Исследование
Учитель и общество
Как и было обещано в предыдущем
репортаже, мы подробно знакомим вас с одним из
выступлений на гимназической конференции,
прошедшей в Санкт-Петербурге.
Трудно сейчас сказать, какова роль
учителя в обществе: не положение – это мы
знаем, – а роль. Для этого надо отойти на
определенную временную дистанцию.
Потому стоит обратиться к таким временам, от
которых мы достаточно удалены, чтобы вспомнить, а
может быть, – определиться в том, каковы
причинно-следственные связи между учителем и тем
обществом, которое в большой мере сформировано,
выращено руками, душой учителя.
В нашей истории культуры немало книг, мемуаров,
воспоминаний, где авторы находят место для слов
благодарности своим наставникам. Обратимся к
такому слову об учителе, автором которого
является живописец второй половины ХIХ –
начала ХХ веков Илья Ефимович Репин.
В своих воспоминаниях "Далекое близкое" 1 художник
нашел место главе под названием «Иван Николаевич
Крамской. Памяти учителя», где невольно
воспроизвел алгоритм учительского мастерства,
умения вызвать такой интерес к предмету, который
заразит, заставит ученика задуматься, так что он,
школьник ли, взрослый ли ученик и не заметит, как
окажется в поле интеллектуального, духовного,
нравственного, гражданского воздействия своего
учителя.
Юный Репин, недавно приехавший в Санкт-Петербург,
будущий студент Академии Художеств, приглашен к
знаменитому Крамскому, мастеру, мэтру, душе
свободных петербургских художников. Юноша
волнуется, стесняется, но решается идти. Прочтем
этот эпизод:
«Что делать? Неужели итти на
квартиру! Нет, поброжу еще и добьюсь сегодня, а то
пришлось бы отложить на несколько дней.
Через полчаса звоню еще, решившись уйти наконец
домой, если его и теперь нет.
– Дома.
– А, знаю, знаю, вы приходили уже два раза, –
прозвучал его надтреснутый, усталый голос в
ответ на мое бормотанье. – Это доказывает, что
у вас есть характер – добиться своего.
Я заметил, что лицо его было устало и бледно,
утомленные глаза вкружились. Мне стало неловко и
совестно, я почувствовал, что утруждаю усталого
человека. И, главное, не знал, с чего начать.
Прямого предлога к посещению в столь поздний час
у меня не было. Сконфузившись вдруг здравым
размышлением, я стал просить позволения притти в
другой раз.
– Нет, что же вы так, даром хлопотали! Уж мы
напьемся чаю вместе, раздевайтесь.
Это было сказано так радушно, просто, как давно
знакомому и равному человеку. Я вдруг успокоился,
вошел в небольшую комнатку и начал смотреть по
стенам. Голова Христа! Как интересно! Так
представленной я не видел ее никогда. Как
выделяется лоб, какие впалые, утомленные глаза...
И сколько в них кротости и скорби! Но как странно:
волосы расходятся ровными прядями вниз и не
стушеваны, широкие мазки не докончены. «Вот она,
академическая манера», – подумал я про себя. Я
только слыхал про нее. А это зачем здесь?! Какой-то
самый иконописный образ спасителя.
– А что, как находите? Что вы так иронически на
него смотрите? Это вот, видите ли, я взял заказ
написать образ Христа: писал, писал, даже вот
вылепил его.
Он снял на станке мокрые покрывала, и я увидел ту
же удрученную голову Христа, вылепленную из
серой глины. Ах, как хорошо! Я не видел еще никогда
только что вылепленной скульптуры и не
воображал, чтобы из серой глины можно было
вылепить так чудесно.
– Чтобы добиться легче рельефа и светотени, –
продолжал он, – я взялся даже за скульптуру...
да работал, работал и вижу, что оказываюсь
несостоятельным, не поспею к сроку. Обратился к
живописцу, и он очень скоро написал вот эту икону.
Что же, заказчики довольны. А мой Христос,
пожалуй, и через год не будет готов. Как же быть и
кто же станет ждать?
За чаем он оживился совсем. Начав понемногу о
Христе, по поводу образа, он уже не переставал
говорить о нем весь этот вечер. Сначала я плохо
понимал его, мне очень странным казался тон,
которым он начал говорить о Христе: он говорил о
нем, как о близком человеке. Но потом мне вдруг
стала ясно и живо представляться эта глубокая
драма на земле, эта действительная жизнь для
других. «Да, да, конечно, – думал я, – ведь
это было полное воплощение бога на земле». И
далее я был совершенно поражен этим живым
воспроизведением душевной жизни Христа. И
казалось, в жизнь свою я ничего интереснее этого
не слыхал. Особенно искушение в пустыне. Он
представил борьбу Христа с темными сторонами
человеческой натуры.
– Искушение сидело в нем самом, – говорил
Крамской, возвышая голос. – «Все, что ты видишь
там, вдали, все эти великолепные города, –
говорил ему голос человеческих страстей, –
все можешь ты завоевать, покорить, и все это будет
твое и станет трепетать при твоем имени. У тебя
есть все данные овладеть всем и быть здесь
всемогущим владыкой... – произнес он
таинственно. – А ты, сын божий, ты веришь этому?
Испытай! Ты голоден теперь; скажи камням этим, и
они превратятся в хлебы; всемогущий отец сделает
это для тебя. Если он послал тебя для великого
подвига на земле, то, конечно, за тобой невидимо
следят ангелы, и ты смело можешь броситься с
колокольни, они тебя подхватят на руки.
Испытай-ка!»
Крамской странно взглянул на меня.
– Это искушение жизни, – продолжал он, –
очень часто повторяется то в большей, то в
меньшей мере и с обыкновенными людьми, на самых
разнообразных поприщах. Почти каждому из нас
приходится разрешать роковой вопрос –
служить Богу или мамоне. Христос до такой степени
отрекся от личных привязанностей и от всех
земных благ, что, вы знаете, когда родная мать
пришла однажды искать его, он сказал: «У меня нет
матери, у меня нет братьев».
Все это было для меня такой новостью, было
сказано с таким чувством и так просто, что я едва
верил ушам своим. Конечно, все это я читал, даже
учил когда-то со скукой и без всякого интереса
слушал иногда в церкви... Но теперь! Неужели же это
та самая книга? Как это все ново, глубоко,
интересно и поучительно!
Он сам был возбужден своими идеями,
сопоставлениями и все более и более увлекался
живой передачей вечных истин нравственности и
добра.
Утомления его давно не было и помину; голос его
звучал, как серебро, а мысли, новые, яркие,
казалось, так и вспыхивали в его мозгу и
красноречиво звучали. Я был глубоко потрясен и
внутренне давал уже себе обещание начать совсем
новую жизнь...
Далеко за полночь. Взглянув на часы, он удивился
очень позднему времени.
– А мне завтра надобно рано вставать! –
прибавил он.
Я тоже засуетился и опять вспомнил об его
усталости.
Он сам посветил мне по черной лестнице. С
непривычкой провинциала я в темноте едва
спустился до двора. Я был в каком-то особенно
возбужденном настроении и не мог заснуть в эту
ночь. Целую неделю я оставался под впечатлением
этого вечера, он меня совсем перевернул.
Успокоившись понемногу, я начинал компоновать
«Искушение Христа в пустыне» под влиянием
рассказа Крамского. Я поставил Христа на вершине
скалы перед необозримой далью с морями и
городами. Он отвернулся с трагическим выражением
от искушающего вида и зажмурил глаза. Одной рукой
он судорожно сжимал свой огромный лоб, а другой
отстранял от себя неотвязную мысль о земной
славе и власти. Одел его в короткий хитон, а босые
ноги были в царапинах
С этого времени я часто стал ходить к Крамскому и
боялся только, чтобы ему не надоесть. Он бывал
всегда так разнообразен и интересен в
разговорах, что я часто уходил от него с головой,
трещавшей от самых разнообразных вопросов».
В этом эпизоде мы можем выделить
десять ступеней, по которым ступает учитель, а за
ним следует ученик – не сразу, но уверенно.
Выделенные цитатами из текста, слова-ощущения
Илья Ефимовича Репина позволят нам взглянуть
последовательно на действия учителя и цепочку
реакций ученика:
«Это было сказано так радушно,
просто, как давно знакомому и равному человеку» –
условием доверия к нам, педагогам наших учеников,
то, что сначала заставляет их нас слышать,
является доброжелательное, доверительное
отношение как к равному, т.е. как к личности: без
высокомерия и не свысока.
«Сначала я плохо понимал его…» –
любой педагог, свободно владеющий материалом
своего предмета, увлеченный работой, знает о
первичном непонимании, так и написанном на лицах
учеников. Это естественно, т.к. эрудиция и
увлеченность не дает отстраненности от темы,
потому стилистически речь непонятна ученикам,
она выпадает из их понятийного поля. Но это
быстро проходит, что мы видим из следующей
цитаты:
«…потом мне вдруг стала ясно и живо
представляться…» – как только некий
ступор, ошеломление эрудицией, картиной, которую
рисует повествование учителя, иногда самой речью
начинает проходить, ребята, ученики интуитивно
пока, но живо ощущают, представляют, воссоздают
доминирующий в рассказе учителя образ. А это, в
свою очередь, начало возникновения некоего
представления, с которого начинается знание.
«И казалось, в жизнь свою я ничего
интереснее этого не слыхал» – это первичное
представление, только что рожденный образ,
начинает в рассказе учителя, в ходе урока, в
поисках системы доказательств (в зависимости от
приемов работы) тут же обрастать подробностями,
деталями, которые создают ощущение причастности
к новому, свежему.
Предмет беседы может быть самый
разный, важен подход. В примере, взятом нами из
книги И.Е. Репина, И.Н. Крамской рассказывает
будущему ученику о своих мыслях, представлениях,
размышлениях в работе над картиной. Увлеченность
самого учителя и есть огромный стимул для
появления увлеченности ученика.
«Почти каждому из нас приходится
разрешать роковой вопрос – служить Богу или
мамоне» – когда педагог видит, что
ученики его услышали, уже пошли за ним, тогда,
погрузив их в существо проблемы, он словно бы
оборачивает эту проблему на самих воспитанников,
на их жизнь, опыт, настоящий и будущий.
Этот прием, даже способ усвоения хорош
тем, что эмоционально или интеллектуально
подготовленный ученик не должен тратить
дополнительное время, усилия на то, чтобы
представить себе, о чем говорится. Он готов
думать над этим вопросом – тогда станет
понятно, что проблема лично ему и предлагается.
«Все это было для меня такой
новостью, было сказано с таким чувством и так
просто, что я едва верил ушам своим. Конечно, все
это я читал, даже учил когда-то со скукой и без
всякого интереса слушал иногда в церкви... Но
теперь! Неужели же это та самая книга? Как это все
ново, глубоко, интересно и поучительно!»
«Я был глубоко потрясен и внутренне
давал уже себе обещание начать совсем новую
жизнь»
«Целую неделю я оставался под
впечатлением этого вечера, он меня совсем
перевернул» – состояние потрясения есть
результат воздействия слов учителя, образов в
его речи, того хода рассуждения, которым он ведет
учеников. Оно у молодого человека не проходит
долгое время, а, следовательно, фиксируется в
сознании. Ученик оказывается подготовленным к
восприятию уже не «с нуля», так формируется база
для создания представлений, а они, в свою очередь,
готовят знание.
«Успокоившись понемногу, я начинал
компоновать «Искушение Христа в пустыне» под
влиянием рассказа Крамского» – а это уже
интерпретация, т.е. первый признак того, что
сказанное на уроке учителем, услышано учеником и
принято как руководство к действию – своему.
Знание уже заложено, и оно работает.
«С этого времени я часто стал ходить
к Крамскому» – неоднократность говорит
только о том, что учитель принят в его роли, он
нужен ученику, он – питательная среда для
ученика, а не передатчик информации.
Перед нами – художник, обладающий
еще и Учительским даром.
Может быть, не вышло бы того Репина,
работы которого мы знаем, если бы он в юности не
повстречал Крамского, ставшего его учителем не
только живописи, но и жизни, культуры, литературы,
поэзии…
Читатель может возразить: этот пример
нетипичен, т.к., во-первых, он касается двух
выдающихся художников, а мы учим всех, а
во-вторых, перед нами беседа увлеченных людей,
только один из них – уже состоявшийся мастер
живописи, в то время как второму это предстоит.
Что ж, взглянем на профессионала,
педагога-демократа Константина Дмитриевича
Ушинского. Кстати, оба эпизода – и уже
представленный, и тот, к которому мы обратимся
ниже, – принадлежат одному историческому
периоду, приблизительно середине ХIХ века.
Статью «Три элемента школы» 2 (напечатана в «Журнале для
воспитания», № 5 за 1857 г.), где К.Д. Ушинский
убеждает читателя в необходимости обучать и
воспитывать своих учеников одновременно, не
разделяя эти обязанности на разных педагогов и
«не раздувая» при этом штат школы, автор
предваряет эпиграфом из трагедии Вильяма
Шекспира «Гамлет»: «Гамлет. Употребите вашу
шляпу на то, для чего она сделана: наденьте ее на
голову».
Эти слова Гамлета Ушинский приводит
применительно к функции школы в обществе, иначе
говоря – не мешайте ей заниматься тем, для
чего она предназначена: учить, воспитывая.
К.Д. Ушинский убеждает
читателя в необходимости обучать и воспитывать
своих учеников одновременно, не разделяя эти
обязанности на разных педагогов и «не раздувая»
при этом штат школы
|
Завершает же он свои краткие,
но емкие по фактическому материалу рассуждения
выводом:
«Мальчики, предоставленные самим
себе, не подчиненные одному воспитывающему
влиянию, только портят друг друга и дичают.
Сорные травы вырастают с необыкновенной
быстротой на юной, сильной, но никем не
разрабатываемой почве, глушат все добрые
начатки, и новый источник зла обильно сочится в
лоно общественной жизни».
Эти слова, сказанные словно бы
сегодня, – о роли учителя, воспитывающего и
обучающего детей в школе, и о том, что происходит
в обществе, когда нет такого педагога, для него
отсутствует место или социальный заказ.
О К.Д. Ушинском мы знаем многое,
немало написано, но, тем не менее, считаю
необходимым именно в теме "учитель и
общество" вспомнить слова о нем, приведенные в
книге одной из его выпускниц, бывшей смолянке.
К ней и ее одноклассницам, кому предстоял
выпуск из Смольного Института благородных девиц,
обратился Ушинский3, рассказывая
о том, что создает человека, что делает его
личностью, полезной себе и обществу:
«Вы должны, вы обязаны, –
говорил он, – зажечь в своем сердце
неугасимую жажду знаний, развить в себе любовь к
труду, – без этого жизнь ваша не будет ни
достойной уважения, ни счастливой. Труд возвысит
ваш ум и облагородит душу. Труд даст вам силу
забывать горе, тяжелые утраты, лишения и
невзгоды, которые встречаются на пути каждого
человека. Труд доставит вам чистое наслаждение,
нравственное удовлетворение и сознание, что вы
недаром живете на свете. Все в жизни может
обмануть, все мечты могут оказаться пустыми
иллюзиями, только умственный труд один никогда
никого не обманывает: отдаваясь ему, всегда
приносишь пользу и себе и другим. Постоянно
расширяя умственный кругозор, он мало-помалу
будет открывать вам все новый и новый интерес к
жизни, заставит вас больше и глубже любить и
понимать ее. Он один дает человеку прочное и
настоящее счастье».
Видно, что здесь ключевое слово – труд,
любовь к труду как определяющий свойства
личности, приносящей «пользу и себе и другим», да
и вообще возможность появления личности из
просто человека, подростка, юноши.
Известно, что пребывание Ушинского в
Смольном институте не было долгим, его «ушли»
достаточно быстро – слишком ярким человеком
он был для неповоротливой тогда системы
просвещения – но влияние его личности,
профессиональных и человеческих качеств,
ориентиров в жизни на учениц оказалось столь
сильным, что передавалось и следующим поколениям
смолянок.
Связь времен, если она построена на
влиянии личности учителя, педагога отчетливо
видна: нынешние пожилые люди, учившиеся в военные
и послевоенные годы (40-е годы ХХ века), застали
поколение учительниц – выпускниц Высших
Женских курсов.
Примером тому являются рассказы тех,
кто учился в те годы в женской школе № 239 на
Адмиралтейском проспекте, известной прежде в
Ленинграде как «школа со львами». Облик этих
учительниц, сдержанная, спокойная манера
обращения к ребенку, терпимость, всегда
негромкий голос, а главное – искреннее
активное желание научить своим предметам всех
учениц, заинтересовать. Они на это не жалели
времени – ни на уроках, ни в послеурочное
время. А уровню знаний поколения «военных» детей
можно только хорошо позавидовать.
Получается, что наша история –
история образования и культуры, которые создают
общество завтрашнего дня и поддерживают
сегодняшнее, – пронизана влиянием учителя на
личность, и рассказывает (и немало) про суть
учительского труда, когда он на самом деле –
труд и любовь.
Материалы на с. 10-15 подготовила
Наталья СВИРИНА,
д.п.н., профессор, зав. кафедрой
Института специальной
педагогики и психологии,
научный руководитель Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга
________________
1 И.Е.Репин.
Далекое близкое. – М.: Искусство, 1953. С.146–148. (Из
главы «Памяти учителя» о периоде времени –
начале 6о-х гг. ХIХ века)
2 Три
элемента школы. Избранные педагогические
сочинения в 2 т.; т.1.– М.: Педагогика, 1974. С. 32–50
3 Водовозова Е.
История одного детства.– Петрозаводск:
Карельское книжное издательство, 1963. С. 204 |