Тематические страницы, подготовленные нашим
обозревателем Светланой Кирилловой, посвящены
опыту нескольких российских регионов по
созданию и объединению НСОТ с новой системой
аттестации. Оба этих взаимосвязанных
направления – часть КПМО.
В каждом регионе, опираясь на модельные методики,
пытаются решить проблему по-своему. Идут
дискуссии, есть спорные подходы. Например,
сдавать или не сдавать в качестве одной из
аттестационных процедур ЕГЭ? Какая разница в
зарплате должна быть между учителями первой и
высшей категории? Как поступать, если почти три
четверти педагогов в одной школе оказываются с
высшей квалификацией?
Эти и другие важные вопросы обсуждают на
страницах номера, который вы держите в руках,
руководители образования субъектов РФ,
институтов повышения квалификации и центров
образовательного мониторинга, учителя и
директора школ.
Аттестация: начало диалога
О рисках, связанных с
введением НСОТ и новой системы аттестации,
размышляет заместитель директора Института
развития образования ГУ-ВШЭ, руководитель
рабочей группы, анализировавшей конкурсные
заявки КПМО 2006 и 2007 гг. в области новой системы
оплаты труда, Ирина АБАНКИНА.
Отмечу первый серьезный риск, связанный с
существующими на сегодняшний день процедурами
проведения аттестации. По формальным критериям
подавляющее большинство педагогов после 10–15 лет
работы в школе уже достигли тех показателей,
которые дают им право аттестоваться на высшую
категорию и получать ее.
Молодых учителей сейчас немного. Нередко
складывается ситуация, когда из 40 педагогов
школы 25 уже имеют высшую категорию, а еще 10
претендуют на нее.
В таком случае нас поджидает серьезная
трудность. Если в ОУ 30 учителей с высшей
категорией, они, естественно, хотят получать
повышенную зарплату (до 60% к своему прежнему
заработку, согласно некоторым региональным
НСОТ). Но это не значит, что фонд оплаты труда
школы будет рассчитываться экономистами для
учителей высшей категории!
Опыт нас учит: ничего подобного в регионах не
происходит.
И с этим связан второй серьезный риск при
увязывании НСОТ и новой системы аттестации
педагогов.
Модельные методики расчета конкретного
норматива – сами по себе неплохие – дают
следующие рекомендации: взять фактические
расходы за последние три года (не во всех, а
только в некоторых образовательных учреждениях),
усреднить, нормировать, а затем, ориентируясь на
них, рассчитывать ФОТ каждой школы, который и
является основой субсидии.
В ряде регионов делают еще проще: берут так
называемый средний разряд (иногда дифференцируя
его для города и сельской местности) и
рассчитывают фонд оплаты труда так, как будто в
школах работают учителя одного разряда.
Таким образом, всем учителям одного
образовательного учреждения «приписывают»
двенадцатый разряд, другого – двенадцатый с
половиной (если это лицей), третьего –
одиннадцатый с половиной… Затем субсидия,
подсчитанная таким образом, доходит до
муниципалитетов, которые распределяют ее по
школам…
А дальше выкручиваться должен директор. Ведь
ему предстоит распределять реальным учителям
средства, подсчитанные условно.
Не удивительно, что во многих субъектах
Федерации к нам обращались руководители лицеев.
«Помогите убедить региональное начальство,
чтобы фонд оплаты труда по нашему лицею считали
не по двенадцатому с половиной, а по тринадцатому
разряду», – просили они.
У этой политики «усреднения» есть логические
обоснования. Руководители регионального
образования, перечисляя ОУ своего региона
усредненный норматив, убеждены, что тем самым
поддерживают некое равенство возможностей.
Они отвечают директорам школ: «Вы должны
убедить нас, что ваш лицей или гимназия
действительно доступны для всех учащихся,
независимо от социального статуса семей и
материального положения родителей. Либо будете
получать столько же, сколько и все остальные ОУ.
Мы, финансируя вас по усредненному разряду, тем
самым как бы выравниваем стартовые возможности
детей».
Таким образом, говоря о финансировании
образовательных учреждений, мы видим: с одной
стороны, идеологию выравнивания, с другой –
среднесхемные разряды, которые привязаны не к
конкретной школе, а к «школе вообще».
Говорит эксперт
Чем серьезнее процедуры
аттестации, тем более веским аргументом они
становятся в диалоге школы с властью.
|
Поэтому для введения реалистичной НСОТ
в разных регионах необходимы нормативы,
соответствующие современным потребностям школ.
Тогда процесс будет организован иначе: в течение
года ОУ предоставляют муниципалитетам
информацию о квалификации учителей и
объективных успехах учеников. Муниципалитет
сводит воедино и анализирует эти данные,
позволяющие объективно оценить, почему школе
требуется именно столько средств для базовых
окладов, стимулирующей части и компенсанций.
Регион, получив эти сведения, может реально
строить свою образовательную политику.
Сегодня же муниципалитеты просто ставят регион
перед фактом недофинансирования. И говорят:
дайте учителям денег! А регион возражает: на
каких основаниях? Ему говорят: в том или ином ОУ
большинство учителей – с высшей
квалификацией. А регион возражает: ну и что?
И вот поэтому необходимо менять и делать более
современными системы аттестации. Это – одна
из гарантий того, что школа рано или поздно
сумеет обеспечить себе полный фонд оплаты труда
педколлектива и особенно – учителей ярких,
нестандартных, дающих результат. Аттестацию
учителя следует привязывать к успехам учащихся
хотя бы потому, что при наличии образовательного
мониторинга, внедряемого в регионах в рамках
КПМО, школа может доказать свои достижения
муниципалитету с цифрами в руках.
Чем серьезнее процедуры аттестации – тем
более веским аргументом она становится в диалоге
школы с муниципалитетом, муниципалитета – с
регионом. Только тогда директор может уверенно
говорить чиновникам: в моем образовательном
учреждении столько-то учителей высшей
квалификации, поэтому им нужна соответствующая
зарплата.
С другой стороны, Федерация и субъекты
Федерации должны требовать современного
экзамена, который оценивал бы знание педагогом
своего предмета (а не только методик
преподавания, как это делается сейчас). Этот
экзамен должен базироваться на известных и
уважаемых тестовых материалах, а его
результаты – признаваться всеми. Учительский
ЕГЭ существует во всех странах. И это – очень
сложные испытания. Преподаватель математики в
США должен сдавать их много раз за свою жизнь.
Сегодня и у нас появляются подобные экзамены
для учителей. Безусловно, надо уделять внимание и
педагогическим компетенциям, владению
современными педагогическими технологиями и
компьютером.
Иначе мы сталкиваемся с большим риском: с одной
стороны, несовременные технологии аттестации, по
которым большинство педагогов могут получить
высокую категорию. С другой стороны,
отсутствие в регионе и муниципалитете средств,
чтобы обеспечивать учителей высшей квалификации
соответствующей зарплатой.
Чтобы эти средства появились и были выделены
адресно, надо повысить уважение руководителей
всех уровней к системе аттестации, которая
заслуженно давала бы специалисту право
называться учителем высшей квалификации. |