

Классный час «Учимся на успехах и достижениях»

6-й класс

Январь

Классный час «Наши успехи и промахи»

8-й класс

Февраль

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

8-й класс

Март

Классный час «Типы характера человека»

6-й + 8-й классы

Апрель

Классный час «Логика в нашей жизни»

8-й класс

Апрель

Игра «Что вы знаете о книгах по самовоспитанию?»

6-й + 8-й классы, библиотекарь

Май

 

 Таблица 3

Направление «Духовная личность»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание готовности детей к ценностному самоопределению, позитивному нравственному выбору; приобщение к культурно-историческому наследию

1. Формирование активной жизненной позиции подростков, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, утверждение единства слова и дела как повседневной нормы поведения.

2. Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, энергичности, настойчивости в выполнении любого дела.

3. Культивирование гуманистических ценностей в разновозрастном взаимодействии

КТД «Наши общие дела»

6-й + 8-й классы

Сентябрь

Тестирование «Хранилище человеческих качеств»

8-й класс, психолог

Октябрь

Классный час «Нравственность – это разум сердца»

8-й класс

Ноябрь

Классный час «Как зависть душу разъедает»

6-й класс

Декабрь

Тематический вечер «Что есть добро»

6-й + 8-й классы

Январь

Классный час-игра «Память – это…»

6-й + 8-й классы,родители

Февраль

Тренинг «Святая ложь»

8-й класс

Март

Деловая игра «Я и моя социальная роль»

6-й + 8-й классы

Апрель

Классный час «О чести и совести»

6-й + 8-й классы

Апрель

КВН «Турнир знатоков этикета»

6-й + 8-й классы

Май

 

Таблица 4

Направление «Будущий профессионал»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Готовить учащихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества

1. Формирование у подростков знаний об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

2. Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий и продуктам их труда.

3. Развитие воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей

Диагностика профориентационной направленности учащихся

8-й класс,

психолог

Сентябрь

Тренинг «Философия преуспевающего»

8-й класс

Октябрь

Классный час «Путь в профессию начинается

6-й класс

Ноябрь

Классный час «Трудовая родословная моей семьи»

6-й + 8-й классы

Февраль

Разговор-встреча родителей и детей «Моя профессия»

6-й + 8-й классы

Март

 

Таблица 5

Направление «Эколог»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережного отношения к окружающей среде; понимание роли человека в природе

1. Формирование экологической культуры.

2. Формирование широкого экологического мировоззрения школьников.

3. Привлечение внимания школьников к экологическим проблемам через участие в различных программах по сохранению природы

 

Экологическая экскурсия «Пойдем в мой край»

6-й+8-й классы

Сентябрь

Экологические десанты

6-й+8-й классы

В течение года

Экологическая игра «Зоопарк»

6-й класс

Октябрь

Тренинг «Чрезвычайная ситуация»

8-й класс

Ноябрь

Классный час «Зоологическая карта города»

8-й класс

Декабрь

Классный час-игра «Самый разумный, или Я никогда не…»

6-й класс

Январь

Заочная экскурсия по музеям-заповедникам

6-й+8-й классы

Февраль

Правовой турнир «Знай право по защите окружающей среды»

6-й+8-й классы

Март

КТД «Береги свою планету»

6-й + 8-й классы

Апрель

Турпоход

6-й + 8-й классы,

родители

Май,

июнь

 

Таблица 6

Направление «Гражданин  социально активная личность»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Формирование у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения как пробы совместного анализа, социального действия, решения групповых и социальных проблем, культурной защиты групповых и индивидуальных интересов

1. Формирование гражданского поведения.

2. Побуждение к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей как личной и групповой ценностей.

3. Развитие у школьников понимания соотношения внутренней и внешней политики государства, умения разбираться в политической жизни России, ее традициях и современных реалиях.

4. Воспитание гражданской ответственности; уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям

Классный час «Гражданином быть обязан»

6-й класс

Сентябрь

Устный журнал «Права и свободы граждан РФ»

8-й класс

Октябрь

Классный час «Неформалы. Кто они такие? Взаимоотношения с законом»

8-й класс

Ноябрь

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях?»

6-й класс

Декабрь

Диспут «Что значит жить достойно?»

8-й класс

Январь

Классный час-игра «Путешествие в страну Законию»

6-й + 8-й классы

Февраль

Классный час «Есть ли границы у свободы?»

8-й класс

Март

Классный час-игра «Гражданин или обыватель?»

6-й + 8-й классы

Апрель

КТД «Необитаемый остров»

6-й + 8-й классы

Май

 

Таблица 7

Направление «Патриот»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Развитие у учащихся активной жизненной позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества

1. Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю и своей стране.

2. Воспитание уважения памяти защитников Отечества, погибших при исполнении воинского долга, к защитникам Родины.

3. Воспитание уважения к истории и традициям нашей Родины; к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

4. Воспитание любви к своему народу

Экскурсия «По улицам родного города»

6-й + 8-й классы

Сентябрь

Классный час «Российская символика»

6-й класс

Октябрь

Разговор-встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина – Россия!»

6-й класс, родители

Ноябрь

КТД «Пришла Коляда – отворяй ворота»

6-й + 8-й классы, родители

Январь

Классный час «Немеркнущий подвиг народа» (годовщине освобождения г. Курска от фашистских захватчиков посвящается)

6-й + 8-й классы

Февраль

КТД «А ну-ка, мальчики»

6-й + 8-й классы, родители

Февраль

КТД «Масленица Великая»

6-й + 8-й классы

Февраль,

март

Урок мужества

8-й класс

Май

Операция «Ветеран»

6-й + 8-й классы

В течение года

Экскурсия по музеям Санкт-Петербурга (заочная)

8-й класс

Май

 

Таблица 8

Направление «Труженик»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание технологической культуры
на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда

1. Развитие трудолюбия, бережливости, аккуратности, предприимчивости, ответственности за свою деятельность.

2. Воспитание устойчивого интереса к труду.

3. Формирование уважительного отношения к людям различных профессий и продуктам их труда.

4. Организация сотрудничества в коллективной деятельности

Классный час «Народные промыслы»

6-й + 8-й классы

Ноябрь

Классный час-игра «Трудоголик»

6-й + 8-й классы

Декабрь

Деловая игра «Бюджет семьи и мои карманные расходы»

8-й класс

Январь

КТД «Мир моих увлечений»

6-й + 8-й классы

Февраль

Классный час «Как ухаживать за своим питомцем»

6-й класс

Март

Классный час «Лень поселилась в моей душе»

6-й класс

Апрель

Конкурсная программа «Умелые руки»

6-й + 8-й классы

Май

 

Таблица 9

Направление «Семьянин»

Цель

Задачи

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Воспитание ответственного отношения к своим близким, создание благоприятных условий для полноценного становления детей

1. Формирование системы ценностных семейных ориентаций.

2. Формирование разумных отношений в любви, дружбе, семейной жизни.

3. Воспитание в детях ответственного отношения к созданию в будущем семьи.

4. Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

5. Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира.

6. Профилактика
безнадзорности

Классный час-вечер «Чудеса детства»

6-й класс

Сентябрь

Классный час «Тайны взрослой жизни»

8-й класс

Октябрь

Тренинг «Семейное благополучие»

8-й класс

Ноябрь

Классный час «Мудрая старость»

6-й + 8-й классы

Ноябрь

Классный час «Дерево семьи»

6-й класс

Декабрь

Классный час-диспут «Кто в доме хозяин?»

6-й + 8-й классы, родители

Декабрь

Классный час «Христианские праздники в русской семье»

6-й + 8-й классы, родители

Январь

Деловая игра «Знаки внимания к членам семьи»

6-й + 8-й классы

Февраль

Классный час «Мир дома твоего»

6-й + 8-й классы

Март

КТД «Мамин портрет»

6-й + 8-й классы, родители

Март

Классный час «О чем рассказала фотография в семейном альбоме?»

6-й + 8-й классы

Апрель

КТД «Мама, папа, я – дружная семья»

6-й + 8-й классы

Апрель

 

Подпрограмма «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: воспитание духовно, психически, физически здоровой личности.

Задачи:

– проводить воспитательную деятельность по выполнению государственной Программы оздоровления населения России;

– пропагандировать здоровый образ жизни;

– формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

– снижение уровня заболеваемости детей;

– формирование здорового образа жизни (нравственного и физического).

Основные направления реализации подпрограммы:

– формирование здоровьесберегающих знаний у учащихся и их родителей;

– соблюдение санитарных норм и правил;

– разработка и проведение игр, творческих классных часов и внеклассных мероприятий, способствующих реализации целей данной программы;

– организация работы по формированию здорового образа жизни.

Таблица 10

Система мероприятий

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Классный час «Если хочешь быть здоров»

6-й класс

Сентябрь

Беседа о чистых руках и сменной обуви

6-й класс

Сентябрь

Классный час «Мои вредные привычки»

8-й класс

Октябрь

Классный час-игра «Десять заповедей здоровья, или Рецепт долголетия»

6-й + 8-й классы

Октябрь

Беседа с элементами тренинга «Курить или жить?»

