Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Современные формы организации педагогического совета школы / Автор-составитель С.С. Татарченкова. СПб.: КАРО, 2007

«Хотелось бы больше видеть педсоветов другого уровня – …построенных в режиме развития у педагогов рефлексивных способностей…, педсоветов, более значимых в педагогической деятельности и жизни образовательного учреждения».

О содержании, задачах, видах и формах педсоветов написано немало, однако появление на эту тему новых публикаций в периодических изданиях и отдельных методических разработок говорит о том, что сказанного явно недостаточно. Книга, о которой идет речь, заявлена как необходимое практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. Насколько авторскому коллективу удалось предложить что-то новое – судить читателю, а для этого необходимо иметь хотя бы общее представление о содержании этого издания.

Пособие состоит из двух частей: в первой освещаются общие вопросы, касающиеся деятельности педсоветов, во второй даны описания работы педсоветов в школах Санкт-Петербурга.

Первая часть включает в себя «Положение о педагогическом совете школы» (правда, не совсем понятно, что оно собой представляет – некий нормативный документ или обобщение накопленного опыта – никаких комментариев на этот счет не сделано) и главу «О педсовете вообще», в которой в сжатой форме говорится о видах и этапах педсоветов.

Вторая часть значительно превышает первую по объему. С разной степенью подробности здесь представлены модели работы педсоветов отдельных школ. Они различны по своей тематике: эффективность современного урока, формирование умений учиться и ключевых компетенций, преемственность начальной и средней школы и т.д. Разнообразна и форма изложения накопленного педагогического опыта, что, вероятно, обусловлено объективно существующими различиями между разными видами педсоветов.

Однако есть одна общая особенность изложения материалов педсоветов: по прочтении создается впечатление некой оторванности их описания от реального действа. Хочется надеяться, что руководителям школ действительно удалось добиться положительных сдвигов, касающихся изменения места и роли педсоветов в школе, но выбранная манера представления накопленного опыта мешает его перенять.

Например, материалы педсовета «От формирования умений учиться до формирования ключевых компетентностей» включают в себя «Информацию для педсовета». Она содержит хорошо знакомые всем определения «знаний», «умений» и «навыков». Есть здесь и сведения, претендующие на новизну: «Владеть мыслительными операциями анализа и синтеза, обобщения и дифференциации, абстрагирования и конкретизации, сравнения и аналогии – это значит: уметь учиться, быть свободным и уверенным в себе человеком, способным жить в этом быстро меняющемся мире». Позвольте не согласиться: ни умение учиться, ни тем более чувство внутренней свободы не сводится к владению вышеперечисленными мыслительными операциями. И совсем непонятно, какие методические выводы могут быть сделаны из сказанного.

Потенциальному читателю предстоит определить, насколько эти материалы полезны на практике. В заключение можно добавить: не обязательно их рассматривать как руководство к немедленному действию. Не исключено, что по прочтении можно будет задуматься о том, насколько благополучно обстоят дела в своей школе, эффективна ли работа педсоветов. А появление потребности в рефлексии – один из позитивных итогов ознакомления с любым методическим пособием.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru