Аттестация
Стресс или сервисная услуга?
Размышления о направлениях
изменений системы аттестации
Только педагогическое сообщество, пока
до конца не разобравшись, стало привыкать к
терминам «комплексная модернизация
образования», «поддержка лидеров»,
«инновационные программы», «новая система
оплаты труда» (НСОТ), «нормативно-подушевое
финансирование» (НПФ), как на повестке дня
появился вопрос о новой системе аттестации
педагогических кадров. В прошлом номере мы
представляли опыт некоторых российских
регионов, работающих в данном направлении.
Сегодня мы продолжаем обсуждение этой темы.
Итак, новая система аттестации. Вполне
закономерное явление.
Во-первых, за последние два года
появилось принципиально иное сообщество
учителей, заслуживших профессиональное и
общественное признание и получивших финансовую
поддержку государства в рамках ПНПО. Их по праву
можно считать золотым педагогическим фондом
страны.
Возникает вопрос: какие
аттестационные нормы применимы для оценки
профессиональной деятельности этих учителей
теперь? Какому квалификационному разряду они
соответствуют? Как вписывается их труд в
существующую систему аттестации? Продолжает ли
педагог, получивший грант, развивать свои
инновационные идеи, и какие дополнительные
стимулы для этого ему предлагаются? *
Во-вторых, в условиях перехода на НСОТ
и НПФ неизбежно встает вопрос об изменениях в
оплате труда педагога. В ныне действующей ЕТС
разница в зарплате учителя высшей и первой
категории незначительна. Вряд ли ее можно
соотнести с нагрузкой во время аттестации и
процедурами, которые проходит педагог,
претендующий на высшую категорию.
Многим становится выгодно
подтверждать первую категорию и при этом
избегать дополнительных требований со стороны
администрации школы. Но насколько соответствует
подобное «статус-кво» условиям модернизации
образования и современного информационного
общества?
Какой должна быть новая система
аттестации педагогических кадров? Чем она станет
для учителей: дополнительным стрессом, нервной
перегрузкой или сервисной услугой, в получении
которой они заинтересованы?
Сегодня, благодаря стремительному
развитию сети Интернет, самые последние
достижения в области научных знаний доступны
любому желающему. Достаточно иметь немного
времени, чтобы найти и просмотреть
соответствующие электронные страницы. В этих
условиях существует опасность реального
«отставания» учителей от учеников в уровне этих
знаний, а задача овладения педагогами
информационно-коммуникационными технологиями и
использования их в учебном процессе становится
актуальной как никогда.
Добавим к этому, что обучение
сегодня – это не передача неких сведений как
эстафетной палочки от одного человека к другому,
а создание условий, при которых возможны
процессы порождения знаний самим учеником, его
активное и продуктивное творчество. Ценным
становится умение работать с информацией, быстро
добывать искомое в справочной, научно-популярной
и учебной литературе, в той же сети Интернет.
Исходя из этой позиции, педагог должен
сам постоянно стремиться овладевать новыми
методами образования и воспитания, повышать свою
профессиональную квалификацию, включающую
развитие компетентностей, рост личностных
качеств, влияющих на конечный результат. А
методики и процедура аттестации станут теми
необходимыми мотивационным и стимулирующим
компонентами, которые побуждают человека к
творческому поиску.
Только учительская энергия,
инициатива и профессиональная компетентность
могут обеспечить новое качество школьного
образования.
|
На наш взгляд, только
учительская энергия, инициатива и
профессиональная компетентность могут
обеспечить новое качество школьного
образования.
В связи с этим меняется роль
методической службы всех уровней (школа –
муниципалитет – регион) в системе аттестации
педагогических работников.
Известно, что удостоверение или
свидетельство о повышении квалификации является
обязательным условием прохождения процедуры
аттестации и предоставляется учителем в
аттестационную комиссию. Для этого
администрация образовательного учреждения в
обязательном порядке один раз в пять лет
направляет его на курсы повышения квалификации.
Но в условиях перехода к концепции «обучение на
протяжении всей жизни» и быстрого обновления
профессиональной информации данная позиция
также изменяется.
В современном постдипломном
педагогическом образовании превалирующим
является личностно ориентированный подход к
обучению слушателей на основе наиболее полного
удовлетворения их профессиональных и личностных
потребностей. В этом месте позволю себе привести
одно сравнение. Когда мы говорим о развитии
профессиональных и личностных качеств, мне
всегда вспоминается восточный символ «Инь-Ян»,
объединяющий два начала. Так и в нашем случае:
изменение профессиональных качеств, безусловно,
приводит к развитию новых личностных
особенностей, и, наоборот, развитие личности
стимулирует профессиональный рост.
