Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Савостьянов А.И. Психическое здоровье школьника. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006.

Знания психологии и психогигиены позволят учителю выбрать верную индивидуализированную тактику воздействия на подростка …

Довольно часто приходится слышать, что современная отечественная школа переживает не самые хорошие времена, что многочисленные инновации в лучшем случае проходят бесследно, а в худшем – имеют выраженные негативные последствия, причем последние нередко носят отсроченный характер. Разобраться в причинах происходящего – задача необходимая, но трудоемкая. Однако одна из причин, что называется, «лежит на поверхности».

Многие руководители образовательных учреждений могут признаться в том, что их решение о тех или иных нововведениях порой опирается на позитивные перемены, произошедшие в каких-либо экспериментальных школах, рекомендации со стороны методистов, а то и просто здравый смысл. Обидно сознавать, что к психологам как к специалистам, помогающим продвижению соответствующего проекта, обращаются лишь на этапе внедрения инноваций, забывая об их существовании при обосновании целесообразности новшеств.

Факт банальный, но нуждается в повторении: любое изменение в школе должно проводиться с учетом психологических особенностей тех, на кого оно рассчитано. Это положение верно и для педагогов, и для учеников. Не исключено, что новая программа обучения может оказаться недоступной учителям, не владеющим необходимыми методическими навыками, или детям, не готовым к ее усвоению в силу особенностей всего предшествующего опыта школьного обучения.

Из сказанного следует только один вывод: о необходимости обращения в случае, например, открытия экспериментальной площадки к психологам с тем, чтобы предвидеть психологические последствия планируемых нововведений. Поэтому будет совсем не лишним поставить у себя на полке книги, посвященные вопросам психического и психологического здоровья, – методические пособия, научные разработки, материалы семинаров и конференций. К разряду именно таких
изданий и принадлежит данная брошюра.

В пособии читатель не найдет каких-то конкретных практических рекомендаций или советов, но общие сведения о психогигиене подростков, об условиях сохранения и укрепления их психического здоровья, безусловно, помогут всем взрослым участникам образовательного процесса соблюсти должную меру осторожности при планировании изменений в образовательных программах.

Автора книги отличает широта профессиональных интересов, что имеет не только позитивные следствия. Именно этим, по-видимому, объясняется, с одной стороны, неточность некоторых суждений, с другой – недостаточная конкретизация формулировок.

Например, с авторским утверждением,

что психогигиена – относительно молодая область психологической науки, можно поспорить,

так как ее возникновение связывают с первым съездом психиатров России (1887 год), а рождение психологии как самостоятельной науки произошло всего несколькими годами раньше.

Последний раздел – о пьющем подростке – носит чисто описательный характер и напоминает лекцию о вреде алкоголизма. Впрочем, назидательный тон повествования сопровождает всю книгу в целом.

Вышесказанное свидетельствует лишь об одном: проблема очень важная, но для ее понимания лишь прочтения представленной брошюры явно недостаточно.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru