Англия
В Англии учителя являются
муниципальными служащими. Принципы оплаты труда
изложены в Руководстве английского Министерства
образования и занятости «Оплата труда и условия
найма школьных учителей».
Основной распорядок в течение
учебного года:
– учитель, работающий полную рабочую
неделю, должен быть доступен для своих учеников,
их родителей и администрации школы не менее 195
дней в году. Из них 190 дней он обязан
преподавать;
– учитель должен быть готов к
исполнению своих обязанностей в течение 1265 часов
«предписанного времени», которое разумно
распределяется администрацией по всем рабочим
дням учебного года;
– учитель обязан работать столько
дополнительных часов, сколько необходимо для
эффективного исполнения его профессиональных
обязанностей.
Профессиональные обязанности
включают:
– проверку ученических работ;
– составление отчетов об успеваемости
учащихся;
– подготовку учебных материалов и
программ преподавания.
Частично занятые преподаватели. Квалифицированные
педагоги, работающие в режиме частичной
занятости, имеют право на получение денег по тем
или иным пунктам шкалы оплаты труда, а также на
приобретение пособий – на том же основании,
что и учителя, трудившиеся полную рабочую неделю.
Частично занятые преподаватели в Англии могут
рассчитывать на доплату за стаж, если на
1 сентября они отработали любые 26 недель в
течение прошедшего года (включая частичную
занятость).
Почасовики. Некоторые педагоги
нанимаются на работу на условиях подневного
преподавания, часто в качестве ассистентов.
Им платят на основании подневного
расчета, исходящего из условия, что полный
рабочий год учителя состоит из 195 рабочих дней. В
Англии нет установленных законом предписаний
относительно продолжительности рабочего дня,
однако министр образования рекомендует, чтобы он
составлял 6,5 часов рабочего времени (включая
исполнение других обязанностей, помимо
преподавания).
Преподавателям-почасовикам всегда
должна предоставляться возможность быть
вовлеченными в исполнение других обязанностей, и
в этих случаях им следует платить по полной
ежедневной норме. Оплата занятости в течение
нескольких часов (неполный рабочий день)
рассчитывается пропорционально затраченному
времени.
Английские почасовики подчиняются тем
же правилам, что и все остальные педагоги. Каждое
дополнительное назначение должно повлечь за
собой новую оценку заработка. Таким
преподавателям рекомендуется хранить
заверенную запись всех видов деятельности, по
которым им шла оплата в течение года. Пункты,
начисляемые за стаж работы, продвигают их к
следующему назначению.
Замещение отсутствующих
преподавателей. Профессиональные обязанности
английских преподавателей (включая заместителя
и помощника директора школы) подразумевают, что
они должны замещать заболевших или
отсутствующих коллег. Однако делать это учитель
не обязан.
Исключительными являются случаи,
когда преподаватель работает как
вспомогательный или ему было поручено замещать
кого-то другого, а также выполнять прочие
обязанности на время, занимавшее менее чем 75% от
учебной недели.
Дирекция, как правило, предусматривает
образовательные курсы во внешкольное время.
Отсутствующий по болезни учитель будет
доступным для детей в течение вечеров, во время
выходных дней и школьных каникул. За эти занятия
производится соответствующая дополнительная
оплата.
Английские школы должны принимать
энергичные меры, чтобы обеспечить
соответствующую замену преподавателям в
пределах школьных бюджетов или через схемы
страхования. Насколько эффективна система замен
по болезни, оценивают органы управления.
Таблица 1
Заработная плата учителей в Англии и
Уэльсе (фунты, в год)
Основная
заработанная плата (оклад) |
Базовая шкала заработной платы
|
Для всех
школьных учителей на шкале 6 делений (до
сентября 2001 г. их было 9).
«Место» учителя на шкале определяется
его квалификацией и имеющимся опытом |
17 595;
поэтапный рост примерно на 7,8%;
до 25 713-ти |
Верхняя шкала |
Для учителей,
достигших максимума по базовой шкале и прошедших
аттестацию для перехода на верхнюю шкалу. На
шкале 5 делений. Движение начинается с первого
деления и в дальнейшем зависит от результатов
ежегодных аттестаций (оценивается достижение
запланированных целей и показателей) |
27 861;
поэтапный рост примерно на 3,7%;
до 32 217-ти |
Шкала для
учителей высокой квалификации |
27 делений. «Шаг»
продвижения по шкале – 5 делений.
«Место» учителя определяется
характером его работы, конкретной квалификацией,
сложностью стоящих перед ним задач и тем, как он
их решает. Продвижение по шкале зависит от
результатов ежегодных аттестаций (оценивается
достижение запланированных целей и показателей) |
28 917;
рост до 46 131-го |
Шкала для
руководителей |
43 деления для
директоров, их заместителей и помощников
(ассистентов). «Шаг» продвижения по шкале – 7
делений.
