Исследование
Дети, труд и школьные учебники
Учебники являются важным инструментом
социализации в любой образовательной системе,
особенно в школе. Они не только предоставляют
детям знания по тем или иным предметам, но и
знакомят с распространенными в обществе
ценностями и нормами поведения. Функция учебных
пособий – донести до ученика то, что «должен
знать каждый», рассказать о простых и вместе с
тем фундаментальных вещах…
Несмотря на кажущуюся
незамысловатость школьного учебника, научные
исследования дают подчас неожиданные сведения о
заложенных в нем посылах, а также об обществе, в
котором он написан.
Дело в том, что способы подачи
информации могут быть как явными, так и
латентными. Способность образовательной системы
в целом камуфлировать свои социализирующие
послания была раскрыта еще в 1970-е гг.
американскими учеными С. Баулсом и Г. Гинтисом 1, предложившими понятие скрытого
учебного плана (hidden curriculum) для обозначения
данного свойства.
Под ним понимается набор убеждений,
ценностей, норм, которые преподаются учащимся
неявным образом – через организацию учебного
процесса, школьной жизни в целом и некоторые
педагогические практики. Такой способ уменьшает
сопротивление детей влиянию школы и делает
усвоение ее программы более эффективным.
В исследовании, которое проведено
автором, ценностно-нормативное содержание
учебников рассматривалось как один из элементов
скрытого учебного плана. Цель этого анализа –
на примере отечественной методической
литературы для начальной школы, рассмотреть
такой аспект ее содержания, как трудовые
ценности и нормы.
Как известно, работа и
профессиональная самореализация занимают
почетное место в системе ценностей многих
обществ, включая и Россию. Поэтому одной из задач
системы образования является как раз подготовка
детей к созидательному труду. Следуя здравому
смыслу, можно предположить, что данная тематика
обязательно должна освещаться в школьных
учебниках, причем с позитивной эмоциональной
окраской – как нечто полезное, нужное,
необходимое человеку и обществу.
Также вероятно, что ее трактовки
неодинаковы в разных обществах, и даже внутри
одного социума трудовые ценности и нормы могут
изменяться с течением времени, коррелируя с
социальными и культурными изменениями. По мнению
автора, в современных российских учебниках они
несколько отличаются от тех, что постулировались
в советской учебной литературе.
В рамках исследования был проведен
контент-анализ 30-ти учебников для начальной
школы. Выбор был обусловлен тем, что младшие
школьники доверяют информации, изложенной в них,
намного больше, чем учащиеся старших классов (для
которых более авторитетны другие СМИ –
телевидение, Интернет, пресса и т.д.).
Исследование охватило два периода:
современные учебники, вышедшие после 2000 г., и
советские –1982–83 гг. Для анализа были отобраны
пособия ведущих российских издательств по
предметам «Литературное чтение» («Родная речь» в
1980-е гг.) и «Окружающий мир» («Природоведение»).
Результаты исследования
Преемственность трудовой этики
Пожалуй, главное сходство современных
и советских учебников заключается в сильном
акценте на ценности труда. Детей приучают к
мысли, что работа – это удел человека.
Всевозможные строки, с различной силой и
открытостью подчеркивающие это утверждение,
пронизывают значительную часть текстов. В
1980-е гг. они встречались в 46% учебных
материалов, в 2000-е гг. – в 35%.
Нужный акцент достигается не только за
счет частого упоминания непраздного
времяпровождения, но и благодаря отчетливой
положительной оценке трудящихся героев. А
последнее происходит более чем в 90% случаев.
По-видимому, при подборе текстов важность
трудолюбия считается столь высокой, что даже
упоминание лени и праздности в негативном свете
нежелательно.
Удалось выяснить, что и современные, и
советские учебники намного чаще (в 3–4 раза)
иллюстрируют труд на примере взрослых, а не
детских персонажей. Они также изображают работающих
мужчин в 4 раза чаще, чем женщин. В этом можно
увидеть отголосок патриархальных ценностей,
согласно которым деятельность женщин и детей
считается менее значимой для общества и потому
не заслуживающей большого внимания.
Некий традиционализм учебников
проявляется еще и в том, что они, как правило,
показывают примеры физического, а не умственного
труда. Фактически этим констатируется норма: большинство
людей работает руками, меньшинство – головой.
Социально одобряемыми мотивами в
современных и советских учебниках считаются
общественная миссия (бескорыстная работа на
благо людей) и обеспечение хозяйства натуральным
продуктом (а не деньгами). Несмотря на высокое,
казалось бы, значение материалистических
ценностей в жизни современного российского
общества, получение прибыли и заработка не
относится к «нормальным», вообще денежные
отношения занимают скорее маргинальное
положение в учебной литературе.
Трудовая этика в современных
учебниках: что нового?
С середины 1980-х гг. в российском
образовании произошли существенные изменения,
затронувшие и содержание школьной литературы.
Труд утратил то почти сакральное значение,
которое придавалось ему в советское время. Он
стал заметно реже упоминаться в учебниках (46% и 35%
текстов), и связанные с ним позитивные
эмоциональные ассоциации стали слабее. Например,
в современных текстах реже описывается радость,
получаемая персонажем от самой работы или ее
результатов (25% и 9% случаев).
Одновременно с этим произошло
ослабление нормы достижения, то есть
стимулов к совершению нерядовых поступков –
решению задач высокой сложности, иногда
связанному с опасностью и риском, проявлению
инициативы, предложению инновационных решений
жизненной проблемы. Такие стимулы, как принято
считать, оказывают влияние на поведение ребенка,
его активную или пассивную жизненную позицию.
Мотивационные требования к совершению
подвигов и открытий, к принятию смелых решений
выражены в современных учебниках почти в два
раза реже, чем в изданиях 1980-х гг. Иными
словами, вызовы социально-экономической
реальности, где достижение жизненного успеха
требует высокой активности, в учебную литературу
пока не проникли. Это противоречие могло бы стать
предметом серьезной дискуссии для социологов и
педагогов.
На наш взгляд, важным изменением
является то, что труд для себя стал
встречаться чаще, чем труд для других. Можно
сказать, что для персонажей советских учебников
было типично совершить трудовой подвиг на благо
Родины, а современные издания движутся к норме
спокойной, обыденной работы для собственного или
семейного благополучия.
Новые социально-экономические условия
жизни российского общества, несомненно,
оказывают влияние на трудовые ценности,
наполняющие современные учебники. Например,
изменяется спектр социально-приемлемых видов
деятельности: несколько повышается значимость
предпринимательского и наемного труда, то есть,
связь между деньгами и прилагаемыми усилиями
становится более явной.
Модернизируется и нормативно
предписанная структура занятий – большее
значение приобретает работа в области науки,
искусства и в сфере услуг. Акцент смещается с
села на город и связанные с ним виды труда.
Перечисленные выше трансформации
носят не радикально-революционный характер, а
представляют собой мягкую переориентацию
учебного канона, без резких разрывов с прошлым.
Трудовая идеология учебников видоизменяется
постепенно, сохраняя в себе одни элементы
предшествующей системы ценностей и избавляясь
от других. Все это – тенденции «второго
плана», которые нелегко обнаружить простым
чтением, без количественного анализа.
По-видимому, звучащие в публичной
сфере, в средствах массовой информации заявления
о традиционализме учебной программы, о ее
приверженности классическим произведениям и
устаревшим интерпретациям обусловлены
впечатлением от генеральных, более явных
тенденций. Наше же исследование показывает, что
современные российские учебники для начальной
школы все же отличаются от аналогов
двадцатилетней давности.
Механизмы трансформации
образовательного канона
Работа по созданию школьных учебников
сегодня является одной из форм спонтанного
идеологического творчества. О большой мере
свободы современных авторов-составителей
свидетельствует тот факт, что в действующих
государственных стандартах по образованию
только в обобщенном виде утверждается, что
учащимся необходимо прививать представление о
высокой ценности труда. Его виды и мотивы,
достижения и прочие аспекты практически не
конкретизируются.
Несмотря на то, что государственные
стандарты по образованию дают составителям
довольно высокую степень свободы, между разными
издательскими версиями современных российских
учебников имеется значительное сходство в
объеме трудовой тематики и способах ее
предъявления читателям. Это свидетельствует о
непоколебимой уверенности в ее необходимости.
Одно из основных наблюдений, сделанных
в ходе нашего исследования, касается характера
преемственности между современными и советскими
учебниками. Стратегия многих авторов при
составлении пособий автоматически
подразумевает использование достижений
традиций прошлого. Это неудивительно, так как
теперешняя литература зачастую создается теми
же людьми, которые писали прежде.
Авторские коллективы работают с
содержательным корпусом советских учебников и
хрестоматий, производя из него выборку текстов,
которые можно адаптировать к современной
социально-экономической ситуации. В ходе этого
одни произведения исключаются, а взамен
включаются другие. Рассмотрим более подробно эти
два процесса – исключения и включения.
В процессе исключения текстов из
содержательного «советского» ядра ключевую роль
сыграл фактор отказа от идеологии. Изъятие
«слишком советских» текстов привело к
определенным сдвигам в ценностно-нормативном
содержании, причем таким, к которым, возможно,
совсем не стремились составители.
Например, описанное выше падение
мотивации достижения произошло, как выяснилось,
в основном за счет исключения советских
произведений военно-патриотической тематики. В
учебниках 1980-х гг. именно рассказы о военных
подвигах обеспечивали высокий уровень мотивации
достижения, альтруистической мотивации труда,
нормы трудового энтузиазма.
Компенсации же норм достижения в
текстах учебников не произошло – по-видимому,
из-за нехватки в образовательном каноне
культурных образцов, которые бы иллюстрировали
успехи в мирной, а не военной обстановке. По
аналогии, падение трудовой дисциплины и порядка,
возможно, связано с вытеснением произведений о
пионерах и октябрятах.
В определенной мере происходит и
включение новых материалов. Взамен исключенных
текстов в нынешние учебники вливаются
идеологически нейтральные произведения
советских писателей и поэтов, некоторые вещи из
досоветской или зарубежной детской литературы.
Особенно заметно обновленное содержание
учебников «Окружающий мир»: именно они
предоставляют детям информацию о современной
жизни, знакомят их с появившимися профессиями,
передают новые ценности и нормы, связанные с
трудом.
И все же составители пособий, как
правило, отдают предпочтение текстам, которые
уже прошли проверку временем, поэтому учебники
чаще пополняются за счет давно созданных
произведений, которые не входили в школьную
программу раньше. Они тоже транслируют
несовременные образцы трудовых ценностей и норм.
Дефицит современных примеров особенно
характерен для учебников по чтению, авторы
которых в большей степени опираются на
литературную детскую классику.
Таким образом, включение новой
информации в школьную программу идет более
осторожно, чем исключение старого.
Данная тенденция – акцент на
«спасительной» классике и нехватка актуальных
отечественных новинок – характеризует и
состояние сегодняшней детской литературы и
детского чтения в более широком контексте, вне
связи со школьной программой.
Известно, что канонические детские
книги, написанные в советское время А.Л. Барто,
С.Я. Маршаком, С.В. Михалковым,
Н.Н. Носовым, А.Н. Толстым, К.И. Чуковским и
другими авторами, сохраняют высокую
популярность и активно переиздаются 2.
Одним из факторов их устойчивости считается
желание современных родителей включить ребят в
мир собственного детства, познакомить со своими
любимыми героями. Эту особенность, несомненно,
учитывают и издатели, формируя свой ассортимент.
Отбор родителями и издателями книг для
детского чтения схож с механизмом
реформирования учебников в том, что они пытаются
предлагать младшему поколению наиболее
универсальные образцы из культуры прошлого,
отфильтровав ортодоксальные советские
произведения. Бессознательность
ценностно-нормативного отбора в данном случае
более очевидна, чем в государственной системе
образования.
Родителя или издателя трудно
заподозрить в том, что он купил или напечатал
книгу потому, что в ней ярко выражена ценность
труда или чего бы то ни было еще. Мотивами для
родителя, скорее всего, являются позитивные
ощущения, полученные им от чтения книги в
детстве, мотивом для издателя – рыночный
спрос, во многом (хотя и не полностью) формируемый
родителями.
Наряду с такой консервирующей
установкой существует и ориентация на новое.
Современные дети заявляют о своей потребности в
свежих произведениях, игнорируя классику или
увлекаясь популярной зарубежной литературой
(что особенно ярко проявляется в подростковом
возрасте). Вторжение переводных изданий в поле
детского чтения воспринимается с беспокойством
и отечественными литераторами, и экспертами в
системе образования, и деятелями культуры,
поднимающими вопрос о поиске новых талантов 3.
Между тем, проблема создания нового
пласта литературы, которая содержала бы
актуальные для современного ребенка образы и
послания, отнюдь не нова. В 20–30-е гг. XX в.
потребность советского общества в новой детской
литературе, отвечающей изменившимся
ценностно-нормативным приоритетам общества,
была хорошо осознана советскими интеллектуалами
(М. Горьким, К.И. Чуковским, А.Н. Толстым,
С.Я. Маршаком и др.). Предложенное ими решение
заключалось в создании произведений, сочетающих,
с одной стороны, элементы злободневности и
реализма (не только идеологические, но и чисто
бытовые), с другой – сказочности 4.
Так, в «Крокодиле» К.И. Чуковского
местом развертывания сюжета впервые стала улица
большого города со всеми ее атрибутами –
трамваями, мостами, зоопарками и т.д. В этом
урбанистическом контексте происходили
фантастические события, в центре которых
действовал маленький мальчик. Автор
позиционировал «Крокодила» как героическую
поэму, побуждающую к совершению подвигов, и
именно так ее восприняли читатели. Образец
достижения, облеченный в актуальную канву,
оказался высоко востребован детьми и сохранил
свою популярность много десятилетий спустя.
Возможно, современные авторы, пишущие
для подрастающего поколения, сумеют вновь
воспользоваться этим секретом, и отечественная
детская литература – а вслед за ней и школьная
программа – смогут пополниться новыми текстами,
отражающими ценности и устремления российского
общества в XXI веке.
Лидия ОКОЛЬСКАЯ,
канд. соц. наук,
научный сотрудник сектора
исследований личности
Института социологии РАН
_______________
1 См.: Bowles, Samuel; Gintis,
Herbert [1976]. Schooling in capitalist America. N.Y.: Basic Books, 1976
2 Об этом
свидетельствуют, в частности, данные Российской
книжной палаты о наиболее издаваемых авторах
детской литературы (2005 г.)
3 См., напр.:
Арзамасцева И. Звезды должны зажигаться
ежегодно: Детская литература в России переживает
системный кризис // Учительская газета. 05.11.2004.
19 (9996);
Конрадова Н. Диктатура позитивности: О болезнях
детской литературы // Полит.ру. М., 23.01.2004.
http://bilingua.ogi.ru/culture/2004/01/23/chilit_print.html>.
4 Петровский М.С.
Книги нашего детства.- СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха,
2006. С. 54–55 |