Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2008

Тема номера

Перегрузка учителя – перегрузка учеников

Как это ликвидировать?

Традиционная поурочная оплата труда учителя несовместима с требованием трудового законодательства об обязательном учете (читай – нормировании) работодателем времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 Трудового кодекса РФ). В отличие от архаичной тарификации, при оплате по штатно-окладной системе учитывается вся выполняемая учителем работа, согласно «стандартному» кругу его трудовых обязанностей по трудовому договору.

Представляется необходимым переход на отраслевую систему оплаты труда педагогических работников без применения тарификации по часам. Такой переход предполагает:

  • Введение индивидуальных планов учительской работы.

  • Установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, устранение «рамочного» нормирования по часам преподавательской деятельности.

  • Введение инструментов стимулирующей аттестации для школ и учителей.

Для школ: двухуровневая аттестация с разделением на минимальные требования и на оценку качества со встроенными механизмами стимулирования качественно работающих школ.

Для учителей: введение новой дифференцированной системы учительских категорий и аттестация, стимулирующая качество работы и карьерный рост.

При этом размер заработной платы преподавателя школы не должен находиться в зависимости от установленных в индивидуальном плане соотношений объема учебных занятий и других видов работы. Преподаватель получает оклад (ставку), установленный штатным расписанием, и доплаты, надбавки за выполнение индивидуального плана, который может корректироваться по согласованию с администрацией в течение учебного года.

Публикуемый материал – глава из разработки ГУ–ВШЭ, выполненной по заказу Министерства образования и науки РФ и посвященной НСОТ и нормативно-правовому финансированию школы в рамках КПМО.

Это дает возможность определения различных соотношений аудиторной и внеаудиторной практики. Например, при минимальной учебной нагрузке в рамках «вилки» (допустим, от 14-ти до 24-х часов в неделю) преподаватель может больше заниматься занятиями вне аудитории и получать установленный ему полный оклад.

Особенно остра проблема оплаты труда учителей начального звена, у которых объем внеклассной и воспитательной работы выше, чем у учителей-предметников средних и старших классов. Однако их работа тарифицируется примерно на 10% ниже (из расчета не 18 часов в неделю, а 20).

Эта же проблема касается и педагогов основной и старшей школы по ряду предметов (иностранный язык и др.), преподающих отдельные часы в начальной школе.

Что мешает вводить индивидуальные учительские траектории?

Согласно п. 6 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», «Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида».

Таким образом, законодатель определил, что:

а) должен существовать верхний предел учебной нагрузки учителя;

б) он должен устанавливаться соответствующим Типовым положением (о школе, техникуме, вузе и проч.).

Для вузов исполнительная власть установила этот предел 900 часов в учебном году (см. Типовое положение о вузе № 264 от 05.04.01). Однако для школы Типовым положением об общеобразовательном учреждении (№ 196 от 19.03.01) не предусмотрено никаких ограничений, то есть верхнего предела не установлено.
В п. 66 сказано, что «объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении».

Тем самым, мы имеем фактическое неисполнение законодательства с ясным содержательным мотивом – чтобы оставить возможности для неограниченного роста урочной нагрузки («часодавательства»), на которую «завязаны» возможности роста фактической зарплаты учителя, исчисляющейся по традиционной системе «рубли за часы».

Кстати…

Чем больше урочных часов у учителя – тем больше нагрузка учеников

Действующая в России система оплаты учителей подталкивает педагогов к увеличению количества преподаваемых часов и де-факто работает на понижение качества преподавания. Многие стараются набрать как можно больше «часов», имеют уже и 2 ставки и 2,5 (36 и даже более 40 часов в неделю).

В сочетании с действующей моделью базисного учебного плана (БУП) эта система экономически мотивирует школы и учителей сохранять и увеличивать объем урочных часов. Чем больше урочных часов оказывается в рабочем плане ОУ, тем больший объем тарификации оплаты труда преподавателей.

