Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

ТЕМА НОМЕРА: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Альтернативное оценивание

Продолжаем тему, затронутую в последнем выпуске прошлого года. Напомним, что МОУ «Гимназия № 33» г. Костромы делится опытом введения в ОУ альтернативных средств контрольно-оценочной деятельности.
Вы уже могли узнать об истории вопроса, о формировании самооценки на уроке и после занятий, о взгляде директора на развитие эксперимента, а также ознакомиться с Положением об альтернативном оценивании достижений учащихся в начальной школе. Сегодня в номере – новые аспекты этой же темы.

Управление экспериментом

Жизнь по-новому

Внедрение новшеств, как известно, имеет универсальные характеристики и процедуры. Вместе с тем, особенные черты каждого конкретного инновационного процесса сказываются на специфике управления ими. Вот каким образом оно осуществляется в костромской гимназии № 33, взявшейся за эксперимент по освоению альтернативных способов оценивания.

В 2001 году в школе была разработана программа развития. Ее генеральная цель – повышение статуса образовательного учреждения, создание условий для лицензирования на статус гимназии. Предстояло внести коррективы в концепцию, содержание и технологии обучения. К 2003 году, согласно программе, были последовательно изменены приоритеты, учебный план, требования к профессиональным качествам педагогов, освоены личностно ориентированные технологии. Смена способов оценивания должна была завершить формирование дидактической системы, единого учебно-методического комплекса школы.

Да, такой переход провозглашен в Концепции модернизации образования, проработан в технологиях развивающего обучения, однако опыта их применения в традиционной школе не было.

Оценивание играет особую роль в учебно-воспитательном процессе. Оно не только завершает обучение, регулирует и контролирует его эффективность, но и выполняет другие, не менее важные функции:

– мотивационную – побуждает и стимулирует к дополнительным усилиям в познании;
– диагностическую – показывает степень присвоения информации и успешности педагогических действий;
– развивающую – создает условия для формирования у учащихся некоторых интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения и т.д.) и навыков самоорганизации;
– коррекционную – вскрывает познавательные и методические проблемы, способствует изменению учебной деятельности.

Традиционная система использует в основном регулятивную и контролирующую функции оценивания. Альтернативная же, помимо этого, уже упомянутые – мотивационную, диагностическую, развивающую и коррекционную. Процедура альтернативного оценивания сложнее и требует освоения новых профессиональных педагогических знаний, умений и техник, поиска нестандартных решений. Поэтому в школе открылась областная экспериментальная площадка «Альтернативные способы определения результатов обучения и развития учащихся». Ориентируясь на программу этого опыта, в ОУ совместно с научными руководителями была организована исследовательская и проектная деятельность, в которую постепенно вовлекались новые группы педагогов, учеников и родителей. Масштаб и новизна преобразований требовали продуманного управления. Особенности роли и места альтернативных способов оценивания в учебно-воспитательном процессе определили выбор путей управления: научно-методическое сопровождение педагогической деятельности и ресурсное обеспечение преобразований. Рассмотрим их подробнее.

Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности

Особое внимание администрация школы уделяла созданию комплекса условий для профессионального роста педагогов творческой группы. В начале эксперимента была создана многоуровневая модель методической службы, которая постепенно заработала на полную мощность (см. схему). Это позволило интегрировать внутренние и внешние ресурсы для выстраивания групповых и индивидуальных маршрутов повышения педагогического мастерства.

Схема

Многоуровневая модель методической службы

Городские методические объединения

Постоянно действующий семинар

Аттестационная комиссия

Уровень 1:
внешний

Курсовая подготовка

Олимпиады

Республиканские, областные конкурсы и проекты

Заочные школы и курсы

Постоянно действующий семинар по методической проблеме

Педсовет по методическим вопросам

Открытые общешкольные мероприятия

Уровень 2:
общешкольный

Научно-методическая конференция

Методическая выставка по методической проблеме

Педагогические чтения

Аттестационная комиссия на 2-ю квалификационную категорию

Методические объединения (по предметам)

Временные проектные группы

Проблемные, творческие группы

Уровень 3:
групповой

Творческая группа, участвующая в эксперименте

Аттестуемые учителя

«Кружки качества»

Педагогические мастерские

Индивидуальные творческие задания

Самообразование

Открытые уроки

Уровень 4:
индивидуальный

Портфолио учителя

Мастер-классы

Второе и дополнительное образование

Конкурсы профессионального мастерства

Особую значимость имеют:

  • мастер-классы;

  • проблемные группы;

  • педагогические мастерские;

  • «кружки качества»;

  • групповое проектирование;

  • анализ видеофрагментов и уроков;

  • круглые столы;

  • консультации;

  • дни открытых дверей;

  • взаимное посещение уроков.

К примеру, в результате группового проектирования были разработаны следующие документы учащегося:

– рефлексивный дневник;
– индивидуальные листы самооценки;
– лист содержательной оценки умений;
– вкладыш в дневник;
– портфолио.

«Кружки качества» позволили преодолеть групповые и индивидуальные затруднения и проблемы. Алгоритм их работы выглядит так:

– анализ результатов педагогической деятельности учителя, выявление проблемы;
– формулировка методической задачи, согласование целей;
– посещение занятий данного педагога, наблюдение за деятельностью;
– совместный анализ педагогической ситуации, уточнение задачи;
– проектирование занятий, совместное решение учебной задачи;
– повторное посещение занятий, наблюдение за деятельностью;
– проектирование занятий, индивидуальное решение учебной задачи;
– итоговое собеседование, коррекция понимания результатов;
– открытое педагогическое мероприятие, предъявление результатов.

Результатом работы проблемной группы «Педагогическое мастерство» стало формирование значимых профессиональных умений ее участников.

Ресурсное обеспечение преобразований

Многоуровневая модель методической службы требовала комплексного ресурсного обеспечения, постоянного внимания к проблемам учителей, участвовавших в эксперименте, создания таких условий, которые способствовали бы расширению зоны опыта и увеличению числа его участников. Администрация школы составила и успешно реализовала перспективную программу поддержки эксперимента, в котором были учтены все виды оснащения: информационные, кадровые, нормативно-правовые, программно-методические, материально-технические, финансовые и организационные. Программа фиксировала общие задачи и направления их реализации, а конкретные управленческие ходы и решения планировались на полугодие по результатам анализа ситуации. Фактическая деятельность по ресурсному обеспечению эксперимента приведена в сводном плане (см. таблицу).

Таблица

Ресурсный подход к управлению введением альтернативных способов оценивания

Ресурсы

Тактические задачи программы

Выполненные действия

Информационные

Организация мощных информационных потоков:
– внутренних (администрация, педагог, учащиеся, родители) – индивидуальные образовательные результаты и отношение к ним;
– внешних (образовательное учреждение, информационно-образовательное пространство) – в целях поиска партнеров, образцов, обмена опытом и получения информации об успехах учащихся вне школы

1. Создан информационный ресурс:
• Научно-методическая литература:
– Амонашвили Ш.А. «Обучение, оценка, отметка»;
– Воронцов А.Б. «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности»;
– Зверева М.В. «Изучение результативности обучения в начальных классах»;
– Ксензова Г.Ю. «Оценочная деятельность учителя»;
– Цукерман Г.А. «Оценка без отметки».
• Папка с материалами и разработками по экспериментальной деятельности.
• Учебные диски с уроками и фрагментами занятий.
• Диагностические методики и материалы исследований результатов обучения и развития учеников.
2. Продумана и проведена через родительский лекторий информационно-разъяснительная работа с родителями учеников.
3. Педагоги и администрация школы неоднократно презентовали промежуточные итоги эксперимента корпоративному сообществу, в том числе на региональном образовательном форуме.
4. Издан сборник «Альтернативные способы оценивания» с описанием опыта работы педагогов школы

Кадровые

Изменение требований к педагогической деятельности и модели педагога, организация работы по их присвоению.
Внесение изменений в функциональные обязанности заместителя директора по УВР, классных руководителей, педагогов

