– Мы уже немало говорили о термине
«индивидуальная образовательная траектория
учащихся». Как вы относитесь к термину
«индивидуальная учительская траектория»?
– Для нас он не нов. Мы его
использовали в методических разработках для
учителей, участвующих в конкурсе ПНПО. Понимаете,
школа давно играет в игру «Программа развития».
Более того, сегодня ОУ не попадет ни на один
конкурс, если у него нет программы развития.
У школьников с недавних пор тоже
появились индивидуальные учебные планы. Таким
образом, образовательное учреждение должно
иметь программу развития, ученику следует
двигаться по индивидуальной учебной траектории.
А что же с учителем?..
– Учитель раз в пять лет проходит
аттестацию.
– И это, как правило, происходит
формально, как и в прошлые годы.
Вводимые в регионах новые системы
аттестации требуют от педагога предоставления
учительского портфолио. Но знаю по опыту, что под
названием «портфолио» зачастую воспроизводятся
те папки, которые учителя всегда приносили на
аттестацию. Там по-прежнему лежат поурочные
планы педагога, его публикации, тетрадочки детей
и т.д. Когда я спрашиваю учителей из регионов, как
они составляют портфолио, нередко ответ таков:
«Да как обычно, все то же самое. Такое чувство, что
его вчера велели сделать, и за ночь мы его
подготовили и принесли».
Подобная работа не имеет никакого
отношения ни к профессиональному развитию, ни к
индивидуальной педагогической траектории.
– Сегодня в России со значительным
опозданием начинают обсуждаться идеи оплаты за
качество учительского труда и развитие педагога.
Это давно уже реализовано в других странах. Когда
в нашей стране впервые заговорили о том, что
учитель должен непрерывно двигаться вверх и
получать за это вознаграждение?
– С одной стороны, проблему мы начали
обсуждать совсем недавно. Но, с другой, уже
несколько лет живем в ее контексте. Вспомним, что
такое направление, как новая система оплаты
труда, имело свое начало еще в эксперименте по
профильной школе. Хотя направление и не
заявлялось в качестве отдельного подпроекта, был
создан определенный контекст стратегических
направлений, увязанных между собой. Каждое из
направлений требовало появления следующего.
Именно в рамках эксперимента по
профильному обучению появилось портфолио
ученика. Дети нуждались в нем, чтобы
сориентироваться при выборе профиля и
зачислении в старшие профильные классы. Тогда
еще никто не предполагал, что можно связать эту
новацию с оплатой учительского труда. Поначалу
педагоги увидели в составлении индивидуального
учебного плана ученика, в разработке
ученического портфолио только дополнительную
головную боль. Но очень скоро появились
учителя-энтузиасты, осознавшие, что новый
инструмент может быть полезен и для их
собственного развития.
Примерно через год после того, как в
школах-участницах эксперимента стали
составляться портфолио учеников, мы встретились
с инициативой учителей: они стали собирать
собственные. Появились прецеденты использования
учительского портфолио в регионах –
Калининградской области, Якутии, где уже в 2004
году на аттестации стали рассматриваться
портфолио учителей (хотя для этого еще не было
нормативной базы).
– Давайте уточним, в чем разница.
Ведь и раньше учитель предъявлял на
аттестации – как прямое доказательство
своего профессионализма – успехи учеников…
– Не совсем так. Учителя жили в давно
сработанном алгоритме: мои достижения –
отметки моих учеников. Было очень непросто
убедиться, что можно доказать свой
профессиональный рост, демонстрируя что-то,
помимо отметок. В портфолио ученика должны
фиксироваться не его отметки, а траектория
развития, рост.
Учителям понадобилось время, чтобы
пришло понимание: в ученическом портфолио
хранится крайне важная характеристика
деятельности учителя. А еще спустя время они
уяснили: учитель тоже должен развиваться по
выбранному им плану и иметь свой портфолио.
- Существует немало зарубежных
систем «оплата за качество» и «оплата за
развитие». Но, насколько мне известно, они не
предполагают, что учитель обязательно должен
собирать и хранить портфолио…
– Портфолио – в том смысле, который
мы вкладываем в это слово сегодня в России, – у
зарубежного учителя может и не быть. Зато во
многих странах практикующий педагог должен
постоянно предъявлять план собственного
профессионального развития. В противном случае,
он не получит следующую категорию, не повысится
его зарплата, одним словом – он вообще не
сможет функционировать как учитель.
