Рецензии
Савостьянов А.И. Психическое
здоровье школьника. Учебно-практическое пособие.
М.: Педагогическое общество России, 2006.
Знания психологии и психогигиены
позволят учителю выбрать верную
индивидуализированную тактику воздействия на
подростка …
|
Довольно часто приходится
слышать, что современная отечественная школа
переживает не самые хорошие времена, что
многочисленные инновации в лучшем случае
проходят бесследно, а в худшем – имеют
выраженные негативные последствия, причем
последние нередко носят отсроченный характер.
Разобраться в причинах происходящего –
задача необходимая, но трудоемкая. Однако одна из
причин, что называется, «лежит на поверхности».
Многие руководители образовательных
учреждений могут признаться в том, что их решение
о тех или иных нововведениях порой опирается на
позитивные перемены, произошедшие в каких-либо
экспериментальных школах, рекомендации со
стороны методистов, а то и просто здравый смысл.
Обидно сознавать, что к психологам как к
специалистам, помогающим продвижению
соответствующего проекта, обращаются лишь на
этапе внедрения инноваций, забывая об их
существовании при обосновании целесообразности
новшеств.
Факт банальный, но нуждается в
повторении: любое изменение в школе должно
проводиться с учетом психологических
особенностей тех, на кого оно рассчитано. Это
положение верно и для педагогов, и для учеников.
Не исключено, что новая программа обучения может
оказаться недоступной учителям, не владеющим
необходимыми методическими навыками, или детям,
не готовым к ее усвоению в силу особенностей
всего предшествующего опыта школьного обучения.
Из сказанного следует только один вывод:
о необходимости обращения в случае, например,
открытия экспериментальной площадки к
психологам с тем, чтобы предвидеть
психологические последствия планируемых
нововведений. Поэтому будет совсем не лишним
поставить у себя на полке книги, посвященные
вопросам психического и психологического
здоровья, – методические пособия, научные
разработки, материалы семинаров и конференций.
К разряду именно таких
изданий и принадлежит данная брошюра.
В пособии читатель не найдет каких-то
конкретных практических рекомендаций или
советов, но общие сведения о психогигиене
подростков, об условиях сохранения и укрепления
их психического здоровья, безусловно, помогут
всем взрослым участникам образовательного
процесса соблюсти должную меру осторожности при
планировании изменений в образовательных
программах.
Автора книги отличает широта
профессиональных интересов, что имеет не только
позитивные следствия. Именно этим, по-видимому,
объясняется, с одной стороны, неточность
некоторых суждений, с другой – недостаточная
конкретизация формулировок.
Например, с авторским утверждением,
что психогигиена – относительно
молодая область психологической науки, можно
поспорить,
так как ее возникновение связывают с
первым съездом психиатров России (1887 год), а
рождение психологии как самостоятельной науки
произошло всего несколькими годами раньше.
Последний раздел – о пьющем
подростке – носит чисто описательный
характер и напоминает лекцию о вреде
алкоголизма. Впрочем, назидательный тон
повествования сопровождает всю книгу в целом.
Вышесказанное свидетельствует лишь об
одном: проблема очень важная, но для ее понимания
лишь прочтения представленной брошюры явно
недостаточно.
Марина СТЕПАНОВА
|