Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2008

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Перспективы развития

Единая информационная среда в управлении ОУ: проблемы, решения, перспективы

Бодрые доклады о том, что все российские школы подключены к Интернету звучат давно. Между тем, в этой сфере не все столь гладко, как об этом принято говорить. В частности, в ряде регионов с трудом решается вопрос о финансировании трафика, аренды канала связи и обслуживания подключения. В некоторых областях сложилась ситуация, когда в образовательных учреждениях доступ во Всемирную паутину появился, а районные методические кабинеты его не имеют. Большинство руководителей образования, начиная от директоров школ и их заместителей и кончая начальниками региональных структур управления образованием, не только не используют Интернет, но и плохо представляют, зачем он нужен. Это тот случай, когда «низы» опередили «верхи». Каковы же перспективы школ в плане информационного обеспечения? Чего ждать, на что надеяться? Предлагаемый обзор поможет разобраться в этих вопросах.

Напомним о том, что с марта 2005 г. в выбранных по конкурсу пилотных регионах России реализуется совместный проект Национального фонда подготовки кадров (НФПК) и Министерства образования и науки РФ (МОиН) «Информатизация системы образования» (подробнее о нем – см. список литературы в конце статьи, информационные ресурсы 1 и 2). Проект финансируется за счет займа у Международного банка реконструкции и развития в $300 млн в соответствии с соглашением между Правительством РФ и МБРР от 7.12.2004 г. Он рассчитан на период до июня 2010 г. и затрагивает свыше 6000 школ в семи регионах: Калужской области, республике Карелия, Красноярском крае, Пермской области, Ставропольском крае, Хабаровском крае, Челябинской области.

В проекте выделены три компонента.

Компонент A – разработка учебных материалов нового поколения (цифровых образовательных ресурсов – ЦОР).

Компонент B – профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования.

Компонент C – создание сети межшкольных методических центров.

Ожидается, что выполнение этого проекта приблизит качество образования школ России в целом к уровню лучших европейских гимназий. При этом предполагается достижение как минимум следующих целей:

  • обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, искать выход в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи;

  • поддержка развития творческой работы педагогов, обеспечение их перехода к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление возможности использовать новые ресурсы;

  • обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них ученика, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.

Мининформсвязи с 2008 г. начинает второй этап проекта создания механизма универсального обслуживания (услугами связи) во всех населенных пунктах страны. По заявлению министра Леонида Реймана к концу 2008 г. телефонная связь и точки широкополосного доступа в Интернет появятся во всех населенных пунктах России с населением более 500 человек.

Образ информационного облика школы XXI века

Какой же хотят видеть современную российскую школу руководители образования с точки зрения информационного обеспечения и применения средств ИКТ в учебном процессе и управлении ОУ? Желаемый образ сводится к следующим показателям:

  • Обеспеченность компьютерами должна быть доведена до уровня хотя бы средних европейских гимназий: 10–15 учащихся на один компьютер – в лучших школах Европы и 5 – в Америке. (В школах Москвы, где этот показатель – один из самых высоких в России, на конец июня 2007 г. было 23 учащихся на один компьютер.)

  • Фрагменты компьютерных классов по 5–6 компьютеров, подключенных к Интернету, во всех предметных кабинетах и в школьной библиотеке.

  • Каждая школа имеет свой сайт в Интернете, где есть раздел текущей успеваемости, с представленными электронными версиями классных журналов. По личному паролю мамы и папы могут ознакомиться с текущей успеваемостью своего ребенка, с четвертными, полугодовыми и годовыми оценками, не приезжая специально в школу.

На таком сайте должен быть форум, где родители и педагоги смогут обсудить все текущие вопросы учебы и воспитания, провести родительские собрания в виртуальном пространстве.

  • В школе создано единое информационное пространство, разграниченное правами доступа для различных групп пользователей, позволяющее эффективно организовать: учебный процесс, в том числе для учащихся, находящихся на домашнем обучении; воспитательную работу; сбор учебной и управленческой информации; формирование стандартных школьных отчетов учителей, заместителей директоров и руководителя ОУ.

  • В идеале в будущем должны быть созданы: единое образовательное информационное пространство муниципального образования и аналогичное информационное образовательное пространство региона в целом. Опыт такого рода в городах и регионах России уже есть.

Методические и организационные вопросы создания единого информационного пространства (ЕИП) в школе

Представим себе, что вопросы технического обеспечения и предпочтения программных продуктов решены (к их обзору и рекомендациям по выбору мы еще вернемся). В школе есть 2–4 компьютерных класса, компьютеры в библиотеке, в предметных кабинетах, у директора и его заместителей.

Анализ публикаций, материалов ИТО 2004–2006 гг. (раздел «ИКТ в управлении образованием») и опыта ОУ, которые решили эту задачу, показывает следующее: процесс создания ЕИП школы занимает не менее 2–3-х лет и требует интенсивной работы всего педагогического коллектива.

У всех участников – учителей, классных руководителей, директора и его заместителей появляются дополнительные ежедневные функциональные обязанности по поддержанию информационного обеспечения ЕИП. Они строго прописываются в соответствующих приказах директора. Опыт показывает, что их обычно бывает около 20. Для такого случая руководитель должен продумать особую систему оплаты.

Также стоит разработать порядок ознакомления с информацией и права на ее изменение. Директор школы, например, имеет право доступа к любым сведениям, а изменять и дополнять может только то, что готовит сам.

Заместители директоров могут ознакомиться со всем, что касается направлений их деятельности, а изменять и вводить данные – только для своих собственных отчетных документов.

Классный руководитель должен изучить и ввести итоговые данные успеваемости своего класса. Изменять текущие оценки, поставленные учителями по предметам, он не может.

Учителя отдельных дисциплин и редактируют информацию только по своим классам и своим предметам.

Родителям и учащимся открыт доступ только для просмотра личной информации в журнале о конкретном ребенке.

Учителя отдельных предметов обязаны ежедневно вносить текущую информацию в электронные журналы: результаты опроса и контрольных, изучаемые темы, итоговые оценки по периодам. В конце учебного года в архив переносятся сведения об учениках, закончивших школу, и вводятся данные о вновь набранных.

В общем, при вводе в действие и эксплуатации школьной автоматизированной информационной системы (АИС) приходится решать практически тот же круг задач, что и, в свое время, при создании и поддержании работы АСУ на предприятиях.

Отдельный вопрос – появление администратора АИС. Это человек, который обеспечивает установку необходимых программных продуктов, описание системы прав доступа для всех других пользователей, описание групп пользователей в соответствии с их функциональными обязанностями, резервирование данных на случай отказов техники.

В классическом школьном штатном расписании такой должности не предусмотрено. В идеале это должен быть человек, имеющий два высших образования: инженера и педагога. Ни учитель информатики, ни заместитель директора по информационным технологиям (вспомним, что эта должность существует «вне сетки» штатного расписания за счет финансовых резервов школы и по сути не имеет строгого юридического статуса) с этими обязанностями не справится.

Пока только идет дискуссия, где взять такого работника, как ему платить зарплату. Есть мнение, что при нынешнем положении дел такой администратор может быть один на несколько образовательных учреждений. Однако это выполнимо только в том случае, если речь идет о школах одного города. А если это район с большим количеством учебных заведений, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, вопрос существенно усложняется.

Данные, образующие информационное наполнение системы, имеют сложную структуру связей. У АИС «Школа» должен быть набор справочных баз данных: контингент (учащиеся); кадры (учителя, директор, заместители, бухгалтерия); нормативные документы (устав школы, лицензия, программа развития и др.); приказы; материальная база (учебные и хозяйственные помещения, техническое оснащение); учебные планы (классы, предметы, графики учебного процесса); родители; классные журналы; типовые отчетные формы и ряд других.

Для реализации собственно учебного процесса требуются специальные базы: конспекты занятий по предметам, классам и темам; дидактические материалы для поддержки занятий (рисунки, электронные версии картин, документов, фотографий, видеоклипы, тесты); школьная медиатека: краткие описания содержания имеющихся обучающих программ, методические рекомендации по применению на занятиях по конкретным разделам и темам).

Предполагается, что методические базы данных постоянно пополняются учителями соответствующих дисциплин. Идеально, если приходит новый педагог и в методической базе может найти как план занятия по любой теме, так и минимальный набор необходимых дидактических материалов.

Функциональное исполнение АИС должно позволять формировать различные аналитические отчеты, начиная, например, со списка учащихся-юношей 9-х классов, подлежащих в текущем году постановке на учет в военкомате, и заканчивая стандартными школьными отчетами типа ОШ-1.

Информационно-аналитический центр Департамента образования г. Москвы выпустил брошюру (см. в списке литературы) об организации службы информационного обеспечения школы. В ней подробно расписаны состав и обязанности работников, перечень типовых документов, штатное расписание и тарифно-квалификационные характеристики. Брошюра на начальном этапе будет полезна руководителям образовательных учреждений, планирующим создание АИС.

Спектр программных продуктов  для АИС школы

За последние пять лет на рынке появилось большое число программных продуктов, при помощи которых можно строить как отдельные подсистемы АИС школы, так и комплексные решения с последующей интеграцией в АИС муниципального образования. При обзоре продуктов автор ни в коем случае не ставит целью рекламу одних в ущерб другим.

Цель лишь позитивная – дать будущим пользователям некоторое предварительное представление о составе и характеристиках продуктов и об ожидаемых результатах их внедрения.

  • Программный продукт School Info компании «Инсайрес» представляет собой минимальный вариант АИС для образовательного учреждения. Система обеспечивает оперативное представление данных о посещаемости занятий, отметках, домашних заданиях учащихся на сайте школы.

Успеваемость оценивается благодаря рейтингам по предметам. Их можно сравнивать с показателями других учащихся, средними данными класса и параллели.

Возможно получение информации об успехах ребенка в трех формах: e-mail сообщение, смс-сообщение, непосредственный просмотр на сайте после получения логина и пароля.

Дополнительная услуга – возможность общения ребят через форум или чат. Идеология системы предполагает, что сведения для родителей будут платными: предусмотрены тарифные планы в зависимости от их объема и формы.

  • Электронная образовательная среда КМ-Школа компании «Кирилл и Мефодий» – интегрированный продукт для средней школы, обеспечивающий создание полноценной АИС. Информационные базы КМ-школы имеют следующую структуру:

    • В локальной вычислительной сети ОУ размещены: универсальная медиатека Кирилла и Мефодия; медиатеки по предметам; электронный образовательный контент Кирилла и Мефодия (уроки, тренинги, хрестоматии, репетиторы, единая база данных медиаобъектов: 55 900 иллюстраций, более 600 анимаций, 35 часов видеофрагментов, 9800 звуковых фрагментов); учебно-методические материалы школы; школьные базы данных.

    • На серверах компании имеются: сайт учебного заведения; электронные образовательные ресурсы компании (более 8000 книг, включая все художественные произведения школьной программы, более 7500 музыкальных произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей в формате mp3, энциклопедии, виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

Учитель может использовать готовые наборы медиауроков, создавать свои собственные, используя имеющиеся медиаобъекты. Для этого достаточно указать предмет, класс и тему, выбрать подходящие объекты, подготовить свой текст и скомпоновать конспект. Пользователями системы являются: директор; заместители директора; учителя и классные руководители; учащиеся; библиотекарь; системный администратор; родители учащихся.

Возможен удаленный доступ к ресурсам КМ-школы ученику, родителям, учителю с помощью домашнего компьютера или сотового телефона. Функциональные модули позволяют автоматизировать составление расписания, отчетов; поиск, отбор и обработку данных об учебном процессе.

Обеспечивается дистанционная поддержка образования для детей на домашнем обучении. Родители получают информацию об успеваемости, посещаемости и поведении учащегося, о расписании занятий и школьных мероприятиях. Автоматизация школьной бухгалтерии не предусмотрена.

  • Пакет 1С: ХроноГраф 2.5 Школа фирмы «Хронобус» поставляется в школы семи пилотных регионов – участников проекта ИСО НФПК и МОиН. Он представляет собой информационную систему администрирования деятельности ОУ. Для полной комплексной автоматизации школьного документооборота предусмотрен обмен данными между пакетом 1С: ХроноГраф 2.5 Школа и следующими дополнительными пакетами:

– ХроноГраф 3.0 (планирование учебного процесса, расписание, замены);

– 1С: Зарплата и Кадры (выгрузка данных о тарификации сотрудников для расчета зарплаты);

– 1С: Школьная библиотека; обмен данными с программами, поддерживающими процесс обучения цифровыми объектами (цифровыми образовательными ресурсами).

Предусмотрен обмен данными с образовательными информационными системами муниципального уровня: выгрузка данных в программный пакет «1С: ХроноГраф Кадры для Управления образования»; выгрузка данных в программный пакет «1С: ХроноГраф Контингент для Управления образования»; выгрузка данных об ОУ, учащихся старших классов и выбранных ими для сдачи ЕГЭ предметах в стандартах ЕГЭ.

Возможно формирование стандартных школьных отчетов форм ОШ-1, ОШ-5, ОШ-9 и других. Программа 1С: ХроноГраф 2.5 обеспечивает сетевой многопользовательский режим работы для: администраторов, секретарей-делопроизводителей, классных руководителей, преподавателей предметников (права устанавливаются индивидуально).

Специальный образовательный контент, доступ в систему учащихся и родителей, создание школьного сайта не предусмотрены. Хотя фирма 1С выпустила серию репетиторов по всем школьным предметам, в том числе по подготовке к ЕГЭ, реализованных на той же платформе 1С: Предприятие.

  • Продукты ООО «ФинПромМаркет – XXI» (ИВЦ «Аверс») – обеспечивают автоматизацию повседневной деятельности администрации образовательного учреждения по управлению учебно-педагогическим процессом:

– унификация внутришкольного документооборота;

– мониторинг состояния образовательного процесса;

– контроль качества и степени обученности учащихся.

Для начального знакомства с сайта можно получить бесплатные версии программ. Основные продукты: АИАС «АВЕРС: Тарификация»; АИАС «АВЕРС: Библиотека»; АИАС «Управление образовательным учреждением» (АРМ «Директор»); АИАС «АВЕРС: Расписание»; Программный комплекс «АВЕРС-Бухгалтерия»; АИАС «Орган управления образованием» (АРМ «РОНО»); АИАС «АВЕРС: Сводная отчетность» (бухгалтерская и статистическая) – на основании первичных отчетов образовательных учреждений; АИАС «АВЕРС: Тарификация», версия Управление образованием; АИАС «АВЕРС: Смета»; Программный комплекс «Централизованная бухгалтерия»; АИАС «АВЕРС: Ревизор».

По существу предлагаются две линейки согласованных программных продуктов по автоматизации документооборота образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием. Подсистемы управления образовательным контентом, информационные системы для родителей и учащихся, создание школьного сайта не поддерживаются.

  • АСИОУ «Школа 4.0», Городской центр развития образования Управления образования мэрии г. Ярославля – прошла апробацию в течение 4-х лет в школе ярославской № 39. Она обеспечивает автоматизацию управления образованием на школьном и муниципальном уровне. Использует распределенные сетевые базы данных на школьных серверах.

Автоматизированная система обеспечения информационно-аналитического управления образовательным процессом в учебном заведении содержит следующие подсистемы: образовательное учреждение (ОУ); кадры (по каждому ОУ на своем сервере); классы (классы и списки учащихся); ученический контингент.

Тестовый мониторинг учебного процесса обеспечивает контроль качества усвоения учебного материала. Выполняется собственно тестирование и аналитическая обработка результатов.

Подсистема «итоговая успеваемость» позволяет формировать отчеты по классам, предметам, учителям, по школе в целом. Подсистема «педагогический мониторинг» предназначена для анализа четвертных и годовых контрольных работ в тестовой и обычной формах. Подсистема «диагностика сформированности общеучебных навыков» предназначена для анализа знаний учащихся начальной школы (техника чтения, устный счет), и т.д.

АСИОУ не ориентирована на работу с учащимися и родителями, не содержит встроенных средств организации учебного процесса, составления расписания.

  • Net Школа 3.0 – сетевая система для построения информационного пространства школы. АИС Net Школа разработана ООО «РООС» в составе набора продуктов для комплексной автоматизации системы образования на школьном и муниципальном уровнях. Продукт Net Школа обеспечивает создание АИС ОУ. Продукт «Сетевой город» предназначен для создания АИС системы образования для города или района.

К информации в системе Net Школа имеют доступ следующие пользователи: администратор системы, директор и завуч, учитель и классный руководитель, родитель, технический персонал (секретарь). Для пользователей каждого типа настраиваются права доступа.

Задачи для директора и заместителей: ведение информации о школе; госстатотчетности; учебного плана; классов, предметов, подгрупп; книги движения учащихся; расписания; получение отчетов об успеваемости, посещаемости.

Задачи для учителя и классного руководителя: планирование уроков; список учебников; классный журнал.

Для ученика и родителя: просмотр дневника; выполнение заданий по учебным курсам; просмотр расписания и отчетов о текущей успеваемости.

Есть подсистема поддержки общения учащихся в сети: доска объявлений, почта, форум. Поддерживается метод проектов: есть раздел портфолио проекта с подборками тем и ресурсов по конкретным проектам.

В системе Net Школа можно создавать несложные собственные дистанционные курсы и тесты. Специальный модуль SCORM-конструктор поддерживает формирование учебных курсов и модулей, соответствующих международной спецификации SCORM 1.2.

В системе можно давать задания, контролировать их выполнение, назначать оценочные шкалы (5-балльную, 100-балльную). Net-школа 3.0 – экспонент ИТО-2006.

В заключение отметим, что автор не претендует на полный обзор существующих АИС для системы образования. В печати и на ИТО–2004–ИТО–2006 был опубликован ряд сообщений о школьных АИС собственной разработки. Основу составили материалы об АИС, экспонировавшихся в течение 2004–2006 гг. на выставках конференции ИТО, прошедших апробацию и получивших признание в ряде регионов России.

Сергей НИКИТЕНКО,
Рязанский областной институт
развития образования

 

Информация к теме

1. Авдеева С.М. Проект «Информатизация системы образования»: первые результаты. XVI Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» – ИТО–2006. Сб. трудов участников конференции. Часть 1. – М.: «БИТ про», 2006.

2. Портал Национального фонда подготовки кадров. Раздел проекта ИСО – http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/iso/about/.

3. РИА Новости, 26.06.07, Москва; http://news.1september.ru.

4. Создание службы информационного обеспечения образовательного учреждения. Департамент образования г. Москвы. Информационно-аналитический центр. – М.: 2006. – www.educom.ru/iac, iac@educom.ru.

5. www.insyres.ru, edu@insyres.ru – компания «Инсайрес». Программный продукт School Info.

6. http://vip.km.ru, www.km-school.ru, http://edu.km.ru – сайты с информацией о КМ-школе компании «Кирилл и Мефодий».

7. http://school.chronobus.ru – сайт поддержки пользователей пакета 1С: ХроноГраф Школа 2.5.

8. www.iicavers.ru – ООО «ФинПромМаркет – XXI» (ИВЦ «Аверс»).

9. Автоматизированная система информационно-аналитического обеспечения управления образовательным процессом в школе (АСИОУ «Школа 4.0»). – Городской центр развития образования Управления образования мэрии г. Ярославля: Ярославль, 2006. – http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novosti_i_problemy/13_4/

10. http://netschool.roos.ru, www.roos.ru – сайты системы Net Школа и фирмы разработчика – ООО «РООС», г. Самара.

11. Построение единой информационной среды, организация управленческой деятельности и обучения на базе системы Net Школа / Материалы межрегиональной практической конференции, г. Казань, 11.05.2005 г. – Изд. Казанского гос. техн. ун-та: Казань, 2005.

 

Рейтинг@Mail.ru