Как мы развиваем
коммуникативную компетентность на уроках
литературы
Ольга Андреевна БУДАЧЕВА,
заведующая кафедрой
русского языка и литературы
Ключевые компетенции, определяют
современное качество обучения. Они носят
надпрофессиональный характер и необходимы в
любой сфере деятельности.
Учителя-филологи гимназии работают с
такими понятиями, как:
«компетенция» – отчужденное,
наперед заданное социальное требование к
образовательной подготовке ученика, необходимой
для его качественной продуктивной деятельности
в определенной сфере;
«компетентность» – владение,
обладание учащимся соответствующей
компетенцией, включающее его личностное
отношение к ней и предмету деятельности; уже
состоявшееся личностное качество обучаемого и
минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Остановлюсь на развитии
коммуникативной компетенции.
10-м классе наши ученики начинают
осваивать конспектирование на базе
осознанного представления о конспекте. Этому
способствуют опорные сигналы: «Как написать
конспект», «Как определить главную мысль
автора», «Как определить идею автора текста» и
т.д., которые учителя литературы и русского языка
применяют начиная с 5-го класса.
Используя выборочное и сквозное
конспектирование, репродуктивное и творческое,
десятиклассники учатся делать выписки,
составлять развернутый план (план – тезис),
писать аннотацию, рецензию, реферат.
Замечу, что опорный конспект –
особая форма изложения мыслей авторского текста
посредством зрительных образов, схем, рисунков и
слов – дескрипторов, то есть основных понятий.
Такой конспект, как правило, основан на
ассоциациях и служит для облегчения запоминания
и вспоминания материала. Это
логико-художественная форма учебного
конспектирования, используемая как метод
обучения.
Учащиеся осваивают и традиционную
технику конспектирования: ведущие, главные
позиции выписываются ими либо в технике
цитирования, либо своими словами.
Овладение приемами переработки
информации начинается с повторного чтения и
анализа. Именно процедура анализа позволяет
разделить текст на части, отделить одно
положение от другого и выделить нужное. Это
помогает отметить в содержании все существующие
в нем компоненты.
Подобная форма работы сложна для ребят
тем, что совершается вместе с другими операциями:
синтезом, обобщением, классификацией. Поэтому
используется опорная схема анализа материала
(текста, произведения, части, статьи и др.). Умение
анализировать формирует, развивает и
совершенствует способности учащихся.
Предлагаемая на с. 35 (см. пример 3)
опорная схема анализа дает возможность ученикам
грамотно проанализировать изучаемое
произведение.
Умение дискутировать помогает
старшекласснику развить коммуникативные
способности и достичь коммуникативной
компетентности. Дискуссию в классе педагог
выстраивает таким образом, чтобы пассивный
учащийся чаще выполнял активную роль при решении
проблемы, а активный – формировал у себя
способность подчинения общественным интересам (см.
Памятку для участника дискуссии).
Тема должна быть интересна участникам,
соответствовать их возрасту. Важно, чтобы она
носила проблемный характер, содержала в себе
противоречия. Только при таком условии можно
провести полемику – спор, сделать обсуждение
острым, спровоцировать ребят на отстаивание
собственного мнения.
Формы дискуссии как коллективного
вида речевой деятельности различны –
«дебаты», «критики, мечтатели, реалисты» и т.д., но
их объединяет то, что учащиеся эмоционально и
интеллектуально учатся выражать собственное
суждение или позицию группы, акцентировать
внимание слушателей на заявленной проблеме,
осваивают опыт публичных выступлений,
приобретают навыки оппонирования и защиты. В
дискуссии у ребят равные возможности при
самореализации собственного «Я».
Коммуникативная компетентность
приобретается подростками в процессе реализации
какой-либо осмысленной деятельности, где надо
ставить цели, определять результаты, решать
проблемы, искать способы решения, а не получать
их в готовом виде.
В будущем учащиеся гимназии станут
специалистами в разных сферах деятельности,
поэтому коммуникативная компетентность,
приобретаемая в школьные годы, определяется нами
как уровень сформированности личностного и
профессионального опыта взаимодействия с
окружающими. Без сомнения, он необходим каждому
человеку, чтобы в рамках своих способностей и
социального статуса успешно ориентироваться в
профессиональной среде и обществе.
Памятка для
участника дискуссии
1. Каждый имеет возможность высказать
свое мнение, даже отличное от мнения группы.
2. Каждое высказывание, дополнение или уточнение
должно учитываться и рассматриваться.
3. Обсуждаются идеи, а не личности.
Недопустимо «переходить на личности»,
навешивать ярлыки, допускать унизительные
высказывания.
4. Будь внимателен к высказываниям другого,
поддержи тех, кому сложно говорить публично.
5. Говори кратко, ясно, четко. Не отходи от темы,
твердо выражая свои идеи (позицию).
6. Критикуя – предлагай. Критика должна быть
конструктивной! |
|