Практика
Открытый отчет: цели, смыслы, форматы
Перспективы развития школы, качество
предоставляемых образовательных услуг, рейтинг
в ближайшем социуме во многом определяются
стремлением педагогического коллектива
к продуктивной деятельности, к обновлению
целей, содержания, методов и технологий
воспитания и обучения. Приоритетный
национальный проект (ПНП) «Образование» стал
мощным стимулом, инициирующим инновационные
процессы в отечественной образовательной среде.
Собственно, инноватика понимается в
современной педагогике в двух аспектах:
как создание нового «продукта»;
как его популяризация, активное
внедрение, оперативная систематизация сведений
о результативности применения.
Именно второй аспект свидетельствует
о том, насколько востребованы новые идеи, в какой
степени они актуальны и воспроизводимы
коллегами по педагогической профессии.
Существуют разнообразные варианты
популяризации инновационного опыта
образовательных учреждений: публикации в
научно-методических изданиях, презентации,
семинары, конференции, круглые столы, отчеты,
проблемно-тематические дискуссии,
профессиональные «бенефисы» и т.п.
Мы считаем значимым, что именно отчет,
открытый и публичный, был выбран Комитетом по
образованию Санкт-Петербурга как
информационно-просветительская акция для
представления результатов работы
образовательных учреждений – победителей
конкурса, объявленного в рамках ПНП
«Образование» (2006 и 2007 гг.). Формат предполагал
различные практические «воплощения» в
зависимости от целей, которые ставил перед собой
педагогический коллектив школы.
Важная особенность национального
проекта «Образование» состоит в том, что каждое
ОУ, представленное в его «конкурсном поле»,
демонстрирует своеобразие деятельности
педагогического коллектива, свои достижения и
подходы к ним, находки и инновации. Данный показ
должен быть открытым и информативным для самой
широкой аудитории.
Педагогический коллектив гимназии
№ 73 «Ломоносовская гимназия» при подготовке
«версии» отчета опирался на методологию открытой
модели образовательного процесса. Она служила
ориентиром в процессе создания программы
развития учебного заведения на период
2006–2010 гг., а также в ходе подготовки
материалов к конкурсу национального проекта
«Образование».
Открытая модель образовательного
процесса подразумевает интеграцию различных
способов освоения человеком окружающего мира.
Она строится на принципах сотрудничества,
сотворчества, гуманизации, информатизации
образования. Открытость позволяет представить
обучающимся психологическую установку на
сверхзадачу, что приводит к постоянному поиску,
установлению новых ориентиров и целей.
Последняя из перечисленных
характеристик особенно важна, т.к. она определяет
настрой, нацеленность педагогического
коллектива на общую организацию всей своей
жизнедеятельности. В логике открытой модели
образовательной системы публичный отчет
является естественной, периодически
проводящейся акцией, анализирующей итоги
определенного этапа в жизни школы.
аша гимназия представляла свой
открытый отчет в ноябре 2007 г. наряду с другими
образовательными учреждениями Санкт-Петербурга,
получившими грант национального проекта
«Образование». Для того, чтобы содержательно и
ярко рассказать о своей работе прежде всего было
необходимо определить главную цель и ведущие
смысловые направления, позволяющие выстроить
соответствующее им содержание и подобрать
наиболее удобный формат.
Работа по подготовке к участию в
конкурсе национального проекта «Образование» в
2006/2007 учебном году велась параллельно с
реализацией начального этапа программы развития
гимназии на 2006–2010 гг. Поэтому главной целью
отчета стало представление результатов этого
этапа нашей деятельности.
Мы хотели представить: систематизацию
достижений учащихся и педагогов в
образовательном процессе; сравнение результатов
за отчетный период (2006/2007 учебный год) с
предшествующими периодами времени; анализ
характера и диапазона социальных связей
гимназии и т.д.
Особо выделялись перспективы развития
образовательного учреждения, открывающиеся в
связи с получением гранта национального проекта:
возможности обновления технических средств,
«парка» вычислительной техники, повышение
профессиональной компетентности учителей в
области их умений обращаться с электронными
носителями информации и т.д.
