Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2008

ПАРТНЕРСТВО

Сетевое взаимодействие

 

Дети, учитель и собака…

Первый день работы Международной Школы был посвящен, как уже говорилось выше, обсуждению модели перспективного образовательного учреждения, а также поиску ответа на вопрос «Как изменились дети?». Камертоном дискуссии стала позиция приглашенного в качестве эксперта директора центра образования № 548 «Царицыно» Ефима Лазаревича РАЧЕВСКОГО, с которой мы вас знакомим.

Когда я слышу словосочетание «реформа образования», то думаю о том, что это перманентное состояние любых образовательных систем всех стран. Параллельно существует и другое состояние – кризис образования. И если бы не было кризиса, не было бы и реформирования.

Говоря о реформе, мы постоянно употребляем словосочетание «качество образования». Но я могу со всей искренностью сказать, что не понимаю, что такое качество образования. Хотя все руководители школ, как правило, сходятся в том, что качественное образование помогает человеку стать социально успешным. Причем, не только ученику, но всем субъектам образования – учителю, директору, завхозу, учащемуся, его семье и так далее.

Поэтому я убежден в том, что школа как гуманитарная система не должна иметь глобальной цели. Рано или поздно жесткое целеполагание приводит к тому, что цель оправдывает средства. Гораздо продуктивнее выстраивать в образовательном учреждении некий ценностный ряд.

Например, с годами мы в своей школе убедились в том, что никакая самая уникальная технология не заменит ценность личной встречи учителя и ученика.

Еще одну точку для выстраивания перспективной модели школы подсказывают сами ребята. Скажем, лет десять назад мои ученики не требовали, чтобы около спортивных залов нормально работал душ…

Кроме того, я точно знаю, что современные дети наделены известной долей здорового скептицизма по отношению к власти, а семья для них как самоценность постепенно приобретает все большую и большую значимость. И, может быть, и школа тоже.

Что касается семьи и ее ожиданий от школы, то к счастью, наше государство в своих установках, стало все больше опираться на социальные ожидания. По крайней мере, именно это обещают нам те, кто занимается разработкой новых стандартов.

Мне часто говорят, что наша школа успешна, потому что выпускники поступают в хорошие вузы. Но я всегда задаю вопрос: какова в этом заслуга школы? Какие ресурсы семьи и ребенка еще на это затрачиваются? Этого никто не считает.

Поэтому мы выработали иные критерии успешности своей работы. Допустим, смотрим на благополучно сданную вторую сессию в серьезном вузе. Думаю, многие коллеги нас поймут, потому что первый курс – это школьная база, которая позволяет держаться на плаву, а вот дальше нужно уже интенсивно двигаться вперед. Второй критерий – умение выпускника что-то делать хорошо, так называемая компетентность.

Ученик, особенно ученик-старшеклассник пытается сегодня выжить в условиях всеобщей имитации. У меня каждый год от 170-ти до 200 выпускников. И наша гордость заключается в том, что вот уже пять лет у нас нет ни одного медалиста. Потому что медалист сегодня – это, за редким исключением, продукт имитации. В самом деле – невозможно же освоить все предлагаемые дисциплины на «отлично»!

Поэтому разумные старшеклассники выбирают для себя часть предметов, которые они действительно изучают, часть – которые они делают время от времени, и третья категория дисциплин – это те, которые их не интересуют вовсе. Таким образом, треть всероссийского фонда оплаты труда учителей идет на всеобщую имитацию!

Но не будем думать, что у нас все плохо. На самом деле, все очень хорошо! Проанализируйте последние пятнадцать лет. Что бы с нами ни творили, мы выжили, мы состоялись и на школы колоссальный спрос! Современные семьи связывают уровень успешности своих детей с качеством получаемого образования.

И потому самым главным для директора сегодня должен быть учитель. Я не рискнул бы набросать портрет идеального ученика, но попробовал бы грубыми штрихами нарисовать портрет идеального учителя. Во-первых, это человек способный к диалогу. Во-вторых, имеющий информационную культуру не меньшую, чем информационная культура тех детей, которых он учит. В-третьих, это педагог, отказавшийся от такой формы, как лекция.

В связи с последним приведу простой пример. Один из моих знакомых директоров, руководящий маленькой сельской школой в Канаде, как-то рассказал мне о своем видении идеального урока. «Идеальный урок выглядит так: уютный класс, в котором есть дети, учитель и собака». Спрашиваю: «Собака-то зачем?» – «А если учитель произнесет хоть слово, она должна его укусить!»

И, конечно же, в-четвертых, учитель не должен быть представителем бедного и социально непопулярного сословия.

 

 

Рейтинг@Mail.ru