Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ: ГИМНАЗИЯ № 12, г. ОМСК

Как мы организуем
информационное пространство
в гимназии

Людмила Николаевна КАЗИМИРСКАЯ,

директор

 

Татьяна Анатольевна ЕРМОХИНА,

замдиректора по информатизационным технологиям

 

 

Владение информационными технологиями сегодня стоит в одном ряду с умением писать и читать. Одной из главных задач образования является создание такого учебного пространства, где у детей имелась бы возможность развивать эти умения.
Мы решали вопросы, связанные с управлением процессом информатизации поэтапно. У нас сложилась определенная система работы, создан ряд документов.

Начнем с того, что в Омске с 2001 г. существует экспериментальная площадка «Формирование единого информационного пространства в условиях крупного города», в работе которой наша гимназия принимает самое активное участие. Цель ее состоит в поддержке педагогических инициатив, помощи в дидактическом и методическом обогащении образовательного процесса.

Осваивать новое информационное пространство нам помогал методист по вопросам информатизации образования или сетевой координатор. Такого специалиста назначает Департамент образования города своим приказом на 0,5 ставки (у нас в Омске в 2001 г. их было 27, сейчас – 54). В его обязанности входило:

– вовлечение участников образовательного процесса МОУ в сетевую деятельность (олимпиады, конкурсы, проекты, виртуальные методические объединения и др.);

– взаимодействие с сотрудниками отдела информатизации образования, администрацией МОУ, методическими объединениями, кафедрами, творческими группами учителей, учащимися, родителями по вопросам участия в интернет-инициативах;

– консультирование руководителей и педагогических работников МОУ по поводу внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;

– оказание помощи руководителям ОУ в планировании деятельности по информатизации;

– планирование сетевой деятельности в рамках направления работы конкретного МОУ совместно с участниками образовательного процесса;

– отбор сведений об образовательных интернет-инициативах;

– регулярное информирование участников образовательного процесса об образовательных инициативах в сети Интернет;

– координация взаимодействия всех субъектов, занятых в каком-либо конкретном телекоммуникационном проекте.

Городская экспериментальная площадка развивалась, а вместе с ней росли и мы. Если в 2002 г. наше ОУ участвовало всего лишь в паре интернет-проектов, в 2005/06 уч. г. – в 16-ти, то в 2006/07 – в 26-ти, запущенных школами Омска и России. 354 гимназиста и 25 наших учителей так или иначе осваивали интернет-пространство, побеждали в олимпиадах, выигрывали в викторинах, демонстрировали свои ноу-хау.

В 2006 г. три преподавателя гимназии под руководством сетевого координатора запустили собственные интернет-проекты: «Мой город Омск», «Физика – юным» и «Реформы Столыпина». В них приняли участие 616 обучающихся, 61 учитель города Омска и команда из Екатеринбурга.

В частности, проект «Мой город Омск», адресованный учащимся 2–4-х классов, позволил детям узнать историю места, где они живут, познакомиться с известными архитектурными зданиями, расширить знания о флоре и фауне родного края. Выяснилось, что самыми интересными интернет-страничками для ребят стали виртуальные «путешествия» по улицам Омска и вопросы о спортсменах-омичах.

Подобные телекоммуникационные проекты реализуются в основном во внеурочной деятельности. Тем не менее они оказывают влияние на качество обучения по отдельным предметам. Ведь во внеклассных мероприятиях проявляется все многообразие практических занятий детей, усиливается их творческая и познавательная активность, эмоциональное содействие, сопереживание, сотрудничество. Кроме того, повышается учебная мотивация, усиливается роль поисковой работы, в учебный процесс вовлекаются «внеурочные познания», что стимулирует самостоятельную, сознательную деятельность с осмысленным взаимным переносом знаний в ту или иную область занятости.

Другой плюс телекоммуникационных проектов в том, что они развивают культуру межсетевого общения учащихся и педагогов. Диалог, установление контактов между детьми из разных школ и городов играют важную роль в развитии личности. Меняется и назначение учителя, который из монополиста информационного пространства превращается в консультанта, соратника, помощника учеников.

Разумеется, мы выделяем отдельные часы на участие преподавателей в проектах и конкурсах. При победе своей команды наши учителя получают также дополнительное вознаграждение (премию) и сертификат Департамента образования для аттестации. Каждый такой проект заканчивается подведением итогов, награждением победителей и участников. По его итогам создается компьютерный журнал или диск с лучшими разработками, который вручается всем участникам. Воспользоваться этим и организовать у себя в школе нечто подобное может сегодня каждый учитель. Информация о проектах размещена на образовательном сайте Департамента образования города Омска www.omsk.edu.ru.

Учитывая веяния времени, обучение информатике в гимназии с 2002 г. начинается со 2-го класса. Учебный план у малышей содержит 1 час теоретического материала и 1 час отработки практических навыков на компьютере. К 5-му классу учащиеся уже имеют навыки работы на компьютере, ориентируются в меню и основных программах: в текстовом редакторе, простых графических редакторах, программах создания презентаций.

Более того, участвуя в проводимых нашей гимназией малых научных чтениях и в городской научной конференции «Почемучка», ученики начальной школы готовят свои выступления в основном в виде презентаций. У нас стали нормой уроки с применением образовательных дисков «Кирилл и Мефодий» и «Просвещение», виртуальные экскурсии в Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, организация интернет-уроков по различным предметам. Например, только за первое полугодие 2007/08 уч. г. учителями гимназии было проведено более 250 таких занятий.

С развитием материальной базы сетевому координатору становилось все труднее справляться со своими обязанностями, поэтому в прошлом году в нашей гимназии появилась должность «заместитель директора по ИТ». Он руководит процессом информатизации в ОУ, оказывает методическую помощь учителям-предметникам по проведению интернет-уроков, а также:

  • организует диагностику уровня технологической подготовки учителей, обеспечивающих использование ИКТ (анкетирование и собеседование, тест на информационную компетентность);

  • налаживает систему подготовки кадров для реализации плана по ИКТ (курс «Обучение для будущего. Интел.», дни консультаций в компьютерном классе, совместная с учителями-предметниками разработка технологических карт);

  • помогает организовать и провести интернет-уроки по отдельному расписанию. (Подробнее о функциональных обязанностях – см. Приложение.)

На протяжении всего учебного года тема «Использование средств ИКТ в учебном и внеурочном процессе» входит в повестку педагогических советов. Более детально этот вопрос рассматривается на научно-методических советах и заседаниях кафедр.

Предметом нашей особой заботы вот уже второй год являются классы, обучающиеся по программе информационно-технологического профиля. В нынешнем учебном году их два (10-й и 11-й), по 27 учащихся в каждом. Профильные дисциплины здесь – математика и информатика. На них отводится соответственно 6 и 4 часа. Помимо этого, информатика усиливается пятью элективными курсами (по выбору). Некоторые из них, такие как «Компьютерная безопасность», ведут преподаватели Омского государственного университета.

Учащиеся данных классов имеют возможность более глубокого изучения информатики и информационных технологий, что позволяет поступать в вузы соответствующего профиля.

В 2007 г. в гимназии появилась своя локальная сеть, соединяющая два кабинета информатики, кабинет физики, библиотеку, учительскую и кабинет начальной школы. Таким образом, под руководством замдиректора по ИТ сегодня работает целая команда (сетевой координатор, учителя информатики, учителя-предметники, заведующие кафедрами, руководитель научно-методического совета, заведующий библиотекой и собственно учащиеся).

Все это ставит новые задачи перед администрацией и, в частности, перед замдиректора по информатизации. В наших самых ближайших планах – приобретение электронно-образовательной среды «КМ-школа», освоение интерактивной доски и открытие лекционного зала, оборудованного всеми средствами ИКТ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Функциональные обязанности ответственного за организацию использования информационных и коммуникационных ресурсов в школе

Приоритетная функция ответственного за внедрение и использование ИКТ – организация внедрения и использования информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы.

