Опыт
Школа без замкОв
Как можно использовать средства
информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) в управлении? Каким образом они позволяют
руководить самим учебным процессом? При каких
непременных условиях все осуществимо? Ответы на
эти вопросы – в «школе информатизации», о чем
увлекательно рассказал на педагогическом
марафоне учебных предметов (который ИД «Первое
сентября» провел в этом году в седьмой раз)
Александр Анатольевич Ездов, к.п.н., директор ЦО
«Технологии обучения».
Виртуальные уроки
У Александра Ездова идея «школы
информатизации» блестяще реализована на
практике. Более того, само обучение здесь
невозможно представить без использования ИКТ.
Дело в том, что учатся в его школе дети с
ограниченными возможностями здоровья. Так как
большую часть времени они вынуждены проводить
дома, то азы наук ребята осваивают дистанционно.
Лишь некоторые приезжают непосредственно в
учебное заведение.
Здесь у каждого ученика и учителя есть
компьютер. Общение происходит либо через сервер,
либо посредством конференции on-line, когда
участники учебного процесса вызывают друг друга
через Интернет, используя, в том числе,
видеосвязь. Так происходит виртуальный урок.
«У наших учеников дома, как и у
педагогов, очень быстрый Интернет и статический
IP-адрес, – рассказывает Александр Ездов. –
Мы точно знаем, откуда каждый выходит на связь.
Эта информация нужна для того, чтобы
преподаватель с помощью специального
программного обеспечения мог зайти к ребенку на
компьютер и помог ему что-то сделать. “Я не могу
найти файл”, – жалуется ребенок, а учитель,
находясь на другом конце города, видит у себя на
экране компьютер ученика и говорит: “Давай, я
тебе покажу, как это лучше сделать”».
В ЦО «Технологии обучения» довольно
большой набор различных устройств, адаптирующих
обычный компьютер под конкретного ребенка. Есть,
например, «мышь», перевернутая вверх ногами, и
нужно крутить шарик, размер которого довольно
большой, чтобы курсор перемещался по экрану.
Кнопка этой «мыши» может быть отделена от самого
устройства и находиться под головой. Существуют
ножные и головные «мыши», клавиатуры разных
размеров.
Дети, не выходящие из дома, возможно,
имеют связь с миром в первую очередь благодаря
информационным технологиям. Кто-то из них не
говорит, но способен писать, и для таких ребят
подобное обучение – шанс общения.
«Можно сказать, что наше учебное
заведение работает круглосуточно. В любое время
можно увидеть, как ученики что-то делают на сайте,
учителя помогают выполнять задания или
готовятся к очередному уроку. То есть на школу
замок не вешается фактически никогда», –
признает Александр Ездов.
Как все это выглядит?
Ученик, войдя под своим логином и
паролем на определенный курс (дисциплину), может
увидеть, какие задания и когда он выполнил,
посмотреть оценку за них.
Причем оценка не является приговором.
К примеру, учитель вправе написать следующее:
«Пока я твою работу оцениваю на “четыре”». И это
повод для дальнейшего совершенствования того,
что уже сделано. Поскольку все выполнено в
цифровой форме, внести необходимые исправления
довольно легко. У школьника всегда есть
возможность переделать задание и улучшить свой
результат.
На сервере объединены классный журнал,
дневник и портфолио ученика. Они доступны
ребенку и учителю, администрации и родителям,
а также всем коллегам. Могут ли на выполненные
задания взглянуть другие ученики? Все зависит от
того, что это за работа.
А вот как выглядит страница, на которой
происходит фиксация учебного процесса. Она почти
такая же, как в привычном классном журнале:
перечислены даты проведения уроков, фамилии
детей. Но существенная разница в том, что система
сама предлагает темы, которые должны изучать
ученики. Темп прохождения программы у ребенка
индивидуален. Если учитель остается на
предыдущей теме, он ее и фиксирует. В отличие от
планирования, обычно сдаваемого в начале
учебного года, в виртуальном классном журнале
видна реальная ситуация прохождения программы в
любой момент каждым учеником.
По понятным причинам в школе, о которой
идет речь, очень много письменных заданий.
Орфографические и грамматические ошибки,
допущенные на уроках истории, биологии,
географии и т.д., традиционно довольно слабо
разбираются предметниками, хотя русский язык и
на физике важен. Поэтому был разработан пробный
проект «Домашняя работа».
Ребятам предложили самостоятельно
подобрать свои работы по разным дисциплинам и
сдать их на проверку учителям русского языка.
Таким образом, за одно задание оценка
выставлялась сразу по двум предметам. Попутно
выяснилось, что дети не знают значения некоторых
слов, поэтому появился коллективный словарь, а
учителям-предметникам порекомендовали чаще
объяснять учащимся незнакомые термины.
Твори, выдумывай, пробуй!
В этом году центр готовится к юбилею
Леонардо да Винчи. Все желающие могут
поучаствовать в увлекательнейших проектах. На
сервере созданы «павильоны» по всем предметным
направлениям.
Так, в «павильоне географии» обсуждают
открытия и путешествия эпохи Леонардо. Один из
учеников разместил здесь карты, на которых
флажками помечены важные объекты.
Любители физики решили разобраться с
чертежами великого мастера. Ребята отыскали
разработанный им чертеж парашюта, а потом те, кто
смог приехать в школу, сами сделали и запустили
его. Весь процесс был снят на фото- и видеокамеры.
Снимки и записи разместили на сайте. Ребята, не
добравшиеся до места встречи, участвовали в
дискуссии on-line и обсуждали, как лучше клеить
модель.
Филологи изучали сказки и собирали
афоризмы Леонардо, пытались разобраться в их
значении. Известен рисунок моста, который
Леонардо придумал, но не воплотил в жизнь. А
школьники собрали его из карандашей, без клея и
гвоздей. Одни – в школе, а остальные дома –
фотографии доступны всем.
Что такое школа информатизации
Александр Ездов в своем выступлении
подробнейшим образом рассказал, при каких
условиях возможна такая уникальная организация
образовательного процесса.
Во-первых, для этого необходима
информационная среда, то есть пространство,
где фиксируется ход учебной деятельности школы,
где созданы все условия для работы учителя, куда
имеет доступ ребенок.
Во-вторых, должна быть создана система
сервисов, поддерживающих работу школы. Это
технические службы, организующие в ОУ
функционирование всей системы, связанной с
информационными технологиями.
Кроме того, нужна хорошая нормативная
база, регламентирующая занятия той или иной
деятельностью.
Информационная среда организации должна
состоять из нескольких частей. Совсем не
обязательно, чтобы в ОУ было сразу все, но без базовой
части процесс невозможен. Она состоит из:
Данных об участниках
образовательного процесса, отправляемых в
цифровой форме в управление или департамент
образования.
Данные о ресурсах (помещениях,
средствах ИКТ, которые есть в школе и т.д.).
Имеется в виду наличие мультимедийных
проекторов, звуковых установок, количество
компьютеров, сканеров, состояние школьной сети…
Сюда же относится и информация о получении
школой лицензий, регламентирующих условия
использования программного обеспечения.
Планирование распределения
ресурсов (расписание): когда, на каком уроке,
каким учителем и что будет использовано.
Средства ИКТ, как правило, в школе ограничены,
поэтому план их перемещения по учебному
заведению весьма важен. По нему можно понять,
есть ли в ОУ дефицит какого-либо оборудования.
Гибкая расширяющая часть
Следующий компонент – наличие в
информационной системе поурочного
планирования деятельности учителя. Оно
является прозрачным и для администрации, и для
коллег. Его доступность позволяет легче
выстроить межпредметные связи. Например, когда
учителя истории и географии занимаются с детьми
эпохой Возрождения, то говорить о географических
открытиях лучше синхронно. Если на уроках
геометрии начали заниматься векторами,
желательно, чтобы на уроках физики векторные
величины вводились после этого и т.д.
Выполнение поурочного
планирования. Придерживаться этого правила
удается не всегда. В начале учебного года план
носит формальный характер, поэтому в процессе
учебы происходит его корректировка учителем. Но
если есть система, способная отслеживать
выполнение плана, вносить необходимые изменения,
то это помогает всей школе работать на общий
результат и не позволяет каждому предмету жить
отдельно, быть слабо связанным и с общим
образовательным пространством ОУ, и, главное, с
ребенком.
Фиксация хода образовательного
процесса. При этом условии результаты обучения
становятся доступными для всех. Скажем, родитель,
желающий узнать, что сегодня происходило в школе,
может зайти на сайт и оценить сделанное ребенком,
увидеть, как к выполненному заданию отнеслись
учитель или одноклассники.
Работы учащихся и учителей,
портфолио. Естественно, что в этой же системе
хранятся абсолютно все работы, которые выполняют
и педагог, и дети. Созданный портфолио «идет» за
ребенком с начала обучения. Формируется он
учеником самостоятельно, по мере выполнения
разного рода работ и проектов. Никто не
предпринимает для этого усилий, потому что
существуют компьютер и система хранения, которая
все необходимое делает автоматически.
Информация для родителей.
Очевидно, что семьям на сервере должен быть
обеспечен доступ к расписанию занятий, оценкам. А
к информации о прогулах? Это вопрос скорее не
технологический, а этический. Хотя все прекрасно
знают о существовании системы, позволяющей
смс-сообщением отправлять данные обо всех
перемещениях сына или дочери.
Нормативная база
Хочет ли учительское сообщество, чтобы
родители полностью контролировали учеников,
которые пришли в школу? Может ли учитель из
соседнего класса вмешаться в процесс обучения
других детей? Такие вопросы регламентируются нормативной
базой, правилами, которые должны быть
установлены на разных уровнях: распоряжениями
министерства и департамента образования,
локальными актами.
Локальные акты – важная часть
жизни ОУ. Именно они позволяют обосновать
правомерность и последовательность действий
учителя.
В какой момент учитель должен
заполнить электронный журнал: в начале урока, в
конце или середине? «В нашей школе одновременно
начинаются сотни занятий, и они проходят не в
классах, а виртуально, в сети, – делится
опытом Ездов. – Как их отслеживать? Если в
начале урока учитель поставил в информационной
системе «галочку» о том, что ребенок пришел к
нему и занятие началось, администратор видит это
на экране своего компьютера. Если по каким-то
причинам информация о начале урока не поступила,
он может быстро вмешаться в ситуацию».
Сейчас нормативная база предлагает
перейти к подушевому финансированию, ввести
надбавки для учителей, которые используют
средства ИКТ. В локальных актах стоит отдельно
прописать, когда это условие считается
выполненным. Например, можно ли считать, что
требование удовлетворено, если учитель
подготовил серию презентаций и теперь вместо
того, чтобы писать на доске, все время использует
только их?
Позиция
|
А. А. Ездов
– Без прозрачности учебного процесса
нам сложно работать, – утверждает Александр
Ездов. – Мы должны видеть успехи наших детей и
понимать, что с ними происходит. Состояние их
здоровья меняется очень быстро и радикально как
в одну, так и в другую сторону. И нам, в частности,
важно знать, когда и как общаться с конкретным
ребенком.
Безусловно, можно каждый раз
собираться на малый педсовет и обсуждать
вопросы. Но у нас около тысячи детей. А если эта
информация свободно лежит в сети, то и последние
рекомендации психолога, и заключение
дефектолога, и описание куратором домашней
ситуации ученика доступны всегда.
С подобной информацией учитель
быстрее ориентируется в ситуации. Администрации
понятно, какие задачи могут быть решены
педагогами по отношению к ребенку: «Сейчас он в
хорошей форме, а вы, коллеги, почему этим не
пользуетесь, сдерживаете его рвение? Дайте ему
больше заданий. Здесь у него что-то не получается
освоить, а его товарищу удается. Может быть, их
объединить и позволить решить эту проблему
вместе?»
Те плюсы, которые возникают от доступности
информации, значат для нас гораздо больше, чем
боязнь показаться непрофессиональными перед
родителями или открыть для проверяющих органов
то, как мы тарифицируем учителей, каким образом у
нас идут уроки. Собирать сделанное детьми,
гордиться ими и не бояться – это наша позиция!
Присутствующие в зале
фиксировали каждую мысль лектора |
Система сервисов
Каким образом обслуживается школа
информатизации?
Ремонт. В ОУ необходимо наладить
систему, позволяющую оперативно реагировать на
ошибки техники и помогать устранять их.
Ввод информации базовой части.
Вопрос о том, кто должен этим заниматься,
решается в учебном заведении. В школе, о которой
идет речь, учитель сам вводит необходимую
информацию.
В некоторых ОУ этим занимается
специальный человек.
Естественно, возможны и другие
варианты.
Поддержка сайта. Вопросы
оперативного обновления внешней информации
находятся в ведении как ОУ, так и департамента
образования. Важен общий шаблон для информации,
которая станет доступной родителям и
общественности.
Системное администрирование. В ОУ
может быть свой системный администратор. Но
велика вероятность, что, согласившись на
небольшую зарплату, специалист через какое-то
время покинет школу.
Сейчас активно развивается система
удаленного администрирования, когда
определенная организация устанавливает и
поддерживает необходимое программное
обеспечение, оказывает сервисные услуги и
устраняет неполадки.
Мониторинг здоровья. Существует
большое количество разнообразных систем, в
частности, валеологических, позволяющих
оперативно собирать данные о здоровье ребенка.
Если они долго хранятся, то семьям,
администрации, учителям можно посмотреть
динамику развития группы или изменения
состояния ученика. Это позволяет делать
соответствующие выводы и вовремя вносить
коррективы.
Электронный документооборот
(визирование, контроль, выполнение). К знаниям,
умениям и навыкам, традиционно записанным в
стандарте, теперь добавлены условия их
выполнения, т.е. прописаны учебные программы с
использованием тех или иных средств – как
информационных технологий, так и любого другого
учебного оборудования.
Среди документов, которые могут быть
приняты на уровне учредителя, имеются шаблоны
оформления электронной документации
(электронный журнал, электронный дневник,
портфолио, etc). Эта информация помогает
фиксировать все успехи и достижения учащегося в
школе и вне ее.
Например, если ребенок три раза в
неделю ходит в секцию по гимнастике, то его можно
освободить от каких-то уроков физкультуры (когда
на уроке занимаются именно гимнастикой). Но это
должно быть зафиксировано в электронных
документах, и тогда секция и школа могут
договориться о системе взаимозачета оценок.
Для чего школе нужна информатизация?
Если существует общая система,
нормативная база, все сервисы созданы и
работают, – это прекрасная возможность
обеспечить «мягкий» вход учителя в
использование средств ИКТ.
Кроме того, информатизация делает
школу прозрачной, хотя это по-разному
воспринимается и оценивается руководителями ОУ
(так, не всем по душе, что родитель всегда может
посмотреть на работу, за которую ребенок получил
определенную оценку). Хорошо это или плохо –
каждое ОУ решает для себя самостоятельно.
Безусловно, наличие информационной
системы расширяет школьные рамки, делает
возможным удаленный доступ ко всем учебным
ресурсам, которые выложил на сайт учитель.
Средства связи, имеющиеся у современных детей,
позволяют им потенциально заниматься обучением
в любом месте: дома, в транспорте, на прогулке. Уже
сегодня, перемещаясь по городу, ребенок может не
только слушать музыку, но и изучать иностранные
языки, читать тексты, учить стихи… Довольно
скоро все средства ИКТ будут доступными по цене,
и школе требуется быть готовой к тому, чтобы
использовать этот потенциал.
Что указанная система не
обеспечивает?
Если учитель не захотел сделать свой
курс открытым, доступным, не выложил те ресурсы,
которые у него есть, или не написал задания, сами
они в системе не появятся. Чтобы информатизация
конкретного курса, конкретной учебной
дисциплины состоялась, педагог должен работать
сам и, подчеркнем, работать активно.
Каким образом это может быть сделано?
В описанной выше системе главным
является учитель. Собственно, сам педагог
формирует потребности. Если это начинание
получает поддержку школы, то подается
соответствующая заявка.
Учитель планирует те или иные
мероприятия (с указанием, в каком классе они
будут проводиться), дату и время использования
соответствующих ресурсов.
Школьная администрация обеспечивает
педагогов необходимыми средствами. Если
оснащение происходит в сроки, указываемые
школой, и базовая часть модели заполнена, то
задуманное вполне реализуемо. Это могут
отслеживать все участники образовательного
процесса в соответствии с предоставленными им
правами доступа к информации.
Что можно делать, если такая схема
реализована?
Поскольку используемые средства
достаточно мощные, кроме предметных целей можно
ставить надпредметные задачи: разбираться, каким
образом ребенок осваивает ИКТ, как он учится
понимать прочитанное, ориентируется в
графической информации и т.д.
Необходимо обзавестись нужным
оборудованием: камерами, интерактивными досками,
цифровыми микроскопами, музыкальными
клавиатурами, компьютерными датчиками и т.п.
Результаты этой деятельности должны быть
стандартизированы. Не обойтись и без создания
программ с описанием наиболее эффективного
использования средства ИКТ на уроке.
Постскриптум
В начале прошлого учебного года ЦО
«Технологии обучения» принял на свои курсы
учеников из других учебных заведений. На
материалах центра работает 17 школ-интернатов,
которые вошли в его информационную систему со
своими кураторами и координаторами. «Занимаются
с этими детьми пока еще наши педагоги, а курируют
учеников учителя из самих учреждений. Мы
надеемся, что и там подготовим квалифицированных
сотрудников», – делится планами Александр
Ездов.
Также к программе информатизации
школы подключились четыре региона и запустили у
себя дистанционное обучение. Планируют – еще
13 регионов. И сотрудники центра оказывают им
методическую поддержку. Они проводят курсы для
учителей и последующую стажировку в течение
года. Педагоги, прошедшие специальные курсы,
работают в школах с детьми, а методисты центра
отслеживают, как это делается, консультируют,
проводят в сети мини-педсоветы. И все эти школы
открыты для детей.
Подготовила
Марина КОСОБОК
С дополнительной информацией о ЦО
«Технологии обучения» можно познакомиться на
сайте: http://www.home-edu.ru |