В моей практике имеется множество
примеров, когда руководитель образовательного
учреждения или учитель, прошедшие обучение на
курсах повышения квалификации, прежде всего по
проектным методикам или в режиме тренингов,
через какое-то время уходили из школы. Степень
квалификации изменилась настолько, что их стали
приглашать на работу в вузы, в частные
образовательные фирмы, где предлагается и другой
уровень материального дохода.
Так как же существующая система
аттестации учитывает профессиональные и
личностные изменения учителя, обеспечивающие то
самое новое качество образования? Будет ли новая
система аттестации более гибкой и мобильной?
Одна из задач методической
службы – помочь учителю увидеть свои сильные и
слабые стороны.
|
Не стоит забывать и о том, что
детям интересна личность учителя, его
мировоззрение и жизненная позиция, ведь задача
педагога не только дать знания, но и воспитать
интерес к предмету, помочь ребенку сформировать
позитивное отношение к людям и к жизни.
Планируется ли в новой системе аттестации
учитывать мнение родительской общественности и
самих учащихся?
Вернемся к разговору о роли
методической службы в системе аттестации
педагогических кадров. В андрагогике выделяют
несколько трудностей в образовании взрослых. К
ним относятся:
– психофизиологические –
возникновение внутреннего барьера в отношении
своей способности к обучению;
– социально-психологические –
многим взрослым людям бывает некомфортно, порой
просто страшно оказаться в позиции ученика;
– социальные – отсутствие
востребованности нового уровня образованности
со стороны социума или его избыточность для
профессионального статуса, что делает для
взрослого человека бессмысленным продолжение
(наращивание) своего образования;
– психолого-педагогические –
несформированность установки на необходимость
для современного человека пожизненного
образования. Непрерывности обучения может также
препятствовать отсутствие необходимых для этого
знаний о себе как существе познающем, о своих
способностях, особенностях восприятия и
усвоения учебного материала, информационных
потребностях. Наконец, педагог просто может не
знать о существующих формах образования **.
Одна из задач методической службы и
заключается, на наш взгляд, в преодолении этих
барьеров. Ее цель – помочь учителю увидеть
свои сильные и слабые стороны, сформировать
индивидуальный образовательный маршрут в
системе непрерывного профессионального
образования, обязательно включая и такую форму,
как самообразование. Кроме того, методическая
служба призвана поддержать обобщение и
распространение учительского опыта, опыта
инновационной деятельности через проведение
мастер-классов, семинаров, круглых столов,
конференций, публикацию материалов в
педагогической прессе и размещение их на сайтах
в сети Интернет.
В качестве результата методическая
служба должна обеспечить выдачу необходимых
документов (отзывов, справок, сертификатов,
удостоверений и т.п.), которые педагог затем
представит в аттестационную комиссию.
Каким опытом в плане обсуждения
возможных изменений в системе аттестации
педагогических кадров может поделиться Центр
образовательных инициатив (ЦОИ) Омского
государственного педагогического университета
в работе с педагогическим сообществом нашего
региона?
Во-первых, в ЦОИ проводится мониторинг
материалов СМИ и образовательных порталов сети
Интернет по проблемам аттестации.
Во-вторых, в программы курсов
повышения квалификации на базе ЦОИ включаются
обзорные лекции по данной проблематике.
Собранные материалы записываются на электронные
носители и передаются слушателям.
В-третьих, проводя семинары с
руководителями и педагогами образовательных
учреждений города Омска и Омской области,
методисты ЦОИ предлагают для обсуждения вопросы,
связанные с изменениями в системе аттестации
педагогических работников.
Данная статья является лишь
размышлением и приглашением к дальнейшему
разговору, так как, на наш взгляд, только широкое
демократическое обсуждение проблемы может
привести к появлению системы аттестации,
отвечающей требованиям современности.
Наталия БУГРОВА,
Омский государственный педагогический
университет
Уважаемые
читатели!
Ниже, в таблице, представлены
правильные ответы на вопросы теста,
опубликованного в № 8/2008.
Номер
вопроса |
Номера
ответов |
Психолого-педагогический
блок |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2; 5 |
5 |
2 |
6 |
4 |
7 |
3 |
8 |
3 |
9 |
1; 2; 3; 5 |
Организационно-управленческий
блок |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
6 |
5 |
1 |
6 |
1; 4; 5 |
7 |
5 |
8 |
3; 4 |
9 |
4 |
10 |
2; 3 |
Нормативно-правовой
блок |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2; 3 |
5 |
3 |
6 |
2 |
7 |
3 |
8 |
3 |
9 |
1 |
10 |
3 |
|
_________________
* На наш взгляд, вопрос о
развитии потенциала школ-победительниц ПНПО и
учителей-победителей ПНПО является предметом
особого разговора и заслуживает отдельного
обсуждения
** Основы андрагогики /
Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003 |