«Место» на шкале определяется
индивидуально в зависимости от численности
коллектива и школы (ОУ делятся на 8 категорий –
при этом используется формула, включающая
количество учеников и их возраст; в школе
категории 8, как правило, более 1700 учеников, а
категории 1 – менее 125). Также учитываются
конкретные должностные обязанности, контингент
учащихся, сложность работы и др.
Продвижение по шкале зависит от
результатов ежегодных аттестаций (оценивается
достижение запланированных целей и показателей) |
Директора самых
маленьких школ (категория 1):
от 34 542-ти
до 46 442-х.
Директора самых больших школ
(категория 8): от 59 301-го
до 85 671-го |
Без профильной
подготовки |
Оплата
производится по шкале с 10-ю делениями |
Поэтапный рост (в 10 этапов):
от 12 891-го
до 20 388-ми |
Надбавки |
За
управленческую работу |
Для учителей,
имеющих существенные, четко определенные
менеджерские обязанности, существует 5 уровней
надбавки за разную степень ответственности.
Например, в начальной школе надбавки 1-го, 2-го (в
больших начальных школах), а также 3-го уровня
выплачиваются педагогам, координирующим работу
над учебным планом или отвечающим за учебную
работу на определенной стадии обучения.
В средней школе надбавки от 1-го до 5-го
уровней выплачиваются за руководство
направлением и т.п. |
1-й: 1 593;
2-й: 3 219;
3-й: 5 529;
4-й: 7 611;
5-й: 10 275 |
Надбавка при
приеме на работу |
Выплачивается
при назначении и в дальнейшем в течение
неопределенного или фиксированного периода
времени. Существует 5 уровней надбавки |
1-й: 975;
2-й: 1 914;
3-й: 2 901;
4-й: 4 041;
5-й: 5 262 |
За работу с
особым контингентом учащихся |
Выплачивается
учителям специальных или обычных школ в случае,
если они работают с детьми, нуждающимися в особых
воспитательных подходах или имеющих ослабленные
зрение и слух. 2 уровня надбавки |
1-й: 1 262;
2-й: 3 219 |
Лондонская
надбавка |
В зависимости от
конкретного места проживания.
3 уровня надбавки |
Внутренний
Лондон –3 105;
внешний Лондон –2 043;
окрестности Лондона – 792 |
Франция
Закон № 83-634 от 13.07.83 определяет права и
обязанности французских служащих. Преподаватели
относятся к ним.
Существуют 3 категории служащих (3 типа
государственных должностей): государственные
служащие, территориальные (департамент, регион),
работники здравоохранения. Служащие могут
переходить из одной категории в другую. Переход
может также осуществляться на конкурсной основе.
В одной из статей закона говорится: «Служащие
принимаются на работу на основе конкурса за
исключением случаев, предусмотренных
законодательством».
Прием на работу. Согласно
правовым нормам при приеме учителя во Франции
учитываются национальность, нравственный облик,
возраст, дипломы и ученые степени, физическое
состояние.
Прием на работу в школу проходит на
конкурсной основе. Конкурсы организуются на
государственном уровне и имеют официальную
программу. Жюри состоит из пэров (выбранных
представителей системы образования той же
профессии, по которой проходит конкурс),
преподавателей университетов, инспекторов
образования.
Продвижение по служебной лестнице. Французские
преподаватели принадлежат к разным группам по
разряду:
– преподаватели средней школы;
– агреже*;
– преподаватели начальной школы.
В каждом разряде существуют два
уровня:
– обычный класс;
– внеклассная система.
На каждом уровне учитель может пройти
определенное количество внутренних ступеней.
На уровне обычного класса: 11
ступеней для агреже, преподавателей средней и
начальной школы.
На уровне внеклассной системы:
– 7 ступеней для преподавателей
средней и начальной школы;
– 6 ступеней для агреже.
Во внеклассную систему учитель может
вступить, если достиг уровня 7-й ступени обычного
класса.
Перевод на высшую ступень зависит от
оценки деятельности и может производиться тремя
способами:
– по выслуге лет;
– выбором;
– «большим выбором» (выбор
преподавателей средней школы осуществляет
ректор в своей академии, а агреже – министр, и
в этом случае речь идет о государственном
уровне).
Оценка деятельности учителя. Существует
2 системы оценки.
Административная оценка касается
пунктуальности, эффективности труда, проявления
личных способностей. Ее выражение – сумма в
баллах, выставляемая компетентным
административным органом и доводимая до
сведения учителя. Ежегодно провизор
(руководитель лицея) составляет отчет о работе
преподавателя.
Педагогическая оценка находится в
ведении инспектора по соответствующим
предметам.
В соответствии с выставленной оценкой
учитель продвигается по ступеням служебной
лестницы до последней, одиннадцатой, обычного
класса.
Оплата выполненной работы зависит от
разряда преподавателя: I – агреже; II –
преподаватель средней школы; III – учитель
начальной школы.
Каждой ступени соответствует
определенное количество баллов, называемых
индексом. Номинальный оклад получается путем
умножения индекса, соответствующего разряду
преподавателя, на номинальную стоимость индекса.
Таблица 2
Данные о зарплате педагогов во Франции
(евро, в год)
Ступень |
Индекс |
Сумма |
Агреже
(обычный класс) |
1 |
378 |
19 842,47 |
2 |
435 |
22 834,59 |
3 |
477 |
25 039,30 |
4 |
517 |
27 139,04 |
5 |
553 |
29 028,79 |
6 |
592 |
31 076,03 |
7 |
634 |
33 280,75 |
8 |
683 |
35 852,92 |
9 |
733 |
38 477,59 |
10 |
782 |
41 049,76 |
11 |
820 |
43 044,51 |
Преподаватель
средней школы (обычный класс) |
1 |
348 |
18 267,67 |
2 |
375 |
19 684,99 |
3 |
394 |
20 682,36 |
4 |
415 |
21 784,72 |
5 |
448 |
23 517,00 |
6 |
466 |
24 461,88 |
7 |
494 |
25 931,69 |
8 |
530 |
27 821,45 |
9 |
566 |
29 711,21 |
10 |
611 |
32 073,41 |
11 |
657 |
34 488,10 |
Зарплата учителя. Состоит
из следующих компонентов.
Номинальный оклад, который равен
умножению индекса, соответствующего разряду
преподавателя, на номинальную утвержденную
стоимость индекса (сегодня €52,4933 в год).
Жилищное пособие, порядок выплаты
которого определяется соответствующим декретом.
Надбавка начисляется в связи с более высоким
уровнем стоимости проживания в некоторых
географических зонах.
Во Франции существуют три
географические зоны:
Этот способ позволяет повысить оплату
учительского труда в городах с высокой
стоимостью проживания (например, в Париже).
Надбавка за классное руководство
для преподавателя средней школы составляла в
2003/2004 учебном году:
– 6–5–4-е классы колледжа (что
соответствует 6–7–8-м классам российской
школы) – €96,83 ежемесячно;
– 3-й класс колледжа и
профессионального лицея + 2-й класс лицея (уровень
9-го класса российской школы) – €109 ежемесячно;
– 1-й и выпускной классы
(соответственно, 10–11-е классы российской
школы) – €69,58 ежемесячно;
Для преподавателей разряда агреже эта
надбавка в любом случае составляет €134,14
ежемесячно.
Надбавка (ISO) за дополнительные
занятия и школьную ориентацию
(ответственность учителя за выбор школьниками
дальнейшего обучения), которая является
одинаковой для всех и составляет €94,40
ежемесячно.
Надбавка за ежегодные
дополнительные часы (HSA) в случае
превышения нормативного количества часов по
расписанию (обязательные 18 часов в неделю для
дипломированного преподавателя средней школы, 15
часов – для преподавателя разряда агреже).
Размер надбавки зависит от разряда
преподавателя, расчет ведется, начиная с первого
дополнительного часа:
1 ч = €28,18 для преподавателя средней
школы;
1 ч = €40,31 для преподавателя разряда
агреже.
Надбавка (HSA) выплачивается ежемесячно
в течение 9-ти месяцев, в том числе во время
коротких каникул (рождественских, зимних и
весенних).
Надбавка за разовые дополнительные
занятия (HSE), которые оплачиваются за каждый
дополнительный час работы. Они также меняются в
зависимости от разряда:
1 ч = €46,36 для преподавателя агреже;
1ч = €32,41 для преподавателя средней
школы.
Обязательные семейные пособия:
– на начало учебного года;
– в зависимости от количества,
возраста детей и доходов семьи;
– для учителей на образование их
собственных детей;
– для родителей-одиночек и т.д.
Специальная надбавка для особой
образовательной зоны (ZEP). Она составляет €90,97
для всех преподавателей вне зависимости от их
разряда и выплачивается ежемесячно тем, кто
работает в официально признанных сложных зонах.
В конце каждого месяца французские
педагоги получают зарплату и индивидуальную
платежную ведомость, в которой указаны все виды
выплат.
Но это не все. Существуют, к примеру,
вычеты и налоги.
Вычеты.
Пенсионный взнос – 7,85%.
Общий социальный взнос в размере 2,4%, не
вычитаемый из налогов на прибыль и
распространяемый на 95% общего (валового) дохода.
Общий социальный взнос в размере 5,1%, вычитаемый
из налогов на прибыль и также распространяемый
на 95% общего (валового) дохода.
Выплата социального долга в размере
0,5% (рассчитанная на той же основе – 95% валового
дохода).
Солидарный взнос в размере 1%
рассчитывается на основе валовой зарплаты, а
также всех надбавок и семейных пособий, за
вычетом пенсионного взноса.
Взнос в размере 2,5% в Общество
взаимопомощи служащих государственного
образования (социальное страхование на оплату
медицинской и хирургической помощи).
Налоги. Подоходный налог
начисляется на общий доход семьи по системе
соответствующих коэффициентов. Сумма дохода
сообщается администрацией образовательного
учреждения фискальным органам.
Служебные обязанности французского
учителя. Они меняются в зависимости от разряда,
который педагог получает в результате успешного
прохождения конкурса на степень агреже или
преподавателя средней школы в колледже и лицее.
Недельная нагрузка составляет:
В колледже и лицее нагрузка
увеличивается или уменьшается в зависимости от
количества учащихся: если их меньше 20-ти в
течение 8-ми часов, преподаватель средней школы
должен отработать еще 1 час, т.е. 19 часов, а
преподаватель агреже – 16 часов.
Если нагрузка французского учителя
составляет больше 6-ти часов в предвыпускном
и/или выпускном классе, то он должен отработать
на 1 час меньше, т.е. 17 часов (преподаватель
средней школы) и 14 (преподаватель агреже).
Существует также система освобождения
от 1-го часа занятий для
преподавателя-координатора по истории,
географии (для кабинетной работы), физики, химии и
биологии (для лаборатории).
Возможно обращение администрации
школы к преподавателям с просьбой отработать
дополнительно оплачиваемые часы.
Преподаватель также:
– участвует в совете класса под
председательством руководителя учебного
заведения или его представителя, во время
которого обсуждаются учебные результаты каждого
ученика по четвертям;
– в школьной (профессиональной)
ориентации учеников;
– в совете по обучению, возглавляемом
руководителем учебного заведения, где
объединяются учителя одного предмета (например,
все преподаватели истории, географии, математики
и т.п.).
Если взглянуть на карьеру
французского педагога продолжительностью
примерно в 40 лет, то разница в оплате труда, в
зависимости от времени прохождения ступеней,
очень велика.
В этом немалую роль играют
профессиональные заслуги.
У преподавателей средней школы между
выслугой лет по обычному классу и «большим
выбором» разница составляет €64 829; во
внеклассной системе – €197 346,30; у
преподавателей агреже – €72 204,50.
Это дает французским учителям стимул
двигаться по ступеням профессиональной карьеры,
совершенствовать свои знания и навыки.
Германия
Учителя в Германии являются
государственными служащими. При этом в стране
позволяется входящим в ее состав землям
автономно выстраивать образовательное
законодательство. Отсюда – несхожесть систем
оплаты труда педагогов в разных регионах. Но есть
и общие принципы.
В Германии тарифицирована (учтена) не
только (как ныне в Российской Федерации) урочная
нагрузка. Учитель обязан часть своего времени
затрачивать на внеурочную деятельность, которая
тоже четко тарифицируется.
Рабочее время учителя включает в себя:
– участие в заседаниях
педагогического совета;
– работу в методических объединениях;
– сотрудничество с органами школьного
самоуправления;
– повышение квалификации;
– подготовку к урокам;
– участие в родительских собраниях;
– проведение замен и т.п.
Чтобы полнее учитывать объем нагрузки,
используется дифференцированная система
коэффициентов. На старшей ступени гимназии
урокам литературы присваивается максимальный
коэффициент 1,8; урокам физкультуры – 1,25 и т.д.
Существует положение, препятствующее
бесконтрольному увеличению объема
педагогической нагрузки.
Для индивидуализированных расчетов
школами немецких земель было получено
соответствующее программное обеспечение.
Система учета рабочего времени,
принятая в Германии, компенсирует
неравномерности в нагрузке учителя во время
календарного года (каникулы). Предусмотрена
возможность возместить «недоработку» или
«переработку» в течение одного учебного года
нагрузкой в будущем году. Для этого составляется
годовой план распределения рабочего времени. В
этом отношении немецкая система близка к той, что
принята в высшей школе в России.
При планировании учитывается
посещение учителями курсов повышения
квалификации, работа в органах школьного
самоуправления (в Германии это актуально),
дежурства по школе и т.п.
Принимаются во внимание также функции,
которые в России обычно связываются с занимаемой
должностью (классное руководство, функционал
заместителя директора, социального педагога,
педагога дополнительного образования).
В Германии принята реалистичная норма
общего объема работы учителя – около 48 часов в
неделю (а не 36, как в российском Трудовом кодексе,
что на практике оборачивается неисполнением).
Поэтому у немцев появляется возможность реально
учитывать объемы времени, уходящие на подготовку
к урокам.
Примеры расчетов рабочего времени для
различных категорий преподавателей взяты из
соответствующих законодательных актов
г. Гамбурга, приравненного по своему статусу к
федеральной земле (аналогично субъекту
Федерации), в том числе из «Положения о трудовом
распорядке (рабочем времени) учителей
государственных школ».
Следует иметь в виду, что для
дифференцированного определения затрат все
педагогические обязанности – в зависимости
от предмета и ступени обучения – получают
определенное временное измерение. Таким же
образом оцениваются и функциональные, общие
обязанности и дополнительные занятия с
отстающими.
Соединенные штаты Америки
В США устроиться на службу в школу
гораздо сложнее, чем в университет. Если для
последнего необходимо наличие соответствующей
квалификации и степени, то для работы со
школьниками – этого далеко не достаточно.
Даже тем, кто имеет высшую научную степень в
США – степень доктора философии –
приходится сдавать серию тестов и проходить
специальную образовательную комиссию на уровне
департамента образования штата для получения
сертификата на право работы в школе. Особенно
жесткие условия предъявляются для выдачи
разрешения трудиться в государственном
образовательном учреждении. В частных
школах – требования более гибкие.
Контролируют качество подготовки
учителей органы лицензирования и сертификации
при соответствующих государственных
департаментах образования в каждом отдельном
штате. Требования могут варьироваться от штата к
штату, иногда – очень значительно. В целом,
программы сертификации и лицензирования
охватывают следующие разделы подготовки
учителя: базовые академические умения;
предметные знания; знание методов обучения;
непосредственное проведение уроков на практике.
С этой целью разработаны специальные
тесты для будущих педагогов. Одной из наиболее
распространенных тестовых серий является
«Праксис» («Praxis»). Как правило, сдача тестов по
этой системе – необходимый начальный этап
процесса получения лицензии на образовательную
деятельность в школе.
«Праксис» разрабатываются
специалистами государственной Службы по
образовательному тестированию (ETS – Educational
Testing Service). Для каждого теста создается
специальная комиссия, включающая в себя
представителей науки, образования, школьной
администрации и рядовых учителей-предметников.
Во время этого процесса тест проходит
многократную экспертизу и оценку по каждой
секции и отдельному вопросу. После разработки
теста он подвергается статистической проверке и
анализу на валидность, надежность и
репрезентативность.
Конечно, тесты серии «Праксис» не
могут охватить весь спектр общих и
профессиональных знаний педагогов. Более того,
они не в силах прогнозировать, будет ли
испытуемый хорошим учителем. Эти тесты
предназначены, прежде всего, для измерения
знаний потенциальных претендентов. Их цель –
предоставить базовую информацию органам
лицензирования и сертификации о
профессиональной пригодности соискателя на
педагогическую работу в школе.
«Праксис» покрывает различные уровни
подготовки к педагогической деятельности в ОУ:
вступительные тесты в
университетских программах подготовки учителей;
выпускные тесты в педагогических
колледжах;
стартовый уровень для потенциальных
преподавателей школ;
уровень начинающих специалистов в
течение первого года работы в образовательном
учреждении.
Первый уровень соответствует
оценке базовых академических умений (читать,
писать и элементарных математических навыков) и
рекомендуется для тестирования при поступлении
в педагогические колледжи. Это тесты на
измерение так называемых
«предпрофессиональных» педагогических умений
(PPST – pre-professional skills tests).
Второй уровень охватывает
предметную область и рекомендуется для
тестирования выпускников педагогических
колледжей, а также других специалистов,
планирующих посвятить себя преподавательской
деятельности в школе. Измерение предметных
знаний и умений в серии «Праксис» представлено
четырьмя типами тестов:
– на общие и профессиональные
педагогические знания, коммуникативные умения;
– на предметные знания и умения;
– на интегративные, межпредметные
знания;
– на знания в области дидактики и
методики преподавания.
Третий уровень – измерения
педагогической деятельности непосредственно в
учебном процессе. Как правило, эта оценка
осуществляется представителями центров
тестирования, когда они посещают занятия
начинающих учителей в первый год работы в школе.
Этот уровень важен для молодых специалистов: он
дает возможность закрепиться на рабочем месте и
в дальнейшем подниматься по педагогической
карьерной лестнице (как в организационном, так и
в финансовом плане).
Как и в России, в США существует
многоступенчатая система оплаты труда школьного
учителя. Та или иная ступень присуждается в
зависимости от уровня профессиональной
квалификации, результативности работы и опыта
(стажа) педагогической деятельности. Вот как
выглядит часть сетки оплаты труда педагога в
одном из школьных округов штата Огайо:
Таблица 3
Сетка оплаты школьного учителя в США
(доллары, в год)
Разряд |
Бакалавр |
Магистр |
Доктор |
0 (базовый) |
26 083,00 |
28 691,30 |
29 995,46 |
1 |
27 491,48 |
30 256,28 |
31 612,60 |
2 |
28 899,96 |
31 821,26 |
33 229,74 |
...... |
...... |
..... |
..... |
23 |
47 210,24 |
55 295,96 |
57 486,94 |
24 |
48 618,72 |
56 860,94 |
59 104,08 |
Концепции «оплата за
качество» в разных американских штатах
Попытки внедрить принцип «оплата за
качество» предпринимались в США на протяжении
всего XX века. Первые их них базировались на
оценке администратора. В 80-е гг. стала популярной
идея карьерной лестницы, которая создала бы
учителям возможности профессионального роста и
предоставила адекватную оплату за расширившийся
круг обязанностей.
