Исследование
Переподготовка и повышение
квалификации директоров школ
Анализ действующих моделей
О реформировании системы повышения
квалификации разговоры ведутся давно. И столь же
давно стало очевидным, что нынешний уровень
переподготовки управленческих кадров абсолютно
не соответствует современным потребностям. В
рамках реализации Федеральной целевой программы
развития образования 2007 года Междисциплинарным
академическим центром социальных наук
«Интерцентр» (АНО «Интерцентр») был выполнен
исследовательский проект, посвященный анализу
путей модернизации существующей системы
повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров. По результатам этого
исследования был выпущен сборник рекомендаций *. Мы публикуем небольшой фрагмент,
касающийся непосредственно руководителей школ.
Начало. Окончание см. № 8/2008
Уровень квалификации
руководителей школ
Оценка уровня квалификации
руководителей школ основывается на материалах
опроса директоров школ, анализе конкурсных
материалов Приоритетного национального проекта
«Образование» и на изучении мнений региональных
экспертов относительно того, какая часть
руководителей школ подготовлена к решению
современных управленческих задач.
По мнению региональных экспертов,
перечисленными ниже знаниями и умениями владеет
следующая часть руководителей школ:
знание законодательных и нормативных
актов по вопросам образования – большинство;
знание трудового
законодательства – большинство;
знание гражданского кодекса в
пределах, достаточных для выполнения школой
функций юридических лиц – половина;
знание налогового законодательства в
пределах, достаточных для обеспечения
финансово-хозяйственной самостоятельности
школ – большинство из имеющих финансовую
самостоятельность;
ориентация в приоритетных
направлениях развития общего образования – большинство;
ориентация в образовательных
стандартах – большинство;
ориентация в вопросах
стратегического планирования – половина;
понимание сущности и способов
формирования образовательной программы школы,
ориентированной на достижение нового качества
образования – половина;
понимание сущности способов
формирования программы развития школы – половина;
понимание сущности управления
качеством образования и его способов – меньшинство;
ориентация на рынке учебной
литературы – меньшинство;
ориентация в педагогических
инновациях в сфере общего образования – половина;
· умение стимулировать
инновационную деятельность коллектива – меньшинство;
ориентация в сущности, форме и
способах осуществления
государственно-общественного управления – меньшинство;
умение использовать ресурсы сетевого
взаимодействия ОУ – отдельные директора;
умение выявить и эффективно
использовать внебюджетные ресурсы – меньшинство;
владение методами SWOT-анализа или
другими методами аналитической
деятельности – меньшинство;
ориентация в вопросах организации
мониторинга образовательных ресурсов – трудно
сказать;
ориентация в методах социологических
исследований, применяемых в условиях школы, – отдельные
директора;
умение подготовить публичный доклад
о деятельности школы – никто или отдельные
директора.
Судя по имеющимся данным, наибольшие
проблемы в деятельности руководителей школ
связаны с уровнем их компетентности в области
права, экономики и финансов, стратегического
менеджмента, использования ресурсов
инновационной деятельности.
Анализ опыта участия руководителей в
приоритетном национальном проекте
«Образование» дает основание полагать, что:
цели и ценности новой философии
образования руководителями ОУ в значительной
мере только декларируются. Практически во всех
представляемых официальных документах
используются «магические слова» о развивающем
обучении, личностном подходе, новом
образовательном пространстве,
ИКТ-компетентности (ИКТ – информационные
коммуникативные технологии) и т.д. Однако
индивидуализации и присвоения этих целей и
ценностей не произошло, как и не осуществилось их
превращение в личностные установки
администрации ОУ, в конечном счете определяющие
стратегию и тактику развития школы;
одна из наиболее серьезных
проблем – слабость стратегического мышления
руководителей ОУ. Документы свидетельствуют об
отсутствии опыта проектирования долгосрочных
целей и перспектив развития ОУ, что проявляется в
ориентации на решение конкретных, сиюминутных
практико-ориентированных задач, направленных
исключительно на функционирование ОУ, а не на его
развитие. Потребность в такой фундаментальной
компетентности как долгосрочное планирование
даже не осознается директорами в качестве
основной методологической проблемы;
сбор информации, ее анализ и
систематизация представляют для значительной
части администраторов непреодолимые трудности;
еще одна серьезная проблема, с
которой столкнулись директора и не смогли
разрешить, состояла в неумении обобщать опыт и
достижения собственного ОУ. Этот процесс был
редуцирован до сбора и предъявления фактов
деятельности школы, подготовку
иллюстративно-наглядных материалов вместо
структурирования и анализа, которые могли бы
стать фактором корректировки стратегии развития
школы;
существует стереотип о роли школы
в обществе. Школа по-прежнему рассматривается
директорами как единственный и главный центр
образования; слабо учитываются изменения во
взаимоотношениях школы с социальными
партнерами. С одной стороны, это проявляется в
отсутствии сетевого взаимодействия с другими ОУ,
с другой – в нежелании (неумении) наладить
отношения с иными социокультурными институтами,
которые позволили бы преобразовать школу из
места получения знаний в социокультурный центр.
Формирование социального заказа на
повышение квалификации руководителей школ
Анализ процедур формирования
социального заказа на ПК руководителей школ
проводился по материалам следующих регионов:
Республика Карелия и Чувашская Республика,
Ханты-Мансийский автономный округ, Тверь и
Красноярский край. Практически во всех регионах
наблюдаются аналогичные этапы формирования
социального заказа на ПК руководителей школ.
В Красноярском крае в части
муниципалитетов составляется список директоров,
которым необходимо пройти курсы ПК. Это прежде
всего связано с прохождением аттестации
руководителей ОУ. Директорам рекомендуют пройти
те или иные курсы. В конце года каждая
методическая служба отправляет в ОУ анкеты, в
которых описываются заявки на предстоящий
учебный год. В муниципалитетах заявки
анализируются, суммируются, и в некоторых
случаях оформляется заказ к ИПК или к другим СПК,
к факультету ПК. В региональном ИПК существует
маркетинговая служба. Именно через нее идет
информация о сформированном на местах заказе.
Оформляются итоговые таблицы.
Еще одним механизмом формирования
заказа является составление индивидуальных
образовательных программ для каждого директора
ОУ. В некоторых муниципалитетах существуют
«сессии самоопределения», где важным моментом
является постановка образовательных целей и
разработка программы деятельности по их
реализации. Заказ оформляется, и формируются
небольшие группы. Заказ от групп поступает в
конкретные структуры СПК или к конкретным
преподавателям СПК. В некоторых случаях,
действительно, есть точные списки директоров,
которым необходимо пройти в точно определенное
время курсы ПК (в регионе к таким курсам
относился курс «Нормативно-правовая и
экономическая деятельность директора ОУ»).
Агентство образования Красноярского
края формулирует точные задачи, к решению
которых необходимо подготовить директоров ОУ.
Как правило, они формируются из проведенного
анализа деятельности директоров школ (из отчетов
руководителей муниципальных систем образования)
или из предстоящей деятельности.
В Республике Карелия заказ на
ПК руководителей общеобразовательных школ
составляется таким образом: Министерством
образования Республики Карелия, органами
управления образования формулируются задачи
управленческой деятельности, к решению которых
необходимо подготовить руководителей школ
(например, введение новых
финансово-экономических механизмов, разработка
бюджета школы в условиях применения новых
моделей финансирования, построение
стратегического плана школы, развитие
государственно-общественных механизмов
управления ОУ и т.п. Ежегодно в муниципалитетах
собираются заявки руководителей школ, которые
хотели бы повысить свою квалификацию, общую
заявку от района утверждает руководитель
муниципального органа управления образованием
(МОУО). Составляется список руководителей школ,
которые должны повысить квалификацию в текущем
(предстоящем) году: это, как правило, все вновь
назначенные руководители, резерв руководящих
кадров.
Как правило, в муниципалитетах ведется
перспективный план ПК директоров ОУ, нередко
директора проходят обучение в других центрах, в
том числе Академии ПК и ППРО. Заказ на содержание
программ ПК составляют Министерство образования
Республики Карелия, МОУО, сами руководители.
Количественный состав обучающихся директоров
определяется из заявок МОУО, личных заявлений
руководителей. Персональный состав обучающихся
директоров определяет муниципалитет.
На протяжении последних лет сложилась
информационная база, позволяющая руководителям
школ определиться с заказом на ПК.
Ежегодно, начиная с марта месяца, в ГОУ
РК «Институт повышения квалификации работников
образования» (ИПКРО) проводится работа по
разработке плана-проспекта курсовых мероприятий
на следующий календарный год. Учитывается заказ
регионального и МОУО (проводится специальный
опрос, изучаются решения коллегий, решения
Совета по педагогическому образованию при
Министерстве образования Республики Карелия,
концепция развития региональной системы
образования, решения и протоколы главной
аттестационной комиссии, аккредитационной
комиссии и т.д.) на подготовку директоров к
решению тех или иных управленческих задач, этот
заказ формулируется в виде тем и аннотаций
курсов ПК. Кроме этого, сотрудники профильной
кафедры изучают результаты анкетирования
слушателей, в которых также формулируются общие
проблемы, часть из которых может быть
сформулирована как тема новых программ либо
может быть включена в программы уже
существующие.
Проект плана-проспекта курсов
высылается в районы и выкладывается на сайт
ИПКРО (http://kripk.onego.ru) для того, чтобы директора школ
могли выбрать для себя нужную программу обучения
и оформить заявку на данные курсы. Форма заявки
разработана, она заполняется в электронном виде
и высылается в муниципальную методическую
службу (ММС), а из ММС общая заявка от района идет
в адрес ИПКРО.
В июне на ученом совете ИПКРО проходит
утверждение плана-проспекта после внесения всех
корректив, возникших в результате изучения
заявок, поступивших из районов. Благодаря тому
что в республике активно функционирует система
межшкольных методических центров проекта
«Информатизация системы образования» (сеть
РКЦ-ММЦ), два последних года ученый совет
проходит в режиме видеоконференции с помощью
Интернета, так что в его работе могут принять
участие и специалисты отдаленных районов
республики, задать все интересующие их вопросы
относительно организации и проведения курсов ПК.
Окончательный вариант плана-проспекта
на следующий календарный год выкладывается на
сайте ИПКРО к 1 сентября текущего года.
ИПКРО осуществляет бесплатную
доставку нескольких экземпляров
планов-проспектов во все муниципалитеты
Республики Карелия (в ММС, в орган управления
образования, в базовые или магнитные школы).
После этого план-проспект публикуется на сайте,
издается в виде брошюры и рассылается во все
районы.
На совещаниях с руководителями МОУО,
ММС, ОУ представители ИПКРО рассказывают обо
всем спектре услуг, предоставляемых институтом,
руководителям школ.
Тверской областной институт
усовершенствования учителей (далее –
Институт) совместно с департаментом образования
Тверской области осуществляют взаимодействие с
МОУО и ОУ по удовлетворению запросов в ПК,
профессиональных интересов и снятию затруднений
в деятельности руководящих и педагогических
работников Тверской области. Сложилась
определенная технологическая цепочка
построения годового плана совместной работы.
I этап (апрель–май)
Институт направляет во все МОУО и
областные подведомственные ОУ следующий пакет
материалов:
предлагаемая тематика лекций,
практикумов и спецкурсов преподавателей и
методистов Института;
примерный перечень курсовых,
методических и научных мероприятий,
предлагаемый Институтом на новый учебный год;
примерный перечень образовательных
услуг, оказываемых Институтом;
бланки договоров о сотрудничестве
Института с МОУО и ОУ;
бланки заявок;
бланки «Анкета работника
образования».
II этап (май–сентябрь)
Муниципальные образования Тверской
области, общеобразовательные учреждения
Тверской области изучают предложенные материалы
Института, проводят диагностику затруднений
работников, выявление профессиональных запросов
и интересов педагогов и руководителей,
заполнение анкет, заявок, договоров и
диагностических карт.
III этап (сентябрь–октябрь)
Сверка кадров образовательных
учреждений области по графику, заключение
договоров о сотрудничестве.
IV этап (октябрь–ноябрь)
Обобщение, систематизация полученной
информации. Все полученные данные
(диагностические карты, заявки, анкеты) заносятся
в банк данных информации Института,
обрабатываются, затем сопоставляются с
потенциальными возможностями Института.
(Примечание. Обычно Институт имеет
возможность удовлетворить 60% запросов от
заявленного.)
Для исполнения остальных запросов
определяются приоритеты и финансовые
возможности Института по приглашению
специалистов из других ОУ Тверской области или
других городов России.
V этап (ноябрь–декабрь)
Формирование плана работы Института
на год, согласование с департаментом образования
Тверской области, рассмотрение на заседании
Ученого совета Института и утверждение
учредителем – департаментом образования
области.
Утвержденный план направляется в МОУО,
публикуется в институтской газете «Родник» и
размещается на сайте Института (www.tiuu.ru).
В Ханты-Мансийском автономном
округе – Югре ПК директоров
общеобразовательных учреждений осуществляется
через региональный Институт повышения
квалификации и развития регионального
образования (ИПКиРРО).
Региональный заказ формируется на
основании заявок органов управления
образованием муниципальных территорий
автономного округа, а также плановых курсовых
мероприятий ИПК и РРО.
При составлении плана курсовых
мероприятий формулируются цели и задачи
управленческой деятельности слушателей данной
категории работников сферы образования с учетом
востребованности направления ПК и мер по
реализации федеральной и региональной политики
в области образования, утверждаются
соответствующие образовательные программы.
Чаще всего руководители школ
затрудняются самостоятельно формулировать
собственный заказ на ПК и в своей деятельности
ориентируются на предложения соответствующих
учреждений ПК или сформулированный
муниципальным органом управления план-заказ в
данной области.
У руководителей и педагогов
республики есть возможность оформлять заявки на
интересующие их программы и выбирать
конкретного преподавателя. В основе лежит
принцип индивидуального выбора директором школы
и учителем учебно-методических модулей из
аннотированного списка модульных программ,
размещаемого на сайте института и направляемого
в районные и городские ОУО в мае каждого года.
На основе совокупности полученных
заказов каждая кафедра (центр) формирует
программы, необходимые для ПК, из числа наиболее
востребованных модулей на следующий учебный год.
Количественный анализ полученных
заказов проводит учебно-методическое
управление, а качественный анализ причин
невостребованности тех или иных модулей –
кафедры (центры). По результатам этих анализов
проводится корректировка списка модулей и
формулируется задание на создание новых,
ориентированных на удовлетворение проявившихся
в заказах образовательных потребностей
руководителей и учителей. В результате к концу
мая каждого года формируется заказ на ПК, где
каждый руководитель указывает конкретные
модули, целую модульную программу или ряд тем.
К началу июня кафедра управления образованием
уже знает количество, фамилии руководителей,
желающих повысить свою квалификацию, и по их
выбору определяет содержание курсов.
Основным заказчиком является сам
руководитель ОУ. Министерство образования и
молодежной политики республики формулирует
заказ в зависимости от задач, решаемых в
образовательной политике. МОУО тоже оформляют
заявки на ПК руководителей ОУ, чаще всего это
круглые столы и семинары по актуальным для
региона проблемам управления учреждениями
образования. Аннотированный список модульных
программ размещается на сайте Института и
отправляется по электронной почте в органы
управления образованием и в каждую школу.
Обозначить меру подготовленности
директоров к формулированию собственных заказов
достаточно сложно. Как правило, при организации
подобных разговоров удается обозначить область
затруднения или потребности. Сформулировать
точный заказ на собственное ПК директора
затрудняются. ПК определяется во многих случаях
не из точного понимания директором необходимого
образования, а из предоставленных для него
возможностей. При сопоставлении неявных
образовательных потребностей и условий (тем
курсовой подготовки, тем семинаров) оформляется
заказ. Такая ситуация характерна для директоров,
имеющих разный управленческий опыт.
Часто директора обращаются с очень
конкретными вопросами для разрешения конкретных
ситуаций (знание трудового кодекса, знание
гражданского кодекса, составление разного рода
договоров, бюджетный кодекс и т.д.). Это вопросы,
которые требуют точного ответа с учетом всей
ситуации ОУ. Это не связано с проведением
семинаров, а тем более длительных курсов ПК. В
большей степени необходимы консультации,
разъяснения.
Вторым часто встречающимся пожеланием
является: написание программ развития ОУ,
написание образовательных программ конкретного
ОУ, подготовка материалов для представления в
конкурсные комиссии (Национальный проект
«Образование», гранты различных фондов и т.д.),
подготовка ОУ к лицензированию и аттестации.
Позитивными тенденциями в
формировании заказа на ПК руководителей школ
следует считать: «технологизацию» процесса
формирования заказа, определение этапов
разработки заказа и необходимых процедур;
понимание формирования заказа на ПК
руководителей школ как определения требований к
уровню их квалификации; выявление
индивидуальных запросов руководителей школ
(которые далеко не всегда в состоянии их
сформулировать).
Вместе с тем существующая практика
финансирования СПК работников образования
ограничивает возможности переподготовки
руководителей школ в связи с появлением новых
управленческих задач. Повышение их квалификации
осуществляется в порядке очереди и связывается с
предстоящей аттестацией. Происходит разрыв
между реализацией программ развития
образовательных систем и программ ПК
руководителей школ. Фактически отсутствуют
региональные программы подготовки директоров
школ, ориентированные на обеспечение программ
развития региональных систем образования.
Формирование заказа происходит на
слабой аналитической базе. Содержание заказа
основывается в большей мере на мнениях разных
категорий практиков, чем на результатах
аналитической работы.
Образовательные программы ПК
руководителей школ
Проведенный анализ
планов-проспектов, планов-заказов, аннотаций и
текстов программ позволяет охарактеризовать
состояние СПК руководителей школ как симбиоз
традиционных и инновационных подходов к целям,
содержанию, технологиям, ожидаемым результатам
обучения руководителей школ.
В русле традиционных подходов
образовательные программы для руководителей
школ разрабатываются отдельно в зависимости от
стажа, опыта, должности управленцев. Так же как
и в 1970 –1990-х гг., в настоящее время в
учреждениях ПК реализуются программы для
опытных директоров ОУ (стаж свыше пяти лет), для
молодых директоров (стаж менее пяти лет), для
резерва, для заместителей директоров школ.
Указанные программы носят как долгосрочный (до 160
часов в течение учебного года), так и
краткосрочный характер (72, 48, 36 часов). Чаще других
реализуются программы на 144, 72 и 36 часов.
Для традиционной долгосрочной
программы ПК руководителей школ характерно
наличие фундаментального подхода,
заключающегося во включении в состав программы
значительного числа инвариантных теоретических
тем, призванных обеспечить подготовку
управленцев как в области педагогики и
психологии, так и в сфере менеджмента.
В учебных программах предметов,
входящих в долгосрочные образовательные
программы ПК, предусматривается рассмотрение
основных понятий, категорий, явлений и процессов
с целью формирования у слушателей «научно
обоснованных представлений об управлении ОУ».
Задачи актуализации знаний руководителей
обеспечиваются включением в рабочие программы
информации о научно-методических разработках,
директивных и инструктивных документах,
внедрении новых технологий обучения. В
содержание программ включены дисциплины
теоретического плана и предметы практической
направленности. Соотношение этих блоков в планах
определяется в зависимости от должностной
принадлежности слушателей.
Представленные программы
долгосрочных курсов ПК в части введения
инвариантных модулей составлены с учетом
рекомендаций Министерства образования
Российской Федерации, изложенных в письме от 22
мая 2001 г. № 22-06-709 «О минимуме содержания программ
курсов ПК». Согласно настоящим рекомендациям
программы ПК должны включать в себя следующие
примерные разделы:
Правовые основы управления ОУ.
Общество и образование.
Психолого-педагогические основы
образовательной деятельности.
Организационно-педагогические
основы управления ОУ. Менеджмент в сфере
образования.
Информационные технологии в
образовании.
Экономика образования и
экономические основы управления ОУ.
Наряду с указанными направлениями ПК в
письме Министерства образования РФ обозначен
перечень актуальных проблем, которые
рекомендуется включать в содержание
вариативного блока образовательной программы.
К таким проблемам, рекомендуемым для
рассмотрения в рамках учебных программ по выбору
слушателей, относятся:
инновационные процессы в
образовании;
государственно-общественное
управление ОУ;
управление функционированием и
развитием ОУ;
анализ и самоанализ управленческой
деятельности руководителей;
мониторинг результатов
управленческой деятельности;
программа развития ОУ;
образовательная программа.
Содержание долгосрочных
образовательных программ ПК также связано с
требованиями к руководителю ОУ, изложенными в
тарифно-квалификационных характеристиках
минимума содержания и уровня профессиональной
переподготовки руководителей дошкольных и
общеобразовательных учреждений по
дополнительной образовательной программе
«Менеджмент в образовании», утвержденной
Министерством образования Российской Федерации
20 марта 2000 г.
Другая «традиционная» категория
программ, адресованная отдельным категориям
руководителей школ (с различным стажем
деятельности, резерву, заместителям
руководителей), – это краткосрочные курсы
объемом от 36 до 72 часов.
В ряде случаев краткосрочные курсы
представляют собой либо «усеченные» по тематике
и объему варианты программ долгосрочных курсов,
либо программы, ориентированные на освоение
отдельных актуальных направлений деятельности
руководителя ОУ. И тот, и другой подход
прослеживается, например, в практике работы
ИПКРО (Республика Карелия), на базе которого
проводятся как сокращенные варианты
долгосрочных курсов по сходной тематике, так и
программы, сформированные как набор либо
тематически связанных, либо самостоятельных
спецкурсов.
Типичный пример такой программы –
вариант курса «Управление образованием»,
программа которого представляет собой 4
спецкурса по 18 часов по следующим темам:
Итоговая аттестация, единый
государственный экзамен (ЕГЭ), олимпиады,
конкурсы как критерии качества образования в ОУ.
Современное законодательство в
области образования.
Делопроизводство в ОУ.
Формы получения образования.
Следующий по длительности тип
программ, предназначенных в том числе для
различных категорий руководителей школ, – это
проблемные семинары, модульные программы, другие
формы ПК, длительность которых колеблется от 6 до
48 часов. Проблемные семинары, которые,
собственно, и составляют основную часть
вариативного блока образовательной программы,
предлагают слушателям абсолютное большинство
центров ПК. Проблемные семинары адресованы
группам руководителей школ, скомплектованным по
смешанному принципу, из разных ОУ региона, а
также руководителям школ отдельного
муниципального образования или района. По такому
принципу работают центры ПК Республики Карелия,
Чувашии, Красноярского края, Санкт-Петербурга,
Ленинградской области и др. Тематика проблемных
семинаров охватывает практически все основные
направления модернизации образования, в том
числе такие, как:
Школа информационного общества.
Понятие о новом качестве образования.
Программа развития ОУ. Мониторинг
качества образования.
Изменение содержания и формы работы
муниципальной методической службы.
Наряду с традиционными по
организации формами ПК руководителей школ в
центрах ПК все большие объемы набирает такая
инновационная форма, как обучение руководителей
школ в составе школьных команд.
Обучение школьных команд в практике
центров ПК преследует различные цели. Среди них
решение актуальных для развития отдельного ОУ
или образовательной системы (района, региона)
проблем, выработка общих подходов (стандартов) к
их решению, отработка непосредственно в практике
взаимодействия членов команд, перспективных
технологий решения проблем, обмен опытом решения
проблем.
Наиболее полно командная методика
обучения руководителей школ представлена в
деятельности Красноярского краевого ИПКРО.
Так, в 2006/2007 учебном году в институте
были реализованы следующие программы ПК для
управленческих команд:
Программирование управленческой
деятельности по инициированию проектов
воспитания и их реализации.
Критерии и показатели качества
элитного образования.
Реализация вариативных моделей
предпрофильной подготовки и профильного
обучения.
Подготовка ОУ к прохождению
процедуры аттестации.
Содержание и нормы деятельности
специалистов службы
психолого-медико-педагогического сопровождения
(ПМПС).
Научно-методическое сопровождение
инновационных процессов в ОУ.
Корпоративная культура.
Командообразование.
Помимо программ обучения для
управленческих команд, в институте реализуются
курсы, семинары для проектных команд, в состав
которых также входят руководители школ.
Программы обучения проектных команд (в формате
курсов ПК, проблемных семинаров) соотнесены с
задачами развития региональной системы
образования и посвящены темам, значимым для
модернизации деятельности как региональной
системы в целом, так и деятельности отдельного
ОУ. Обучение руководителей в составе проектных
групп, в случае необходимости, обеспечивает
также единые стандарты в решении наиболее важных
проблем. Очевидно, например, что обучение
директоров школ в составе проектных групп по
такой теме, как «Организация мониторинга
результатов введения профильного обучения на
территориях», создает условия для выработки
единых стандартов оценки инновационных
процессов, а освоение программы «Гражданская
компетентность. Способы гражданского
действования» будет способствовать развитию и
согласованию целей инновационной деятельности в
микро- (отдельное ОУ) и макропедагогических
сообществах (группа ОУ).
Сравнение программ для руководителей
школ по содержанию, объему показывает, что при
наличии «фундаментальных» элементов, отражающих
инвариантные основы обучения руководителей
элементам управленческой деятельности, все
большее распространение приобретает
практический аспект обучения, тематически
связанный с подготовкой к решению насущных
задач, связанных с модернизацией образования,
развитием региональной системы, перспективами
развития ОУ. Очевидна тенденция к расширению
числа модулей но выбору слушателей в составе
долгосрочной программы ПК руководителей школ,
количества краткосрочных курсов, проблемных
семинаров, разрабатываемых для поддержки
функционирования «накопительной» СПК.
Практика реализации модульных
программ в достаточной полноте выражена в
деятельности Чувашского республиканского
института образования. Педагогам и
руководителям ОУ Чувашской Республики
в 2005 г. было предложено более 120 модульных
программ обучения, в 2006 г. – 161 модульная
программа, в 2007 г. – 274.
В ходе проведенного исследования не
удалось выявить сколь-нибудь явных подходов,
обосновывающих последовательность прохождения
фундаментальных и практических программ. В
принципе современный руководитель ОУ может
ограничить индивидуальную программу ПК только
набором прикладных программ. В то же время само
прохождение тех или иных программ представления
о качестве подготовки не дает.
Возможным направлением исследования
качества подготовки является анализ целей
программ, соотношения теоретических и
практических модулей их составляющих.
Предметом анализа являлись тексты
образовательных программ и аннотации к ним,
поэтому в данном случае речь идет о
декларируемых целях, которые могут и не
совпадать с фактическими. Тем не менее
выборочный анализ целей программ, различающихся
по регионам разработки, типу, длительности,
принципам формирования учебных групп, позволяет
сделать следующие выводы.
1. Цели программ представляют собой
отражение двух основных подходов к обучению (в
данном случае к обучению взрослых): знаниевый
(заявленный в таких формулировках целей, как
«формирование», «ознакомление», «трансляция» и
др.) и компетентностный (заявленный в терминах
«подготовка к решению проблем», «обучение
способам и приемам»).
2. В долгосрочных программах ПК цели
программ фактически являются аннотированным
указателем содержания курса, в
краткосрочных –цели прописаны более
инструментально и дают представление о
проектируемом результате образования.
3. Различие целей (ориентированных
преимущественно на фундаментальную или на
технологическую, практико-ориентированную
подготовку), присутствие в значительном объеме
целей, направленных на решение конкретных задач,
потенциально дает возможность для
индивидуализации образовательного маршрута
слушателей, выбора программы ПК в соответствии с
актуальными потребностями профессиональной
деятельности.
В то же время цели обучения,
представленные в текстах программ, не всегда
доводятся до сведения слушателей. Как правило,
выбор программы происходит после знакомства с
планами-проспектами, которые составляются
учреждениями ПК на учебный год, где в лучшем
случае представлены краткие аннотации программ.
_______________
* Формирование
инновационного ресурса педагогических кадров
системы образования через развитие системы
повышения квалификации: сборник
рекомендаций. – М.: Университетская книга, 2007 |