Но страдают при этом школьники. Сколько бы ни говорили о перегрузке учащихся в России за последние годы, сколько бы ни пытались очистить школьные учебники от ненужных подробностей, перегрузка все равно останется: она неизбежна, если учителя и администрация образовательных учреждений будут заинтересованы в сохранении максимального количества «часов». В этом случае все большие и большие суммы оплаты будут подаваться к тарификации и начисляться учителям соответствующих предметов.

Таблица

Совокупная аудиторная нагрузка в часах за год для 10–14-летних учащихся в разных странах

Страна

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

Германия

774

862

874

915

918

Япония

761

761

875

875

875

Финляндия

684

713

713

855

855

Швеция

741

741

741

741

741

Испания

795

795

795

870

870

Чехия

738

803

828

886

886

Венгрия

867

902

971

902

902

Россия

893

919

971

998

998

Новый БУП, одобренный на совместном заседании Коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования и утвержденный Минобразования 15.03.04 г., отчасти изменил ситуацию, но при этом сохранил ряд недостатков. К числу позитивных изменений следует отнести то, что заданы учебные часы по каждому предмету не в формате «часы в неделю», а «часы в год». Однако и этот новый БУП сохранил в себе главный недостаток различной нагрузки для учебной 5-дневки и 6-дневки.

В 2003 году, т.е. почти одновременно с принятием федеральных законов РФ, предусматривающих разработку собственных систем оплаты труда работников бюджетных учреждений на уровне местных органов самоуправления, Правительство России приняло противоречащее законодательству о рабочем времени Постановление «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» № 191 от 03.04.03. Этим постановлением «реанимируется» основное правило старой Инструкции о выплате ставки заработной платы не за все рабочее время педагога, а лишь за его урочную часть – так называемую «норму часов педагогической работы за ставку заработной платы».

Поскольку рабочее время педагогических работников установлено законом в размере 36 часов в неделю, а «норма часов за ставку» составляет, например, для учителей и педагогов дополнительного образования 18 часов в неделю, остальная часть работы либо не оплачивается вообще, либо с помощью несущественных доплат и не нормируется.

В связи с тем, что действующее законодательство (ТК РФ) уполномочивает правительство только на установление особенностей регулирования рабочего времени отдельных категорий работников (но никак не на определение их заработной платы, систем оплаты труда), фактически незаконно меняется заработная плата под видом регулирования рабочего времени. (Правом установления систем заработной платы в бюджетных учреждениях правительство не наделено.) Как очевидно уже из самого названия, в постановлении уравнены рабочее время и время работы за ставку.

Федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления отнесены вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда работников, соответственно, госучреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений, которые должны разработать и ввести свои системы оплаты труда.

Сравним…

Образование – самая многочисленная по количеству занятых в отрасли работников по сравнению с другими сферами бюджетного сектора.

В организациях образования занято ~5,8 млн человек.

Для сравнения приведем другие области:

– здравоохранение – 4 млн чел.,
– наука – 0,5 млн,
– культура и искусство – 0,57 млн,
– социальная защита населения – 0,5 млн.

Количество занятых по уровням образования распределяется примерно следующим образом (в тыс. чел.):

– дошкольное – 1 500,
– общее – 2 800,
– дополнительное образование детей – 380,
– начальное профессиональное – 280,
– среднее профессиональное – 205,
– высшее профессиональное – 650,
– дополнительное профессиональное – 75.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.04 внесены изменения в Закон РФ «Об Образовании»: образовательные учреждения наделили правом установления заработной платы работников ОУ, выплачиваемой за счет средств бюджета, включая надбавки и доплаты к должностным окладам.

Федеральный закон № 122-ФЗ вступил в силу с 01.01.05. С этого же дня – изменения, внесенные в ТК РФ и в Закон РФ «Об образовании». Новые правовые нормы не предусматривают обязательного применения традиционной тарифной системы, что дает возможность на местном уровне и в муниципальных образовательных учреждениях применять иные системы оплаты труда.

Тем не менее, при установлении собственных систем учреждения образования и местные органы самоуправления вынуждены соблюдать незаконное, но не отмененное указанное выше постановление правительства.

Кроме того, некорректная формулировка ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ фактически перечеркивает предоставленные этим же законом права. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при издании нормативных правовых актов, определяющих вновь размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда, предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Критической ошибкой законодателя здесь является включение слов «условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты)», ссылаясь на которые сторонник сохранения архаичной тарифной системы утверждает: введение новых систем будет незаконно, так как даже при повышении размера заработной платы в новой системе в ней не могут быть сохранены старые условия оплаты.

Статья 135 ТК РФ предусматривает, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются работникам учреждений, финансируемых из бюджетов, «соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами», т.е. для учреждения, финансируемого из местного бюджета, – правовыми актами органов местного самоуправления. Однако, как отмечалось выше, пп. 10. п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.04 относит «установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования» к полномочиям самого ОУ.

Фактически так называемая почасовая работа в ее нынешнем виде держится на обычае, но не на федеральном праве.

Нормы Закона РФ «Об образовании» в редакции от 22.08 04 и нормы ст. 135 ТК РФ в той же редакции не согласуются между собой. Оба закона приняты Федеральным Собранием РФ, поправки в указанные нормы законов внесены одновременно и одним и тем же Федеральным законом № 122-ФЗ. В части регулирования заработной платы ТК РФ является общим законом. Исходя из принципов коллизионного права, преимущество должно принадлежать нормам специального закона, т.е. Закону РФ «Об образовании».

Для установления той или иной системы оплаты труда образовательное учреждение разрабатывает и принимает по согласованию с учредителем локальный нормативный акт «Положение об оплате труда», при необходимости вносит изменения в коллективный договор. При разработке такого локального акта следует учитывать требования законодательства, в соответствии с которыми введение новой системы оплаты труда не может ухудшать положение работника по сравнению с его положением, ранее установленным законодательством, коллективным договором или локальными актами. Заработная плата при установлении новой системы оплаты труда не может быть уменьшена – это требование трудового законодательства.

Как заключать новые договоры?

Переход на отраслевую систему оплаты труда потребует в дополнение к «обычным» трудовым договорам со штатными учителями разработки примерных форм для выполнения работ, не укладывающихся в рамки договора со штатным педагогом.

Предлагается заключать в соответствии с Трудовым кодексом разные варианты трудовых договоров с педагогическом коллективом школы, которая переведена на отраслевую систему оплаты труда:

1. Трудовой договор на работу в должности учителя (штатный учитель).

2. Трудовой договор на работу в должности учителя с неполным рабочим временем (штатный учитель, пропорциональная рабочему времени оплата и набор функциональных обязанностей).

3. Трудовой договор на работу учителем на почасовой оплате (основное место работы – школа).

4. Трудовой договор на работу учителем на почасовой оплате с неполным рабочим временем (основное место работы – вне школы).

5. Трудовой договор на работу учителем по внутреннему совместительству (штатный учитель или учитель на почасовой оплате или другой работник школы; ограничения рабочего времени по совместительству; пропорциональное уменьшение объемов внеурочной и организационной работы; вся работа в пределах не более 16-ти дополнительных часов в неделю).

6. Трудовой договор на работу учителем по внешнему совместительству (условия те же, что и для внутреннего совместительства).

Очевидно, что все предлагаемые варианты трудовых договоров сводятся к двум видам:

  • договор на должность учителя;

  • договор на работу учителем на почасовой оплате.

По нашему мнению, иных видов не слишком гибкий Трудовой кодекс РФ не позволяет.

Необходимость разработки договора с почасовой оплатой в настоящее время актуальна. Прежде всего, из-за полной неопределенности правового статуса договора на почасовую работу: такой договор не предусмотрен и не соответствует ни одному федеральному закону.

Это – не трудовой договор, так как не влечет за собой обязательные для него условия по трудовому законодательству (включение в трудовой коллектив, нормирование рабочего времени, условия перевода, увольнения, предоставления отпусков, льгот работникам и т.д.).

Это – и не гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг, поскольку не соответствует требованиям гражданского законодательства: в случае систематической работы обязательна регистрация в органах (регистрационных, налоговых, фондах страхования) в качестве индивидуального предпринимателя; ГК РФ не предусматривает обязанности исполнителя подчиняться правилам распорядка, требованиям администрации, должностных инструкций и т.д.

Возможность почасовой работы предусмотрена подзаконными актами правительства, которые нельзя признать достаточной и надежной правовой основой ввиду противоречия закону. По этой причине в любой момент по жалобе (заявлению) заинтересованного лица они могут быть признаны судебными органами незаконными и не подлежащими применению. Фактически так называемая почасовая работа в ее нынешнем виде держится на обычае, но не на федеральном праве.

В связи с этим предлагается федеральным правовом актом, которым будет рекомендована отраслевая система оплаты труда, отнести работу на условиях почасовой оплаты к работе по трудовому договору с особыми условиями труда (возможность применения особых условий предусмотрена ТК РФ), т.е. «вписать» почасовую работу в трудовое законодательство.

Процедура

Как при уменьшении (замене) учебной нагрузки, так и при введении новой системы оплаты труда, нормы Трудового кодекса РФ (ст. 73, 57) требуют проведения администрацией школы процедуры изменения существенных условий «старого» трудового договора с педагогом.

  1. Общий приказ о введении новой организации труда в школе (изменении существенных условий труда) без указания конкретных работников, у которых по этой причине изменяются существенные условия трудового договора.

  2. Письменные уведомления педагогам, которых касаются изменения, за 2 месяца до введения или ранее.

  3. Предложения (при наличии в школе) вакансий учителям, отказавшимся от изменения условий трудового договора (предлагается в первую очередь работа, соответствующая квалификации, а при ее отсутствии – имеющаяся в школе неквалифицированная работа с учетом возможности выполнения по состоянию здоровья).

  4. Приказ об увольнении учителей, отказавшихся от работы с изменившимися существенными условиями трудового договора (или от перевода на вакансии), по п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ, издается через два месяца после уведомления.

  5. Изменение трудовых договоров с остающимися работниками с соблюдением установленных форм договора и изданием приказа.

  6. Внесение изменений в правила внутреннего трудового распорядка в части режима работы и трудовых обязанностей, внесение таких же изменений – в должностные инструкции работников.

Для этого, несомненно, потребуется грамотно составленная модель  – примерный (возможно – срочный) трудовой договор на условиях почасовой оплаты с суммированным учетом рабочего времени. В модели примерного Трудового договора о работе педагогом на условиях почасовой оплаты (примечание: не «в должности педагога») должны быть учтены требования законодательства о труде по вопросам отпусков (предоставления и оплаты), особого режима работы (по расписанию), социального страхования, прав и льгот, установленных работникам коллектива школы в полном соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Предположительно такой трудовой договор в части отсутствия регламентации внеурочной работы будет похож на прежние трудовые договоры с учителями за исключением системы оплаты и обязанностей по выполнению многих видов внеурочной практики. Для деятельности по месту «основной работы» в полном объеме (с оплатой только за часы) потребуется включение в договор обязательств преподавателя-почасовика вести лишь самостоятельную методическую работу (разработка программ, учебно-тематических планов и т.д.), подготовку к занятиям, контроль итогов (проверка тетрадей) в дополнение к основной урочной работе.

При соблюдении этих условий будет считаться (а в трудовом договоре с учителем на почасовой оплате – записано), что рабочее время такого учителя составляет 36 часов в неделю с правом выполнения некоторых работ не на рабочем месте (например, в библиотеке, дома – по аналогии с работниками науки). Режим работы для учителей на почасовой оплате должен быть закреплен в Правилах внутреннего трудового распорядка школы.

Рейтинг@Mail.ru