Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Коллектив

«Профессионализм – не только в умении обучить предмету»

Актуальному и одновременно трудному вопросу посвятили научно-практический семинар «От компетентности профессионала – к профессиональной культуре»* для приглашенных заместителей директоров школ в московской гимназии № 1565 «Свиблово»: какая управленческая политика должна осуществляться руководителем ОУ, чтобы его коллектив трудился согласно требованиям современной педагогики.

Слова о том, что учителю необходимо соответствовать тому времени, в котором он живет, прозвучавшие в самом начале мероприятия, стали отправной точкой для разговора. Важно видеть и учитывать, как с каждым годом меняется набор технологий, знаний, умений работать и общаться…

Когда предлагается осуществление той или иной задачи, преподаватель-профессионал не будет ждать подсказок от представителей администрации, а справится самостоятельно, определив необходимый алгоритм действий для достижения результата.

Если педагог все это понимает, значит, он развивается. И нет сомнений, что такой человек сможет гармонично перейти к новой школе, ориентированной на развитие универсальных умений, способностей и компетентности.

Директор гимназии «Свиблово» Андрей Грабовский в своем выступлении показал, какое управление в данном случае станет наиболее эффективным. Познакомимся с основными положениями его доклада, для удобства сведенными нами в несколько блоков («К» обозначает компетентностный подход, «Т» – традиционный, «знаниевый»). Андрей Иванович сравнил особенности управленческих тенденций прошлого и настоящего, но при этом не забыл подчеркнуть: «Мы говорим не об отрицании того, что было, а о расширении».

Приоритетные отличия управления ОУ в контексте компетентностного подхода

Ключевая характеристика: цели системы образования

К

– Создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

– обновление структуры и содержания;

– формирование системы непрерывного образования.

К

– Формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Ключевая характеристика: задачи системы образования

К

– Обеспечение качества образовательных услуг;

– совершенствование технологий образования;

– повышение эффективности управления в сфере образования;

– совершенствование экономических механизмов.

К

– Обеспечение высокого уровня знаний;

– совершенствование структуры образования;

– подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду;

– воспитание активной жизненной позиции.

Ключевая характеристика: цели школьного образования

К

– Научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.);

– научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др.;

– научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др.);

– научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;

– научить решать проблемы профессионального выбора;

– и др.

К

– Сформировать основные знания, умения, навыки;

– совершенствовать идейно-политическое воспитание;

– формировать у учащихся сознательную дисциплину;

– повышать ответственность детей за качество учебы;

– содействовать нравственному и правовому воспитанию;

– организовывать общественно-полезный, производительный труд;

– и др.

Ключевая характеристика: представление о путях формирования ценностных ориентаций и личностных качеств обучающихся

К

– За счет получения опыта самостоятельного решения проблем.

К

– За счет приобретения основ знаний по предметам.

Ключевая характеристика: содержание образования

К

– Обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов;

– освоение разных видов деятельности;

– развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта.

К

– Увеличение объема изучаемого материала;

– издание новых учебников и учебных пособий;

– введение новых предметов в учебные планы.

Ключевая характеристика: главные пути изменения содержания

К

Интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, дифференцированное образование, интерактивные формы обучения).

К

Экстенсивный путь (предусматривает дробное предметное деление, увеличение программ).

Ключевая характеристика: ориентиры

К

– Развитие умения эффективно пользоваться знаниями;

– вариативность сроков обучения;

– индивидуальная траектория обучения.

К

– Накопление знаний;

– регламентированность сроков обучения;

– фронтальная форма обучения.

Ключевая характеристика: ожидаемые результаты

К

– Формирование ключевых компетентностей;

– личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников;

– обеспечение качественного образования;

– формирование кадровой элиты.

К

– Формирование знаний, умений, навыков.

В Интернете люди не боятся высказываться откровенно, особенно избрав анонимность. Тем дороже слова выпускницы гимназии «Свиблово», поделившейся впечатлениями о годах учебы.

«По-настоящему начинаешь ценить что-либо тогда, когда ты этого лишаешься, – пишет она на одном из сайтов. – Теперь мы вдруг осознали, что та безмятежная, безоблачная жизнь, что прожита в стенах родной гимназии, больше не повторится!!! И поняли, что все меньше и меньше людей, встречающихся на нашем пути, похожи на наших педагогов – внимательных, рассудительных, справедливых, добрых, родных.

Наш поезд уже ушел...

Но вас, дорогие гимназисты, призываем: внимайте учителям и впитывайте, как губки, не всегда простые истины, добивайтесь знаний, а не результата в виде золотых медалей. Прислушайтесь к моим словам, чтобы потом не было мучительно больно за «неотдачу» должного внимания учителям по причине юношеской безалаберности. Спасибо гимназии!»

А скольких еще счастливых учеников проедет в этом «поезде»: детей, сопровождаемых учителями, для которых задумываться о том, каким должен быть идеальный учитель, – не бессмысленные размышления на досуге, а задание, ежедневно даваемое самому себе. Вот лишь некоторые «мысли вслух», высказанные на семинаре.

А также на семинаре…

Профессиональная культура учителя

Общий взгляд на человека: человек не средство, а цель. Его надо уважать, ему необходимо доверять.

Взгляд на ребенка: ребенок – личность.

Миссия учителя: развитие личности.

Цели деятельности: обеспечить физическое и психическое развитие ребенка; воспитать нравственность; выработать мотивацию учебной деятельности; дать образование; сформировать на каждом возрастном этапе общечеловеческие качества гражданина.

Принципы: сотрудничество; индивидуализация обучения; дифференцированный подход к обучению.

Роль учителя: дает способы понимания целостности мира.

Роль ученика: деятельный участник процесса обучения.

Учитель и ученик в учебном процессе: педагогика сотрудничества.

Отношение педагогического коллектива к уроку: систематическое понимание и совершенствование урока.

Идеология воспитания: переход к воспитанию самовнушения.

Модель выпускника: гармонично развитый человек в психическом, социальном, физическом и личностном отношениях.

Светлана Оверчук, заместитель директора:

– Перед педагогами масса проблем! Как повысить мотивацию наших учащихся к изучению предметов; каким образом воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности; чем поддержать одаренных и тех, кто не очень успешен в обучении?.. Из всего этого вырисовывается некая формула, согласно которой учитель учит ученика, то есть ученик – это объект.

В нашей гимназии дети учатся самостоятельно, а учителя только создают для этого условия. Не всегда получается, но учителя стремятся, чтобы ощущение детьми того, что они стали субъектами образовательного процесса, к выпускному классу стремилось бы к ста процентам. Они определяют цели и задачи для конкретного ребенка, отбирают задания, благодаря которым себя можно реализовать (таким образом, педагог тоже является управленцем, но только в рамках своих должностных обязанностей). Успех ученика – это профессиональный успех учителя!

Семен Аромштам, заместитель директора:

– Я считаю наш коллектив нравственно богатым. Каждый из педагогов – личность. И, согласитесь, только такой человек может вырастить другую личность, начиная с банального: нет зависти – есть умение радоваться тому, что кто-то какие-то вопросы решает интереснее; нет ожидания чего-то – есть стремление подключиться, чем-то помочь…

Сегодня профессионализм нам видится не только в умении обучить предмету. Объяснение этой позиции простое. Скинхед достаточно хорошо может владеть любой наукой. Жулик – превосходно знать компьютер, равно как живопись и музыку. Весь наш труд будет сведен к нулю, если мы не сумеем повлиять на мировоззрение детей.

И тогда вырисовывается другой объем работы, видятся новые задачи, цели и появляются вопросы: какую роль отвожу себе за учительским столом или в кабинете школьного администратора? то ли делаю? правильно ли соотношу задачи и формы решения? достаточно ли я убедителен? хватает ли компетентности, эмоциональной культуры, чтобы повести за собой тех, с кем я рядом?..

...Чтобы не быть голословными, гостей семинара пригласили на открытые занятия, где роли учителей взяли на себя директор и его заместители. На уроках математики, русского, английского и немецкого языков, элективе по истории, они на деле показали модели формирования всевозможных компетенций – от речевых до межличностных.

Инна АЛЕЙНИКОВА

_______________

* Организаторы: ГОУ Гимназия № 1565 «Свиблово», СВОУМЦ и др.

Рейтинг@Mail.ru