Делимся опытом
По следам победы
Приоритетный национальный проект
«Образование» – это прежде всего возможность
заявить о себе. Опыт, представленный нашей
школой-интернатом в рамках нацпроекта на
конкурс, – результат работы за последние три
года. Одержав победу, мы понимали, что
правильность решения экспертной комиссии мы
рано или поздно должны будем подтвердить в своем
регионе – Ненецком автономном округе (НАО). С
этой целью был организован трехдневный
семинар-совещание для директоров основных и
средних школ НАО под названием «Приоритетный
национальный проект «Образование» (ПНПО) на
территории НАО: итоги 2007 года и перспективы
развития в 2008 году».
Идея проведения мероприятия
принадлежала Управлению образования НАО. Его
общей организацией занималась заместитель
начальника Управления образования округа Г.И.
Колесниченко. Согласно замыслу, в первый день
семинара своим опытом делился победитель среди
городских школ, во второй – среди сельских
образовательных учреждений, а в третий –
обсуждались итоги и задачи на будущее.
Готовясь к приему гостей, мы заранее
разработали программу семинара, который
проходил непосредственно в нашем учебном
заведении. Структуру ее определили на
административной планерке, исходя из сути: раз мы
победили в конкурсе ОУ, внедряющих инновационные
программы, то это и надо продемонстрировать
участникам.
Во-первых, было решено показать на
практике, как используется на уроках
интерактивный аппаратный комплекс и
информационные ресурсы на различных носителях.
Во-вторых, поскольку некоторые из
наших педагогов являются авторами методических
пособий, мы задумали представить урок или
внеклассное мероприятие с использованием их
методик. В частности, открытое занятие
«Тундра – раскрытая книга» провела автор
учебника по литературному краеведению З.А.
Горбунова.
В-третьих, в школе бережно сохраняются
народные традиции. Воспитанники изучают
ненецкий и коми языки, а учителя технологии
знакомят детей с премудростями народных ремесел.
Кроме того, у нас есть лицензия на обучение по
четырем профессиональным программам. Поэтому
управленческая команда не могла не показать
связь занятий в классе с профессиональной
подготовкой.
Спланировав блок открытых уроков, мы
обсудили, как представить
опытно-экспериментальную и
учебно-исследовательскую работу, каким образом
раскрыть суть школьного научного общества (ШНО)
«Истоки», участники которого активно
интересуются прошлым своего отечества. Ребята
изучают те поселки, где они родились и выросли,
вносят свой вклад в воссоздание жизни
исчезнувших деревень Печорского края.
Тематика детских исследований – самая
разнообразная: история развития авиации в
Ненецком автономном округе, северное
судостроение, христианизация коренного
населения, в том числе поселенцев островов
Северного Ледовитого океана. Обо всем этом под
занавес семинара за круглым столом рассказали
руководитель ШНО «Истоки», заместитель
директора школы по научно-экспериментальной
работе Н.А. Вострикова и педагоги, под началом
которых учащиеся пишут свои исследования.
Открытие семинара прошло в медиатеке
– современном информационно-ресурсном центре с
качественным фондом на различных носителях, с
доступом к широкополосному Интернету, что,
безусловно, помогает нашим воспитанникам не
только в повседневной учебе, но и при написании,
проектов, подготовке к участию в предметных
олимпиадах.
Кроме открытых уроков и круглых
столов, была и экскурсия по школе, в ходе которой
в выставочном зале гости познакомились с
работами воспитанников; заглянули они и в
медицинский пункт, где, помимо кабинета врача,
есть физио-, процедурный и стоматологический
кабинеты. И, конечно же, мы рассказали о
спортивных достижениях: пятеро учеников нашего
интерната имеют звания мастеров спорта, четверо
– кандидатов в мастера, так что стенд со
спортивными кубками у нас внушительных размеров!
Как задумали – так все и сделали.
Ребята не подвели. Разумеется, их предупредили о
том, что к нам придут гости. Ведь каждая семья в
такой ситуации продумывает, чем будет их
занимать, тщательно убирает дом, готовит
угощение. И наша семья – не исключение.
А вот что касается открытых уроков, то
для детей они стали полной неожиданностью. Никто
ничего с ними не репетировал. А некоторые учителя
и вовсе определились с темой лишь накануне
семинара.
Наш совет тем, кому только предстоит
проводить подобные мероприятия: не экономьте
время, запланированное на экскурсии,
неформальное общение и обсуждение увиденного и
услышанного. В такой день лучше изменить
расписание звонков, чуть продлив перемены.
Подводя итоги встречи, мы решили
показать собравшимся презентацию о дне,
проведенном в нашем учебном заведении. Поэтому
пока шел заключительный круглый стол, хозяйка
библиотеки И.В. Коткина собирала презентацию
из фотографий, которые сама же и сделала в
течение всего долгого и насыщенного
семинарского дня.
Попутно распечатывались синквейны * на тему «директор школы»,
придуманные гостями в самом начале. Стоит
отметить, что необходимость такого
сочинительства сначала их удивила. Тем не менее,
это занятие помогло настроиться на продуктивное,
деловое и в то же время дружественное общение
(вообще с синквейном можно познакомиться, изучая
технологию развития критического мышления через
чтение и письмо). Мы предложили схему написания
пятистиший, и результат превзошел все ожидания! В
конце дня директорские опусы были зачитаны под
дружные аплодисменты и подарены авторам.
В процессе подготовки и проведения
семинара мы еще больше убедились в правильности
выбранных нами направлений. Успешное
представление своего опыта перед коллегами
явилось стимулом к дальнейшему творчеству. А
руководители образовательных учреждений, я
думаю, поняли, что наша победа – не случайность, а
действительная заслуга большого и дружного
коллектива педагогов и воспитанников.
Творческий
подход
|
Вас
заинтересовали синквейны? Вы тоже можете
попробовать свои силы в их создании. А когда
освоите эту технологию, то, возможно, будете с
удовольствием применять ее на своих педсоветах,
совещаниях, собраниях, семинарах. Ведь тема
синквейна может быть любой! Желаем удачи и
вдохновения!
Схема синквейна
Объект. Существительное (то, о чем
решили написать).
Прилагательное. Прилагательное
(признаки и свойства объекта).
Глагол. Глагол. Глагол (действия
объекта).
Афоризм или своя мысль (свое
отношение к объекту).
Существительное (суть объекта).
А для того, чтобы вам было легче
взяться за перо, посмотрите на примеры
синквейнов, написанных директорами Ненецкого АО
в ходе семинара в Ненецкой школе-интернате.
Напишите синквейн о директоре школы.
Директор школы…
Двигатель.
Директор школы.
Вдохновляющий. Проницательный.
Властвует. Контролирует. Зажигает.
Это образ жизни.
Судьба.
Мозговой центр.
Виртуоз.
|
________________
* Синквейн – это
стихотворение, состоящее из пяти строк (слово
происходит от французского слова, которое
означает пять). Синквейн – быстрый и хороший
способ анализировать и обобщать информацию.
Римма ГАЛУШИНА,
директор Ненецкой
школы-интерната
им. А.П. Пырерки,
г. Нарьян-Мар
|