Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

СОБЫТИЯ

Гимназическое образование

В Петербурге говорили об учителе

Петербургские гимназии с 2003 года стали своего рода центром отечественного гимназического движения, ежегодно собирающим директоров, педагогов, научных руководителей гимназий, ученых из разных городов России и ближнего зарубежья на крупномасштабные научно-практические конференции, посвященные проблемам гимназического образования. Этой весной прошла новая встреча.

Забота тех, кто занимается гимназическим образованием, – в его сохранении и приумножении существующих достижений.
В начале XIX века гимназии Санкт-Петербурга стояли у истоков серьезного и глубокого образования российских детей. Выпускники этих учебных заведений украшали и продолжают украшать своими именами отечественную культуру и науку.
Нынешние гимназии своей девятнадцатилетней работой и ее востребованностью в образовательном пространстве России уже продемонстрировали органическую принадлежность к культурному пространству Петербурга как уникального культурно-образовательного центра.
Гимназическое образование в России сформировано по всем требуемым параметрам среднего образования, поэтому важно сохранить его, поставив перед соответствующими органами власти вопрос о его самостоятельном статусе. Закрепление этих позиций в масштабе России станет реализацией прав ребенка на выбор способа получения и уровня получаемого образования.

Участники конференции прибыли из 36 регионов России

Потому прошедшая недавно в Петербурге конференция была посвящена учителю – личности, организующей сегодня сохранение образовательного пространства. Тема мероприятия – «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра» – оказалась привлекательной для более 1000 собравшихся педагогов, директоров ОУ, представителей высшей школы, методистов из 36-ти регионов России. Они выступали на круглых столах, секциях, проводили мастер-классы или являлись зрителями.
Работа конференции традиционно началась в помещении гостеприимной Второй Санкт-Петербургской гимназии. С приветствиями участникам выступили председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Ольга Владимировна Иванова и ректор Академии постдипломного педагогического образования Степан Васильевич Жолован.
На пленарном заседании выходили к микрофону Александр Иосифович Княжицкий, главный редактор журнала «Русская словесность», с докладом «Гуманитарная компетентность»; Семен Григорьевич Вершловский, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой андрагогики СПбАППО, с сообщением об учителе современной гимназии; а также профессор Наталья Михайловна Свирина, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, которая обратилась к проблеме «Учитель и общество».
После небольшого перерыва, оживленных встреч, знакомств с новыми книгами петербургских и московских издательств заседание перешло в работу секций и круглых столов, в свою очередь сменившихся мастер-классами.
На следующий день – и это уже традиция конференций, проводимых Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга, – работа шла на восьми площадках в разных концах города, каждая из которых принимала участников по отдельной теме. Люди делились опытом и предоставляли слово гостям с их выступлениями и мастер-классами.
В гимназии № 92 Выборгского района (директор С.Б. Сочилин) звучала тема «Учитель-исследователь: формы, приемы, виды исследовательской деятельности».
В гимназии № 271 Красносельского района (директор Л.Е. Спиридонова) предметом встречи стала «Школа как центр непрерывного образования учителя».
Гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Пушкин (директор В.В. Штерн) предложила обсудить следующий вопрос – «Учитель-гражданин: преподавание как способ формирования общественно-значимой позиции у школьников».
Гимназия № 528 (директор Е.Н. Ненахова) принимала гостей по теме «Роль вузов, НИИ, культурных центров, музеев в непрерывном образовании учителя».
Гимназия № 587 Фрунзенского района (директор Е.Н. Столбова) подняла проблему критериев деятельности учителя.
В гимназии № 622 Выборгского района (директор М.В. Жукова) шел открытый проблемный круглый стол «Проблемы чтения и поиск путей их преодоления».
Гимназия № 631 Приморского района (директор Т.Е. Зорина), организовала обсуждение вопроса «Учитель за порогом класса, или Актуальные формы взаимодействия со школьниками».
НОУ Институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга (ректор Л.М. Шипицина, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ) принимала всех, кто интересуется темой «Изучение особенностей современных школьников: диагностика, результативные методики».

На одном из многочисленных мастер-классов

В последний, третий, день проведения конференции все вновь пришли во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где двумя сериями шли мастер-классы  как по проблеме конференции, так и по предметным областям. И в это же время работал круглый стол руководителей ОУ.
Заключительное пленарное заседание дало возможность всем присутствующим получить представление о том, как потрудились гости и организаторы в течение всей конференции.
За прошедшие три дня встреч и общения стало ясно, что учительство в России – действительно феномен нашей культуры. Учитель работает, движется в профессиональном и творческом поиске. На него с надеждой должно смотреть общество, которое хочет видеть своих детей не только успешными, как это принято теперь заявлять в программах развития ОУ, но и истинными гражданами своей страны.

 

По решению конференции

Совет Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
благодарит
Людмилу Маратовну Мардер,
директора Второй Санкт-Петербургской гимназии, исполнительного директора Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,
Заслуженного учителя РФ
и
Людмилу Евгеньевну Спиридонову,
директора гимназии № 271, председателя Совета Ассоциации
гимназий Санкт-Петербурга, Заслуженного учителя РФ
за огромную работу, проделанную с целью укрепления позиций гимназического образования в России и осуществления методической связи между гимназиями, школами и лицеями.

 

Рейтинг@Mail.ru