Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Астраханская область

20 процентов учителей испытывают трудности при аттестации

На наши вопросы отвечает министр образования и науки Астраханской области Виталий ГУТМАН.

– В некоторых регионах с моделями аттестации педагогов экспериментировали еще до начала КПМО. Как это было в Астраханской области?

– В начале 90-х годов работники областного Института усовершенствования учителей разработали систему аттестации педагогических кадров. Она действовала до мая 2007 года. Другой у нас не было.

Новая областная модель аттестации, введенная в рамках реализации КПМО, соотносится с принципами, заложенными в НСОТ: предусматривает дифференцированную заработную плату учителей в зависимости от присвоенной квалификационной категории.

Теперь разница в оплате труда стала намного больше по сравнению с межразрядными коэффициентами ЕТС. Педагоги и самые широкие слои общественности еще до ввода новых процедур смогли обсудить суть происходящих изменений.

– Какие изменения внесены в новую модель аттестации?

– Она построена на принципах объективности, прозрачности и доступности для всех педагогических работников региона, желающих изменить или подтвердить свою категорию. Но никак не связана с обязательным повышением квалификации через курсовую подготовку АИПКиП.

Система аттестации предполагает два этапа – теоретический и практический. Для оценки практической деятельности педагогом представляется портфолио или результаты анкетирования, проводимого управляющим советом ОУ.

На теоретическом этапе проводится тестирование, результаты которого обрабатываются на компьютере – это снижает влияние человеческого фактора. И наконец, учитель, выходящий на аттестацию, обязательно должен владеть основами компьютерной грамотности.

– Часто ли педагоги области считают требования новой системы аттестации завышенными, неприемлемыми для себя? Что планируется сделать для помощи им?

– 20 процентов педагогов испытывают затруднения перед прохождением аттестации по новой технологии. Это данные областного анкетирования.

Что можно сделать? Сегодня на базе института повышения квалификации и переподготовки учителей организованы консультативные курсы для тех, кто хочет подготовиться к аттестации по новой технологии.

Соискатели высшей квалификационной категории могут пройти тренировочное тестирование с использованием демонстрационной версии. Она размещена на сайте Министерства образования и науки Астраханской области и включает все тестовые задания для всех педагогических должностей – только без ответов.

– А не предполагается ли пока параллельное существование двух систем аттестации – старого и нового образца – для педагогов, которые не рискуют выходить на новую систему аттестации?

– Нет, мы считаем, что все должны быть в одинаковых условиях. На территории области согласно постановлению Минобрнауки Астраханской области от 27.08.2007 № 16 аттестация педагогических работников проводится по одной технологии.

– Сегодня модель НСОТ отрабатывается в немногих пилотных школах области. Будут ли изменяться принципы аттестации вслед за моделью НСОТ, на которой остановится область?

– Конечно, новый вид аттестации педагогов может меняться. Но это не обязательно и не напрямую будет зависеть от моделей НСОТ, принимаемых в регионе.

Не надо забывать, что структура аттестации тесно связана с запросами и требованиями заказчиков образовательных услуг. По мере их изменений будут совершенствоваться и процедуры аттестации, которые мы считаем важнейшим звеном в системе оценки качества образования.

Рейтинг@Mail.ru