1. В штатное расписание введены должности научного руководителя и консультантов из сотрудников Костромского областного института повышения квалификации работников образования (КОИПКРО).
2. Созданы творческие группы педагогов.
3. Подписаны соглашения администрации с творческими группами.
4. Методическое объединение преобразовано в кафедру педагогов, работающих в начальных классах с расширением их функциональных обязанностей.
К обязательным документам отнесены:
календарно-тематическое планирование;
– классный журнал;
– папка содержательной оценки знаний и умений учащихся;
– итоговые оценочные листы;
– самоанализ педагогической деятельности;
– личное дело учащегося

Нормативно-правовые

Разработка  «Положения об оценивании» и приложения к нему с образцами ведения различных документов; 
«Соглашения администрации школы с учащимися и их родителями»;
«Положения о комплектовании классов»;
«Положения об образовательном рейтинге учащихся».
Возможна коррекция устава образовательного учреждения

Наиболее значимые локальные акты, созданные в школе:
– «Положение о безотметочном обучении в общеобразовательном учреждении».
– Договор о сотрудничестве администрации и творческих групп.
– «Положение о педагоге-исследователе в образовательном учреждении».
– «Положение о вкладышах в дневник ученика начальной школы».
Документы рассмотрены на методическом совете школы, обсуждены на педагогических советах и родительских собраниях

Программно-методические ресурсы

До введения (или одновременно с введением) альтернативных способов оценивания обновить образовательные программы, учебно-методический комплекс, дидактические системы работы педагогов и систему методической поддержки изменений. Провести обучающие мероприятия с родителями

1. Освоен учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа».
2. Обновлено учебно-тематическое планирование и дидактические системы работы учителя.
3. Освоена технология исследования и проектирования.
Учителя выполнили задания, отражающие исследовательскую деятельность педагогов по темам:
• «Влияние самооценки на формирование познавательного интереса младших школьников».
• «Приемы и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников».
• «Портфолио как средство формирования самооценки учащегося начальной школы».
4. Разработан собственный программно-методический ресурс:
– Программы экспериментальной деятельности каждого этапа.
– Программа предшкольной подготовки, ориентированная на безотметочное обучение.
– Методические рекомендации по введению новой системы оценивания в сборнике «Альтернативные способы оценивания достижений учащихся».
– Программа мониторинга эффективности экспериментальной деятельности.
– Педагогические мастерские и мастер-классы на базе школы и раздаточные материалы к ним

Материально-технические и финансовые

Переход на альтернативные способы оценивания потребует затрат на:
– обновление комплекта учебников;
– подготовку дидактических материалов, в том числе с использованием множительной техники;
– обучение кадров;
– интенсивный обмен информацией, в том числе с выходом в Интернет

1. Участники эксперимента ежегодно получали фиксированную ежемесячную надбавку и премии за достигнутые результаты.
2. Поэтапно обновляется оборудование кабинетов педагогов – участников эксперимента.
3. Оборудовано два электронных рабочих места учителя.
4. Предоставлен бесплатный выход в интернет-ресурс.
5. Оплачена работа методистов-консультантов по различным аспектам экспериментальной деятельности.
6. Обновлен УМК начальной школы.
7. Оплачены расходы на оформление информационных стендов и результатов эксперимента

Организационные

Разработка особого плана (программы) введения альтернативных способов оценивания и системы мониторинга как за данным изменением, так и за его влиянием на качество учебно-воспитательного процесса.
Создание творческой группы и условий для ее деятельности

1. Сформирован постоянно действующий семинар учителей-экспериментаторов.
2. Организовано обучение педагогов-экспериментаторов информационно-коммуникативным технологиям: курсы «Пользователь компьютера» и Intel.
3. Налажено слежение за ходом и результатами эксперимента.
4. Устроен лекторий для родителей.
5. Создана творческая группа педагогов и обеспечены условия для ее деятельности.
6. Разработана система описания и распространения опыта педагогов – членов творческой группы.
7. Организована преемственность начальной, основной и старшей ступеней образования в использовании альтернативных способов оценивания

 

Людмила ЛОШАКОВА,
заведующая кафедрой педагогических
инноваций КОИПКРО
Рейтинг@Mail.ru