Рецензии
Лазарев В.С. Управление
инновациями в школе. Учебное пособие. М.:
Центр педагогического образования, 2008.
Задача образования состоит в
том, чтобы содействовать полноценному
проживанию ребенком разных возрастных периодов
жизни.
|
Автор книги поставил задачу
убедить читателя в том, что нынешняя школа
нуждается в серьезных качественных изменениях.
Если она претендует на создание условий,
обеспечивающих развитие учеников, то сама должна
стать развивающейся. Идея эта не нова, и кризис
образования, о котором мы слышим уже не одно
десятилетие, как раз и проявляется в отставании
от перестройки в других сферах социальной жизни.
В.С. Лазарев – профессиональный
психолог, один из ближайших учеников В.В.
Давыдова. Ему принадлежат работы по психологии
образования и управлению образованием. В
настоящее время он является директором
Института инновационной деятельности в
образовании РАО. Все это позволяет доверять
авторским рекомендациям.
Тот, кто следит за новинками
педагогической литературы, в частности, по
вопросам тенденций реформирования образования,
может вспомнить о вышедшей в 2002 г. книге В.С.
Лазарева «Системное развитие школы». Она была
предназначена для руководителей ОУ, занятых
разработкой программ развития.
За годы, прошедшие после этого, автор
неоднократно встречался с директорами школ,
проводил семинары, посвященные вопросам
организации управленческой деятельности.
Непосредственное общение показало, что многие
проблемы до сих пор остаются нерешенными
и потому нуждаются в специальном анализе, что
и привело к появлению новой книги.
Предлагаемая вашему вниманию работа
представляет собой расширенный и существенно
переработанный вариант первого издания, что
нашло отражение в ее названии.
По-прежнему волнуют автора вопросы
системного развития образовательного
учреждения. В этой связи несомненный интерес (не
столько теоретический, сколько практический)
представляет глава «Системное развитие школы:
проектирование желаемой образовательной
системы», где речь идет о планировании развития
школы.
Автор описывает конкретный пример
проектирования образовательной системы –
гимназии № 1514 в Юго-Западном округе Москвы.
Программа была разработана более 10-ти лет назад,
но сам опыт вполне может быть использован
сегодня заинтересованными руководителями школ.
Напомним, что Л.М. Плахова, в прошлом
директор гимназии, о которой идет речь в книге,
подготовила методическое пособие «Курс молодого
бойца, или Азбука директора школы» (материалы
печатались на страницах «Управления
школой». – Прим. ред.)
Новое издание В.С. Лазарева
содержательно шире за счет включения в него
разделов, посвященных проектным технологиям и
организации экспериментальной работы в ОУ.
Кроме того, обращаем внимание
руководителей и других участников
образовательного процесса на первые главы, в
которых излагаются задачи современной школы и
основные тенденции ее развития. На первый взгляд,
все это не имеет прямого отношения к инновациям,
но они только тогда станут эффективными, когда
будут соответствовать направлениям развития
современного образования.
Рецензии подготовила Марина
СТЕПАНОВА
|