Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

ТЕМА НОМЕРА: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Альтернативное оценивание

Разъяснять, убеждать и учить

Особенности взаимодействия с родителями при внедрении новых способов оценивания

У введения альтернативных способов оценивания результатов обучения есть два самых придирчивых критика. Во-первых, директор, которому предстоит руководить экспериментом. Во-вторых, родители, привыкшие к оценке и не сразу признающие новый метод. О том, как ведется управление экспериментом, было рассказано в статье на предыдущих страницах. А теперь уделим внимание общению с родителями учеников.

На протяжении четырех лет обучения детей в начальной школе родители остаются надежными помощниками педагога, своего рода «домашними учителями». Обычно в начале года, на родительских собраниях, мы все вместе обсуждаем накопившиеся вопросы, замечания, пожелания, проблемы, ищем пути их решения. Особенно много вопросов возникает, как правило, в связи с экспериментом по введению альтернативной системы оценивания. Приходится разъяснять, убеждать, привлекая примеры и факты, учить приемам оценивания, которыми пользуются ученики.

Творческая группа педагогов гимназии разработала форму индивидуального оценочного листа для первых и вторых классов, которую дети сами заполняют в конце четверти. Он содержит перечень умений и навыков по каждому предмету для самооценки учащихся. После того как мои ученики оценивали свою работу, я определяла уровень их знаний и умений, чтобы родители могли увидеть, как реально сын или дочь усваивает программу. Затем на собрании я предлагала проанализировать успехи ребенка и сформулировать задачи, которые помогли бы ученику в дальнейшем лучше усвоить материал, отработать навыки. Таким образом, родители тоже учились содержательному оцениванию успешности своих детей.

Для учащихся третьего и четвертого классов педагоги – участники экспериментальной деятельности разработали «Вкладыш в дневник». Это очень важный документ для формирования умений и фиксации результатов самоконтроля и самооценки. Он помогает отслеживать и организовывать учебную деятельность на протяжении учебного года. Во вкладышах ученики сами анализируют собственные успехи и не только формируют, но и записывают задачи, ставя перед собой определенные цели, необходимые для успешной учебы.

Немаловажным помощником для родителей в контроле и оценивании детей является специальный стенд, размещенный в классе. На нем отражены разные формы оценок: в знаках, процентах, уровнях.

Ежегодное анкетирование родителей в начале учебного года показало положительную динамику их отношения к новой системе оценивания.

первого класса мы начали оформлять портфолио учащихся. Родители вместе со своими детьми выбирали и решали, какие результаты достойны хранения в папке, а какие нет. Теперь с 4-го класса ребята ведут портфолио самостоятельно. Они с удовольствием собирают грамоты, сертификаты, похвальные листы за участие в конкурсах, благодарственные письма, свои лучшие работы.

Родители также заинтересованы в накоплении индивидуальных достижений ребенка, так как поняли, что для них удобно учитывать результаты своих детей в разнообразных видах деятельности. Ведь основной смысл портфолио – показать все, на что способен ученик.

Отношение родителей к альтернативной системе оценивания

У нас стало традицией в конце учебного года проводить презентацию детских достижений. За две недели до этого события каждый ученик относит папку домой, чтобы еще раз вместе с родителями просмотреть ее содержимое и подготовить выступление.

В нашем классе существует следующий план презентации:

1. Разминка для родителей (родители получают задание из предложенных работ выбрать и собрать свое портфолио и подготовиться к его защите).

2. Формирование групп учащихся (по их выбору).

3. Постановка задач для каждой группы и их решение.

4. Выступление групп.

5. Заключительный этап (подведение итогов и оценка презентации каждой группы).

Данная работа помогла сплотить родительский коллектив, заинтересовать мам и пап нашими общими делами, а в глазах детей поднять их авторитет.

Таким образом, педагоги видят, что происходит понимание и принятие родителями учащихся альтернативных способов оценивания. Такая система контроля и оценки достижений в обучении переносится ими на семейное воспитание и подкрепляет формирование навыков самооценки и самоконтроля.

Ольга ГОРЯЧЕНКОВА,
учитель начальных классов
гимназии № 33,
г. Кострома
Рейтинг@Mail.ru