Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

СОБЫТИЯ

Дополнительное образование

От валторниста до фигуриста

Государственной системе дополнительного образования – 90 лет

Знаете ли вы, что нужно сделать для того, чтобы в отечественном симфоническом оркестре всегда был валторнист мирового уровня? Ответ прост. Для этого каждый день несколько тысяч детей по всей России должны посещать класс валторны. Тогда из огромного количества юных талантов педагогам удастся отобрать действительно одаренного ребенка, который впоследствии, возможно, выйдет на мировую музыкальную арену. Этот пример привел как-то на одной из конференций, посвященной детскому музыкальному образованию, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой…

А теперь вспомним знакомые нам имена наших танцоров, певцов, дизайнеров, художников, спортсменов, достигших мирового признания, ставших профессионалами высочайшего класса… Когда-то они были детьми. И наверняка делали свои первые шаги в разных кружках и секциях. То есть – в системе дополнительного образования.

Всевозможные центры детского творчества, школы искусств, студии… В какой-то момент казалось, что это наследие, оставшееся со времен СССР, вот-вот развалится. Зарплаты у работников, занимающихся с подрастающим поколением, были копеечные, мольберты, музыкальные инструменты и спортинвентарь приходили в негодность, родители в массе своей не находили средств, чтобы оплатить дополнительное образование своего чада. Но до крайности дело, к счастью, не дошло.

Сегодня все центры дополнительного образования – почти полноценные игроки на рынке образовательных услуг. «Почти» – потому, что дети, как говорится, повалили валом, а зарплаты у педагогов остаются на порядок ниже, чем в школах; потому, что и преподавателям, и самим учреждениям не разрешается участвовать в нацпроекте «Образование»…

А между тем, в этих центрах кипит насыщенная и содержательная работа. Это в полной мере продемонстрировали Педагогические чтения памяти А.К. Бруднова «Развитие дополнительного образования детей в современных условиях». Их организаторами выступили Департамент образования столицы и Московский городской дворец детского (юношеского) творчества МГДД(Ю)Т.

Открывая чтения, начальник отдела воспитания и дополнительного образования департамента образования Минобрнауки В.А. Березина напомнила, что в нынешнем, 2008 году, государственной системе дополнительного образования в нашей стране исполняется 90 лет. В связи с этим уже запланирован ряд мероприятий. В частности, в июне пройдет традиционный фестиваль детского творчества «Дорогу осилит идущий». В ноябре юбилейные торжества и всероссийская конференция «О роли учреждений дополнительного образования в социально-экономическом развитии региона» должны состояться в Ярославле.

Справка

Алексей Константинович БРУДНОВ (1948–1999) – один из авторов и стратегов современной системы дополнительного образования детей. Работал старшим вожатым, учителем, руководителем двух лагерей в «Орленке». Впоследствии возглавил отдел дополнительного образования Минобразования России. Под его началом и руководством создавались наиболее важные распорядительные документы и законодательные акты, по которым и сегодня живут и работают руководители и педагоги учреждений дополнительного образования детей. Был инициатором и организатором Всероссийского конкурса педагогов доп. образования «Сердце отдаю детям». Благодаря настойчивости и дипломатическим качествам этого человека удалось не только сохранить систему дополнительного образования детей в России, но и придать ей новый уровень, статус, новое дыхание.

Кроме того, в честь круглой даты в течение года предполагается провести комплексный мониторинг всей системы, а также рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон «Об образовании» в части господдержки учреждений дополнительного образования.

После минуты молчания в память об А.К. Бруднове, участники чтений продолжили работу в секциях. Они обсуждали вопросы программно-методического сопровождения, подходы к организации социокультурной деятельности, размышляли о развитии детских и молодежных общественных объединений. Звучавшие теоретические постулаты тут же подтверждались практикой: все желающие могли посетить любой мастер-класс или семинар, демонстрирующие пример глубокой и обстоятельной работы педагогов со своими воспитанниками.

Отдельная секция была посвящена экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Эти направления во многом являются локомотивом, задающим тон в развитии центров детского творчества, студий и т.д.

По признанию участников секции, в России имеется самобытный опыт организации содержательного, развивающего образования детей после занятий в школе. Однако в сознании большей части общественности представления о роли системы дополнительного образования пока еще занижены. Люди воспринимают ее как нечто несерьезное, как сферу досуга. И именно это определяет необходимость и значимость инновационной работы.

По словам директора Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т Александра Леонтовича, одним из актуальных направлений экспериментальной деятельности можно назвать развитие концепции адаптивности и вариативности работы учреждений дополнительного образования как условие эффективного взаимодействия с различными контингентами учащихся (одаренными, с особенностями развития и т.д.). Он также, в частности, заметил:

– В системе дополнительного образования действует достаточно мягкая нормативная база. Поэтому для нас открываются большие просторы для создания экспериментальных программ. Напомню и о вариативности образовательных технологий, которые мы реально можем применять в рамках одной учебной программы, и этим сильно отличаемся от общеобразовательных школ с их учебными предметами. Экскурсии, выезды, семинарские и индивидуальные занятия – все это можно использовать при обучении комплексно.

Кроме того, у нас хорошие перспективы и возможности для межведомственной кооперации, нам в принципе свойственна функция ресурсного центра. Учреждения культуры, спорта, научные общества и т.д. – все это наши коллеги и союзники. Но пока, к сожалению, в дополнительном образовании, на мой взгляд, явно недостаточно экспериментальных площадок. Работа часто ведется лишь в инициативном порядке, не имея административного оформления.

Нам нужно определить ту совершенно конкретную нишу, которую может занять дополнительное образование, и ответить на соответствующие запросы общества. Очень важно внятно сформулировать – и это является предметом теоретической экспериментальной работы – миссию и специфику дополнительного образования и утвердить их в нормативных документах.

В прошлом году в рамках 70-летия Санкт-Петербургского Дворца творчества юных мы обсуждали мысль о том, что в современных условиях дополнительное образование должно быть направлено на решение конкретных проблем конкретного ребенка, которые по разным причинам не решаются в семье и школе. И здесь как раз развитие концепций вариативности и адаптивности и форм их реализации является важнейшим предметом экспериментальной работы.

Еще одним направлением стала разработка различных педагогических и образовательных технологий. Это и способы проведения массовых праздников, и методы исследовательской, проектной деятельности и многие другие. На базе таких разработок учреждение дополнительного образования может становиться ресурсным центром для школ по какой-либо проблеме.

Очевидно, что сегодня перед системой внешкольного образования открываются самые широкие горизонты. Ведь в юбилейный год возможно все!

Цитата

«Если внимательно посмотреть на программы, реализуемые в дополнительном образовании детей, то можно увидеть, что 80% из них составляют практико-ориентированные программы… У нас ребенок имеет возможность творить, наблюдать, обобщать и извлекать знания в процессе взаимодействия с предметами труда».

А.К. Бруднов

А если серьезно, то педагогам кружков и студий, дворцов творчества и спортивных секций, скорее всего, надо погромче заявлять о своих правах и почаще выступать с инициативами на самых разных уровнях. И, разумеется, не останавливаться в развитии, работая над интегрированными проектами, придумывая модели профессиональных сообществ (молодых педагогов, экспертных сообществ и т.д.), выявляя перспективные направления развития предметно-тематического содержания работы.

Вспомните, как на телевизионных каналах, в газетах и на интернет-сайтах некоторое время назад звучали сожаления о том, что мы потеряли целое поколение юных фигуристов и что защищать честь России на международных соревнованиях некому…

Вчерашний развал системы дополнительного образования сегодня обходится стране дороговато. Наверное, эти ошибки все-таки чему-нибудь нас научат.

Яна САРТАН
Рейтинг@Mail.ru