Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ: ГИМНАЗИЯ № 12, г. ОМСК

Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках литературы

Ольга Андреевна БУДАЧЕВА,

заведующая кафедрой

русского языка и литературы

 

Ключевые компетенции, определяют современное качество обучения. Они носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой сфере деятельности.

Учителя-филологи гимназии работают с такими понятиями, как:

  • «компетенция» – отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере;

  • «компетентность» – владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности; уже состоявшееся личностное качество обучаемого и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Остановлюсь на развитии коммуникативной компетенции.

10-м классе наши ученики начинают осваивать конспектирование на базе осознанного представления о конспекте. Этому способствуют опорные сигналы: «Как написать конспект», «Как определить главную мысль автора», «Как определить идею автора текста» и т.д., которые учителя литературы и русского языка применяют начиная с 5-го класса.

Используя выборочное и сквозное конспектирование, репродуктивное и творческое, десятиклассники учатся делать выписки, составлять развернутый план (план – тезис), писать аннотацию, рецензию, реферат.

Замечу, что опорный конспект – особая форма изложения мыслей авторского текста посредством зрительных образов, схем, рисунков и слов – дескрипторов, то есть основных понятий. Такой конспект, как правило, основан на ассоциациях и служит для облегчения запоминания и вспоминания материала. Это логико-художественная форма учебного конспектирования, используемая как метод обучения.

Учащиеся осваивают и традиционную технику конспектирования: ведущие, главные позиции выписываются ими либо в технике цитирования, либо своими словами.

Овладение приемами переработки информации начинается с повторного чтения и анализа. Именно процедура анализа позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное. Это помогает отметить в содержании все существующие в нем компоненты.

Подобная форма работы сложна для ребят тем, что совершается вместе с другими операциями: синтезом, обобщением, классификацией. Поэтому используется опорная схема анализа материала (текста, произведения, части, статьи и др.). Умение анализировать формирует, развивает и совершенствует способности учащихся.

Предлагаемая на с. 35 (см. пример 3) опорная схема анализа дает возможность ученикам грамотно проанализировать изучаемое произведение.

Умение дискутировать помогает старшекласснику развить коммуникативные способности и достичь коммуникативной компетентности. Дискуссию в классе педагог выстраивает таким образом, чтобы пассивный учащийся чаще выполнял активную роль при решении проблемы, а активный – формировал у себя способность подчинения общественным интересам (см. Памятку для участника дискуссии).

Тема должна быть интересна участникам, соответствовать их возрасту. Важно, чтобы она носила проблемный характер, содержала в себе противоречия. Только при таком условии можно провести полемику – спор, сделать обсуждение острым, спровоцировать ребят на отстаивание собственного мнения.

Формы дискуссии как коллективного вида речевой деятельности различны – «дебаты», «критики, мечтатели, реалисты» и т.д., но их объединяет то, что учащиеся эмоционально и интеллектуально учатся выражать собственное суждение или позицию группы, акцентировать внимание слушателей на заявленной проблеме, осваивают опыт публичных выступлений, приобретают навыки оппонирования и защиты. В дискуссии у ребят равные возможности при самореализации собственного «Я».

Коммуникативная компетентность приобретается подростками в процессе реализации какой-либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели, определять результаты, решать проблемы, искать способы решения, а не получать их в готовом виде.

В будущем учащиеся гимназии станут специалистами в разных сферах деятельности, поэтому коммуникативная компетентность, приобретаемая в школьные годы, определяется нами как уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими. Без сомнения, он необходим каждому человеку, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно ориентироваться в профессиональной среде и обществе.

 

Памятка для участника дискуссии

1. Каждый имеет возможность высказать свое мнение, даже отличное от мнения группы.
2. Каждое высказывание, дополнение или уточнение должно учитываться и рассматриваться.
3. Обсуждаются идеи, а не личности. Недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать унизительные высказывания.
4. Будь внимателен к высказываниям другого, поддержи тех, кому сложно говорить публично.
5. Говори кратко, ясно, четко. Не отходи от темы, твердо выражая свои идеи (позицию).
6. Критикуя – предлагай. Критика должна быть конструктивной!

 

Рейтинг@Mail.ru