Ответственный за внедрение и использование ИКТ:

Анализирует эффективность использования ИК ресурсов в ОУ.

Прогнозирует тенденции изменения ситуации в информационном образовании для корректировки стратегии развития школы.

Планирует и организует процесс разработки и реализации информационной образовательной среды в школе, создание необходимой документации, ознакомление с нормативными документами, положениями и рекомендациями.

Проводит оценку обеспеченности материально-технической базы для внедрения ИКТ.

Обеспечивает проведение мероприятий по сохранности оборудования.

Организует систему подготовки кадров для реализации плана по ИКТ, программно-технологическое обеспечение проектной деятельности обучающихся, диагностику уровня технологической подготовки учителей, обеспечивающих использование ИКТ.

Разрабатывает формы организации использования ИКТ в системе внеурочной деятельности и социально-воспитательной работе.

Организует деятельность творческих групп учителей по разработке вопросов внедрения и использования ИКТ, индивидуальные и коллегиальные формы деятельности учителей и обучающихся в рамках использования ИКТ.

Формирует рабочие группы и обеспечивает проведение педагогических советов по вопросам основных направлений развития ИКТ в школе.

Осуществляет систематический контроль качества работы информационного образовательного процесса и объективность оценки результатов подготовки обучающихся.

Организует просветительскую работу для педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе и т.д.

Координирует взаимодействие служб и подразделений школы, обеспечивающих информационную образовательную среду.

Руководит осуществлением системы стимулирования участников информационного образовательного процесса.

Консультирует участников образовательного процесса по принципиальным методическим вопросам.

С функциональными обязанностями ознакомлен/а: ___________________________________

Примерные функциональные обязанности заместителя директора по информационным технологиям

Заместитель директора по ИТ является лицом, ответственным за налаживание информационной среды образовательного учреждения, а именно: формирование оптимальной аппаратно-программной базы, наполнение среды информационными ресурсами, их хранение и регламент доступа; а также за организацию использования ИКТ в образовательном процессе и управлении школой.

Заместитель директора по ИТ обязан:

1. Организовать разработку и создание школьной информационной среды.

2. Поддерживать в работоспособном состоянии аппаратно-программные средства, т.е. осуществлять:

  • профилактические осмотры, текущий ремонт и модернизацию компьютерной техники, периферийных устройств, локальной сети ОУ;

  • отбор, закупку и установку необходимого программного обеспечения.

3. Обеспечить наполнение школьной информационной среды необходимыми информационными ресурсами, т.е.:

  • выявить и сформировать потребности участников образовательного процесса;

  • определить общую стратегию пополнения ресурсов, в том числе созданных участниками образовательного процесса в данном ОУ;

  • организовать оптимальную систему размещения ресурсов в школьной локальной сети (административных, дидактических, методических), дополнительных информационных ресурсов в поддержку образовательного процесса, ресурсов учащихся; их каталогизацию, хранение, систему поиска.

4. Обеспечить оптимальные условия доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам, т.е.:

  • организовать ранжированный доступ участников образовательного процесса к ресурсам школьной сети и Интернет через систему паролей и разработку регламента доступа;

  • создать в точках доступа условия работы, отвечающие санитарным нормам и требованиям эргономики;

  • участвовать в составлении расписания уроков и внеурочной деятельности, обеспечивая оптимальную занятость точек доступа к информационным ресурсам.

5. Координировать методическую работу педагогического коллектива по внедрению ИТ в образовательный процесс, т.е.:

  • организовать обучение педагогического коллектива пользовательским навыкам и технологиям использования современных информационных ресурсов в образовательном процессе;

  • определить стратегию и организовать единую систему методической работы педагогов школы по созданию и освоению информационных ресурсов в поддержку образовательного процесса и приемов для их использования в урочной и внеурочной деятельности;

  • определить уровень пользовательских навыков, необходимых учащимся на той или иной ступени обучения, для использования информационных ресурсов на основе анализа учебных программ по всем предметам;

  • обеспечить освоение учащимися этого уровня через корректировку программ курса «информационная культура», введение отдельных краткосрочных учебных модулей, организацию консультаций и т.п.;

  • формировать учебные планы с учетом включения информационных ресурсов в учебный процесс;

  • организовать изучение и повышение квалификации работников по вопросам информационных технологий.

Заместитель директора по ИТ координирует деятельность членов администрации и педагогического коллектива школы в создании и использовании информационных ресурсов.

Для обеспечения технической поддержки работы сети в крупном образовательном учреждении заместитель директора по ИТ имеет в своем подчинении системного администратора. В небольшой школе техническая поддержка осуществляется на основе договоров с обслуживающей организацией, а заместитель директора по ИТ имеет в своем подчинении лаборанта. В учебном заведении с количеством учащихся менее 250 человек лаборант принимает на себя обязанности консультанта в точках доступа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Основные подходы к формированию реализации программы информатизации гимназии

Как должны измениться цели и задачи информатизации, которые решает школа? Ответ на этот вопрос нам удалось найти в ходе работы над программой информатизации гимназии на 2007–2010 учебные годы.

Программа «Информатизация образования гимназии» определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности в ОУ.

Основной целью информатизации гимназии является:

– формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров;

– обеспечение качества и эффективности образования, а также доступности образовательных ресурсов путем интегрирования ИКТ в процесс обучения.

Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи:

Управленческие:

  • внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;

  • автоматизация учета кадров и документации гимназии для оперативного ведения и архивного хранения информации;

  • автоматизация статистических данных ОУ для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;

Методические:

  • обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;

  • повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  • создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, другие виды учебной информации.

Организаторские:

  • создание условий для персонального доступа к компьютерам обучающимся и сотрудникам гимназии;

  • развитие интерактивного сайта гимназии, отражающего проблемы и жизнь гимназии.

Критерии оценки эффективности программы:

  • педагогическая ИКТ-компетентность сотрудников;

  • формирование у школьников навыков, необходимых в современном информационном обществе;

  • применение ИКТ-методов и организационных форм учебной работы, в том числе элементов дистанционного обучения;

  • изменения в управлении учебно-воспитательным процессом в целом;

  • изменения во взаимодействии с ближайшим окружением ОУ (родители, общественность, спонсоры, муниципальные органы власти, общественные организации и др.) в результате представления работы гимназии на информационном сайте.

 

План-график реализации программы

Направление деятельности ОУ (в т.ч. поступающие в него продукты и ресурсы проекта ИСО)

Мероприятия, организационные действия, по обеспечению данного направления деятельности

Планируемые результаты

Индикаторы эффективности

Дата

Ответственные за мероприятия

Гимназия

Партнеры, организации, оказывающие помощь

Техническое оснащение образовательного учреждения

Работа с сетями

Создание локальной компьютерной сети ОУ (2 компьютерных класса, кабинет замдиректора по УВР, кабинет физики, начальной школы, библиотека)

Техническая помощь по созданию сетей осуществляется фирмой «Юником»

Для создания информационного пространства гимназии учащиеся используют на занятиях локальную сеть компьютерного класса, учителя – школьную сеть

2007

Заместитель директора по информатизации

Использование продукта проекта ИСО. Конструктор сайтов

Формирование творческой группы и распределение обязанностей по созданию школьного сайта

 

Создание школьного сайта, отражающего все стороны жизни гимназии

2007

Заместитель директора по информатизации

Использование продукта проекта ИСО. Конструктор сайтов

Создание сайта МОУ «Гимназия №12»

 

Отражение работы и жизни гимназии в содержании школьного сайта. Новый уровень сотрудничества ОУ с местным сообществом

2007

Сетевой координатор

Использование продукта проекта ИСО. Медиатека

Приобретение ОУ и учителями-предметниками централизованного образовательного ресурса (ЦОР) нового поколения по различным предметам

Пополнение медиатеки осуществляется за счет ОУ и учителей

Создание ресурсов проекта ИСО для повышения наглядности преподавания, переход к компьютерному тестированию

2007–2008

Заместитель директора по НМР, заведующие кафедрами

Техническое оснащение

Открытие информационно-ресурсного центра

Инвестсбербанк.Благотворительный фонд гимназии

Учителя проводят учебные занятия с использованием медиатеки, Интернет-технологий

2008–2009

Администрация

Обеспечение работоспособности компьютеров гимназии (техническое и программное обеспечение)

  

Работоспособность компьютеров гимназии

 

Системный администратор, заместитель директора по информатизации

Приобретение автоматизированных рабочих мест (АРМ) учителей-предметников

Инвестсбербанк. Благотворительный фонд гимназии

Увеличение количества уроков с использованием ЦОР

2008–2010

Директор гимназии, председатель правления Благотворительного фонда

Изменения в образовательной ситуации школы

Условия обучения

Составление графика доступа в компьютерный класс

 

У школьников появляется доступ к компьютерам, сетям для выполнения домашних, внеклассных работ

2007

Заместитель директора по информатизации

Консультации учителей по использованию ЦОР на уроках

Учителя информатики

Создание и проведение уроков с ЦОР

2007–2010

Заместитель директора по информатизации

Создание АРМ учителя- предметника

 

Создание УМК по предметам

2009–2010

Заместитель директора по информатизации

Активное участие в работе областной экспериментальной площадки «Формирование единого образовательного пространства в условиях крупного города»

Департамент образования администрации г. Омска

Участие в сетевых проектах, проводимых учителями г. Омска и других городов России, создание и проведение собственных проектов

2007–2010

Заместитель директора по информатизации, сетевой координатор

 

Проведение педсоветов, мастер-классов

Научно-методический совет гимназии

Обобщение опыта педагогов

 

Заместитель директора по НМР, председатель НМС

Повышение ИКТ-компетенции учащихся

Элективные курсы по информатике и ИКТ в 9–11-х классах

Вузы г. Омска, кафедры гимназии

Повышение ИКТ-компетенции учащихся. Профессиональное самоопределение и рост мотивации обучения в информационно-технологическом профиле

2007–2010

Заместитель директора по информатизации, заместитель директора по НМР

Поддержка информационно-технологического профиля ОУ

Школьный университет ТУСУРа

Повышение ИКТ-компетенции учащихся

2009–2010

Заместитель директора по информатизации

Подготовка педагогических кадров и администрации. Определение действий по повышению ИКТ-компетентности

Повышение квалификации педагогов

Оценка реального и желательного уровня подготовленности педагогов

Изучение возможностей повышения квалификации педагогов;

Реалистичная оценка ситуации с ИКТ-компетентностью

2007

Заместитель директора по НМР

Ознакомление учителей-предметников с методическими рекомендациями по использованию ЦОР

Заместитель директора по информатизации

Повышение ИКТ-компетенции администрации, учителей.

Применение ЦОР на уроках

2007–2008

Заместитель директора по информатизации

Прохождение учителями-предметниками курсов переподготовки в сфере ИКТ, дистанционное обучение

ИРООО

Повышение ИКТ-компетенции учителей

2007–2008

Заместитель директора по НМР

Использование ИКТ в организации управления школой

Переход на электронный документооборот

Школа имеет четкий план перехода на электронный документооборот:

  • Заместители директора (расписание, аналитические справки);

  • Бухгалтерия

  • 1С, Консультант+);

  • Отдел кадров;

  • Секретарь (делопроизводство, электронная почта)

Департамент образования администрации г. Омска, Благотворительный фонд гимназии

 

2008–2009

 

Проведение консультаций по работе с программой «КМ-школа»

 

Более эффективное и рациональное заполнение базы данных гимназии

2008–2009

 

Работа в «КМ-школа»

 

Реальный переход на электронный формат внешней и внутренний отчетности

2009–2010

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru