Трудные подростки
«Назло папаше отморожу уши»
Ученики с проблемами терзают родителей,
изводят учителей. Вполне объяснимо, что из среды,
где он неуспешен, ребенок стремится вырваться и
найти такое окружение, где он перестанет
считаться «трудным».
В центре «Перекресток», о котором пойдет речь,
уверены, что возвращать «блудных сыновей»
следует по четкой схеме. Школа и семья в ней
непременно задействованы.
Несколько лет назад управление
образования Центрального округа Москвы
обратилось с запросом в столичный
психолого-педагогический университет. Чиновники
безуспешно пытались сблизить подростков,
прогуливающих школу, уходящих из дома, со
структурами, призванными помогать детям не
попадать под воздействие пагубных привычек, –
психологическими центрами, кружками и секциями.
И университет, выступив посредником, предложил
воспользоваться услугами общественной
организации «Перекресток» (ныне именующейся
Центром социально-педагогической адаптации и
развития подростков), как раз в то время искавшей,
где бы приложить силы.
Решать проблему в «Перекрестке» стали,
используя собственные технологии. Основная их
идея такова. Подросток живет в окружении людей и
явлений. У него есть семья, друзья, он учится в
школе, занимается дополнительным образованием,
имеет увлечения, читает журналы, смотрит
телевизор, сидит в Интернете... Но в определенный
момент у каждого ребенка такого возраста
возникают трудности.
Если у родителей не утерян контакт с
младшим членом семьи (здесь обсуждают возникшие
проблемы, ищут выход и находят его), тогда эти
люди вряд ли станут клиентами «Перекрестка».
Однако в семьях с меньшим уровнем
доверительности отношений непонимание дома для
начала обязательно отражается на школе.
«Образовательное учреждение чаще всего
воспринимается подростками как зона
ответственности родителей, – объясняет сотрудник
центра Вячеслав Москвичев. – Поэтому ребенок
считает, что игнорирование учебы – это
адекватный ответ родителю из серии "пусть вам
будет хуже, назло папаше отморожу уши"».
При возникновении такой ситуации
школа обращается к семье и начинает предъявлять
претензии к воспитанию. Родители давят на своего
ребенка, ведь никому, разумеется, неприятна
критика. Подросток отыгрывается на школе. Таким
образом, создается «треугольник напряженности» (схема
1).
Схема 1
Могут ли другие стороны жизни
тинейджера остаться неизменными?
Если среди друзей есть «хорошие»
мальчики и девочки, им все сложнее станет
понимать своего прежнего друга: иногда они будут
сочувствовать, жалеть, в другое время –
удивляться, порой – пугаться, но в любом
случае напряжение будет мешать поддержанию
дружеских отношений. Да и родители приятелей не
одобряют такую дружбу, а «хорошие» даже в
подростковом возрасте с большим вниманием
относятся к мнению старших членов семьи.
Наиболее вероятно, что важность
возникающих проблем вытеснит и
«респектабельные» занятия в секциях и кружках (к
тому же туда ходят в основном «хорошие», а с ними
связи теперь некрепкие). Правда, клуб или секция
могут, наоборот, стать сверхзначимыми, и
подросток попытается компенсировать с их
помощью все недостающие части жизни. Тоже не
лучший вариант…
Хобби сохранится с большей
вероятностью, чем организованный досуг, но,
скорее всего, интересы станут другими, более
соответствующими новым условиям.
Никуда не деться от СМИ, хотя выбор
изменится наверняка и, конечно, не в сторону
научно-познавательных изданий.
Значительно более актуальным станет
денежный аспект. Конфликт с родителями почти
неизбежно находит свое продолжение в финансовом
вопросе, даже если не перестают выдаваться
карманные деньги (впрочем, чаще взрослые в них
отказывают, мотивируя это так: раз не учишься, как
полагается, то не получишь ни копейки, да и нечего
мною честно заработанное тратить на сигареты и
пиво).
Неуютно выглядит подросток в таком
окружении. И, можно предположить, чувствует себя
плохо. Практически во всех первоначальных связях
нормальные человеческие потребности больше не
удовлетворяются: он не чувствует уважения, любви,
понимания, он хочет быть важным и в то же время
независимым. Все это вытесняет его в иную среду.
Другими словами, формируется новое социальное
окружение (наиболее часто встречающиеся
элементы представлены в схеме 2).
Схема 2
В новой компании люди лучше понимают
подростка, в том числе и потому, что кто-то
находится в подобной ситуации.
Может появиться первый заработок.
Наверное, правильнее взять это слово в кавычки,
ведь иногда доход приносит криминальная
«работа» (к примеру, кража мобильных телефонов).
Выпить пива и не услышать
нравоучений – тоже выглядит привлекательно.
И даже столкновение с милицией
(подразделением по делам несовершеннолетних),
которое рано или поздно произойдет «благодаря»
выбранному образу жизни, не пугает подростка, а
радует: к нему проявляют внимание, относятся, как
ко взрослому, самоутвердившемуся человеку.
И вот к проблемной семье подключается
«Перекресток». О действиях коллег-специалистов
рассказывает Вячеслав Москвичев:
«В отличие от привычного подхода,
когда взрослые намереваются буквально выдернуть
школьника из окруживших его элементов,
показанных в схеме номер два (запрещают пить,
общаться с приятелями), и пробуют вернуть его
административными и репрессивными мерами, мы не
делаем этого. Исходя из идеи, что подростку было
трудно дома и в школе, и он нашел выход, наши
усилия направляются на первоначальную ситуацию,
то есть мы обращаемся к элементам первой схемы,
чтобы восстановить нарушенные связи. При этом не
оперируем терминами «трудный подросток»,
«неблагополучная семья», «плохая школа», а
говорим «подросток, семья и школа в трудной
ситуации».
Соответственно, если нам удастся
восстановить прежние хорошие взаимоотношения с
родителями и учителями, то ребенок вернется к
ним. В противном случае он постоянно будет
уходить оттуда, где ему плохо, и действия
взрослых окажутся бессмысленны.
Задача психологов – не искать, кто
виноват, и тем более не становиться на чью-то
сторону, а помочь людям разных возрастов и
интересов встретиться, дать возможность каждому
из них быть услышанным и договориться. То есть мы
ориентируемся на поиск оптимальных
взаимоотношений. В этом взаимодействии могут
измениться не только они, но и сами участники. При
этом решение стать другим не диктуется
психологом, а принимается самостоятельно».
Инна АЛЕЙНИКОВА
|