Студент-педагог в США или странах
Западной Европы уже во время обучения в вузе
строит свою образовательную траекторию так,
чтобы соответствовать определенному
профессиональному стандарту. Для этого здесь
начинает собирать портфолио своих достижений,
подтверждающих его продвижение к этому
стандарту (который описывает совокупность
знаний и умений, необходимых современному
учителю). Без этого не будет возможности попасть
на работу в школу. Он продолжит свое
профессиональное развитие и рост в школе, где у
него появится портфолио действующего учителя.
С ним работающий учитель начинает
продвигаться по карьерным ступеням, повышая свою
квалификацию и учительскую категорию. В разных
странах эти категории во многом аналогичны тем
ступеням, которые должен пройти и российский
учитель.
– Но существует принципиальная
разница?
– Разница в том, что зарубежный
педагог должен пройти в свой карьере меньше
ступеней, чем у нас, каждый раз совершая
серьезный подъем. И лестница эта намного круче.
Еще одно существенное отличие: для того чтобы
остаться на высокой ступени, учителю всякий раз
необходимо демонстрировать свой рост и
продвижение.
Эти ступени и категории могут
отличаться по названиям, однако все зарубежные
модели объединяет одно: портфолио учителя обычно
обслуживает две пересекающиеся программы.
Первая – оплата качества педагогического
труда, которая сейчас добралась до нас.
Вторая – оплата профессионального развития
(она до нас еще не докатилась).
Направление «Новые системы оплаты
труда» нацпроекта «Образование» показывает, что
в России уже осознали необходимость оплаты за
качество. Но, к сожалению, пока еще не знают, как
платить учителю за его за профессиональное
развитие.
Опыт
|
Зарубежный учитель
со студенческих лет собирает свой портфолио.
Однако от традиционной для российской школы
папки, представляемой учителем при аттестации,
этот набор материалов отличается концептуальной
осмысленностью.
На первое место выдвигается рефлексивная
позиция: осмысление учителем своей деятельности
(педагогическая концепция или философия).
Описывая пройденные тренинги, приобретенные
умения, учитель оценивает, как это «новое знание»
реализуется в его преподавании, сказывается на
результатах учеников. Представляя свои проекты,
он показывает, как они работают на стратегию
школы и т.д. Отзывы учеников тоже весьма не
формальны. В приложении к портфолио обычно
включены разнообразные анкеты и интервью, фото- и
видеоматериалы. |
– Однако можно ли при нашей
системе говорить о том, что кто-то – даже
эксперты по образованию – смогут вычленить и
измерить такой показатель, как качество? Не
говоря уже о развитии отдельно взятого учителя?
– Невозможно судить о работе школы по
тому, как она сегодня написала ЕГЭ. Все больше
стран приходят к тому, что нельзя отчитываться за
качество такими разовыми срезами. Это
некорректное измерение. Оценить работу школы
можно только по продвижению учеников, взвесив
разницу между тем, какими их школа взяла и какими
выпустила. В некоторых странах, например, в
Англии, срезы делаются регулярно на национальном
уровне, и тогда прослеживается путь каждого
ребенка (даже если сама школа не проводит
регулярный мониторинг): видно, с чем он поступил в
школу в 5–7 лет и с чем вышел из нее в 19.
В Финляндии отсутствует система
частых срезов, но мониторинг, тем не менее,
проводится достаточно регулярно. Он дает понять,
как развивается ребенок и работает учитель.
Такие попытки делаются и в отдельных школах
России. При отстутствии какого-либо регулярного
мониторинга данные о детях и их прогрессе за
учебный год могут храниться в портфолио учителя.
Оценивая работу педагога, следует учитывать
такой показатель, как индивидуальный прирост:
разница между тем, с чем ребенок пришел к
конкретному учителю и чего с его помощью достиг.
Направление «Новые системы
оплаты труда» нацпроекта «Образование»
показывает, что в России уже осознали
необходимость оплаты за качество. Но пока еще не
знают, как платить учителю за его за
профессиональное развитие.
|
– Нацпроект «Образование»
заставил нас понять, что следует оплачивать
качество педагогического труда. Но теперь второй
этап – как платить учителю за
профессиональное развитие?
– Приведу пример из американского
опыта, который сейчас входит в практику работы
учителей Германии. Учитель садится составлять
план своего индивидуального развития.
Прежде всего, он прописывает
профессиональные цели. Например, работать так,
чтобы ученик находился в центре педагогического
процесса, выстраивать обучение с учетом
возможности проявления ребенком максимальной
активности.
Следующий шаг – приобрести
необходимые умения для этой работы. Какие именно?
Учитель пишет в плане: нужно освоить навыки
формирования учебных групп и не фронтальной
организации работы на уроке. Затем научиться
новым формам оценивания, построенным на обратной
связи, на формировании у учеников способностей к
самооцениванию. И так далее.
После того как педагог определил сумму
необходимых ему умений, он выбирает полезные
тренинги, обозначает сроки и место их
прохождения. В Германии, в одной земле (а она
может быть не больше нашего муниципалитета)
работают четыре академии повышения
квалификации. Учитель пишет в плане, что первый
тренинг он пройдет с апреля по июль в одном
центре, второй – с февраля по март в другом
центре… И начинает действовать.
Как происходит отчет? На уроке
пришедший эксперт наблюдает, как реализуются в
педагогической практике полученные учителем
знания и умения. Учитывается также портфолио
учителя, в котором содержатся соответствующие
детские работы и достижения, проекты,
исследования, презентации групповой работы,
видеозаписи – свидетельства того, что он
активно использовал полученные навыки в своей
работе. Эта информация рассматривается при
аттестации, повышении категории, а значит, и
зарплаты.
То есть учитель, выполнивший все
взятые на себя обязательства, получает
значительную надбавку к зарплате.
– Можно ли ввести такой формат
работы в наших институтах повышения
квалификации?
– Мне кажется, технически здесь нет
ничего невозможного. За исключением
принципиального момента – изменения
мышления. Признаем ли мы, что занятия в ИПК
заканчиваются не в тот момент, когда прочитана
последняя лекция, а когда учитель предъявил
свидетельство, что полученные знания и навыки он
реализовал на практике? Сейчас при прохождении
аттестации учителю достаточно выложить из папки
сертификат, свидетельствующий, что в 2003 году он
прошел такой-то курс. Ставят «галочку» и
запускают на новую категорию.
Изменение мышления должно заключаться
в следующем: никакой «галочки», пока учитель не
выложит свою учебную программу, детский проект,
методические разработки, напрямую или косвенно
связанные с пройденными тренингами. Если мы
вводим этот принцип, тогда наши ИПК изменят
режим. Но чтобы его ввести, нужны волевые решения
и некоторая ответственность. До сих пор у школы
или системы повышения квалификации не было
никаких обязательств за взятые на себя задачи.
Даже программу развития мы по сей день пишем в
надежде на то, что через три года, как в сказке,
либо ишак умрет, либо падишах.
Если у учителя нет программы
собственного профессионального развития, в
каком направлении и за счет чего будет
развиваться школа?
|
– Теперь о деньгах. Как,
по-вашему, можно оплачивать российскому учителю
его индивидуальную траекторию развития?
– Есть одно простое решение. Школа
каждый год отчитывается управляющему совету за
реализацию программы развития. Можно начинать с
того, чтобы принимать у учителей личный отчет по
реализации индивидуальных планов, которые
задают траекторию их профессионального
развития. И это, на мой взгляд, логично.
Вдумаемся: если у учителя нет
программы собственного профразвития, в каком
направлении и за счет чего будет развиваться
школа? Администратор школы, распределяющий
стимулирующие надбавки, должен изучить
индивидуальные планы, оценить степень их
реализации и подать рекомендации о начислении
надбавок управляющему совету. Вот и вся система.
– За последний год в России были
введены некоторые экспериментальные формы
учительской аттестации. Как вы относитесь к
«учительскому» ЕГЭ?
– Делать такой срез модно, здесь мы не
первые. Но надо понимать, что везде, где
ужесточалась система внешнего национального
контроля, шло возмущение. К примеру, в США, Англии.
Можно требовать от учителя написания ЕГЭ, можно
«вгонять его в пот», но разумнее попытаться
создать возможности для его личного движения и
роста.
– Если бы вам предстояло объяснить
учителю, чем важна для него индивидуальная
траектория, что бы вы предпочли ответить?
– Совсем недавно во время семинара
учителя поделились со мной содержанием лекции,
которую перед этим прослушали с большим
интересом. Суть ее была в следующем. Сегодня ритм
нововведений таков, что соответствовать ему
может далеко не каждый педагог. Ему предписали
стремительный режим роста и движения, в который
очень трудно встроиться. Поэтому резко падает
самооценка. Учитель понимает: ему не угнаться, и
начинает чувствовать себя, как отстающий
ребенок, замечающий, насколько сильно класс ушел
вперед.
Заметьте, падение самооценки
происходит не тогда, когда человек осознает, что
он чего-то не может, а когда к нему приходит
понимание, что он этого не сможет никогда. Пока
бежишь за поездом, ты еще бежишь, к чему-то
стремишься. Но когда видишь, что поезд уже ушел…
Единственное противопоставление
этому ритму – собственный ритм. Да, может
сказать себе учитель, я не могу двигаться быстро,
но я все время продвигаюсь. Благодаря этой
уверенности оздоровляется его самооценка. В
каком-то смысле составление индивидуального
плана развития, формирование своего портфолио
служит «лекарством» для повышения самооценки. Но
для этого нужно конструировать разумную
траекторию продвижения. Составляемый на основе
этой траектории портфолио должен
демонстрировать не то, что учитель хороший и
достоин высшей категории (это мы уже проходили), а
то, что учитель растет.
– В Тамбовской области по итогам
новой учительской аттестации эксперты стали
давать педагогам рекомендации: какие следующие
шаги предпринять, в каких конкурсах участвовать.
Как вы расцениваете такую практику?
– Это замечательно! Руководители
образования видят: человеку важно двигаться. Они
начинают выстраивать для него личную траекторию.
Но спросим себя: разве проверяющие должны это
делать на уровне аттестации? Траекторию развития
выстраивает сам учитель. Ему следует приступать
к этому, еще будучи студентом, руководствуясь в
выборе знаний и умений требованиями
квалификационного стандарта.
– Вот мы и подошли к главному.
Начинать нужно все-таки с создания
квалификационного стандарта?
– Разумеется! Чтобы заработала
система индивидуальных учительских траекторий,
начнем с разработки стандарта профессионального
мастерства. Пусть учитель ориентируется не
только на некую вершину мастерства, но и на
определенную рамку. Ему необходим
квалифицированный ответ на вопрос: какими
знаниями и умениями ему требуется овладеть для
достижения уровня «современный учитель»?
Траектория развития берется не из воздуха, а
определяется профессиональными квалификциями,
от которых отсчитывается рост педагога. Эти
квалификации тоже, в свою очередь, берутся не из
воздуха: они должны быть известны, описаны и при
желании и соответствующей подготовке достижимы.
Сейчас, хочется думать, первый шаг к разработке
таких квалификаций может быть сделан. Это
поможет увязать между собой два направления
нацпроекта – вопрос новой аттестации и оплата
за качество.
От редакции. Брошюра
Марины Пинской, посвященная опыту составления
индивидуальных педагогических траекторий и
учительских портфолио, скоро выйдет в
библиотечке «Первого сентября», и подписчики
получат ее вместе с одним из выпусков
«Управления школой». |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План профессионального развития
Он включает определение целей и задач
собственного профразвития, форм и этапов
повышения квалификации; описание желаемых
профессиональных навыков и умений (включая
современные образовательные технологии), курсов
и программ, необходимых для их получения (в т.ч.
сроки прохождения).
Обязательным элементом планирования
является анализ соответствия намеченной
стратегии профессионального развития педагога
стратегии развития школы, образовательной
системы муниципалитета и т.д.
В раздел также входит анализ
выполнения индивидуального плана – текущий и
итоговый. Основной пункт раздела – описание
педагогом того, в каких конкретно формах он
реализует приобретенные профессиональные
умения и технологии, что за предметы он для этого
выбрал, какие классы.
Индивидуальный план
профессионального развития (образец)
ФИО: Блинкова Татьяна Владимировна
Стаж работы: 15 лет
Домашний адрес:
Школа: ГОУ № 28
Основная специальность: учитель
начальных классов.
Должность, дополнительная нагрузка:
руководитель методического объединения
учителей начальной школы.
Цели и задачи моего
профессионального развития: освоение новых
подходов в дидактике и методике обучения младших
школьников; современных форм и методов
преподавания; форм и техник оценивания
образовательных достижений учащихся начальной
школы.
Цели и задачи моего
профессионального развития сходны/сообразны со
следующими задачами округа и/или школы:
внедрение информационных технологий в учебный
процесс; создание условий для индивидуализации
обучения.
Далее заполняются табл. 1 и 2.