Сегодня немало противников концепции
«оплата за качество»: они считают, что проблемы,
связанные с объективной оценкой учительского
труда, являются практически неразрешимыми. В
частности, внедрение в школы этого принципа
неизбежно приведет к конкуренции между
коллегами, конфликтам, создаст трудности при
работе в команде.
Различные американские концепции
«оплата за качество» включают в себя измеряемые
показатели (достижение поставленных
академических целей и успеваемость учащихся,
профессиональные знания и навыки учителя),
оплату дополнительных нагрузок и компенсацию за
расширенный круг учительских обязанностей.
Например, в Цинциннати программа
«оплата за качество» включает 16 стандартов
(разработанных на основании национальных
стандартов, принятых Национальным советом по
разработке профессиональных стандартов
качества преподавания и Консорциумом по
межрегиональному оцениванию качества
преподавания). Эти стандарты применяются для
оценки качества преподавания в 4-х группах
критериев:
– планирование и подготовка;
– создание условий и атмосферы для
активного учения;
– преподавание для активного учения;
– профессионализм.
Учитель из Цинциннати может получить
от 1-го до 4-х баллов в каждой из групп.
Если хотя бы в одной из них
преподаватель заработает всего 1 очко, он
неизбежно останется в I категории. Полученные
баллы позволяют педагогу продвигаться по пяти
категориям, в которых зарплата варьируется от
$30 000 до $62 500 в год.
Это и есть его карьерная лестница.
Низшая ступень («Новичок»). Стаж
работы не более года. В этой категории остаются и
те сотрудники, которые во второй год своей работы
не набирают как минимум 2 балла в какой-либо из
четырех групп. Если учитель не переходит из
первой категории во вторую в течение двух лет,
школа должна расторгнуть его контракт.
Вторая ступень («Начинающий»). В
первые два года педагогу в этой категории
необходимо успешно пройти курсы: «Управление
классом», «Сотрудничество в обучении»,
«Стандарты на практике», «Работа в команде»,
«Развивающие практики» и др. Если учитель не
переходит на следующий уровень в течение пяти
лет, школа может расторгнуть его контракт. Нужно
проработать минимум три года в этой категории,
чтобы перейти на следующую ступень.
Третья ступень («Продвигающийся»). Здесь
можно находиться на протяжении всей учительской
карьеры. Нужно только регулярно подтверждать
свой статус. Чтобы оставаться в этой категории,
необходимо набирать не менее трех очков в каждой
из четырех возможных групп. Учительская зарплата
автоматически увеличивается в конце первого,
второго и третьего годов.
Четвертая ступень («Продвинутый»).
Чтобы попасть в эту категорию, требуется
заработать как минимум две «четверки», одна из
которых должна быть получена в третьей
тематической группе (преподавание для активного
учения). Зарплата на данном этапе растет в
течение трех лет.
Высшая ступень («Совершенный»), на
которую может попасть преподаватель. Для этого
ему необходимо набрать по четыре балла в каждой
из четырех тематических групп. Ежегодная
заработная плата продолжит расти еще на
протяжении трех лет.
В рамках программы «оплата за
качество» в Цинциннати существует два типа
дополнительных выплат.
Первый: повышение зарплаты в том
случае, если преподаватель получает докторскую
степень или проходит сертификацию в
Национальном совете сертификации по двум (это
минимум) дисциплинам из предложенных:
английский, математика, иностранный язык, физика,
биология, специальное образование или
преподавание в начальной школе.
Второй тип выплат: финансовое
поощрение за посещение специальных курсов и
тренингов по таким направлениям, как «модели
реформирования и модернизации школы», «работа в
команде», «как стать лидером» и «технологии».
Размер поощрений за посещение тренингов может
варьироваться от $500 до $1 000 в год.
Преподаватели из категорий
«Продвинутый» и «Совершенный» получают
ежегодные бонусы в размере от $3 000 до $5 500,
если они берут на себя дополнительные
обязанности: оценивание других учителей,
председательство на заседаниях комиссии по
составлению учебного плана, регулярные
консультации и др.
