Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Астраханская область

Еще раз все взвесить

Астраханская область расположена на юге России. Природные условия в этих краях нелегкие: засухи, дожди, снегопады, наводнения, которые надолго отрезают один населенный пункт от другого.

Финансирование

В 2006 и 2007 гг. 156 учителей из Астраханской области получили гранты Президента РФ по 100 тыс. рублей, 200 учителей – гранты губернатора Астраханской области в размере 50 тыс. рублей, более 300 педагогических работников – гранты глав муниципальных образований области.

В 2006–2007 гг. на поощрение лучших педагогов из регионального и муниципальных бюджетов было выделено 17,7 млн рублей (из федерального бюджета – 15,6 млн рублей).

Решением губернатора Астраханской области в 2006–2007 гг. 288 молодым учителям, решившим отправиться в село, выплачивалось единовременное пособие в размере 30 тыс. рублей.

На выплату вознаграждения классным руководителям в 2006–2007 гг. из бюджета Астраханской области было выделено около 80 млн рублей (не считая надбавок за классное руководство).

Во время половодья детей везут в школу на лодках. До некоторых сел даже в хорошую погоду можно добраться только на катере. Во многих сельских ОУ открывают интернаты для учеников, которым трудно добираться до дома. Ребята живут в них лишь во время непогоды.

В марте 2007 г. Астраханская область была названа среди 21-го региона РФ, победившего во всероссийском конкурсе проектов модернизации образования. Областная экспертная команда представила одну из лучших заявок, касающихся как развития школьной сети, так и новых принципов оплаты труда педагогов.

Победа в конкурсе принесла области в 2007 г. дополнительно 91,6 млн рублей из федерального бюджета.

Из них 2,5 млн рублей было потрачено на планомерное повышение квалификации педагогических кадров всех уровней.

Аттестация учителей считается приоритетным направлением в региональной системе оценки качества образования.

Как измерить качество?

В основе НСОТ Астраханской области лежит базовый оклад, который формируется в результате умножения базовой единицы (в 2007 г. ее размер, утверждаемый законом «Об областном бюджете» составлял 1100 рублей) на повышающий коэффициент. Они имеют процентное соотношение с базовым окладом.

В этот коэффициент входят:

– уровень образования преподавателя;
– стаж;
– специфика его работы;
– квалификация;
– качество предоставляемых им образовательных услуг.

При новой системе педагог может получить (приблизительно):

1650+577,5+1320+886,9+1772,2=6206,6 рублей.

Увеличение составляет 38%.

Три из пяти показателей в этом списке – стаж, специфика работы (тип и вид ОУ), а также уровень образования (бакалавр, магистр) – измеряются с помощью традиционных методов.

При оценке квалификации учителя и анализе качества его труда применяются новые критерии, опирающиеся на компетентностный подход и компьютерные технологии.

Для анализа качества образовательных услуг эксперты привлекают сведения областного и федерального мониторинга образования. Среди них – результаты ЕГЭ, проводящегося в области с 2003 года, данные итоговой аттестации школьников, региональных предметных и надпредметных контрольных работ, внутришкольного мониторинга и международных исследований PISA и TIMSS, в которых астраханские школы участвуют с 2006 года.

Из множества цифр и фактов, хранящихся в астраханском Центре мониторинга в образовании, извлекаются только те, которые относятся к конкретному учителю или директору школы.

Эти данные обрабатываются, анализируются и служат основой для оценки результативности педагогического труда.

Спеши медленно

Новая система оплаты труда внедряется в Астраханской области постепенно. С 1 января 2006 года здесь перешли на нормативно-подушевое финансирование.

В конце 2006 года в Думе Астраханской области состоялись депутатские слушания на тему «Оплата труда работников образования». На них руководители образования, директора школ, представители профсоюзов, общественных организаций пришли к выводу: «Сначала внедрить новую систему не во всех школах, а в нескольких. Убедиться в ее эффективности на практике, при необходимости доработать. Разъяснять содержание и смысл реформы, используя средства массовой информации. Проверить предлагаемую систему на коррупционность. Исключить возможность принятия волевых, субъективных решений при установлении зарплаты».

Только с 1 сентября 2007 года педагоги нескольких школ из двух экспериментальных районов Астраханской области – Ахтубинского и Камызякского – стали получать зарплату по новым принципам.

В то же самое время была запущена новая модель аттестации учителей.

О ней мы расскажем далее.

Сегодня и завтра

За два года реализации КПМО в Астраханской области открыто 27 образовательных ресурсных центров, 5 социокультурных комплексов, 2 губернских колледжа, 2 ресурсных центра начального профессионального образования.

В 2008 году планируется открыть еще около 30-ти ресурсных центров.

Федеральная конкурсная комиссия, рассмотрев региональные итоги реализации КПМО, увеличила на 25% финансирование проекта Астраханской области.

Общая сумма федерального софинансирования в 2008 г. составит 115,1 млн рублей.

 

Подсчеты

В 2006 году, когда прожиточный минимум в Астраханской области составлял 2783 рубля, учитель 1-й категории получал: ставку ЕТС – 2995 рублей, надбавки и доплаты – 748 рублей, надбавки за стаж – 420 рублей.

Преподаватель высшей категории: ставку ЕТС –3226 рублей, доплаты – 806 рублей, надбавки за стаж – 460 рублей.

Руководитель образовательного учреждения: ставку ЕТС –3774 рублей, доплаты – 943 рубля, надбавки за стаж – 520 рублей.

Таким образом, в старой системе оплаты труда астраханский педагог мог получить оклад, выплаты за стаж и стимулирующие выплаты в размере: 3226+806,5+460= 4492,5 рублей.

 

Рейтинг@Mail.ru