8-й класс

Ноябрь

Ролевая игра «Суд над наркоманией»

6-й + 8-й классы

Ноябрь

Классный час-диалог «Кушайте на здоровье»

6-й класс

Декабрь

Классный час «Путь в никуда»

6-й + 8-й классы

Декабрь

Тренинг «Умеешь ли ты ухаживать за больным?»

6-й + 8-й классы

Январь

Беседа «Мои друзья – витамины»

6-й класс

Январь

Ролевая игра «Будьте здоровы»

6-й + 8-й классы

Февраль

Беседа «Гигиена подростка»

8-й класс

Февраль

Экскурсия в музей анатомии КГМУ

8-й класс

Февраль

День здоровья

6-й + 8-й классы

Апрель

Игры на свежем воздухе (клуб выходного дня)

6-й + 8-й классы

В течение года

Турпоход

6-й + 8-й классы, родители

Май, июнь

 

Подпрограмма «Помоги другу»

Цель: формирование ценностного отношения к дружбе, взаимопомощи, сотрудничеству; развитие навыков бесконфликтного общения в разновозрастном сообществе.

Задачи:

– мотивировать учащихся к рефлексии собственного поведения;

– способствовать формированию позитивного отношения к окружающему миру, людям;

– формировать эффективное взаимодействие, сотрудничество.

Ожидаемые результаты:

– сплочение разновозрастных коллективов на основе взаимовыручки, моральной и физической поддержки.

Таблица 11

Система мероприятий

Название, форма и тема мероприятия

Участники

Срок реализации

Классный час с элементами игры «Люди существуют друг для друга»

6-й + 8-й классы

Сентябрь

Работа творческого совета

6-й + 8-й классы

В течение года

КТД «Учимся предотвращать конфликты»

6-й + 8-й классы

Октябрь

Тренинг «Давайте говорить друг другу комплименты»

6-й + 8-й классы

Ноябрь

КТД «Дружба и годы»

6-й + 8-й классы

Декабрь

Акция «Спешите делать добро»

6-й + 8-й классы

В течение года

Рейды в «Страну невыученных уроков»

6-й + 8-й классы, активы

Еженедельно

Тренинг «Что делать, если поссорились?»

6-й+8-й классы

Январь

Классный час-игра «Спасибо, что ты есть»

6-й + 8-й классы

Февраль

Классный час «Мои младшие друзья»

8-й класс

Март

Дискуссия «Чем я могу помочь другу в сложной ситуации?»

6-й + 8-й классы

Апрель

Классный час «Мои старшие друзья»

6-й класс

Май

 

Таблица 12

Тематика родительских собраний

Тема собрания

Участники

Срок реализации

«Современный урок: взгляд со стороны семьи»

8-й класс

Сентябрь

«Трудный диалог с учебой, или Как помочь своему ребенку» (семинар-практикум)

6-й класс

Сентябрь

«Как воспитать толерантного человека» (круглый стол с элементами игры)

6-й класс

Декабрь

«На мир смотрите добрыми глазами» (творческая лаборатория)

8-й класс

Декабрь

«Наказание ребенка: необходимость или…?» (диалог с элементами тренинга)

6-й класс

Март

«Общение родителей и детей как условие успеха воспитания» (обучающий семинар с элементами тренинга)

8-й класс

Март

«Спасем детей от дыма сигарет»

6-й класс

Май

«Не дай нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы!» (семинар-практикум
с использованием интерактивных методов)

8-й класс

Май

 

Анализ воспитательной работы за учебный год

Приводим образец аналитической деятельности. Благодаря такой форме становится видно многое: насколько класс преуспел в различных областях; каков микроклимат в коллективе; на что стоит обратить внимание в будущем и т.д.

В течение учебного года в 5 «Б» классе обучалось 25 человек, в 7 «В» классе – 19. Работа в направлении «вертикаль» начала осуществляться с февраля (до этого у пятиклассников был другой классный руководитель).

Воспитательные задачи:

  • изучение личностных качеств учащихся, межличностных отношений в разновозрастных группах;

  • содействие формированию содружества старших и младших школьников, создание нравственно и эмоционально благоприятной среды;

  • проектирование образа жизнедеятельности коллектива;

  • создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • формирование культуры общения и построение межличностных отношений;

  • развитие познавательной активности.

Все это в большей степени было решено.

В 7-м классе, где 7 мальчиков и 11 девочек, достаточно высокий уровень знаний. Неуспевающих нет. Из 19-ти человек – 3 отличника, 7 хорошистов. Есть дети, имеющие по одной тройке. 30 процентов учащихся интересуются точными науками, остальные – гуманитарными. Ребята участвовали в школьных предметных олимпиадах, занимали призовые места.

7 «В» класс – это вполне сложившийся коллектив со своими традициями и нормами. В нем высокий уровень культуры, доброжелательная атмосфера, дух товарищества и сотоварищества. В коллективе нет «отверженных», деления на маленькие группы со своими уставами. Есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации («совесть класса»), которые существенно влияют на общественное мнение. Приоритеты класса – учиться, уметь дружить, творчески подходить ко всем делам, сопереживать, не быть равнодушными.

Каждый ребенок в прошлом году имел поручение, входил в «сектор» по интересам. Руководил всей работой актив класса во главе со старостой. Отчет об успехах и неудачах осуществлялся на классных собраниях. В конце года работа актива и «секторов» оценена на «хорошо». Для семиклассников характерна высокая степень активности во всех видах деятельности: интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и т.д.

У детей широкий диапазон интересов. Они посещают ДШИ, художественную школу, спортивные секции, танцевальные студии. Ученики серьезно подходят к учебе, труду, уважительно относятся к окружающим людям, позитивно воспринимают действительность. Они инициативны, предприимчивы, неравнодушны ко всему происходящему в классе и школе.

План воспитательной работы на учебный год составлялся с учетом пожеланий детей и при непосредственном их участии. Ребята организовывали различные классные часы, КТД. Ими была проведена линейка для параллели, посвященная годовщине освобождения г. Курска.

Класс принял активное участие в выпуске стенных газет, плакатов, общешкольного информационно-развлекательного журнала «Палитра». В детях заложено позитивное отношение к труду. Они были участниками всех трудовых десантов, проводимых в классе и школе. В ребятах развито чувство сострадания, сопричастности, есть потребность помочь ближнему. Все акции милосердия, операция «Ветеран» прошли при участии семиклассников.

Велась большая работа по привитию потребности в здоровом образе жизни. В феврале состоялся выезд в оздоровительный лагерь на два дня с целью проведения мероприятия «Сильные, ловкие, смелые», где в спартанских условиях дети проявили свои лучшие человеческие качества: заботу, доброту, взаимопомощь.

В мае была проведена экскурсия в город-герой Тулу, приуроченная к празднованию Дня Победы, с целью воспитания патриотизма и чувства гордости за свой народ.

Учебный год прошел продуктивно. В конкурсе вокалистов класс занял II и III места (выступали две творческие группы), в «Большом вальсе» – Гран-при и I место (представлено два танца: вальс и стритбол), в смотре строя и песни – I место. Воспитательная работа велась при содействии психологической службы школы и родителей.

В 5 «Б» классе обучалось 25 человек, 9 из которых переведены из класса коррекции. Уровень знаний – средний. Атмосфера в коллективе была далеко не благоприятная. Понятие о дисциплине отсутствовало, преобладало неуважительное отношение друг к другу. В классе четверо детей нерусской национальности. На почве непонимания одних другими возникали частые споры.

Меньше чем за полгода была проделана огромная работа, в которой самое активное участие приняли семиклассники. Они выступали наставниками, координаторами, примером для подражания.

Первое, что нужно было сделать, – создать коллектив, «вылечить» климат внутри класса. Были созданы микрогруппы – «сектора», выбран актив. Каждый получил поручение в соответствии со своими интересами.

Беседы о правилах поведения проводились ежедневно.

Семиклассники в течение всего времени помогали в учебе младшим, проводили с ними игры на переменах, готовили совместно классные часы, творческие дела.

В конкурсе «Большой вальс» малышами был подготовлен эстрадный танец «Малинки» при помощи старших ребят. На смотре строя и песни «спецназ» отличался от всех и внешним видом, и дисциплиной, и военной выправкой.

Положительный результат дали мероприятия, проведенные вместе с семиклассниками. Это способствовало формированию чувства отзывчивости, ответственности, развитию дружеских отношений.

Активы двух классов разработали свод правил, которым они следовали и чем будут руководствоваться в дальнейшем:

– уважай людей, живущих рядом;

– помогай нуждающимся в твоей помощи;

– делай приятное своим друзьям и окружающим;

– дорожи мнением о себе других людей.

В новом учебном году работа будет продолжена.

Программу разработала Ирина КРАСНИКОВА, классный руководитель, МОУ СОШ № 31, г. Курск

Рейтинг@Mail.ru