Организация «Государственные школы
Денвера» и Ассоциация учителей Денвера создали
программу, которая связывает профессионализм и
финансовое поощрение учителя с успехами
учащихся. План программы был разработан при
технической поддержке Центра подготовки и
поддержки преподавателей г. Бостона и при
финансовой помощи одного из общественных фондов
города. Программа предполагает, что повышение
учительской зарплаты и различные финансовые
поощрения возможны только в том случае, если:
– ученики имеют хорошую успеваемость;
– учитель ставит учебные цели и задачи
в зависимости от успеваемости учеников;
– прослеживается четкое соответствие
между стандартами, преподаванием и оцениванием;
– есть программа профессионального
развития педагога;
– в школах создана база данных
успеваемости учащихся.
Вхождение в эксперимент
осуществляется на добровольной основе. Как
минимум 85 процентов сотрудников учебного
заведения должны проголосовать за то, чтобы
школа стала участницей программы «оплата за
качество». Согласившиеся учителя получают
разовый бонус в размере $500.
Каждый педагог вместе с директором в
письменной форме ставят перед собой две задачи.
Первая должна быть выполнена всем классом без
исключения. Выполнение второй предназначено для
локальной группы учащихся, например, для
отстающих или детей с особыми потребностями.
Учитель включает в описание заявки
обоснование выбора поставленной задачи, способы
оценивания ученика, ожидаемые результаты,
показатели, которые, по его мнению, будут
свидетельствовать о выполнении задуманного.
Если реализация заявки осуществлена и
преподаватель добился результата, он получает
бонус.
За выполнение задачи начисляется
бонус, который составляет $500. На второй год
участия в программе цена за каждое выполненное
задание возрастает до $750.
В первой трети школ-участниц для
контроля над выполнением поставленных учителем
задач пользуются общепринятыми
стандартизированными тестами.
Во второй трети ОУ приняты специальные
тесты для оценивания академических достижений,
разработанные самими учителями.
В остальных учебных заведениях
результат отслеживается с помощью учительских
портфолио, которые включают оценки учеников и
фиксируют их достижения.
Все получаемые бонусы плюсуются к
базовой зарплате, которую учителя получают в
соответствии со старым традиционным механизмом
оплаты труда.
Таким образом, доход педагога в
Денвере варьируется от $30 000 до $60 300 в год.
Фиксированная зарплата
начинающего специалиста с дипломом бакалавра
составляет в Дугласе, штат Колорадо, $30 000 в год.
Федерация учителей Дугласа и члены
Образовательного совета Дугласа в 1993/94 гг.
разработали программу оплаты труда педагогов в
зависимости от качества преподавания. План
программы был ратифицирован более чем 90
процентами учителей, и каждый год он снова
утверждается путем ежегодного голосования.
Сегодня программа «оплата за
качество» состоит из двух частей. Первая
включает систему базовой оплаты труда. Для этого
учитель должен пройти процесс оценки своей
профессиональной деятельности. Тот, кто получил
«неудовлетворительно», автоматически лишается
права участвовать в бонусных программах, и его
зарплата на следующий год замораживается.
Преподаватели, прошедшие сертификацию
в Национальном совете по профессиональным
стандартам преподавания, получают ежегодное
финансовое поощрение в размере $2 000.
Как минимум 85 процентов
сотрудников учебного заведения должны
проголосовать за то, чтобы школа стала
участницей программы «оплата за качество».
Согласившиеся учителя получают разовый бонус в
размере $500.
|
Программа бонусных поощрений
никак не связана с базовой зарплатой. Учителя
сами решают, в какой из бонусных программ они
хотят принять участие, при этом без всякого риска
для своей фиксированной зарплаты.
Программа «Выдающийся учитель»
приносит преподавателям бонус в размере $1 250.
Существует четыре типа показателей для оценки
выдающихся учителей – A, B, C, D.
Тип A включает критерии,
разработанные Национальным советом по
профессиональным стандартам преподавания и
Комитетом выдающихся учителей Дугласа. Педагог
должен представить шесть доказательств,
подтверждающих свою инновационную деятельность.
Все они содержатся в портфолио, который
передается администратору.
Тип B подразумевает наличие
портфолио, ориентированного на стандарты
преподавания. Учитель, опираясь на них,
представляет подтверждение своего
совершенствования. Он сам измеряет свои усилия и
оценивает себя.
Тип C предназначен для
преподавателей, желающих пройти сертификацию в
Национальном совете по профессиональным
стандартам преподавания. Чтобы свести до
минимума волокиту с бумагами и документами,
педагоги могут внести некоторые коррективы и
дополнения в свои портфолио и сдать их
администратору.
Тип D основан исключительно на
успехах учеников. В портфолио преподаватель
должен последовательно изложить цели, которые он
преследовал, описать полученные результаты и
ясно объяснить, в чем заключалась его роль.
Портфолио рассматривается районным учительским
комитетом Дугласа.