С учетом главной цели и составляющих
ее смысловых доминант были определены
содержание и формы проведения отчета. Наиболее
удобным форматом для этого нам показался
семинар, т.к. он создает оптимальные условия для
предъявления информации и обмена мнениями об
увиденном и услышанном. Что касается содержания,
то оно строилось на обращении к сути программы
развития гимназии и представлении о ведущих
составляющих – целевых подпрограммах.
Приступая к созданию программы,
педагоги гимназии отдавали себе отчет в том, что
в современной образовательной среде (в широком
ее понимании), к сожалению, еще достаточно
распространена методология так называемого
«продуктивного» знания, которая способствует
сохранению готовых сведений в памяти
воспитанников и лишает их собственных,
личностных знаний – открытий.
То есть мы достаточно часто
встречаемся с догматизированным обучением, а не
с ценностно-смысловым, которое так нужно
отечественной школе сегодня, а тем более –
завтра. Не случайно еще в XIX веке П.Ф. Каптерев
основным пороком образования в России считал
формирование личности ученика в соответствии с
«обаянием» навязанных педагогом взглядов. Он
подчеркивал, что важнейшую для саморазвития
личности функцию – выработку убеждений –
ученики гимназии должны иметь возможность
выполнять самостоятельно.
Именно поэтому в качестве доминанты
программы развития была выбрана идея приобщения
учащихся к основам учебно-исследовательской
деятельности (УИД), а также ряд сопутствующих ее
воплощению задач и направлений их реализации.
Определяющий смысл исследования в сфере
образования заключается в том, что оно
является учебным, т.е. его главная цель –
развитие личности учащегося, а не получение
объективно нового результата, как в «большой»
науке.
Гимназистам нужно дать возможность
приобрести необходимые для ведения
исследовательской деятельности умения и навыки,
т.е. помочь им овладеть функциональными умениями
исследования как универсального способа
освоения действительности, что в конечном итоге
способствует активизации личностной позиции в
образовательном процессе.
Для того чтобы основные идеи программы
и деятельность педагогического коллектива
гимназии, направленная на их осуществление,
нашли достойное воплощение в ходе открытого
публичного отчета, была разработана его
содержательная структура, состоящая из четырех
смысловых блоков:
I блок – введение – объявление
о проблематике открытого отчета; знакомство с
гимназией как образовательным учреждением,
построившим свою педагогическую концепцию на
актуальных положениях научного и
педагогического наследия М.В. Ломоносова,
великого русского ученого-энциклопедиста;
представление визитной карточки, ознакомление с
программой проведения открытого отчета, со
сведениями, характеризующими основные вехи
развития учебного заведения; достижения,
представленные в «папках-дайджестах» для всех
гостей и коллег, посетивших семинар.
II блок –
информационно-аналитический – материалы,
отражающие главные характеристики
образовательного процесса гимназии № 73;
совокупность ключевых идей ее программы
развития, а также презентация целевых
подпрограмм: «Ученическое
научно-исследовательское общество в профильной
школе», «Педагог-куратор
учебно-исследовательской деятельности
учащихся», «Информационное сопровождение
образовательного процесса», «Сотрудничество с
музеем М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге».
Работа в рамках II блока
сопровождалась, помимо выступлений педагогов и
сотрудников гимназии, разнообразными
статистическими данными сравнительного
характера, позволяющими наиболее «рельефно»
выделить как продуктивные моменты развития, так
и «проблемные точки», требующие дополнительного
переосмысления или корректировки.
III блок – демонстрационный –
имеет свою смысловую доминанту, выраженную в
формулировке его темы «Учимся творчеству!». В
рамках блока все желающие могли ознакомиться с
проведением занятий спецкурса по профильному
обучению «Основы исследовательской
деятельности» для учащихся 10-х классов (два
семинарских занятия), а также принять участие в
работе секций Ломоносовских чтений –
традиционного для гимназии праздника юных
исследователей.
Проводится это мероприятие ежегодно и
приурочено ко дню рождения
М.В. Ломоносова – 19 ноября; подробно
тематика семинарских занятий и секционных
заседаний приведены в приложении 1. В
контексте III блока педагоги гимназии имели
возможность продемонстрировать свое
методическое мастерство, показав владение
технологиями приобщения учащихся к
исследовательской деятельности, логику
«прохождения» ими своих исследовательских
маршрутов.
IV блок – подведение итогов –
планировался как рефлексивный, где участники
семинара, гости, коллеги, приглашенные на
публичный открытый отчет, могли обменяться
впечатлениями о полученной информации, задать
вопросы, высказать пожелания. Всем
присутствующим предлагалось заполнить короткую
анкету, т.е. выполнить роль эксперта, оценив
материалы отчета, характер и качество их
преподнесения (см.анкету).
В информационном центре –
медиатеке – можно было ознакомиться с сайтом
гимназии и экспозицией виртуального музея
М.В. Ломоносова.
Охарактеризовав цели, задачи, формат
проведения открытого отчета, нельзя не упомянуть
о подготовке к нему. Наиболее оптимальной
тактикой мы посчитали работу в специально
организованных группах – командах. В связи с
тем, что каждая из представляемых в рамках отчета
целевых подпрограмм, составляющих программу
развития гимназии, разрабатывалась творческим
микроколлективом педагогов, «участки приложения
сил» были четко определены.
Кроме того, следует отметить, что
практически все учителя гимназии работают над
индивидуальными методическими темами (ИМТ). Их
проблематика напрямую связана с уже
упоминавшимися целевыми подпрограммами. Таким
образом, создавался определенный «резерв», к
которому обращались за помощью при отборе и
подготовке разнообразных сведений.
Существует позиция, рекомендующая
представить отчет образовательного учреждения в
качестве персонифицированного выступления его
руководителя. Мы думаем, что роль директора как
своеобразного топ-менеджера своего коллектива
ярче проявляется в том, каким образом
«сработает» команда, которую он – лидер –
возглавляет и направляет. Вот почему именно
командный, или «ансамблевый», подход был для
нашего педагогического коллектива определяющим
при организации подготовки и проведения
открытого отчета.
Хотелось бы также сделать особый
акцент на том, что отчет является публичным.
Данное обстоятельство указывает на
необходимость соблюдения ряда условий.
Во-первых, все материалы должны
быть изложены эмоционально, ярко, доступно для
восприятия самой широкой (непрофессиональной в
педагогическом плане) аудиторией как на
вербальном, так и на демонстрационном уровне.
Во-вторых, сведения представляются
компактно и четко во временном режиме.
В-третьих, публичность
предполагает гласность мероприятия,
превентивную информацию о нем, своевременно
переданную всем заинтересованным лицам. В нашем
случае – родительской общественности,
социальным партнерам гимназии, среди которых
есть представители научной и культурной среды, в
том числе руководители ученических
исследований, представители бизнес-структур,
административных и муниципальных органов, а
также коллегам – педагогам из различных
образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Информационными каналами связи могут
выступать средства массовой информации (на
уровне администрации района), бюллетени и
объявления для родителей, телефонограммы по
линии служб районного отдела образования, НМЦ,
Комитета по образованию Санкт-Петербурга,
персональные письма-приглашения и т.д.
Изложенный выше подход к проведению
открытого публичного отчета образовательного
учреждения не претендует на некую
универсальность. Очевидно, что каждый
педагогический коллектив, учитывая свои
возможности, потенциал, цели и интересы, будет
искать свое содержание, удобный формат и, конечно
же, методологию для воплощения такой важной и
нужной акции.
Несомненно, что процесс подготовки к
отчету, представление материалов в ходе него,
дают возможность членам учительского сообщества
повысить уровень профессиональной
компетентности, начиная от ее ключевых
разновидностей до, возможно, и узкоспециальных.
Самое главное, что педагогический коллектив
получает возможность осознать динамику своего
развития, плюсы и минусы этого процесса,
задуматься над тем «кем мы были, кем стали, куда
идем»…
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА,
доцент
РГПУ им. А.И. Герцена,
научный руководитель
гимназии № 73
«Ломоносовская
гимназия»,
г. Санкт-Петербург
Приложение 1
План проведения открытого отчета
О деятельности педагогического коллектива
гимназии № 73
«Ломоносовская гимназия» в рамках Приоритетного
национального проекта «Образование»
(победитель грантового конкурса за 2007 год)
Будь самим собой,
ищи свой собственный путь.
Познай себя
прежде, чем захочешь познать детей.
Прежде чем намечать
круг их прав и обязанностей,
отдай себе отчет в том,
на что ты способен сам...
Януш Корчак
12.00 – 12.35
1. Введение
12.35 – 13.15
2. Информационно-аналитический блок
Характеристика ведущих целевых
подпрограмм, составляющих программу развития
гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия».
2.1. Открытость как важнейшая
особенность образовательного процесса гимназии
№ 73 «Ломоносовская гимназия» (краткая общая
характеристика совокупности целевых программ).
Александрова Татьяна
Константиновна – научный руководитель
гимназии.
2.2. Презентация целевых программ.
Ученическое
научно-исследовательское общество в профильной
школе.
Лебедева Елена Сергеевна –
замдиректора по НМР.
Куузик Наталья Александровна –
педагог-куратор учебно-исследовательской
деятельности учащихся, методист.
Коваленко Марианна Анатольевна –
информационное сопровождение образовательного
процесса, методист информационного центра.
Маркетинговая площадка.
Болсуновская Татьяна
Вячеславовна – замдиректора по УВР.
Сотрудничество с музеем
М.В. Ломоносова.
Смирнова Елена Анатольевна –
замдиректора по ВР.
13.25 – 14.20
3. Демонстрационный блок «Учимся
творчеству»
3.1. Приглашаем на занятия спецкурса
по профильному обучению «Основы
исследовательской деятельности».
– Естественно-научный профиль – 10-й
класс.
Семинарское занятие «Эксперимент как
метод современных научных исследований».
Мчедлова Светлана
Александровна – учитель биологии.
– Гуманитарный профиль – 10-й класс.
Семинарское занятие «Анализ этапов
исследования, их определение на примере
конкретных исследований учащихся».
Михалева Юлия Александровна –
учитель литературы.
Масюк Елена Владимировна –
учитель литературы.
3.2. Приглашаем принять участие в
работе секций Ломоносовских чтений.
– Ломоносовская секция – 3–5-й
классы.
«Формирование опыта
исследовательского поведения учащихся
начальной школы».
Золотарева Людмила
Николаевна – учитель начальных классов.
Маркова Людмила Викторовна –
учитель химии.
– Секция иностранных языков – 9-й,
11-й классы.
«Мир иностранных языков: анатомия
ученического исследования».
Бойцова Ольга Михайловна –
учитель английского языка.
Гончарова Светлана Евгеньевна –
учитель английского языка.
– Химико-биологическая секция –
9-й, 11-й классы.
«Реализация
учебно-исследовательской деятельности учащихся
в условиях экспедиции».
Гриднева Наталья Илларионовна –
учитель химии.
Виноградова Ирина Викторовна –
учитель биологии.
14.20 – 14.30
4. Подведение итогов
Заместитель директора гимназии
Колесова Валентина Алексеевна. Научный
руководитель гимназии Александрова Татьяна
Константиновна.
В информационном центре можно
ознакомиться с сайтом гимназии: http://gymnasium73.ru и
виртуальным музеем М.В. Ломоносова.
Приложение 2
...При Университете необходимо
должна быть Гимназия,
без которой Университет, как пашня без семян.
М.В. Ломоносов, 1754 г.
Анкета
Уважаемые гости, коллеги!
Педагогический коллектив
гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»
представил вашему вниманию открытый публичный
отчет о реализации программы развития. Просим
наших гостей и коллег, выступающих в роли
экспертов, поделиться своими впечатлениями и
ответить на несколько вопросов.
1. Значимы ли для вас и вашего
педагогического коллектива цели и направления
инновационной деятельности, реализуемые в
рамках программы развития Ломоносовской
гимназии, раскрытые на уровне конкретных целевых
подпрограмм?
Да/нет/затрудняюсь ответить.
Пожалуйста, аргументируйте выбранный
вами вариант ответа.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Какие материалы (содержательные
аспекты) открытого отчета заинтересовали вас в
большей степени и почему?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Какие материалы (содержательные
аспекты) открытого отчета, по вашему мнению,
могут быть усовершенствованы, конструктивно
изменены?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ваши предложения? ________________________
_______________________________________________________________________
4. Ваши общие впечатления о результатах
образовательной деятельности Ломоносовской
гимназии, ее учащихся, педагогическом
коллективе.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Спасибо за участие! |