Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

СОБЫТИЯ

Педагогическое творчество

Яркое сияние граней

На Урале обсудили развивающие возможности школьного образования

Цветные бумажные ящерки, словно конфетти, рассыпались по темному полотну, в одно мгновение преобразив небольшой скромный зал, в котором собрались участники I Всероссийской психолого-педагогической мастерской «Грани развития».
Каждый из присутствовавших в аудитории разноцветными маркерами написал на «своей» ящерке имя, учреждение, которое он представляет, и личную цель участия в мероприятии. Директора школ, завучи, школьные психологи и сотрудники психолого-педагогических центров выражали надежду на овладение какой-либо технологией, поиск ответа на волнующий вопрос, новые профессиональные знакомства…

Эти ящерки, согласно замыслу организаторов, стали символом Мастерской, который подсказала сама уральская земля, где проходило мероприятие. Благодаря такому нестандартному способу знакомства сразу же, в первый день встречи, стал понятен круг тех, кто собрался c 10 по 13 марта на территории детского лагеря «Уральский огонек» в 30 минутах езды от Нижнего Тагила для насыщенной работы, педагогических споров и поиска рецептов, помогающих сделать жизнь любой школы ярче и качественнее. Вместе со всеми ящерки «проживали» каждый день, наблюдая за происходящим, накапливая и сохраняя эмоции участников, их мысли и ощущения.

Попробуем и мы проследить за ходом Мастерской. Прежде всего заметим, что ее инициатором и главным вдохновителем стал Центр психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Идею поддержали Издательский дом «Первое сентября», секция школьной психологии Федерации психологов образования России и МОУ СОШ № 47 ЗАТО «Свободный» Свердловской области.

Жанр Мастерской:

  • позволяет специалистам обменяться опытом решения задач развития ребенка, обогатиться новыми идеями, получить творческий ресурс, поддержку.

  • дает возможность говорить, спорить, т.е. возрождает замечательный жанр живой дискуссии;

  • помогает найти друг друга тем, кто и по окончании встречи продолжит совместный профессиональный поиск, творчество, проектирование…

Мастерская – это место встречи людей, погруженных в одну сферу деятельности: педагогов, психологов, управленцев. Это объединение на одном поле теоретиков и практиков, ученых и проектировщиков. Именно поэтому организаторы остановились на Мастерской как наиболее выигрышной форме общения, поиска и принятия выводов для дальнейшей продуктивной работы.

Те самые ящерки…

«Надежды маленький оркестрик…»

По сути, содержание работы Мастерской – это обсуждение темы «Современное школьное образование и его развивающие возможности», а для удобства и краткости ее назвали «Грани развития».

Сразу же на открытии был очерчен круг тем, которые участники обсуждали в последующие дни. Директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова, как истинный дирижер, задала деловой и в то же время воодушевляющий тон всему мероприятию.

В своей установочной лекции она заметила, что если рядом с ребенком в школе оказываются по-настоящему умелые и талантливые педагоги, то ученик может превратиться в настоящий бриллиант, сияющий тысячью граней. «Наша Мастерская – о возможностях развития человека, – подчеркнула Марина Ростиславовна. – Научить ребенка развиваться самому и разрешить ему это делать – две разные задачи, которые важно осознавать администрации школы, педагогам и психологам».

Первыми скрипками рядом с ней выступали ее коллеги – специалисты Центра «Точка «ПСИ» – Татьяна Беглова и Татьяна Меркулова, тезисно комментируя цели Мастерской.

В наскоро сколоченных командах шла и напряженная мыслительная работа, и бурное обсуждение идей. Команде «Кузнецы» креатив удался лучше всех: их «подкова на счастье» приглянулась всем!

Эстафету после них подхватила профессор Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского Екатерина Александрова, заставившая слушателей задуматься о педагогическом сопровождении развития индивидуальности ребенка. «Нас, педагогов, в институте учили учить. Занятий, посвященных методике воспитания, было в сто раз меньше, чем тех, на которых поднимались вопросы именно обучения, – констатировала Екатерина Александровна. – И это несмотря на то, что в Законе РФ «Об образовании», т.е. на государственном уровне (!), сказано, что образование – это и воспитание, и обучение…

Мы привыкли к тому, что индивидуальная работа всегда означает взаимодействие лишь с одним учеником. Но ведь это не образование должно быть индивидуальным, а индивидуальным должен быть сам процесс образования! Наша задача как профессионалов в той массовой школе, от которой никуда не деться, научить ребенка быть готовым к свободе и выстраивать собственную траекторию развития».

Она также заметила, что истинным помощником школы в деле воспитания индивидуальности ребенка, могут стать, во-первых, учреждения дополнительного образования и что школам стоит подумать о каких-то совместных проектах с ними, взаимозачетах оценок и тому подобных вещах. А во-вторых, – классные воспитатели, у которых, в отличие от классных руководителей, иные полномочия и возможности (те ОУ, в которых есть такая должность, всегда отмечают ее благотворное влияние. – Прим. автора).

Завершило пленарную часть сообщение доцента МГППУ, кандидата психологических наук Марины Чибисовой о взаимодействии школьных психологов и педагогического коллектива любого ОУ. По ее словам, главное, что психологическая служба может предложить школе, – это помочь соблюсти баланс между вектором функционирования и вектором развития. «Увидеть в психологах развивающий потенциал для школы как системы и на этой основе выстроить продуктивную деятельность всех подразделений ОУ – одна из серьезных задач любой управленческой команды», – считает она.

Марина Битянова (на фото вверху) и Татьяна Беглова вдохновенно провели деловую игру «Школа в режиме развития». Войдя в роли от «узкого исполнителя» до «широкого творца», участники игры «создали» школу, комфортную для каждого учителя!

Вот таким маленьким «оркестром» и было задано настроение в первый день. Усилили его звучание уже упоминавшиеся выше ящерки и организованная сразу же после ужина командная работа. Все участники были поделены на несколько групп, каждой из которых предложили придумать название своей команды, изобрести некий «продукт» с педагогическим оттенком и прорекламировать его с тем, чтобы соперники захотели его «купить».

Победила на этой импровизированной ярмарке идей команда «Кузнецы», предложившая в качестве своего продукта, собственно, подкову на счастье и лозунг «Куем индивидуальность! Быстро! Качественно! Недорого!» (кстати, вдохновителями и идейными вожаками этой команды были представители екатеринбургской гимназии «Корифей» – Прим. автора). Второй стала команда «Лоза» с продуктом в виде корзины и лозунгом «Школьник – не корзина, которую надо наполнить, а лоза, которую нужно зажечь!».

Таким образом, звание Мастерской оправдалось в первые же часы ее работы. Ведь подобную «проигранную» ситуацию участники впоследствии с легкостью смогут организовать в своем ОУ на любом педсовете, классном часе или в ходе какой-либо акции с учащимися.

Каждый участник Мастерской получил красивое свидетельство

Шекспир, «Культурная революция» и классный час…

На следующее утро, вспомнив пионерское детство с выданными на завтрак стаканом сладкого (и, увы, уже не горячего) чая и овсяной кашей, участники устремились на утренний сбор, посвященный теме этого дня, – развивающие возможности урока. Подобные сборы, кстати, были своеобразной «фишкой» Мастерской. Все три последующих дня работа начиналась именно с таких разминок. Они были камертоном, позволяющим настроиться на продуктивное сотрудничество по определенному направлению.

После обсуждения вопроса о том, зачем вообще нужна школа и что такое урок, педагоги и психологи разошлись на семинары и мастер-классы. А выбрать было из чего.

К примеру, чтобы вновь почувствовать себя десятиклассниками, участники отправлялись на урок английского языка с использованием технологий критического мышления. Его представляла НОУ школа «Карьера» из Москвы. После теоретического вступления в ходе практической работы, аудитория, разделившись на группы, обсуждала вопрос о том, существовал ли такой человек, как Шекспир, или нет.

Можно было также познакомиться с организацией исследовательской деятельности в начальной школе или послушать, в чем суть образовательной технологии «Интеллект» и т.д.

После обеда желающие едва втиснулись в аудиторию для участия в директорском клубе «Школа в режиме развития». И дело не столько в теме, актуальной для любого ОУ, сколько в том, что проходил клуб в форме деловой игры.

В реальном времени при проведении ее с педколлективом она занимает около 4–5-ти часов. Но в данной ситуации ряд ключевых моментов были проиграны значительно быстрее.

Игра отвечает на главный вопрос: что нужно сделать школе, чтобы перейти в режим развития? Для этого в первую очередь каждый член школьного коллектива должен осознать свою позицию в ОУ, понять, нужна ли она, и принять то, что, возможно, ее необходимо изменить.

Вечер завершился дискуссионным клубом а-ля «Культурная революция». Его главные действующие лица – М.Битянова и доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ Александр Савенков – отстаивали свои противоположные точки зрения относительно проектирования и исследования в образовании.

По мнению А.Савенкова, «загоняя детей в проектную деятельность, мы лишаем их возможности подлинного открытия, исследования чего-либо непознанного ранее». М.Битянова отвечала тем, что демократичные технологии проектирования сегодня в школе предпочтительнее, нежели тонкая исследовательская материя.

Актерские способности ведущих мастер-классов были вне конкуренции! Улыбка, светящийся взгляд, движения – все для того, чтобы завладеть вниманием зрителей (на фото вверху). Представители гимназии «Корифей» задумались над очередной идеей Мастерской (на фото внизу).

Вниманием участников Мастерской на третий день сразу же завладели Екатерина Александрова и завкафедрой теории и истории педагогики, профессор Костромского госуниверситета им.  Н.А. Некрасова Борис Куприянов. Оперативно проведя утренний интерактивный опрос на тему «Что такое воспитательная работа», они представили ведущих мастер-классов по теме дня – воспитание и педагогическая поддержка.

Кто несет ответственность за успех (или неуспех) воспитательной работы, в какой момент мы понимаем, что педагог хорошо воспитал ученика, какие качества вырабатываются у ребенка, когда его воспитывают в школе, каковы возможности и потребности воспитательной работы – именно эти вопросы обсуждались на семинарах и мастер-классах. Концентрация серьезных дискуссий и насыщенность обсуждаемых тем дошли в этот день до точки кипения.

У некоторых ведущих не получалось уместить свою программу в отведенное время и потому они приглашали собраться перед ужином еще раз, чтобы завершить намеченное и показать желающим все, что они задумывали.

В частности, так поступила методист по воспитательной работе и руководитель психологической службы НОУ школа «Карьера» Светлана Русских. Не успев показать в ходе семинара пример нестандартного классного часа, она позвала всех на 45 минут перед ужином в один из холлов, где весело и содержательно «проиграла» классный час, посвященный осознанию детьми целей, которые они ставят для себя в жизни.

После небольшого «разогрева», когда ведущий (то есть – педагог) задал ученикам ряд вопросов по теме классного часа, каждому участнику «действа» было предложено взять из мешочка столько монеток, сколько он захочет. Затем 20 секунд давалось на раздумье о том, что можно и хочется сделать с этими деньгами, после чего в течение двух минут разрешалось претворить свою цель в жизнь.

Можно было ходить по комнате, договариваться с «товарищами» о чем-либо, призывать к чему-либо, предлагать что-либо. По истечении этого времени все вернулись на свои места. Тут-то и началось самое интересное.

Каждый должен был рассказать, как он распорядился своими деньгами. Рефлексия по итогам совершенного поступка и попытка сделать выводы о том, каким образом эта ситуация преломляется в реальной жизни – одна из главных целей такого классного часа.

Четвертый день посвящался развивающим ресурсам психологической работы. И хотя основными адресатами стали школьные психологи, некоторые технологии и рецепты были полезны для всех членов педагогического коллектива.

Доброе начало – половина дела

Составленная фактически без пустых «окон», программа Мастерской позволила всем участникам найти свое место под солнцем и компанию для общения по интересам. И хотя за каждый семинар, мастер-класс или круглый стол отвечали абсолютно разные ведущие со своим стилем общения и манерой изложения материала, их объединяли две вещи.

Во-первых, четкое следование указанной теме дня, и, во-вторых, использование каких-либо приемов или технологий, позволяющих провести рефлексию проделанной работы, итог разговора, вычленить доминирующие положения обсужденной проблемы.

Это и написание синквейнов, и сотрудничество в малых группах, и технология «шести цветных шляп», и многое другое. Но самое главное – все эти вещи можно было сразу же брать на вооружение для использования в своей школе, классе, в родном педагогическом коллективе.

Единственное, чего, пожалуй, слегка не хватило I Всероссийской Мастерской – это более четкого позиционирования мероприятия и пары-тройки «звезд» для того, чтобы задать чуть более значительный тон собранию. Но, как гласит русская поговорка, доброе начало – половина дела!

Все участники, ведущие и гости рассчитывают на то, что за первой последуют вторая, третья, четвертая... А сохраненные с первого вечера знакомства ящерки (кстати, часть из них некоторые открепили в последний день от полотна и увезли с собой на память) сберегут мудрость и насыщенность прошедшей встречи и передадут ее следующей Мастерской…

Яна САРТАН,
Москва – Нижний Тагил – Москва

Термины для понимания тактики и целей

«Образование», «обучение», «воспитание», «развитие» – понятия, имеющие самое непосредственное отношение к тому, что происходит в школе с учеником. А разобрались ли мы, в чем предмет нашей деятельности, чем мы занимаемся, какими словами это называется? Своими наблюдениями делится директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», кандидат психологических наук, профессор МГППУ Марина БИТЯНОВА.

«Образование» – понятие молодое. Слово «образование» охватывает следующие семантические поля: а) процесс создания, порождения чего-то нового; б) формирование чего-либо, согласно заданному образцу; в) нечто структурно сложное. Все эти значения сегодня в ходу.

Так, в процессе образования идет создание Человека культурного, образованного. Он отличается от прочих тем информационным, ценностным содержанием, которым овладел и продолжает овладевать.

Образование – самое главное понятие по отношению к ребенку, приходящему в школу или уже покидающему ее. Образование – это процесс, в который ученика включили на входе, и его личное достояние на выходе.

Мы говорим: «ребенок учится», «ребенок воспитывается в школе». Хотя правильнее было бы говорить «ребенок образовывается», то есть формируется по образу и подобию того образца Человека образованного, который взрослые заложили в содержание и формы его школьной жизни – урок, перемену, кружок, общешкольный праздник, классный час, экскурсию и т.д.

В этом великий смысл образования как процесса культурологического: «образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству» (Е.В. Бондаревская).

Есть и не менее важный гуманитарный, антропологический смысл: образование суть обретение человеком своего образа – неповторимой индивидуальности, творческого начала. Образование позволяет «высветить образ человека, сделать отчетливо зримым его уникальную непохожесть и отличенность от всех иных и всего иного» (М. Тищенко).

Итак, школа как структура образовательная, должна помочь человеку обрести образ – образ человека культурного и при этом способного в рамках культуры развиваться самостоятельно, творить свою жизнь сообразно собственным целям и идеалам.

Образование, с моей точки зрения, очень хорошее слово. Его употребление в тех контекстах, когда речь идет о ребенке и тем, что с ним происходит в школе, позволяет нам удерживать главную задачу нашей деятельности. И задавать себе правильные вопросы. Например:

  • Мы вводим новую учебную дисциплину. Зачем? Что нового и важного она привнесет в процесс формирования человека?

  • Мы проводим то или иное мероприятие – затратное по времени и силам. Каков его образовательный эффект и результат?

  • Мы решили наказать провинившихся учеников. Как повлияет это наказание на их образование? Что в них образует? И т.д.

Понятия «развитие», «обучение», «воспитание» размещены внутри контекста образования. Понятие «развитие» определяет и объясняет то, что происходит с самим ребенком в процессе образования. Обучение и воспитание – понятия, характеризующие специфические задачи педагога, то есть взрослого, проектирующего и затем организующего процесс образования человека.

Педагогическая деятельность – так называется то, чем занят такой взрослый. Обучение служит некой «информационной пищей» для образования, а воспитание – гарантом того, что полученная информация будет использована человеком во благо. И обучение, и воспитание – сложные, многогранные и многосоставные виды профессиональной деятельности. Но нам важно подчеркнуть, что эти виды деятельности имеют общую цель, заданную им извне – образование.

Цели обучения и воспитания лежат «внутри» человека. Это не нормы и правила, о которых он знает, и не набор знаний и учебных умений, которые он усвоил. Это те коренные изменения, которые произошли в его мышлении, высших психических функциях, мировоззрении, способах познания мира и общения с другими людьми.

Каждое из рассмотренных четырех понятий очень важно. Все они неразрывно связаны друг с другом, и это нужно осознавать для удержания цели и выстраивания тактики. Иначе – неразбериха, жонглирование терминами и отсутствие ясности в предмете собственной деятельности.

 

 

Рейтинг@Mail.ru