Программа групповых стимулов поощряет
совместную работу педагогов и школ Дугласа,
стремящихся общими усилиями повысить
успеваемость учащихся. Учителя разрабатывают
проект и собирают подписи в его поддержку в своем
образовательном учреждении. Затем план-проект
представляется для ознакомления в Совет
групповых стимулов, который его изучает и дает
школе разрешение приступить к реализации.
В конце года в совет поступает отчет о
проделанной работе и полученных результатах.
Если он сочтет, что заявленные задачи были
успешно решены, преподаватели получат бонус,
размер которого по подобной групповой программе
составляет примерно $400–500 на каждого
представителя группы.
Программа «Блоки умений» стимулирует
приобретение новых педагогических навыков. За
пройденный курс учителю полагается бонус от $250
до 500. Чтобы получить денежное поощрение, по
окончании курса необходимо сдать экзамен:
методист (инструктор) определяет, удалось ли
педагогу успешно продемонстрировать владение
новыми умениями во время занятий.
Мастеру, как и Выдающемуся учителю,
требуется продемонстрировать успехи своих
учеников. Он обязан пройти сертификацию
национального совета или в течение двух
предыдущих лет иметь статус Выдающегося учителя.
Плюс к этому преподаватель должен быть лидером в
своей области. Бонус Мастера равен $2 500 в год.
Последняя из предлагаемых бонусных
программ – «Дополнительные обязанности».
Бонус могут заработать учителя, берущие на себя
определенную дополнительную нагрузку, например,
членство в районном комитете или комиссии по
образованию. Средства распределяются между
учителями в каждой конкретной школе и
устанавливаются ее сотрудниками. Свои решения ОУ
сообщают в региональные департаменты.
В 2001 г. в штате Айова было принято два
законодательных акта: рассматривалось
несоответствие средних учительских зарплат в
Айове доходам в других штатах и нехватка кадров
как в сельской местности, так и в городских
школах. Районы-участники решили поднять
начальную учительскую зарплату на $1 500, чтобы
минимальная зарплата педагога составляла $28 000
в год.
Мастеру, как и Выдающемуся
учителю, требуется продемонстрировать успехи
своих учеников. Он обязан пройти сертификацию
национального совета или в течение двух
предыдущих лет иметь статус Выдающегося учителя.
Плюс к этому преподаватель должен быть лидером в
своей области. Бонус Мастера равен $2 500 в год.
|
В рамках принятой программы
штата Айова предусмотрена карьерная лестница.
Учитель может идти по ней вверх, повышая свой
статус и материальное положение. Ему нужно
оставаться минимум год на каждой ступени.
Первая ступень («Начало»). На ней
оказываются начинающие учителя с опытом работы
до двух лет. Им нужно иметь лицензию, пройти
подготовительный курс и посещать тренинги,
организованные районами-участниками программы.
Для перехода на следующую ступень требуется
успешно пройти через процедуру оценивания.
Вторая ступень («Карьера»). На ней
учителя начинают работу над индивидуальными
планами профессионального развития.
Районы-участники программы должны обеспечить
минимальную разницу в $2 000 в год между
зарплатой ступени «Начало» и ступени «Карьера».
Через пять лет после перехода на
уровень «Карьера» деятельность учителя
оценивается. Учитель демонстрирует прогресс в
навыках преподавания и успешное завершение
плана профессионального развития. Если учителю
не удается успешно пройти эту процедуру, он
лишается любых прибавок к зарплате.
«Карьера II». На этом этапе
преподаватель может стать наставником других
учителей. Минимальная зарплата должна на $5 000
превышать зарплату ступени «Карьера». Здесь
преподаватель может оставаться всю жизнь. Но
каждые пять лет необходимо подтверждать свой
статус.
«Завершение». Разница в зарплате
со ступенью «Карьера» должна составлять не менее
$13 500 в год. Преподаватель, желающий подняться
на эту ступень, обязан представить на
рассмотрение специализированного совета свой
портфолио. Результатам работы важно
соответствовать стандартам преподавания штата
Айова. Получив статус «Завершение», педагог
берет на себя ряд дополнительных обязанностей:
может стать руководителем проектов или
участвовать в оценке работы других коллег.
Учителя должны отвечать ряду
требований:
· Решать задачи, поставленные перед
учащимися.
Профессионально расти.
Быть компетентными в вопросах,
актуальных для позиции преподавателя.
Заниматься стратегическим
планированием своей деятельности для
максимального соответствия потребностям
учащихся.
Использовать разнообразные методы
отслеживания успеваемости.
Проявлять компетентность в вопросах
управления классом.
________________
* Ученая степень, дающая
право преподавать в лицее (среднем учебном
заведении), а также на естественно-научных и
гуманитарных факультетах университетов. Для
получения степени агреже необходимо завершить
курс университетского образования, сдать
дополнительно ряд экзаменов по избранной
специальности и, как правило, подготовить и
защитить дипломную работу. Диплом по научному
уровню примерно эквивалентен диплому, который
получают российские выпускники университетов.
|