Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

ПАРТНЕРСТВО

Школа и общество

Примерный регламент управляющего совета ОУ

Продолжение. Начало см. № 5/2008. Окончание №  7/2008

Глава 8. Правила голосования

Статья 60. Виды голосования

Голосование на заседаниях членов управляющего совета является личным и не должно производиться за кого-либо другого. Оно может быть открытым или тайным. Допустимо поименное открытое голосование.

Решения по вопросам повестки дня принимаются простым большинством голосов от установленного состава. По процедурным вопросам – от количества присутствующих на заседании.

Статья 61. Право члена управляющего совета на неучастие в голосовании

Независимо от вида голосования член УС имеет право не принимать в нем участия.

Статья 62. Общие требования к организации голосования

Перед началом процедуры председательствующий объявляет количество предложений, вынесенных на голосование, уточняет формулировки, напоминает, при каких итогах подсчета голосов принимается решение.

Статья 63. Порядок голосования

Открытое голосование осуществляется поднятием руки. Поименное голосование – таким же образом с оглашением фамилий проголосовавших «за», «против» или воздержавшихся. Подсчет голосов ведется секретариатом либо секретарем.

Тайное голосование проходит с использованием соответствующих бюллетеней.

Статья 64. Рейтинговое голосование.

Рейтинговое голосование проводится в целях выявления степени поддержки каждого проекта решений (кандидатур).

В таком случае число голосов против любого из поступивших предложений не выясняется. После этого вопрос о дальнейшей процедуре их рассмотрения ставится на голосование отдельно.

Статья 65. Голосование об изменении или отмене актов управляющего совета

Для отмены решения (отзыва заявления, обращения), а также для внесения изменения в их тексты требуется то же количество голосов, что и для принятия соответствующих актов.

Утверждение нового протокольного решения по какому-либо вопросу не требует отмены принятых ранее. При противоречии двух протокольных решений действует то из них, которое принято позже.

Статья 66. Повторное голосование

Повторное голосование по одному и тому же вопросу производится в случае нарушения регламента при его проведении.

Оно осуществляется простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании.

Статья 67. Поименное голосование

Поименное голосование проводится по требованию не менее 1/3 присутствующих на заседании поднятием руки. По завершении этой процедуры председательствующий оглашает фамилии проголосовавших «за», «против» и воздержавшихся. Результаты заносятся в протокол заседания.

Статья 68. Условия проведения тайного голосования

Тайное голосование проводится только по конкретным кандидатурам, если того требуют не менее 1/3 членов управляющего совета, присутствующих на заседании. Оно осуществляется с использованием специальной урны.

Во время тайного голосования по персоналиям в связи с их выборами или назначением в бюллетень вносятся все предложенные кандидатуры при отсутствии заявления о самоотводе. Тайное голосование проводится по правилам избрания председателя управляющего совета.

В некоторых случаях в бюллетень вносится формулировка вопроса, позволяющая точно установить волеизъявление голосующего.

Статья 69. Счетная комиссия для тайного голосования

Для установления результатов тайного голосования из числа членов УС образуется счетная комиссия в количестве не менее трех человек. В ее состав не могут входить те, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на определенные должности, а также инициатор того решения, которое вынесено на голосование.

Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

Она контролирует изготовление бюллетеней по установленной форме и в определенном количестве, назначает время и место голосования, порядок его проведения в соответствии с настоящим регламентом, о чем председатель счетной комиссии информирует членов управляющего совета.

Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов.

Статья 70. Бюллетень для тайного голосования

Форма бюллетеня для тайного голосования утверждается УС.

Бюллетени должны содержать в правом верхнем углу подписи двух членов счетной комиссии.

Они выдаются членам управляющего совета участниками счетной комиссии в соответствии со списком состава УС.

Член УС вправе отказаться от получения бюллетеня для тайного голосования, о чем делается отметка представителем счетной комиссии.

Мнение

В мае 2004-го мы узнали от своих родителей, учителей и директора, что с нового учебного года в нашей школе создадут управляющий совет (УС). Что это такое, нам, тогда девятиклассникам, было непонятно. На очередном заседании cовета старшеклассников обсуждались кандидатуры в члены УС от 9–11-х классов. Информацию о представителях ученического сообщества (фотографии, интересы, участие в жизни школы) разместили на стенде.

В назначенный день ребята 8–11-х классов пришли голосовать. Возможно, для кого-то происходящее было игрой, но большинство воспринимало все, как настоящие выборы, понимая серьезность ситуации. Избиратели получали бюллетени, отмечали своего кандидата, потом подсчитывались голоса… Волновались и те, и другие.

Когда на первом заседании нам выдали удостоверения членов УС школы № 147, меня переполнило чувство гордости, появилась уверенность в себе. После первого же заседания я осознала, что при принятии любого решения выслушиваются десятки предложений, учитывается мнение каждого члена совета. Я увидела, как взрослые принимают во внимание каждое мое слово, каждую идею. Они, знающие люди, общаются со мной на равных.

Т. Манкевич, ученица 10-го класса,
член управляющего совета МОУ СОШ № 147
г. Красноярска
(сегодня – студентка одного
из красноярских вузов
и кооптированный член УС школы)

Статья 71. Установление результатов тайного голосования

Счетная комиссия устанавливает число членов, получивших бюллетени по списку. Количество проголосовавших определяется благодаря бюллетеням, находящимся в ящике для голосования. Недействительным является бюллетень, по которому невозможно установить волеизъявление голосующего.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами и утверждается открытым голосованием простым большинством голосов от установленного числа участников УС.

Протокол о результатах тайного голосования может быть не утвержден только по мотивам нарушения счетной комиссией порядка голосования, предусмотренного настоящим регламентом, если это могло повлиять на результаты голосования.

Результаты вносятся в протокол заседания.

Статья 72. Контроль за ходом голосования

В целях контроля каждый член управляющего совета имеет право потребовать предоставления ему результатов регистрации и голосования по любому вопросу.

Глава 9. Принятие решений управляющего совета

Статья 73. Принятие проекта решения за основу

Взятый за основу текст может дорабатываться путем внесения в него поправок либо (при отсутствии желающих внести поправки) ставиться на голосование в целом. Он принимается простым большинством голосов или рассматривается постатейно.

В случае непринятия проекта решения за основу и отказа от постатейного рассмотрения он считается отклоненным. Тогда управляющий совет протокольным решением должен направить его на дополнительное рассмотрение в ту же ответственную комиссию, поручить доработку другой постоянной комиссии либо признать дальнейшую работу над документом нецелесообразной.

Отклоненный проект решения, как правило, вносится вторично не ранее чем через 2 месяца. Данное предписание не касается решений о финансах, а также иных решений, если это предусмотрено настоящим регламентом.

Статья 74. Порядок рассмотрения альтернативных проектов решений

При внесении альтернативных проектов решений по одному и тому же вопросу управляющий совет одновременно обсуждает их и определяет, какой из рассматриваемых проектов принимать за основу в результате рейтингового голосования.

Статья 75. Порядок подачи и рассмотрения поправок к проекту решения, принятому за основу

Член управляющего совета, желающий внести поправку в проект решения, представляет ее в письменном виде.

Каждое внесенное изменение обсуждается и выносится на голосование отдельно. Если предложено несколько поправок по одному и тому же вопросу, то приоритет имеют те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других.

В остальных случаях поправки рассматриваются постатейно. Поправка, снятая автором с голосования, может быть поддержана другим членом, и в этом случае она должна быть поставлена на голосование. Выступления, не содержащие аргументации «за» и «против» принятия поправки, не допускаются.

По истечении одного часа рассмотрения поправок управляющий совет принимает протокольное решение о времени их дальнейшего рассмотрения.

Статья 76. Устранение противоречий, возникших в результате принятия поправок

До проведения голосования по проекту решения в целом может быть получено заключение комиссии по правовым вопросам или привлеченного юриста (группы юристов) на предмет отсутствия противоречий внутреннего характера и с действующим законодательством после внесения поправок в статьи проекта решения.

В случае если такое заключение не может быть сделано в ходе заседания, проект решения направляется для дополнительной проверки в комиссию по правовым вопросам управляющего совета или привлеченному юристу (в привлеченную юридическую группу) и выносится на голосование в целом на следующее заседание.

Статья 77. Принятие решения в целом

Это происходит после принятия документа за основу и завершения рассмотрения всех поправок в соответствии с настоящим регламентом. Решения, по которым не поданы поправки, могут быть сразу же поставлены на голосование в целом, если оно не противоречит законодательству.

После этого не допускается внесение каких-либо изменений. Не принятый в целом проект решения, в том числе и по результатам постатейного рассмотрения, считается отклоненным.

В отношении отклоненного проекта решения УС должен принять протокольное решение о направлении его на доработку в ту же комиссию либо поручить его доработку другой постоянной комиссии.

Статья 78. Особенности рассмотрения и принятия отдельных категорий актов управляющего совета

Рассмотрение и утверждение программы развития образовательного учреждения, согласование бюджетной заявки, сметы бюджетного финансирования и отчета о ее исполнении, утверждение публичного отчета (доклада) ОУ, согласование или утверждение положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ, утверждение или согласование решений об этом распределении осуществляется в порядке, установленном настоящим регламентом для принятия решений с учетом особенностей, закрепленных в заключениях управляющего совета.

Статья 79. Порядок рассмотрения и принятия организационных решений управляющего совета

Организационные решения управляющего совета рассматриваются и принимаются в том же порядке, который установлен для принятия иных решений УС.

Статья 80. Порядок официального толкования локальных актов управляющего совета

Официальное толкование локальных актов управляющего совета осуществляется по тем же правилам и в той же форме, которые использовались для их принятия ранее.

Глава 10. Порядок подписания и опубликования решений управляющего совета

Статья 81. Подписание принятого управляющим советом решения

Председатель управляющего совета в срок до 5-ти дней с момента принятия решения подписывает его и передает секретарю.

Статья 82. Порядок направления учредителю принятых управляющим советом решений

Принятые управляющим советом решения в срок до 10-ти дней направляются для ознакомления учредителю.

Он имеет право, при наличии оснований, опротестовать данное решение по причине его несоответствия законодательству или решениям органов местного самоуправления.

Статья 83. Повторное рассмотрение опротестованного решения управляющего совета

Управляющий совет рассматривает возвращенное учредителем решение на очередном заседании.

В случае если орган местного самоуправления или орган управления образованием высказали конкретные предложения по изменению или дополнению возвращенного текста решения, первым ставится на голосование вопрос о рассмотрении этих предложений.

Если управляющий совет соглашается с предложенной редакцией возвращенного ему решения, то для его принятия достаточно простого большинства голосов от числа членов управляющего совета. В противном случае решение принимается большинством в 2/3 голосов от установленного числа членов управляющего совета.

Если при повторном рассмотрении указанное решение будет принято большинством в 2/3 голосов от установленного числа членов управляющего совета, то оно считается принятым окончательно.

Статья 84. Порядок отмены учредителем решений управляющего совета

Если управляющим советом повторно принято решение, которое противоречит законодательству или решениям органов местного самоуправления, учредитель отменяет его своим распоряжением и вправе принять решение о прекращении полномочий УС данного состава и о назначении выборов нового состава.

Статья 85. Порядок подписания организационных решений управляющего совета

Организационное решение управляющего совета подписывается его председателем в течение 5-ти дней с момента принятия.

Статья 86. Контроль за исполнением решений управляющего совета

В каждом решении управляющего совета указывается постоянная (временная) комиссия, контролирующая его исполнение.

Целью контроля является выявление степени эффективности реализации положений документа, причин, затрудняющих его исполнение, а также, при необходимости, – разработки и принятия дополнительных решений для его осуществления.

Статья 87. Полномочия управляющего совета по контролю за исполнением решений

После заслушивания сообщения о ходе выполнения решения управляющий совет вправе:

– снять решение с контроля как выполненное;

– снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;

– возложить контрольные полномочия на иной орган;

– признать утратившим силу решение;

– изменить решение;

– принять дополнительное решение.

Указанные решения готовятся и рассматриваются в соответствии с процедурами внесения, рассмотрения и принятия решений, установленными настоящим регламентом.

Статья 88. Рассылка решений, принятых управляющим советом

Тексты принятых управляющим советом решений в 15-дневный срок после их подписания председателем УС рассылаются секретарем заинтересованным лицам, органам и организациям в соответствии с реестром рассылки.

Тексты обращений и заявлений направляются их адресатам в первоочередном порядке.

Мнение

В погружении в суть деятельности небольшой сельской школы мало кто заинтересован, кроме отдельных родителей учащихся и некоторых представителей власти. Из них и был создан управляющий совет, задачами которого являются: определение основных направлений развития образовательного учреждения, помощь в создании оптимальных условий для осуществления учебного процесса, содействие в рациональном использовании финансовых и материальных средств ОУ, привлечение инвестиций из внебюджетных источников, контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения, воспитания и труда.

Замечено: плохо говорят о школе те, кто не знает, что в ней происходит. Поэтому включение пап и мам в жизнь образовательного учреждения, в его управление эффективно вдвойне. Благодаря появлению УС у нас возникли и преимущества: легче решается большинство вопросов, например, с трудоустройством учащихся, обеспечением безопасности, контролем посещаемости и успеваемости.

Комитет (рабочий орган в управляющем совете) по образованию и инновациям работает активно и ставит на обсуждение как общие, так и конкретные задачи обучения в том или ином классе. Нам проще стало разговаривать и с местным сообществом по проблемам школы и села: в комитетах УС есть представители всех предприятий, учреждений, сельской администрации. Мы учим и учимся ставить цели и разбираться в возникающих вопросах самостоятельно.

В.И. Коломиец, директор Маганской школы,
Березовский р-н Красноярского края*

____________

* Рубрика «Мнение» подготовлена по публикации: Вопросы управления красноярским образованием. Школьные управляющие советы. Практико-ориентированный альманах. Выпуск 1/ Ред.: Райсвих Н.К., Минов В.А., Соколов Л.В. Красноярск, 2007.

Глава 11. Работа члена управляющего совета

Статья 89. Формы деятельности члена управляющего совета

Ими могут быть:

– участие в заседаниях управляющего совета;

– участие в работе постоянных, временных комиссий, рабочих групп;

– участие в выполнении поручений управляющего совета и его комиссий;

– взаимодействие с органами самоуправления и руководителем образовательного учреждения;

– работа с учредителем, органом управления образованием в составе совместных комиссий, экспертных советов, групп и иные формы.

Статья 90. Ответственность члена управляющего совета за неучастие в заседаниях

Член управляющего совета обязан участвовать в заседаниях управляющего совета и его постоянных комиссий, участником которых он является. В случае отсутствия без уважительных причин решением управляющего совета по представлению комиссий может быть вынесено предупреждение.

Статья 91. Порядок приема граждан и работы с письмами, обращениями и заявлениями граждан

Член управляющего совета в установленном порядке, проводит прием граждан, ведет работу по их письмам, заявлениям, обращениям, а также отчитывается перед общественностью о своей деятельности не реже одного раза в год.

Статья 92. Общественные слушания

Управляющий совет вправе проводить общественные слушания.

На них могут обсуждаться:

– проекты решений, требующие публичного обсуждения;

– проект программы развития образовательного учреждения, бюджетной заявки;

– другие важные вопросы.

Статья 93. Порядок проведения общественных слушаний

Общественные слушания проводятся по инициативе одной или нескольких постоянных комиссий управляющего совета, на которые возлагается их организация. Распоряжение о проведении общественных слушаний подписывает председатель УС.

Информация о теме, месте и времени проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за 5 дней до начала мероприятия.

Состав приглашенных лиц и продолжительность слушаний определяется специальной комиссией управляющего совета в зависимости от характера обсуждаемых вопросов.

Статья 94. Порядок выступления на общественных слушаниях

Общественные слушания открываются председателем постоянной комиссии управляющего совета, по инициативе которой они проводятся.

Председательствующий кратко информирует о сущности обсуждаемого вопроса, порядке проведения, составе приглашенных лиц.

Затем слово предоставляется представителю постоянной комиссии УС для доклада по обсуждаемому вопросу, а при необходимости иным лицам – для содоклада, после чего выступают члены управляющего совета и с разрешения председательствующего приглашенные лица.

Статья 95. Время выступления на общественных слушаниях

Для выступления отводится:

– на вступительное слово председательствующего до 5-ти минут;

– доклад, содоклад до 20-ти минут;

– выступления в прениях до 5-ти минут;

– на вопросы и ответы до 30-ти минут.

Статья 96. Рекомендации и протокол общественных слушаний

Общественные слушания могут оканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу путем одобрения простым большинством голосов членов УС и других участников.

Общественные слушания протоколируются. Протокол подписывается председательствующим и оформляется в соответствии с требованиями статей 13, 14 настоящего регламента.

Рекомендации, принятые в ходе общественных слушаний, направляются членам управляющего совета и могут публиковаться в средствах массовой информации и на сайте.

Статья 97. Запрос члена управляющего совета

Член или группа участников управляющего совета вправе обратиться с запросом к председателю УС, председателям постоянных (временных) комиссий, к руководителю образовательного учреждения по вопросам, связанным с деятельностью УС, постоянных (временных) комиссий, ОУ в целом.

Запрос выносится на заседание управляющего совета в письменной форме, оглашается на нем и содержит требования дачи письменного объяснения об определенных обстоятельствах и сообщения о мерах, которые принимаются указанными в настоящей статье лицами в связи с этими обстоятельствами.

Получившие запрос в течение 10-ти дней обязаны дать письменный ответ члену управляющего совета, который вправе на ближайшем заседании УС огласить содержание ответа или довести его до сведения участников УС иным путем.

Статья 98. Работа члена управляющего совета

Члены управляющего совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе в качестве добровольцев в соответствии с определением этого понятия действующим законодательством РФ.

Статья 99. Помощники члена управляющего совета

Член управляющего совета вправе иметь помощников по работе, не обладающих статусом члена УС и не пользующихся его правами.

Основы деятельности помощников члена управляющего совета определяются решениями УС.

Глава 12. Комиссии управляющего совета

Статья 100. Постоянные и временные комиссии управляющего совета

Управляющий совет вправе создавать постоянные и временные комиссии. Участие членов УС в их работе осуществляется на основе волеизъявления в соответствии с настоящим регламентом и решениями, регламентирующими деятельность комиссий.

Статья 101. Принципы деятельности комиссий управляющего совета

Комиссии УС осуществляют свою деятельность на принципах коллегиальности, свободы обсуждения, гласности.

Статья 102. Полномочия постоянных комиссий (комитетов) управляющего совета

Постоянные комиссии являются постоянно действующими органами управляющего совета, которые:

– разрабатывают и предварительно рассматривают проекты решений;

– осуществляют подготовку заключений по проектам решений, внесенным на рассмотрение;

– вносят проекты решений на рассмотрение;

– подготавливают по поручению УС или по собственной инициативе вопросы, отнесенные к ведению комиссии;

– в пределах компетенции УС осуществляют контроль за соблюдением решений в соответствии с профилем своей деятельности;

– участвуют в подготовке и проведении публичных общественных слушаний;

– решают вопросы организации своей деятельности;

– решают иные вопросы, предусмотренные настоящим регламентом, положением об УС.

Постоянные комиссии вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для осуществления их деятельности у председателя и секретаря управляющего совета, руководителя образовательного учреждения.

Статья 103. Направления деятельности постоянных комиссий (комитетов) управляющего совета

Постоянные комиссии образуются управляющим советом с учетом вопросов, отнесенных к его компетенции.

Перечень постоянных комиссий утверждается решением, как правило, на первых заседаниях вновь сформированного УС на срок его полномочий. В случае необходимости на заседаниях могут образовываться новые комиссии, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные.

Статья 104. Состав постоянной комиссии управляющего совета

Количественный и персональный состав постоянных комиссий утверждается управляющим советом. В их состав не могут входить председатель УС и его заместитель.

Председатель постоянной комиссии и его заместитель избираются из ее состава на заседании большинством голосов членов комиссии. Председатель постоянной комиссии утверждается решением УС.

Управляющий совет вправе освободить председателя постоянной комиссии от выполнения обязанностей по решению соответствующей комиссии.

К работе комиссий могут привлекаться граждане, не являющиеся членами управляющего совета, на условиях и по процедуре кооптации их в члены комиссии решением УС.

Статья 105. Заседания постоянной комиссии управляющего совета

Заседания постоянной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Председатель созывает их как по своей инициативе, так и по инициативе не менее 3-х членов, входящих в состав комиссии. Об очередном заседании председатель уведомляет участников не менее чем за 48 часов. Кроме того, членам комиссии направляется повестка заседания и проекты решений, подлежащих рассмотрению, если они ранее не были им представлены. Заседание комиссии, которое проводит ее председатель или заместитель, правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии.

В заседаниях постоянной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса члены управляющего совета, не входящие в состав данной комиссии.

Решение постоянной комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих. Протоколы заседаний подписывает председательствующий. Члены постоянной комиссии, находящиеся на заседании, не вправе отказаться от участия в голосовании.

Статья 106. Организация и порядок деятельности временных комиссий (рабочих групп) управляющего совета

Для содействия организации своего труда, в том числе осуществления контроля, управляющий совет может образовывать из своих членов и их помощников временные комиссии (рабочие группы). При этом им определяются задачи, объем полномочий и срок работы.

Временная комиссия (рабочая группа) УС организует свою деятельность и принимает решения по правилам, предусмотренным настоящим регламентом для постоянной комиссии.

Подготовил Александр СЕДЕЛЬНИКОВ

От редакции.

Уважаемые читатели! Шесть раз в год с номерами «Управления школой» вы получаете в подарок брошюры разной тематической направленности. К № 8 нашей газеты будет выпущено приложение «Управляющий совет – гражданское участие в управлении образованием», в котором Александр Седельников подробно описывает порядок создания, организации деятельности, существенные признаки и особенности школьного правового органа.

 

Рейтинг@Mail.ru