Школа и общество
Примерный регламент управляющего
совета ОУ
Окончание. Начало в №№ 5, 6 «УШ»/2008
Глава 13. Председатель, заместитель
председателя управляющего совета
Статья 107. Председатель управляющего
совета
Работу управляющего совета организует
председатель. Он осуществляет свои функции на
безвозмездной основе в качестве добровольца.
Статья 108. Порядок избрания
председателя управляющего совета
Председатель избирается из числа
избранных и кооптированных членов УС тайным или
открытым голосованием простым большинством
голосов.
Статья 109. Счетная комиссия по
выборам председателя управляющего совета
Для организации и проведения тайного
голосования в случае принятия решения о
проведении выборов таким образом можно
сформировать счетную комиссию из 3-х членов УС.
Ими не могут быть кандидаты в
председатели.
Работа счетной комиссии
осуществляется по правилам, предусмотренным
статьями 69, 70, 71, 72 настоящего регламента.
Статья 110. Выдвижение кандидатов и
порядок голосования при избрании председателя
управляющего совета
Кандидатуры на должность председателя
предлагаются членами УС путем открытого или
тайного выдвижения, которое осуществляется с
использованием кабины (комнаты) для тайного (или
открытого) голосования, где в бюллетень каждый
вносит одну кандидатуру.
По итогам выдвижения счетная комиссия
подготавливает список кандидатов на должность
председателя, составленный в алфавитном порядке,
и оглашает его.
После принятия самоотводов
управляющий совет утверждает список кандидатов
для тайного голосования.
По всем лицам, не заявившим о
самоотводе, проводится обсуждение, в ходе
которого они выступают на заседании и отвечают
на вопросы.
В случае если на должность
председателя были выдвинуты один или два
кандидата и никто из них не набрал требуемого для
избрания числа голосов, процедура выборов
повторяется, начиная с выдвижения кандидатов.
В случае если на эту должность было
предложено более 2-х кандидатов и ни один из них
не набрал требуемого числа голосов, проводится
второй тур голосования по двум кандидатам,
получившим приоритет.
Избранным по итогам второго тура
голосования считается тот, кто получил
наибольшее число голосов, но не менее половины от
общего установленного числа членов УС.
Если во втором туре голосования
председатель не избран, то выборы повторяются,
начиная с выдвижения кандидатов.
В указанном случае перед началом этой
процедуры председательствующий объявляет
перерыв и организует работу членов УС для
проведения консультаций.
Результаты голосования оформляются
решением управляющего совета.
Статья 111. Полномочия председателя
управляющего совета
Председатель:
– представляет УС в отношениях с
населением, органами государственной власти,
иными органами местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями, организациями,
общественными объединениями;
– разрабатывает совместно с
председателями постоянных комиссий проект
повестки дня очередного заседания;
– созывает по собственной инициативе,
по инициативе представителя учредителя или по
инициативе не менее 1/3 от установленного числа
членов УС внеочередные заседания;
– доводит до сведения членов УС и
приглашенных лиц время и место проведения
заседания, а также проект повестки дня;
– осуществляет подготовку заседания и
его проведение;
– ведет заседания в соответствии с
правилами, установленными настоящим
регламентом;
– подписывает протоколы заседаний,
решения, другие документы УС;
– оказывает содействие членам УС в
осуществлении ими своих полномочий;
– координирует работу постоянных и
временных комиссий (рабочих групп) УС;
– обеспечивает соблюдение положений
настоящего регламента;
– организует прием граждан,
рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб,
обеспечивает принятие по ним решений;
– осуществляет иные полномочия,
возложенные на него положением об управляющем
совете, настоящим регламентом, а также решениями
УС.
Мнение
|
Я много лет
работала в родительском комитете – классном и
общешкольном (один сын на сегодняшний день –
уже выпускник, второй – учится в 3-м классе).
Однако последние три года стала замечать, что
наша деятельность сузилась до функции сбора и
распределения финансовых ресурсов, состоящих из
пожертвований школе.
Два года назад у нас было создано отделение
благотворительного попечительского фонда. В его
правление вошли активные и инициативные папы и
мамы – представители всех классов. На тот
момент цель преследовалась одна: сделать
«прозрачными» финансовые операции, связанные с
родительскими взносами на развитие школы, и тем
самым вернуть доверие к администрации.
Очень важным было то, что учитывалось мнение
каждого члена правления, и ни один рубль не
тратился без соответствующего согласованного
решения. Если на первых заседаниях чувствовалась
определенная скованность, нежелание участвовать
в обсуждениях насущных проблем, то буквально
через полгода на наших «советах» стали
разгораться жаркие споры. Чему отдать
предпочтение, сколько денег выделить, какому
классу и чем помочь и т.д.
И однажды наступил такой момент, когда вопросами,
которые обсуждались на заседаниях правления,
стали проблемы, выходящие за рамки
попечительского фонда. Родителей стало
интересовать все: и программа развития школы, и
процедура ее аттестации, и годовой учебный план,
и профильное обучение, и правила приема в ОУ, и
летняя практика детей, и сменная обувь, и
состояние двора, и школьная форма, и
воспитательный процесс в классных коллективах, и
тематика родительских собраний… Но главное, на
что было обращено внимание, – это улучшение
качества образования в нашем учебном заведении.
Мы поняли, что нам, родительской общественности,
уже тесно в рамках попечительского фонда.
Очень актуальной и своевременной
стала подготовка в мае 2004 года процедуры по
созданию управляющего совета. И не случайно
именно члены правления фонда с воодушевлением
приняли идею его организации, проводили
разъяснительную работу среди родителей,
участвовали в написании первых рабочих
документов.
А как долго мы не могли прийти к согласию, каким
образом нам организовать выборы в новый орган
самоуправления! Сначала предложили сложную
четырехступенчатую систему, затем остановились
на варианте двух этапов (классные собрания по
выдвижению кандидатов и общее голосование) –
интересы всех участников образовательного
процесса должны приниматься в расчет и
учитываться при принятии решений. Выборы
состоялись! Более 50% родителей пришли на
голосование, а это значит, что в школу и ее
будущее верят!
Управляющий совет – это место, где все
участники образовательного процесса смогут
«договориться», принять объективное и
единственно правильное решение, никого не
оставляя в стороне.
В.А. ХНЫКИНА,
председатель правления отделения
Благотворительного фонда попечительства об
образовании, заместитель председателя УС школы
№ 147 г. Красноярска |
Статья 112. Информирование
управляющего совета о деятельности его
председателя
Председатель регулярно предоставляет
информацию членам УС об осуществлении
полномочий, предоставленных ему статьей 111
настоящего регламента.
Статья 113. Порядок досрочного
прекращения полномочий председателя
управляющего совета
Председатель досрочно прекращает свои
полномочия в случае их добровольного сложения,
их отзыва управляющим советом тайным
голосованием простым большинством голосов от
установленного числа членов, а также в иных
случаях, предусмотренных для досрочного
прекращения полномочий члена УС.
Вопрос об освобождении от занимаемой
должности рассматривается управляющим советом
по личному заявлению о добровольной отставке, а
также по предложению не менее 1/3 от
установленного числа членов, за исключением
случаев выбытия председателя из состава УС.
Данный вопрос включается без
обсуждения и голосования в повестку дня
заседания, ближайшего после поступления
соответствующего заявления или предложения, а в
случае выбытия из состава управляющего
совета – одновременно с рассмотрением
вопроса о досрочном прекращении его полномочий
члена УС.
При рассмотрении вопроса об
освобождении от занимаемой должности
председателю в обязательном порядке
предоставляется слово для выступления.
В случае непринятия управляющим
советом добровольной отставки председатель
вправе сложить свои полномочия по истечении двух
недель после подачи заявления.
Мнение
|
Немаловажным стало
осмысление направлений деятельности созданного
в школе управляющего совета и определение
связанных с ними структур. Так появились
комиссии: стратегии и политики образования,
информационная, согласительная,
финансово-хозяйственная.
Уже прошли первые заседания, и определены
участки приложения усилий. Комиссия стратегии и
политики образования изучила концепцию школы,
внесла ряд корректив и теперь разрабатывает
краткосрочную и долгосрочную программы
развития. В этот процесс вовлечены активные
представители учительской, ученической и
родительской общественности.
Финансово-экономическая комиссия выделила
приоритеты в ремонтных работах, приобретении
необходимого оборудования, нахождении ресурсов
для функционирования и развития школы.
Информационная комиссия занимается двумя
направлениями: она осуществляет отбор сведений,
требующих внимания членов УС, и в то же время
освещает деятельность совета, сообщает о
рассматриваемых на заседаниях вопросах и
предлагаемых решениях.
Проблемы и конфликтные ситуации – сфера
приложения сил согласительной комиссии.
Созданный управляющий совет соответствует
концептуальной идее нашего ОУ, которая звучит
следующим образом: развитие и саморазвитие,
осуществляемое через выбор, самоопределение и
самореализация на четырех уровнях – школы,
педагога, школьника и родителя. Это новая форма
социального партнерства, формирующая чувство
коллективной ответственности, хозяйского
отношения к учебному заведению, а значит, и к
судьбам детей, в нем обучающихся…
Не идея изменить управление ОУ, а меняющаяся
жизнедеятельность школы, требующая иного
управления, привела к созданию управляющего
совета.
Опыт школы № 145 позволяет утверждать, что
единственно верный путь перехода к
государственно-общественному управлению, к
увеличению доли и значимости общественного
участия в управлении школой – эволюционный.
Одним созданием управляющего совета этот
переход не обеспечить. Но здесь не должно быть и
другой крайности – ожидания ситуации
«дозревания». Процессом изменения характера
управления ОУ следует управлять!
Л.Б. КВАСОВА, директор школы № 145
г. Красноярска |
Статья 114. Заместитель
председателя управляющего совета
Избирается по предложению
председателя в том же порядке и на тот же срок,
который предусмотрен для избрания председателя.
Заместитель председателя исполняет по
поручению председателя его отдельные полномочия
и замещает в случаях отсутствия или временной
невозможности выполнения им своих обязанностей.
Вопросы, отнесенные к ведению
заместителя председателя, определяются
управляющим советом по предложению
председателя.
Заместитель председателя может быть
освобожден от занимаемой должности решением УС в
порядке, предусмотренном статьей 113 настоящего
регламента. Данный вопрос рассматривается также
по предложению председателя по правилам,
предусмотренным настоящим регламентом
применительно к предложению группы членов УС.
Статья 115. Задачи секретаря
управляющего совета
Для обеспечения своей деятельности из
числа членов управляющего совета избирается
секретарь. Основными его задачами являются:
– ведение, оформление и подписание
протоколов заседаний;
– оказание практической помощи членам
УС в осуществлении их полномочий;
– оперативная работа с поступающими в
управляющий совет документами, обращениями и
заявлениями членов УС и иных граждан.
Секретарь может быть назначен
решением управляющего совета из числа граждан,
не являющихся его членами.
Статья 116. Положение о секретаре
управляющего совета
В случае его разработки и принятия
утверждается управляющим советом.
Статья 117. Делопроизводство в
управляющем совете
Ведется и обеспечивается в порядке,
установленном учредителем при создании
управляющего совета.
Глава 14. Соблюдение регламента
управляющего совета
Статья 118. Контроль за соблюдением
регламента
Возлагается на председательствующего
на заседании и секретаря.
Статья 119. Меры воздействия на
нарушителей порядка на заседании
При нарушении участником заседания
порядка к нему могут применяться следующие меры
воздействия:
– призыв к порядку;
– призыв к порядку с занесением в
протокол;
– временное лишение слова.
Статья 120. Условия призыва к порядку
Призывать к порядку вправе только
председательствующий на заседании.
Участник заседания призывается к
порядку, если он:
– выступает без разрешения
председательствующего;
– допускает в своей речи
оскорбительные выражения и ненормативную
лексику.
Статья 121. Условия призыва к порядку с
занесением в протокол
Участник заседания, который на том же
заседании уже был призван к порядку, призывается
к нему с занесением в протокол.
Статья 122. Временное лишение слова
Производится путем принятия
протокольного решения управляющего совета в
отношении его члена, который дважды призывался к
порядку.
Глава 15. Порядок внесения изменений в
регламент управляющего совета
Статья 123. Порядок внесения изменений
в регламент управляющего совета
Осуществляется путем, установленным
настоящим регламентом.
Предложение о внесении изменений в
регламент, поддержанное не менее чем 1/3 членов от
их установленного числа для управляющего совета
или постоянной комиссией, включается в повестку
дня заседания без голосования и рассматривается
в первоочередном порядке, если оно поступило не
позднее 5-ти рабочих дней до начала заседания.
Решение о внесении изменений в
регламент управляющим советом нового состава
может быть внесено не ранее чем через 3 месяца
после его формирования в полном составе.
Подготовил Александр СЕДЕЛЬНИКОВ
От редакции. Уважаемые
читатели! Шесть раз в год с номерами «Управления
школой» вы получаете в подарок брошюры разной
тематической направленности. К № 8 нашей газеты
будет выпущено приложение «Управляющий
совет – гражданское участие в управлении
образованием», в котором Александр Седельников
подробно описывает порядок создания,
организации деятельности, а также существенные
признаки и особенности школьного органа
самоуправления. |
|