Рецензии
Советова Е.В. Тематические педсоветы. Ростов
н/Д: Феникс, 2007
«Сокращайте длительность
заседания педсовета. Отучайте учителей от
многословия и пустословия, от повторения уже
высказанных мыслей».
|
Не найдется такого работающего
в школе педагога, который не знал бы по
собственному опыту, что такое тематический
педсовет. Более того: большинству учителей
наверняка приходилось не только слушать, что
говорят директор или коллеги, но и самим
выступать с сообщением или докладом. Однако
способствовал ли педсовет разрешению имеющихся
проблем, вдохновлял ли на поиск новых
образовательных подходов?
Автор книги утверждает, что именно
тематический педсовет нацелен на решение
конкретной педагогической задачи –
совершенствование учебного процесса и повышение
уровня воспитательной работы. Признаемся честно,
мало кто из нас может похвастаться позитивным
отношением к педсовету. Учителя, к сожалению,
порой рассматривают его как обязательное, но
мало полезное мероприятие. Можно ли что-то
изменить?
В книге имеется параграф «Правила
успешного проведения педсовета», в котором в
обобщенной форме представлен опыт его
продуктивной организации. Построены они с учетом
не только педагогического, но и психологического
аспекта. Например: «Критикуйте мнение, а не
человека, высказывающего его» или «Хотите
сократить длительность заседания
педагогического совета – не жалейте времени
на его подготовку».
Все это, безусловно, заслуживает
пристального изучения, но особенно хочется
обратить внимание на такое правило:
«Постарайтесь преодолеть неприязнь к заседаниям
педсоветов и научитесь извлекать из них
максимальную пользу». Оно может быть
проанализировано с двух точек зрения: со стороны
организатора педсовета – руководителя
учреждения и с позиции его рядового
участника – учителя, классного руководителя.
Задача школьного администратора –
провести такой педсовет, который имел бы не
столько формальное, сколько реальное значение
для дальнейшей работы. А учитель на время этого
мероприятия отвлекся бы от всех своих дел
(например, проверки тетрадей или заполнения
журнала) и постарался извлечь из совместного
заседания как можно больше полезной информации.
О том, как это сделать, и говорится в данном
пособии. Именно поэтому оно представляет интерес
и для представителей школьной администрации, и
для педагогов.
Материалы книги можно разделить на два
блока. В первом содержатся общие сведения о
научно-методической работе в ОУ и месте в ней
педсовета. Приводятся данные, согласно которым в
течение учебного года в школе проходит 4–5
педсоветов, из них 2–3 тематических. Далее в
пособии обсуждаются вопросы, касающиеся всех
педсоветов, в частности, автор специально
останавливается на новых формах их проведения
(творческие мастерские, деловые игры, круглые
столы и др.), а не только тематических.
Второй блок включает материалы имеющие
непосредственное отношение к тематическим
педсоветам. Их проблематика действительно
разнообразна: развитие познавательного интереса
у школьников, совершенствование взаимодействия
с родителями, предпрофильная подготовка и др. И
директора школ, и их заместители найдут здесь
немало полезной информации.
Однако с грустью следует признать, что автору
все-таки не удалось избежать формализма, от
которого сам он предостерегал. Для иллюстрации
сказанного можно привести лишь название одного
из педсоветов: «Качественное образование –
ресурс устойчивого развития общества». Нет
сомнения, что проблема качества образования –
одна из самых актуальных, но в отдельно взятой
школе ее вряд ли возможно решить. Будущее за
педсоветами не с громкими формулировками,
а со скромными названиями, но при этом со
вполне ощутимыми результатами.
Марина СТЕПАНОВА
|