Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Заместителю директора по ВР

Школа с «хрустальными окнами»

Разрушения в нравственной сфере современного общества настолько сильны, что стратегические вопросы воспитания требуют теперь более тонкого, даже философского подхода. В научной педагогической среде ведутся поиски в этом направлении. Они связаны с очень глубоким осмыслением личности ребенка, его внутреннего мира и осознанием целей воспитания. На эту тему рассуждает участник научно-практической конференции «Гуманная педагогика. По ступеням человечности – к ценностям культуры». *

Необходимый минимум сведений о культуре дети получают практически на всех уроках гуманитарного цикла. Кроме того, они посещают музеи, ходят в театр и на концерты, выезжают на экскурсии. Но часто так и не могут почувствовать, понять разницу между добром и злом, красотой и безобразием, индивидуализмом и сотрудничеством. Это происходит потому, что культура для них либо одно из средств досуга, либо сухая теория, необходимая для интеллектуального развития.

Преображающая сила культуры открывается только при условии понимания ее глубинных смыслов – как учащимися, так и педагогами. На наш взгляд, это один из главных принципов воспитания, который должен быть положен в основание любого педагогического процесса.

Программа «Страна культуры», которая вот уже второй год работает в школе № 47, имеет своей целью выстроить воспитательную систему на особых принципах. Ее системообразующим компонентом являются праздники нового типа: День красоты, День матери, День земли, День культуры. Особенность этих праздников в том, что они стоят над религиозными, национальными и политическими различиями, а это делает их, по сути, универсальными. С их помощью ребята стремятся глубже осмыслить те общечеловеческие ценности, которые всеобщий прагматизм сегодня пытается вытеснить на задний план.

Безусловным достоинством праздников является то, что благодаря универсальности, они выстраиваются в единую воспитательную систему. В один год мы выбрали тематику «Красота спасет мир», в другой – «Богатство страны – это ее великие люди». Через такую доступную форму, как праздники, мы пытаемся расширить духовно-нравственное восприятие мира, погружая детей в атмосферу искусства, науки, философии.

Большую методическую и творческую помощь нам оказывают общественные организации и представители культурной общественности города. Было бы трудно обойтись без понимания и поддержки Пензенского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры, Рериховского общества г. Пензы, Пензенского отделения Педагогического общества России и др. Эти организации являются полноправными организаторами и участниками нашего проекта.

В рамках программы второй год в школе работает выставочный зал, где демонстрируются картины наших пензенских художников и проводятся экскурсии для всех классов. Мы хотим не только познакомить ребят с творческой биографией художников и особенностью их стиля. То есть ставим не только познавательную цель, но и воспитательную. Предполагается разговор о внутреннем мире человека, об общечеловеческих проблемах и творческих мирах, которые заключает в себе каждая детская душа.

Соответственно задачам делается и тематический подбор художественных произведений для выставок. Помимо реалистичных пейзажей и портретов мы выбираем картины, которые могут погрузить ребенка в чудесный и фантастический мир. Перед ребятами открываются глубины космоса с далекими галактиками, невиданными закатами и восходами на других планетах, изящные, похожие на египетских цариц инопланетянки, города, парящие в небе. За истекший период у нас прошли пять выставок.

Открытие выставки – неотъемлемый компонент каждого праздника. Сам праздничный день начинается с музыки. Она звучит и на переменах, создавая особый эмоциональный настрой. С особым трепетом мы все ожидаем «минуту единения в добре», когда в определенное время все дети и педагоги думают о приумножении в мире любви, красоты и знания, тем самым включая в понятие творчества и созидательную мысль. К каждому такому дню обязательно оформляется стенд.

Программа включает в себя работу с педагогическим коллективом школы

Кульминацией праздника является концерт, в котором широко используются современные выразительные средства и творчество наших учеников. Это торжественное и яркое действо. Одно из последних мероприятий было посвящено Дню матери. Началось оно с демонстрации слайда картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и размышлений о божественности материнского начала. Были представлены презентации, подготовленные самими учащимися, о жизни и подвиге великих женщин России – княгине Ольге, Марии Кузьминой-Караваевой (Матери Марии), Е.И. Рерих. Помимо школьников на концерт пригласили и мам. Они получили благодарности от администрации школы за успехи в воспитании своих детей.

По отзывам ребят, им особенно запомнился концерт, посвященный Дню земли. Несколько неожиданным и торжественным оказался для всех звон колокола, во время которого предлагалось подумать о судьбах мира, о том, как важно сохранить планету для будущих поколений.

Кульминацией такой воспитательной программы является праздник День культуры, который мы отмечаем в апреле. Обычно он длится не менее недели и включает в себя различные культурно-просветительские мероприятия. В завершении подводятся итоги и награждаются активные участники.

Большое воспитательное значение имеет не только проведение самих праздников, но и подготовка к ним. Для того чтобы настроить детское восприятие, предусмотрены дополнительные средства и методы, несколько облегчающие эту задачу. В рамках программы проводятся творческие конкурсы, встречи с интересными людьми: космонавтами, скульпторами, поэтами, писателями, художниками, учеными. Они беседуют с ребятами о ценностях культуры, творчестве, богатстве и разнообразии духовного мира человека.

Факультативные занятия и элективные курсы, филиал музыкальной школы № 2 также выполняют задачи приобщения школьников к глубинным смыслам культуры. Организуются выступления творческих коллективов и сольных исполнителей города.

Кто является проводниками в Страну культуры? Конечно же, учителя. Ни один воспитательный процесс не станет успешным, пока сам педагог не достигнет определенного уровня культуры и не осознает ее глубинных смыслов. «Учитель – это хрустальное окно, сквозь которое ребенок смотрит на мир», – говорит Ш.А. Амонашвили. Но если это окно покосившееся, с закопченными стеклами, то каким сквозь него ребенок увидит мир?

Первое и самое сложное – воспитать учителей. Поэтому наша программа включает в себя и работу с педагогическим коллективом школы. Для преподавателей (а их уровень восприятия культуры является одним из главных условий реализации программы) был организован семинар «Педагогическое моделирование», проводились экскурсии по выставкам, велись ознакомительные беседы по материалам научно-практической конференции «Дети нового сознания», предлагалась духовно-нравственная и методическая литература, посвященная инновационным педагогическим методикам.

В программе предусмотрена работа и с самыми первыми воспитателями ребенка – родителями. Для них мы организовали не совсем обычные родительские собрания. Так, одно из них посвящалось Дню красоты. Выступал духовой оркестр, была показана слайд-композиция «Космическое творчество», известные представители культурной и научной общественности города делились своим опытом воспитания детей красотой.

Еще одно родительское собрание посвятили проблеме развития творческой активности школьников.

Мамы наших учеников являются непременными участницами праздника День матери.

В рамках программы второй год в школе работает выставочный зал

Особенность программы «Страна культуры» заключается в подборе материала, где главным критерием является его содержательная сторона, аксиологически связанная с глубинным пониманием культуры. Так постепенно мы стараемся настроить детские души на нужную волну восприятия. Иногда нам это удается, и тогда ребята вдруг начинают замечать и красоту осеннего цветка, и рисовать сердце, вместившее весь мир, сочинять музыку к картинам художников-космистов и придумывать чудесные сказки о звездных полетах и красивых инопланетянках.

Проведенный опрос по итогам первого года программы показал, что большинство учащихся воспринимают культуру как необходимость духовного совершенствования человека и общества, осознают свою ответственность не только за свои слова и поступки, но и за мысли, считают необходимым продолжение программы «Страна культуры» в своей школе.

Программа не стоит на месте, а, как любой живой организм, постоянно находится в развитии. Проанализировав ее проведение в прошлом учебном году, мы пришли к выводу, что необходимо более активно подключать учеников. Они должны быть не только ее непосредственными участниками и выполнять указания старших, но и стать полноправными организаторами. Поэтому в нынешнем учебном году мы пытаемся создать на базе некоторых классов экспериментальные площадки. Главное условие – это желание педагогов, их готовность к поискам новых методов в деле воспитания детей средствами культуры.

Для этой цели были выбраны несколько классов: три из них – младшего звена и один – среднего. Экспериментальные классы планируется более активно привлечь к подготовке праздников, поручив им важные организационные моменты: участие в обсуждении сценария, подготовку стенда по теме праздника, номеров художественной самодеятельности для концерта, создание презентаций, посвященных великим личностям России, техническое обслуживание мероприятий, дежурство, журналистскую работу и т.д.

Статья подготовлена при поддержке компании «Пластика ОКОН». Если вы решили приобрести качественные и надежные пластиковые окна в свой коттедж, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Пластика ОКОН». Более подробную информацию о приобретении, доставки и установки, вы сможете найти здесь. Компания «Пластика ОКОН» существует с 2002 года и зарекомендовала себя как надежный производитель пластиковых окон и сопутствующих комплектующих.

Учителя с радостью восприняли эту идею и включились в работу. Практически была образована небольшая педагогическая лаборатория. Прошли уже две подготовительные встречи, которые привели к созданию общественной организации на базе класса со своей иерархической структурой и направлениями деятельности.

Пока далеко до завершенной модели программы, она все еще находится в стадии эксперимента. Кроме того, мы не надеемся на быстрые результаты, так как отследить их в воспитательном процессе, по мнению специалистов, очень сложно. Специфика его такова, что плоды наших усилий проявляются не сразу. Возможно, дети, только став взрослыми, поймут смысл того, что мы хотели до них донести сегодня.

Но если это произойдет, то будет для нас большой наградой. Ведь мы ставим себе целью помочь ребятам стать не «сухими образованцами», а настоящими людьми, которые, возможно, в будущем тоже сделают несколько шагов, чтобы построить свою Страну культуры.

Любовь СУРКОВА,
педагог дополнительного образования
МОУ СОШ № 47,
г. Пенза

____________________

* Организаторы: Министерство образования и науки Пензенской области, Пензенский институт развития образования, Международный Центр Гуманной Педагогики (г. Москва), Управление образования и Мунициальный научно-методический центр образования г. Пензы.

Рейтинг@Mail.ru