Гимназическое образование
В Петербурге говорили об учителе
Петербургские гимназии с 2003 года стали
своего рода центром отечественного
гимназического движения, ежегодно собирающим
директоров, педагогов, научных руководителей
гимназий, ученых из разных городов России и
ближнего зарубежья на крупномасштабные
научно-практические конференции, посвященные
проблемам гимназического образования. Этой
весной прошла новая встреча.
Забота тех, кто занимается
гимназическим образованием, – в его
сохранении и приумножении существующих
достижений.
В начале XIX века гимназии Санкт-Петербурга стояли
у истоков серьезного и глубокого образования
российских детей. Выпускники этих учебных
заведений украшали и продолжают украшать своими
именами отечественную культуру и науку.
Нынешние гимназии своей девятнадцатилетней
работой и ее востребованностью в
образовательном пространстве России уже
продемонстрировали органическую принадлежность
к культурному пространству Петербурга как
уникального культурно-образовательного центра.
Гимназическое образование в России сформировано
по всем требуемым параметрам среднего
образования, поэтому важно сохранить его,
поставив перед соответствующими органами власти
вопрос о его самостоятельном статусе.
Закрепление этих позиций в масштабе России
станет реализацией прав ребенка на выбор способа
получения и уровня получаемого образования.
Участники конференции прибыли из 36
регионов России
Потому прошедшая недавно в Петербурге
конференция была посвящена учителю –
личности, организующей сегодня сохранение
образовательного пространства. Тема
мероприятия – «Учитель в России: вчера,
сегодня, завтра» – оказалась
привлекательной для более 1000 собравшихся
педагогов, директоров ОУ, представителей высшей
школы, методистов из 36-ти регионов России. Они
выступали на круглых столах, секциях, проводили
мастер-классы или являлись зрителями.
Работа конференции традиционно началась в
помещении гостеприимной Второй
Санкт-Петербургской гимназии. С приветствиями
участникам выступили председатель Комитета по
образованию Санкт-Петербурга Ольга Владимировна
Иванова и ректор Академии постдипломного
педагогического образования Степан Васильевич
Жолован.
На пленарном заседании выходили к микрофону
Александр Иосифович Княжицкий, главный редактор
журнала «Русская словесность», с докладом
«Гуманитарная компетентность»; Семен
Григорьевич Вершловский, д.п.н., профессор,
заведующий кафедрой андрагогики СПбАППО, с
сообщением об учителе современной гимназии; а
также профессор Наталья Михайловна Свирина,
научный руководитель Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга, которая обратилась к проблеме
«Учитель и общество».
После небольшого перерыва, оживленных встреч,
знакомств с новыми книгами петербургских и
московских издательств заседание перешло в
работу секций и круглых столов, в свою очередь
сменившихся мастер-классами.
На следующий день – и это уже традиция
конференций, проводимых Ассоциацией гимназий
Санкт-Петербурга, – работа шла на восьми
площадках в разных концах города, каждая из
которых принимала участников по отдельной теме.
Люди делились опытом и предоставляли слово
гостям с их выступлениями и мастер-классами.
В гимназии № 92 Выборгского района (директор
С.Б. Сочилин) звучала тема
«Учитель-исследователь: формы, приемы, виды
исследовательской деятельности».
В гимназии № 271 Красносельского района (директор
Л.Е. Спиридонова) предметом встречи стала
«Школа как центр непрерывного образования
учителя».
Гимназия № 406 Пушкинского района
Санкт-Петербурга, г. Пушкин (директор
В.В. Штерн) предложила обсудить следующий
вопрос – «Учитель-гражданин: преподавание как
способ формирования общественно-значимой
позиции у школьников».
Гимназия № 528 (директор Е.Н. Ненахова)
принимала гостей по теме «Роль вузов, НИИ,
культурных центров, музеев в непрерывном
образовании учителя».
Гимназия № 587 Фрунзенского района (директор
Е.Н. Столбова) подняла проблему критериев
деятельности учителя.
В гимназии № 622 Выборгского района (директор
М.В. Жукова) шел открытый проблемный круглый
стол «Проблемы чтения и поиск путей их
преодоления».
Гимназия № 631 Приморского района (директор
Т.Е. Зорина), организовала обсуждение вопроса
«Учитель за порогом класса, или Актуальные формы
взаимодействия со школьниками».
НОУ Институт специальной педагогики и
психологии имени Рауля Валленберга (ректор
Л.М. Шипицина, доктор биологических наук,
профессор, заслуженный деятель науки РФ)
принимала всех, кто интересуется темой «Изучение
особенностей современных школьников:
диагностика, результативные методики».
На одном из многочисленных
мастер-классов
В последний, третий, день проведения
конференции все вновь пришли во Вторую
Санкт-Петербургскую гимназию, где двумя сериями
шли мастер-классы как по проблеме
конференции, так и по предметным областям. И в это
же время работал круглый стол руководителей ОУ.
Заключительное пленарное заседание дало
возможность всем присутствующим получить
представление о том, как потрудились гости и
организаторы в течение всей конференции.
За прошедшие три дня встреч и общения стало ясно,
что учительство в России – действительно
феномен нашей культуры. Учитель работает,
движется в профессиональном и творческом поиске.
На него с надеждой должно смотреть общество,
которое хочет видеть своих детей не только
успешными, как это принято теперь заявлять в
программах развития ОУ, но и истинными
гражданами своей страны.
По
решению конференции
|
Совет Ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга
благодарит
Людмилу Маратовну Мардер,
директора Второй Санкт-Петербургской гимназии,
исполнительного директора Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга,
Заслуженного учителя РФ
и
Людмилу Евгеньевну Спиридонову,
директора гимназии № 271, председателя Совета
Ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга, Заслуженного учителя
РФ
за огромную работу, проделанную с целью
укрепления позиций гимназического образования в
России и осуществления методической связи между
гимназиями, школами и лицеями. |
|