Альтернативное оценивание
Разъяснять, убеждать и учить
Особенности взаимодействия с
родителями при внедрении новых способов
оценивания
У введения альтернативных способов
оценивания результатов обучения есть два самых
придирчивых критика. Во-первых, директор,
которому предстоит руководить экспериментом.
Во-вторых, родители, привыкшие к оценке и не
сразу признающие новый метод. О том, как ведется
управление экспериментом, было рассказано в
статье на предыдущих страницах. А теперь
уделим внимание общению с родителями учеников.
На протяжении четырех лет обучения
детей в начальной школе родители остаются
надежными помощниками педагога, своего рода
«домашними учителями». Обычно в начале года, на
родительских собраниях, мы все вместе обсуждаем
накопившиеся вопросы, замечания, пожелания,
проблемы, ищем пути их решения. Особенно много
вопросов возникает, как правило, в связи с
экспериментом по введению альтернативной
системы оценивания. Приходится разъяснять,
убеждать, привлекая примеры и факты, учить
приемам оценивания, которыми пользуются ученики.
Творческая группа педагогов гимназии
разработала форму индивидуального оценочного
листа для первых и вторых классов, которую дети
сами заполняют в конце четверти. Он содержит
перечень умений и навыков по каждому предмету
для самооценки учащихся. После того как мои
ученики оценивали свою работу, я определяла
уровень их знаний и умений, чтобы родители могли
увидеть, как реально сын или дочь усваивает
программу. Затем на собрании я предлагала
проанализировать успехи ребенка и
сформулировать задачи, которые помогли бы
ученику в дальнейшем лучше усвоить материал,
отработать навыки. Таким образом, родители тоже
учились содержательному оцениванию успешности
своих детей.
Для учащихся третьего и четвертого
классов педагоги – участники экспериментальной
деятельности разработали «Вкладыш в дневник».
Это очень важный документ для формирования
умений и фиксации результатов самоконтроля и
самооценки. Он помогает отслеживать и
организовывать учебную деятельность на
протяжении учебного года. Во вкладышах ученики
сами анализируют собственные успехи и не только
формируют, но и записывают задачи, ставя перед
собой определенные цели, необходимые для
успешной учебы.
Немаловажным помощником для родителей
в контроле и оценивании детей является
специальный стенд, размещенный в классе. На нем
отражены разные формы оценок: в знаках,
процентах, уровнях.
Ежегодное анкетирование родителей в
начале учебного года показало положительную
динамику их отношения к новой системе
оценивания.
первого класса мы начали оформлять
портфолио учащихся. Родители вместе со своими
детьми выбирали и решали, какие результаты
достойны хранения в папке, а какие нет. Теперь с
4-го класса ребята ведут портфолио
самостоятельно. Они с удовольствием собирают
грамоты, сертификаты, похвальные листы за
участие в конкурсах, благодарственные письма,
свои лучшие работы.
Родители также заинтересованы в
накоплении индивидуальных достижений ребенка,
так как поняли, что для них удобно учитывать
результаты своих детей в разнообразных видах
деятельности. Ведь основной смысл портфолио –
показать все, на что способен ученик.
Отношение родителей к альтернативной
системе оценивания
У нас стало традицией в конце учебного
года проводить презентацию детских достижений.
За две недели до этого события каждый ученик
относит папку домой, чтобы еще раз вместе с
родителями просмотреть ее содержимое и
подготовить выступление.
В нашем классе существует следующий
план презентации:
1. Разминка для родителей (родители
получают задание из предложенных работ выбрать и
собрать свое портфолио и подготовиться к его
защите).
2. Формирование групп учащихся (по их
выбору).
3. Постановка задач для каждой группы и
их решение.
4. Выступление групп.
5. Заключительный этап (подведение
итогов и оценка презентации каждой группы).
Данная работа помогла сплотить
родительский коллектив, заинтересовать мам и пап
нашими общими делами, а в глазах детей поднять их
авторитет.
Таким образом, педагоги видят, что
происходит понимание и принятие родителями
учащихся альтернативных способов оценивания.
Такая система контроля и оценки достижений в
обучении переносится ими на семейное воспитание
и подкрепляет формирование навыков самооценки и
самоконтроля.
Ольга ГОРЯЧЕНКОВА,
учитель начальных классов
гимназии № 33,
г. Кострома
|