Мониторинг
Достоверная картина
Какое направление методической
работы лучше сделать основным
Методическая и
научно-экспериментальная работа в школе – это
социальный комплекс практических мероприятий.
Он базируется на достижениях науки, передовом
педагогическом опыте и направлен на
всестороннее повышение компетентности и
профессионального мастерства каждого учителя.
Его основная задача – помощь росту творческого
потенциала педагогического коллектива в целом. А
в конечном счете – увеличение уровня качества и
эффективности образовательного процесса.
На первый план при организации
методической работы в школе выступают формы,
считающиеся наиболее эффективными для того или
иного ОУ.
К таковым относится система
информационно-аналитического обеспечения
(другими словами, мониторинг). Благодаря ей
руководители школы могут получать информацию о
состоянии и развитии тех процессов в
подсистемах, за которые они отвечают и на что
призваны оказывать управленческое воздействие.
Там, где начинаются аналитические
«проникновения» руководителя в существо того
или иного педагогического явления,
закладывается основа для научного подхода к
управлению школой. Такое осмысление
образовательного процесса – всегда постижение
скрытых зависимостей, составляющих внутренний
механизм деятельности ОУ. Проникнуть в этот
механизм, заставить его работать четко, ритмично
можно лишь с помощью педагогического анализа.
Заместитель директора (по
научно-методической, учебно-методической работе)
в новых условиях становится исследователем,
диагностом, аналитиком, хорошо владеющим не
только вопросами педагогики, но и психологии,
философии, статистики, информатики и
компьютеризации. Каковы же основные направления
его работы?
Информационно-аналитическое. Обеспечение
в образовательном учреждении таких условий для
внедрения педагогических технологий,
организации инновационной деятельности учителя,
при которых глубокий анализ собственной
деятельности становится осознанной
необходимостью.
Консультативно-информационное.
Изучение документов по вопросам образования,
развития школы. Оказание помощи педагогам в
планировании материала, разработке уроков,
технологизации процесса обучения, модульного
обучения, составлении технологических карт с
прогнозированием желаемых результатов, обучение
учителя проведению диагностики.
Диагностико-аналитическое.
Осуществление мониторинга – основа основ в
управлении учебно-воспитательным процессом.
Постоянное наблюдение за уровнем ЗУН с целью
выявления соответствия требованиям и желаемому
результату, изучение психофизических,
индивидуальных, возрастных особенностей
личности школьника, анализ и оценка получаемой
информации с последующим прогнозированием.
Статистико-аналитическое. Создание
и апробирование форм, позволяющих осуществлять
наблюдение, анализ и прогнозирование.
К критериальным свойствам той модели
школы, которая служит нашим ориентиром,
относятся реальная преемственность и
непрерывность образовательного процесса, рост
образованности учащихся и постоянное
отслеживание состояния учебного процесса.
Мониторинг нам представляется в виде
следующей схемы:
– отбор компонентов мониторинга (т.е.
качество обученности школьников);
– выбор совокупности показателей оценивания
каждого компонента;
– подбор технологий исполнения каждого
показателя;
– определение объектов, места и времени снятия
информации;
– определение лица, в чьи функциональные
обязанности входит снятие и обработка
информации;
– составление примерного плана анализа
информации;
– принятие управленческих решений.
Мониторинг обученности учеников по
предметам является главным в ряду объектов,
подвергающихся анализу. Он осуществляется путем
проведения нулевых, промежуточных и итоговых
срезов и анализа их результатов.
Нулевая (входная) диагностика
осуществляется в начале учебного года
учителями-предметниками в письменной форме по
заданиям, составленным преподавателями и
согласованным на заседаниях МО.
Промежуточная диагностика
имеет своей целью оценить успешность
продвижения учащихся в предметной области и дает
возможность учителю определить правильность
выбора методики обучения.
Итоговая диагностика происходит
за две недели до окончания учебного года и
итоговой аттестации выпускников, когда
проводятся итоговые контрольные работы и зачеты.
Результаты диагностики заносятся в
диагностические карты, оформляются в виде
графиков, таблиц сводных данных. Информация
обобщается на заседаниях МО, доводится до
сведения учеников и родителей. Учитель
корректирует рабочую программу, вырабатывается
индивидуальная стратегия корректировки для
школьника. На уровне администрации принимается
управленческое решение. Это может быть вынесение
изменений в учебный план, введение новых курсов,
вынесение ряда предметов на зачетную неделю и др.
Отследив итоги стартовых контрольных
работ по математике и русскому языку в 5-х классах
и обнаружив, что качественные показатели
оказались ниже, чем на выпуске из начальной
школы, нами были поставлены на контроль вопросы
преемственности и преподавания русского языка в
начальных классах.
Оценка качества знаний ведется по
нескольким позициям: уровень обязательных
знаний и умений; применение знаний в стандартных
ситуациях, умение применять знания в новых,
нестандартных ситуациях.
Проверка производится разными
способами:
1. На промежуточной аттестации
учащихся 10-х классов, которая проходит в форме
тестирования и зачетов, предварительно
разрабатываются критерии оценки ответа.
Формулировка вопросов способствует тому, чтобы
ученик не только воспроизводил знания, но и
анализировал материал, давал ему характеристику,
показывал умение работы с источниками
информации.
2. Во время итоговой аттестации – через
тексты билетов, составленные определенным
образом, разнообразные формы сдачи экзаменов,
сбор и обработку информационных справок в ходе
экзаменов, представленных экзаменационными
комиссиями.
Таким образом, технология мониторинга
позволяет получить объективную картину качества
обученности учащихся, что помогает
администрации спланировать свою деятельность по
этому вопросу и моделировать учебный процесс
школы.
Мониторинг как форма аналитической
деятельности успешно используется и при
изучении работы методобъединений с одаренными
детьми в олимпиадном движении. Мы выяснили, что
последние пять лет хороших результатов в
районных олимпиадах добиваются ученики учителей
МО гуманитарного цикла.
При помощи диаграмм прослеживается
стабильность и спад призовых мест по годам во
всех методических объединениях, отражается
результативность подготовки призеров каждого
учителя, выявляются причины несоответствия
планируемого и действительного результата.
Причинами могут быть:
– низкий уровень преподавания;
– некачественное проведение школьной олимпиады;
– отсутствие углубленного изучения предметов;
– нежелание учащихся;
– несоответствие содержания задания времени
изучения материала;
– перегрузка или болезнь учителя;
– смена кадров.
Благодаря технологии мониторинга мы
увидели:
– реальную картину анализа
результатов ЕГЭ за 4 года по предметам;
– итоги успеваемости за 13 лет по каждому году и
сравнительные результаты по классу;
– результаты переводных экзаменов и итоговой
аттестации;
– кадровый состав по возрасту, образованию,
стажу, категориям;
– результаты трудоустройства, поступления
выпускников в вузы и ссузы.
Педагогический анализ нередко
проходит в нашей школе в форме педсовета.
Рассмотрение каждого направления работы мы
проводим в сравнении с показателями последних
трех лет, что позволяет проследить динамику
развития учащихся, роста профессиональной
квалификации учителей, успешность выполнения
основных задач ОУ, т.е. эффективность или
недостатки управления.
Каждый член педколлектива знает о том,
как он совершенствовал преподавательскую и
воспитательную деятельность, чем она отличается
от работы предыдущих лет. Это очень важно для
мотивации самообразования и критичной
самооценки.
Итоги своего труда структурные
подразделения методической службы оформляют в
виде творческих отчетов. Представляется и
педагогическая продукция учителей: наглядные
пособия, раздаточный материал, разработки
уроков, внеклассных мероприятий, творческие
работы учащихся, диаграммы количественной
характеристики обученности школьников по
предметам и – как следствие – определяется
качество работы учителя, его продвижение,
профессиональная компетентность.
Аналитическими стали в школе и
«методические недели». Их цель – тщательно
рассмотреть определенную проблему обучения и
воспитания как в теории, так и на практике,
сравнить, как обстояли дела в недавнем прошлом,
что изменилось. Эти материалы помогут в
дальнейшем при аттестации.
Учитывая, что отношение учителя к
обновленному образованию проявляется на уроке, в
рамках «недели» проводятся открытые занятия, у
каждого из которых свое целевое назначение.
В позапрошлом учебном году они
проводились с методической целью –
продемонстрировать использование современных
педагогических технологий в учебном процессе; в
прошлом – показать применение компьютерных
технологий на уроках.
В результате установления достоверной
картины знаний, уровня воспитанности школьников,
их общего развития, объективной оценки качества
преподавания, организации процесса обучения
появляется возможность определять систему
организационных мер по дальнейшему
совершенствованию учебно-воспитательного
процесса.
Абсолютное большинство современных
школ стремится полнее использовать
информационно-аналитическую сеть (диагностику,
мониторинг). Управленцы должны глубоко,
всесторонне знать объект, которым управляют. Вот
почему нужны диагностические лаборатории,
информационно-аналитические центры, подготовка
диагностов-технологов. А пока школа обходится
силами заместителей директора по УВР, УМР,
учителей информатики.
Переход от
концептуально-гипотетического мышления
руководителей школ и учителей к
диагностико-технологическому неизбежен. Только
он позволит изучать закономерности и на этой
основе принимать эффективные управленческие
решения.
Людмила ФОМИНА,
заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 128,
г. Уфа,
участник Фестиваля педагогических идей
«Открытый урок»
ИД «Первое сентября»
|