Рецензии
Современные формы организации
педагогического совета школы / Автор-составитель
С.С. Татарченкова. СПб.: КАРО, 2007
«Хотелось бы больше видеть
педсоветов другого уровня – …построенных
в режиме развития у педагогов рефлексивных
способностей…, педсоветов, более значимых
в педагогической деятельности и жизни
образовательного учреждения».
|
О содержании, задачах, видах и
формах педсоветов написано немало, однако
появление на эту тему новых публикаций в
периодических изданиях и отдельных методических
разработок говорит о том, что сказанного явно
недостаточно. Книга, о которой идет речь,
заявлена как необходимое
практико-ориентированное пособие для
руководителей ОУ. Насколько авторскому
коллективу удалось предложить что-то новое –
судить читателю, а для этого необходимо иметь
хотя бы общее представление о содержании этого
издания.
Пособие состоит из двух частей: в первой
освещаются общие вопросы, касающиеся
деятельности педсоветов, во второй даны описания
работы педсоветов в школах Санкт-Петербурга.
Первая часть включает в себя «Положение
о педагогическом совете школы» (правда, не совсем
понятно, что оно собой представляет – некий
нормативный документ или обобщение накопленного
опыта – никаких комментариев на этот счет не
сделано) и главу «О педсовете вообще», в которой в
сжатой форме говорится о видах и этапах
педсоветов.
Вторая часть значительно превышает
первую по объему. С разной степенью подробности
здесь представлены модели работы педсоветов
отдельных школ. Они различны по своей тематике:
эффективность современного урока, формирование
умений учиться и ключевых компетенций,
преемственность начальной и средней школы и т.д.
Разнообразна и форма изложения накопленного
педагогического опыта, что, вероятно,
обусловлено объективно существующими
различиями между разными видами педсоветов.
Однако есть одна общая особенность
изложения материалов педсоветов: по прочтении
создается впечатление некой оторванности их
описания от реального действа. Хочется
надеяться, что руководителям школ действительно
удалось добиться положительных сдвигов,
касающихся изменения места и роли педсоветов в
школе, но выбранная манера представления
накопленного опыта мешает его перенять.
Например, материалы педсовета «От
формирования умений учиться до формирования
ключевых компетентностей» включают в себя
«Информацию для педсовета». Она содержит хорошо
знакомые всем определения «знаний», «умений» и
«навыков». Есть здесь и сведения, претендующие на
новизну: «Владеть мыслительными операциями
анализа и синтеза, обобщения и дифференциации,
абстрагирования и конкретизации, сравнения и
аналогии – это значит: уметь учиться, быть
свободным и уверенным в себе человеком,
способным жить в этом быстро меняющемся мире».
Позвольте не согласиться: ни умение учиться, ни
тем более чувство внутренней свободы не сводится
к владению вышеперечисленными мыслительными
операциями. И совсем непонятно, какие
методические выводы могут быть сделаны из
сказанного.
Потенциальному читателю предстоит
определить, насколько эти материалы полезны на
практике. В заключение можно добавить: не
обязательно их рассматривать как руководство к
немедленному действию. Не исключено, что по
прочтении можно будет задуматься о том,
насколько благополучно обстоят дела в своей
школе, эффективна ли работа педсоветов. А
появление потребности в рефлексии – один из
позитивных итогов ознакомления с любым
методическим пособием.
Марина СТЕПАНОВА
|