Таблица 1
Перечень утвержденных/одобренных
видов деятельности. Профессиональное развитие
(ПР) по специальности
Вид
деятельности ПР |
Цели
и задачи ПР |
Курсы,
программы |
Дата
утверждения и подпись куратора* (по желанию) |
Дата
начала и завершения |
Освоение
дидактики и методики организации учебной
деятельности в системе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина–
В.В. Давыдова |
Освоение новых
форм работы на уроке и подходов к оцениванию |
Курсы в московском
филиале Независимого научно-методического
центра «Развивающее обучение» |
|
23.09.07–22.12.08 |
_____________________
*Подпись куратора свидетельствует о
том, что выбранная деятельность ПР соответствует
общим образовательным потребностям школы и/или
муниципалитета и направлена на то, чтобы развить
способности преподавателя и улучшить результаты
учащихся.
Таблица 2
Перечень дополнительных видов
деятельности. Профессиональное развитие за
рамками основной специальности
Вид
деятельности ПР |
Цели
и задачи ПР |
Курсы,
программы |
Дата
начала и завершения |
Применение
информационных технологий в преподавательской
деятельности |
Освоение и
применение на уроке технологии работы в
программе РowerPoint |
Курсы по
программе Intel «Обучение для будущего» |
11.03.08–10.04.08 |
Подпись педагога
Печать учреждения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Профессиональный портфилио педагога
Приступая к работе, не забудьте
включить в свой портфолио:
оглавление;
резюме (информацию об образовании,
посещении курсов (работе в специализированных
комитетах), награды, грамоты и т.д);
отзывы;
рекомендательные письма;
собственную педагогическую
концепцию;
описание приоритетных
педагогических технологий;
личные цели и задачи;
образцы учебных заданий, тестов и игр;
примеры уроков или проектов;
фотографии класса во время урока;
работы учеников;
результаты проектов или
экспериментов, в которых вы участвовали;
короткое видео, в котором можно
увидеть вас на уроке перед классом или во время
занятия один на один с учеником;
фотографии или адреса сайтов
школы/класса, разработанные вами;
программы, которые написали или
модифицировали (на диске или в распечатанном
виде).
Три последних пункта желательны.
Продолжая работу:
Возьмите на себя обязательство вести
портфолио с начала учебного года.
Определитесь с тем, что вы хотите
фиксировать в портфолио: ваши квалификации и
соответствие стандартам преподавания; успехи
учеников или другие сферы и аспекты
преподавания. В некоторых случаях существуют
обязательные моменты, которые необходимо
отразить в портфолио.
Собирайте материалы для портфолио в
коробку или сумку, по мере того как они
скапливаются на рабочем столе. Также ведите
записи. Позднее просмотрите все собранные
материалы и выберите подходящие для портфолио. И,
наконец, добавьте размышления по поводу того, что
сделали, чего добились.
Постарайтесь ежемесячно находить
время для размышлений. Не ждите до конца учебного
года.
Обязательно включайте в портфолио
детские работы. Но всегда спрашивайте у детей
разрешения или убедитесь в том, что убрали из
работ имена учеников.
Не бойтесь включать в портфолио планы
уроков или других мероприятий, которые оказались
неудачными. Укажите, чему в результате это вас
научило.
Держите портфолио в скоросшивателе
или папке, а не просто в коробке. Он должен быть
структурирован и правильно организован, чтобы в
любой момент можно было бы сразу обратиться к
нужному разделу.
Регулярно просматривайте и
обновляйте материалы.
Используйте в работе табл. 1–8.
Таблица 1
Награды, дипломы, сертификаты
педагога
№№ |
Название |
Предмет |
Мероприятие |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Награды, дипломы, свидетельства
учащихся
№№ |
Название |
Предмет |
Мероприятие |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Семинары, конкурсы, конференции,
круглые столы
№№ |
Название |
Область
|
Мероприятие |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Достижения в системе дополнительного
образования, довузовской подготовки и в иных ОУ
№№ |
Название |
Сфера
учебы |
Учреждение |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Таблица 5
Практики, курсы, тренинги
№№ |
Название |
Содержание
деятельности |
Учреждение |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Таблица 6
Внеурочная деятельность (в том числе
классное руководство)
№№ |
Название |
Содержание
деятельности |
Классы |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Таблица 7
Динамика учебных достижений
№№ |
Предмет |
Класс |
Форма
экспертизы |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Таблица 8
Обратная связь
№№ |
Участники
оценивания |
Предмет
оценки |
Форма
экспертизы |
Результат |
Дата |
|
|
|
|
|
|
|