Коллектив
«Профессионализм – не только в умении
обучить предмету»
Актуальному и одновременно трудному
вопросу посвятили научно-практический семинар
«От компетентности профессионала –
к профессиональной культуре»*
для приглашенных заместителей директоров школ в
московской гимназии № 1565 «Свиблово»: какая
управленческая политика должна осуществляться
руководителем ОУ, чтобы его коллектив трудился
согласно требованиям современной педагогики.
Слова о том, что учителю необходимо
соответствовать тому времени, в котором он живет,
прозвучавшие в самом начале мероприятия, стали
отправной точкой для разговора. Важно видеть и
учитывать, как с каждым годом меняется набор
технологий, знаний, умений работать и общаться…
Когда предлагается осуществление той
или иной задачи, преподаватель-профессионал не
будет ждать подсказок от представителей
администрации, а справится самостоятельно,
определив необходимый алгоритм действий для
достижения результата.
Если педагог все это понимает, значит,
он развивается. И нет сомнений, что такой человек
сможет гармонично перейти к новой школе,
ориентированной на развитие универсальных
умений, способностей и компетентности.
Директор гимназии «Свиблово» Андрей
Грабовский в своем выступлении показал, какое
управление в данном случае станет наиболее
эффективным. Познакомимся с основными
положениями его доклада, для удобства сведенными
нами в несколько блоков («К» обозначает
компетентностный подход, «Т» – традиционный,
«знаниевый»). Андрей Иванович сравнил
особенности управленческих тенденций прошлого и
настоящего, но при этом не забыл подчеркнуть: «Мы
говорим не об отрицании того, что было, а о
расширении».
Приоритетные отличия управления ОУ в
контексте компетентностного подхода
Ключевая характеристика: цели
системы образования
К
– Создание условий для удовлетворения
потребностей граждан, общества и рынка труда в
качественном образовании;
– обновление структуры и содержания;
– формирование системы непрерывного
образования.
К
– Формирование гармонично развитой,
общественно активной личности, сочетающей в себе
духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство.
Ключевая характеристика: задачи
системы образования
К
– Обеспечение качества
образовательных услуг;
– совершенствование технологий
образования;
– повышение эффективности управления
в сфере образования;
– совершенствование экономических
механизмов.
К
– Обеспечение высокого уровня знаний;
– совершенствование структуры
образования;
– подготовка молодежи к общественно
полезному, производительному труду;
– воспитание активной жизненной
позиции.
Ключевая характеристика: цели
школьного образования
К
– Научить учиться (определять цели,
пользоваться источниками информации, оформлять
наблюдения и выводы, находить оптимальные
способы решения, взаимодействовать и др.);
– научить объяснять явления
действительности, их причины, взаимосвязь и др.;
– научить ориентироваться в ключевых
проблемах современности (экологических,
политических, национальных и др.);
– научить анализировать ситуации и
принимать оптимальные решения;
– научить решать проблемы
профессионального выбора;
– и др.
К
– Сформировать основные знания,
умения, навыки;
– совершенствовать
идейно-политическое воспитание;
– формировать у учащихся сознательную
дисциплину;
– повышать ответственность детей за
качество учебы;
– содействовать нравственному и
правовому воспитанию;
– организовывать
общественно-полезный, производительный труд;
– и др.
Ключевая характеристика: представление
о путях формирования ценностных ориентаций и
личностных качеств обучающихся
К
– За счет получения опыта
самостоятельного решения проблем.
К
– За счет приобретения основ знаний
по предметам.
Ключевая характеристика: содержание
образования
К
– Обеспечение фундаментальных знаний
на основе интеграции и взаимопроникновения
предметов;
– освоение разных видов деятельности;
– развитие у обучающихся способностей
самостоятельно решать проблемы на основе
полученных знаний, умений, навыков и социального
опыта.
К
– Увеличение объема изучаемого
материала;
– издание новых учебников и учебных
пособий;
– введение новых предметов в учебные
планы.
Ключевая характеристика: главные
пути изменения содержания
К
Интенсивный путь (предусматривает
сопряжение программ, модульное обучение,
дифференцированное образование, интерактивные
формы обучения).
К
Экстенсивный путь (предусматривает
дробное предметное деление, увеличение
программ).
Ключевая характеристика: ориентиры
К
– Развитие умения эффективно
пользоваться знаниями;
– вариативность сроков обучения;
– индивидуальная траектория обучения.
К
– Накопление знаний;
– регламентированность сроков
обучения;
– фронтальная форма обучения.
Ключевая характеристика: ожидаемые
результаты
К
– Формирование ключевых
компетентностей;
– личностный рост обучающихся,
педагогических и руководящих работников;
– обеспечение качественного
образования;
– формирование кадровой элиты.
К
– Формирование знаний, умений,
навыков.
В Интернете люди не боятся
высказываться откровенно, особенно избрав
анонимность. Тем дороже слова выпускницы
гимназии «Свиблово», поделившейся впечатлениями
о годах учебы.
«По-настоящему начинаешь ценить
что-либо тогда, когда ты этого лишаешься, –
пишет она на одном из сайтов. – Теперь мы вдруг
осознали, что та безмятежная, безоблачная жизнь,
что прожита в стенах родной гимназии, больше не
повторится!!! И поняли, что все меньше и меньше
людей, встречающихся на нашем пути, похожи на
наших педагогов – внимательных,
рассудительных, справедливых, добрых, родных.
Наш поезд уже ушел...
Но вас, дорогие гимназисты,
призываем: внимайте учителям и впитывайте, как
губки, не всегда простые истины, добивайтесь
знаний, а не результата в виде золотых медалей.
Прислушайтесь к моим словам, чтобы потом не было
мучительно больно за «неотдачу» должного
внимания учителям по причине юношеской
безалаберности. Спасибо гимназии!»
А скольких еще счастливых учеников
проедет в этом «поезде»: детей, сопровождаемых
учителями, для которых задумываться о том, каким
должен быть идеальный учитель, – не
бессмысленные размышления на досуге, а задание,
ежедневно даваемое самому себе. Вот лишь
некоторые «мысли вслух», высказанные на
семинаре.
А
также на семинаре…
|
Профессиональная
культура учителя
• Общий взгляд на человека:
человек не средство, а цель. Его надо уважать, ему
необходимо доверять.
• Взгляд на ребенка: ребенок –
личность.
• Миссия учителя: развитие
личности.
• Цели деятельности: обеспечить
физическое и психическое развитие ребенка;
воспитать нравственность; выработать мотивацию
учебной деятельности; дать образование;
сформировать на каждом возрастном этапе
общечеловеческие качества гражданина.
• Принципы: сотрудничество;
индивидуализация обучения; дифференцированный
подход к обучению.
• Роль учителя: дает способы
понимания целостности мира.
• Роль ученика: деятельный
участник процесса обучения.
• Учитель и ученик в учебном
процессе: педагогика сотрудничества.
• Отношение педагогического
коллектива к уроку: систематическое понимание
и совершенствование урока.
• Идеология воспитания: переход к
воспитанию самовнушения.
• Модель выпускника: гармонично
развитый человек в психическом, социальном,
физическом и личностном отношениях. |
Светлана Оверчук,
заместитель директора:
– Перед педагогами масса проблем! Как
повысить мотивацию наших учащихся к изучению
предметов; каким образом воспитывать
подрастающее поколение в духе толерантности; чем
поддержать одаренных и тех, кто не очень успешен
в обучении?.. Из всего этого вырисовывается некая
формула, согласно которой учитель учит ученика,
то есть ученик – это объект.
В нашей гимназии дети учатся
самостоятельно, а учителя только создают для
этого условия. Не всегда получается, но учителя
стремятся, чтобы ощущение детьми того, что они
стали субъектами образовательного процесса, к
выпускному классу стремилось бы к ста процентам.
Они определяют цели и задачи для конкретного
ребенка, отбирают задания, благодаря которым
себя можно реализовать (таким образом, педагог
тоже является управленцем, но только в рамках
своих должностных обязанностей). Успех
ученика – это профессиональный успех учителя!
Семен Аромштам, заместитель
директора:
– Я считаю наш коллектив нравственно
богатым. Каждый из педагогов – личность. И,
согласитесь, только такой человек может
вырастить другую личность, начиная с банального:
нет зависти – есть умение радоваться тому, что
кто-то какие-то вопросы решает интереснее; нет
ожидания чего-то – есть стремление
подключиться, чем-то помочь…
Сегодня профессионализм нам видится
не только в умении обучить предмету. Объяснение
этой позиции простое. Скинхед достаточно хорошо
может владеть любой наукой. Жулик –
превосходно знать компьютер, равно как живопись
и музыку. Весь наш труд будет сведен к нулю, если
мы не сумеем повлиять на мировоззрение детей.
И тогда вырисовывается другой объем
работы, видятся новые задачи, цели и появляются
вопросы: какую роль отвожу себе за учительским
столом или в кабинете школьного администратора?
то ли делаю? правильно ли соотношу задачи и формы
решения? достаточно ли я убедителен? хватает ли
компетентности, эмоциональной культуры, чтобы
повести за собой тех, с кем я рядом?..
...Чтобы не быть голословными, гостей
семинара пригласили на открытые занятия, где
роли учителей взяли на себя директор и его
заместители. На уроках математики, русского,
английского и немецкого языков, элективе по
истории, они на деле показали модели
формирования всевозможных компетенций – от
речевых до межличностных.
Инна АЛЕЙНИКОВА
_______________
* Организаторы: ГОУ
Гимназия № 1565 «Свиблово», СВОУМЦ и др. |