Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2007

«Методическая работа в школе сегодня – это традиции и новации, это система повышения компетентности учителя, … развитие профессиональной культуры учителя в целом».

Во «Введении» автор справедливо отмечает, что за большими проблемами в современном образовании, с необходимостью решения которых постоянно сталкиваются руководители ОУ, не всегда видна такая «малая» проблема, как повышение профессионального мастерства учителя.

Педагог по-прежнему рассматривается как обучающий и редко выступает в роли обучаемого, то есть человека, который нуждается в постоянном росте своей методической грамотности, или, как сейчас принято говорить, педагогической (профессиональной) компетентности.

В пособии рассказывается о том, как может быть организована деятельность по развитию педагогической квалификации учителя, о содержании и формах методической работы непосредственно в школе. Изданное в серии «Администратору ОУ», оно адресовано прежде всего руководителям учебных заведений и председателям методических объединений.

Книга включает в себя пять глав, но при этом совсем не обязательно читать ее в строго задуманной автором последовательности – вполне допустимо ознакомление с любым разделом.

Например, в одном из них, посвященном работе методобъединения учителей естественно-математического цикла, поставлено три вопроса. Как избавиться от формализма в школьных методобъединениях? Каким образом организовать его деятельность? Что необходимо для повышения качества обучения?

В поисках ответа автор приходит к выводу о возможности создания портфолио методобъединения учителей. При этом не только формулируется сама идея, но и происходит ее наполнение конкретным содержанием. Кроме того, предлагается включить в портфолио, наряду с нормативными документами и объективными данными о развитии естественно-математического образования, темы самостоятельной работы учителей-предметников, список методической литературы и рекомендации учителю.

В дальнейшем изложении все эти пункты получают подробное описание, причем рекомендации (педагогический всеобуч) не имеют привязанности к конкретной предметной области и потому могут быть использованы всеми без исключения преподавателями.

Для учителей первых–четвертых классов интерес представляет последняя глава, посвященная организации и содержанию деятельности методобъединения педагогов начальной школы. В качестве основных направлений по программе «Сообщество» предлагается формирование общеучебных умений у учащихся, подготовка их к переходу в основную школу, внедрение инновационных форм и методов, мониторинг личностного развития каждого ученика.

Автор обращает внимание на важность организации методической работы ОУ над единой темой, объясняя это тем, что обязательным условием развития школы выступает повышение квалификации всего педагогического коллектива, что предполагает разработку единого общепедагогического проекта. Следует иметь в виду, что готовность к этому учителя зависит от его опыта: начинающий специалист отличается от профессионала не только количеством проведенных уроков, но и разнообразием и адекватностью используемых приемов работы.

Таким образом, практическая ценность данной брошюры сомнений не вызывает. Однако при этом рассуждения автора о методической работе иногда оказываются недостаточно выстроенными. В частности, отсутствует заключительная глава, в которой обычно, с одной стороны, подытоживается сказанное, а с другой – обозначаются нерешенные проблемы. А последних, судя по всему, немало.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru