Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

ЕГЭ

Подпись, печать. Подпись, печать…

Директорам московских школ
добавили новую обязанность

ЕГЭ, как и подобает грандиозной акции, оброс мифами. Опровергаются одни, а им на смену уже готовы новые. Поэтому службы Департамента образования Москвы открыты для вопросов педагогов, учеников и родителей.

Долгоиграющее свидетельство

Скоро единый экзамен будет введен в штатный режим. Вероятно, и тогда его продолжат совершенствовать. А какими обновлениями войдет в историю нынешний учебный год?
Поистине стахановское усердие проявили в прошлом июне руководители столичного образования, подписав выпускникам тысячи и тысячи свидетельств с «егэшными» баллами. «В час мы ставили по 2845 подписей, а потом еще заверяли их печатью», – вспоминал один из «рекордсменов», начальник управления дошкольного и общего образования Владимир Раздин на встрече с журналистами в пресс-центре газеты «Московский комсомолец».
У его коллеги, первого заместителя главы департамента Ларисы Курнешовой, тоже остались не самые радужные впечатления о четырех сутках, потраченных на подписи: «Это было трудно. И, я считаю, принято абсолютно правильное решение выпустить новые бланки свидетельств». Если раньше их подписывали руководители органов исполнительной власти, отвечающие за образование, то теперь – директора образовательных учреждений, где обучались 11-классники. Но проставлять баллы не придется: в школы поступят заполненные документы с именем ученика и итоговыми баллами из единой базы данных.
«Думаю, администрация ОУ легко успеет все сделать к выпускным вечерам», – уверена Лариса Евгеньевна.
Еще одно новшество тоже связано со свидетельствами. Начиная с 2008-го, срок действия документа будет заканчиваться 31 декабря года, следующего за годом получения. То есть выпускникам–2008 повезет больше, чем выпуску–2007. Тот, кто сдавал ЕГЭ в прошлом году, не поступил в вуз и хочет снова попытать счастья, к сожалению, обречен сдавать единый экзамен заново – свидетельство успело потерять свою силу 31 декабря.
Кстати, далеко не всем известно о существовании федерального закона, согласно которому, с 2009 г. для молодых людей, ушедших в армию, документ с баллами действителен еще год после прохождения службы.

Не без проблем…

Процедура проведения ЕГЭ по сравнению с прошлым опытом изменилась мало. Не стала и менее серьезной подготовка к грядущему испытанию.
В столице утверждено 500 пунктов проведения экзаменов в образовательных учреждениях. По-прежнему действует требование: ребенок должен писать задания не в том здании, где он обучался в 11-м классе. Для более качественной сдачи итоговой аттестации в мае и июне, весной состоялись пробные испытания в тех же помещениях, с теми же экспертами.
Прошли обучение 10 тысяч организаторов мероприятия. Они встречают детей в пунктах сдачи, регистрируют прибывших и присутствуют в аудиториях.
С целью подготовки выпускников общеобразовательных учреждений Департамент образования Москвы организовал диагностические работы по математике и русскому языку в формате ЕГЭ по пройденным темам программы. Они проводились в октябре и декабре 2007 г., в феврале 2008-го.
Также школьникам предоставлена интернет-система подготовки. На сайте Московского института открытого образования (www.mioo.ru) в разделе «Подготовка к ЕГЭ» размещены учебные и справочные материалы, тренировочные задания, тесты, зачеты. Выпускник может потренироваться как сдать ЕГЭ целиком, так и проверить умение выполнять задания на отдельные темы или решать задачи определенных видов.
Если ученик сделал что-то неправильно в режиме тренинга, то ему сразу дается ссылка на необходимый учебный материал, который важно еще раз повторить.
С помощью Интернета можно получить консультацию на форуме.
Аналогичные возможности предоставляются на федеральном интернет-портале информационной поддержки ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru.
Все перечисленные формы подготовки для выпускников бесплатные.
Различные результаты, в том числе итоги диагностических работ, показывают, что качество московского образования находится на высоком уровне. «Хотя и не без проблем, – признается Лариса Курнешова. – С русским языком ситуация относительно спокойная. Наверное, положительно отразился тот опыт, который мы получили при обязательном ЕГЭ. А с математикой было непросто. Детей, не справившихся с заданиями, насчитывалось более 20 процентов. На сегодняшний день мы этот показатель значительно снизили и вошли в среднестатистический российский показатель. Данный школьный предмет нас особенно волнует. Но организованная в Москве системная работа вселяет в нас надежду, что дети успешно справятся с ЕГЭ».
Как видим, изъяны в знаниях выпускников удается ликвидировать. Но ими продолжают грешить контрольно-измерительные материалы.
Недавний круглый стол с руководителями образовательных учреждений показал сокращение количества претензий к КИМам (к примеру, очень активно включилось в работу по корректировке математическое сообщество), однако их все равно осталось много. Наиболее «отличаются» литература и история. «Что касается КИМов по обществознанию, нам кажется, их содержание не вписывается ни в какие рамки, – говорит Курнешова. – Они должны быть пересмотрены и принципиально изменены, потому что проверять по ним знания невозможно».

Математика особенно волнует руководство департамента. Но системная работа вселяет надежду…

«Пятерка» «пятерке» рознь

Остается нерешенным вопрос с разным «весом» баллов в школе и вузе: то, что для выпускника – «пятерка», для абитуриента может не являться таковой. Объясняется ситуация просто: при установлении границ «пятерки» от 75 до 95 баллов количество абитуриентов в России с этой оценкой превысит число мест в высших учебных заведениях, желающих взять в студенты отличников. Институты нашли выход, определяя для себя собственные границы оценок.
Так, ряд вузов, славящихся высоким конкурсом, считает «пятеркой» баллы от 94 до 100. Институты «попроще», зная, что самых лучших выпускников «заберут» престижные конкуренты, оглашают иную шкалу, по которой в категорию отличной оценки попадают выпускники с баллами от 70 до 75.
Впрочем, некоторые вузы впадают в крайность. «Известны случаи, когда в прошлом году принимались дети с 17-ю баллами, что соответствовало «двойке», – утверждает Владимир Раздин. – И в этом году Рособрнадзор принял решение издать инструктивное письмо, не позволяющее вузам принимать документы у абитуриента с сертификатом, баллы которого соответствуют неудовлетворительной оценке».
Москва, как известно, до последнего оборонялась от ЕГЭ. Среднее образование сдалось… А в Московском государственном университете так до конца и не отступили. Единому экзамену открыли в МГУ двери, но лишь «узкую щель». Как и прежде, ребенок сдает экзамены на тот или иной факультет, получая оценки. Только сегодняшнему абитуриенту после этого не объявляется, набрал ли он проходной балл. В дело вступает свидетельство о сдаче ЕГЭ в школе, баллы из которого приплюсовываются к оценке, заработанной во время поступления.
МГУ, таким образом, ставит себя в особое положение. Не нарушение ли это?
Разобравшись с видами подчинения российских вузов, понимаем, что нет. В России существуют так называемые федеральные вузы, подчиняющиеся Министерству образования и науки. Параллельно работают ведомственные институты, которые подчиняются другим министерствам. И об участии в ЕГЭ по отношению к своим вузам каждое министерство должно принимать собственные приказы.
А МГУ является учреждением прямого подчинения Правительства Российской Федерации, над ним нет ведомства, которое издало бы приказ, поэтому в университете решения принимают сами.

А также…

Как будут поступать в вузы дети с ограниченными возможностями,  если их освобождают от ЕГЭ?

Отвечает Лариса Курнешова:

– В соответствии с положением об итоговой аттестации детям-инвалидам разрешен льготный (мы называем его щадящий) режим сдачи. Это могут быть сдача экзамена в домашних условиях, замена письменных экзаменов на устные и другие формы, которые наиболее подходят конкретному ребенку.
А в соответствии с положением о вступительных экзаменах каждое высшее учебное заведение тоже обязано организовать для детей-инвалидов вступительные экзамены в индивидуальной форме (если показатели здоровья не противоречат требованиям выбранной абитуриентом специальности).
К нам часто обращаются родители с просьбой разрешить ребенку-инвалиду сдать экзамен в форме ЕГЭ. В принципе мы готовы идти навстречу этим пожеланиям. Но объясняем, что, к сожалению, иногда возможности таких учеников переоцениваются близкими людьми. И эта проблема «вскрывается» уже по итогам проведенного испытания. В прошлом году на конфликтной комиссии было очень много обращений от семей, имеющих больных детей. Сначала они добились права ребенка сдавать экзамен, потом увидели оценки и попросили их аннулировать, то есть убрать все из базы данных, будто бы ничего не сдавалось.
Поэтому мы не перестаем предупреждать родителей: если есть возможность льготного режима, воспользуйтесь ею.

Не обманешь – не сдашь?

Что может быть самым важным для ученика на экзамене, как не возможность списать?
Подобно работникам Гознака, без устали ищущим новые степени защиты денежных купюр, ответственные за ЕГЭ специалисты тоже стремятся обезопасить результаты госэкзамена от подделок.
По сдаваемым выпускниками предметам разработано огромное количество КИМов. Теперь их столько, что повтор варианта в одной аудитории, где сидят ребята, исключен. Сейчас с улыбкой вспоминаются 15 вариантов заданий по русскому языку. Не до смеха лишь экспертам, которым предстоит проверка уже не с 15-ю ключами, а с тысячами правильных ответов.
Оберегается ЕГЭ и от новинок технического прогресса, шагающего семимильными шагами. В зависимости от предмета есть целый перечень вещей, которыми нельзя пользоваться на едином экзамене.
К примеру, запрещен программируемый калькулятор (он записывает и воспроизводит последовательность операций в память). Разрешается иметь при себе модели с самыми простыми возможностями: сложение, вычитание, деление и умножение. Но что делать, если таких элементарных калькуляторов уже не выпускают, – не заставлять же ребят тратить время на самостоятельные подсчеты?
Выручают сами школы. «Простые калькуляторы берутся в долг у учителей начальных классов на период проведения экзаменов: у них в программе есть часы для обучения пользования детей этим предметом. Также руководителей ОУ, где будут находиться пункты проведения, мы просим иметь запас черных гелевых ручек, потому что выпускники пишут и зелеными, и красными, а они не сканируются должным образом, – рассказывает Раздин. – Кроме того, просим обеспечить питьевой режим».
И, конечно, во время ЕГЭ запрещено иметь при себе мобильные телефоны. У Ларисы Курнешовой готов ответ на самый популярный у журналистов вопрос: «Сможет ли молодой человек воспользоваться телефоном, если заранее спрячет его в туалете, а потом отпросится туда? Да, наверное. Но мошенничество не носит массового характера». Оно и понятно: заданий в бланке ЕГЭ слишком много – не набегаешься.

Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru