Рефераты
Маленькая кузница большой науки
На вопрос «Что требуется от школы?» в
докладе Всемирного научного общества дается
ответ: «Развитый ум, стремление учиться и
способность применять знания на практике – вот
ключ к нашему будущему». Наряду с тремя основными
компетентностями, которые должна формировать
современная школа у учащихся, особенно хочется
выделить еще одну: способность к дальнейшему
самообразованию. Успешное ее вырабатывание
будет невозможно, если у ребенка не создан навык
ведения научно-исследовательской работы.
«Принимаясь за дело, соберись с духом»
(Козьма Прутков)
В нашей школе имеют давнюю традицию
написание и защита рефератов (в том числе, в
рамках итоговой аттестации в 11-м классе).
Конкурсы, занимательные игры, уроки по
постановке эксперимента – все это хорошо
получается со школьниками младшего возраста:
знаний по предмету у них пока мало, а интерес к
новому огромный. А современного старшеклассника
увлекает сам механизм «великих» открытий, работа
человеческой мысли, применение теоретических
знаний в повседневной жизни.
Начинать работу нужно уже с
девятиклассниками. Кроме того, на мой взгляд,
нельзя получить достойный результат, если не
заниматься с каждым учеником продолжительное
количество времени. Безусловно, первый опыт
нельзя назвать научной работой. Это лишь
начальные шаги в исследовательской
деятельности, но они очень важны.
Этапы научного исследования
школьника
Из чего же формируется взаимодействие
учителя с ребятами выпускных классов при
написании научного исследования?
1. Выбор темы совместно с учеником
(очень часто ребята сами предлагают тему).
2. Выбор литературы (просмотр других
источников информации).
3. Составление расширенного плана
(позволяет исключить использование уже готовой
работы).
4. Установочная лекция по правилам
оформления и написания научно-исследовательской
работы.
5. Написание и редактирование.
6. Предзащита (традиционно проходит в
школе в рамках «Дня науки»).
7. Рецензирование.
8. Защита работы на экзамене или на
традиционной научно-практической конференции
«Купчинские чтения».
Начинать лучше всего с небольшой
вступительной лекции. На ней я раскрываю ребятам
суть исследовательской работы, основные правила
использования источников информации,
рассказываю об отборе материала, о формулировке
темы, постановке задач. Мы говорим о том, как
написать основную часть, грамотно
сформулировать выводы, правильно все оформить.
Задача педагога заключается в том,
чтобы показать ученику: тот школьный материал,
который изучался на уроках, является основной
базой для углубления и расширения знаний по
исследуемой теме.
Если ребенок предлагает вам свою тему
исследования, то он имеет достаточное количество
материала. В этом случае задача педагога –
помочь систематизировать материал, упростить
его для лучшего понимания, приблизить к рамкам
школьной программы.
Для того чтобы работа носила реально
исследовательский характер, я предлагаю ученику
свой план раскрытия темы. Это помогает ему
систематизировать имеющийся материал, а также
побуждает обращаться за дополнениями к
различным научным источникам (практика показала,
что такими источниками становятся справочники,
научно-публицистическая литература, учебники
разного уровня).
Как работать над рефератом?
В начале учебного года я знакомлю
своих старшеклассников с критериями написания и
защиты реферата, что помогает избежать
недоразумений в процессе совместной работы.
Благодаря этому учителю проще готовить учеников,
а жюри – оценивать исследования учащихся.
1. Тема должна быть конкретной и точно
сформулированной; интересной как для ученика,
так и для руководителя; важны актуальность и
прикладное значение.
2. Каждое слово в работе должно быть
понятно ученику. Для лучшего погружения в
проблему создается терминологический словарь.
3. Информация по изучаемой теме
отбирается из нескольких источников.
4. В главе «Введение» формулируется
цель работы (она одна), ставятся задачи.
Используются глаголы в будущем времени: изучить,
проанализировать, рассмотреть, уточнить и т.д.
5. На основании отобранного материала
составляется план основной части, выделяются
главы и параграфы (так как данная
исследовательская работа является обучающей, то
ее объем должен быть очень небольшим: 3–4
печатные страницы, шрифт – 14, интервал – 1,5).
Здесь не может быть большого числа
глав и параграфов. Главное правило – писать надо
только о том, в чем сам хорошо разобрался.
6. В главе «Заключение» ученик,
опираясь на поставленные ранее задачи,
формулирует выводы к работе. Для этого
используются глаголы в прошедшем времени: изучил,
рассмотрел, уточнил, проанализировал.
7. Список литературы на последней
странице формируется в определенной
последовательности: энциклопедии,
научно-публицистическая литература, статьи,
сайты.
8. Оформление работы начинается с
титульного листа, который является первым, но не
нумеруется. На нем указываются: наименование
учебного заведения, в котором выполнена работа;
фамилия, имя исполнителя; название работы;
фамилия и инициалы руководителя работы, его
должность; название населенного пункта.
На написание реферата я даю ученикам
не больше двух недель. После этого следует
кропотливый учительский труд по прочтению и
анализу полученного. В результате я устраиваю
выставку с работами, имеющими правильное
оформление; выбираю наиболее интересные по
содержанию и из них формирую доклады для
научно-практической конференции.
Самый сложный этап для учителя
Педагогу тоже приходится нелегко:
необходимо помочь ученику отобрать самое важное
из своей работы, что определенно заинтересует
слушателей. Выступление должно быть логично в
построении, без теоретических ошибок.
Не всегда с первого раза удается
получить ожидаемый результат: то что выглядело
интересным и важным, на практике оказывается
скучным и непонятным для слушателя, который
порой не готов воспринимать предлагаемый
материал. Поэтому я устраиваю несколько
тренировочных выступлений перед учащимися
разных возрастов. Ребята не только выступают в
роли пассивных слушателей, но и вступают в диалог
с конкурсантами.
Умение предугадать возможные вопросы
комиссии и подготовить ученика для ответа на
них – заключительный и необходимый для
успешной защиты этап в моей работе.
В 11-м классе подход к написанию
научно-исследовательской работы носит наиболее
системный и глубокий характер. Большую помощь
оказывает нам районный проект «Купчинские
чтения». Из-за разных требований к написанию
исследований по различным предметам учителя
района объединили свои усилия и выработали
единые критерии оценивания.
На этапе рецензирования мы
учитываем:
соответствие названия работы
предлагаемому содержанию;
наличие в реферате страниц
«Содержание», «Список литературы» и их
правильное оформление;
присутствие в работе цели, задач и
выводов;
содержание основной части;
оформление реферата (наличие
нумерации страниц, правильное оформление
титульного листа, сносок, приложений, схем и т.д.).
Максимальное число баллов – 10. До
защиты допускаются работы, набравшие не меньше
пяти баллов (за содержание – не меньше трех).
При защите
научно-исследовательской работы важны:
время выступления (не больше 5–7
минут);
владение речью;
знание терминологии по предмету в
рамках заданной темы;
наглядное сопровождение (стендовый
доклад или компьютерная презентация);
ответы на вопросы (6–8 минут);
Максимальное общее число баллов – 15.
Все это в целом упростило труд учителя,
позволило объективно оценивать работы как ребят,
так и коллег.
Проведение
научно-практической конференции:
Это мероприятие происходит в актовом
зале для всей параллели.
Первый доклад делает учитель, в
котором он рассказывает о сути научных
исследований, коротко напоминает их основные
этапы, анализирует проделанную работу (что
получилось, что не получилось и почему),
объявляет содокладчиков.
Доклад школьников не должен длиться
дольше 5 минут, поэтому содокладчики вместе с
учителем выбирают самый интересный материал и
заранее репетируют свое выступление.
Мероприятие только тогда запомнится
ребятам, когда оно не будет утомительным и
скучным (поэтому его продолжительность не
превышает 40 минут, активно используется
современная техника).
Участие и победа ребят в
научно-практической конференции помогает им в
дальнейшей жизни: несколько лет назад моя
ученица, победитель районной
научно-практической конференции, поступила в вуз
благодаря полученному сертификату.
За много лет я собрала в своем кабинете
большую библиотеку, состоящую из
исследовательских работ школьников. Пользуюсь
ею при подготовке к урокам и внеклассным
мероприятиям по предмету, она необходима и
нынешним школьникам.
Умение работать с научной литературой,
умение оформлять свои мысли, делать выводы,
ставить цели, логично излагать изученный
материал, достойно отвечать на вопросы – это тот
бесценный опыт, который формирует в человеке
общую культуру ведения научно-исследовательской
работы. А для некоторых, может быть, это первые
шаги к большой науке.
Безусловно, всегда радостно, когда
именно твой ученик становится первым. А это
невозможно без активного, неравнодушного
участия самого учителя. Современная школа – это
союз детей и взрослых, объединенных общими
целями, общей деятельностью,
высоконравственными отношениями и общей
ответственностью. Обучение и воспитание
эффективны, если они целесообразны и нешаблонны.
Творчество учителя – важнейший признак
педагогической культуры.
А
также…
|
Уже несколько
лет подряд, с 1999 года, мы неизменно организуем
«День науки». В научно-исследовательскую работу
включается большое количество учеников, многие
ребята неожиданно проявляют свои способности в
разных областях знаний.
В этот день обычно ведется предзащита
научно-исследовательских работ школьников,
проводится игра «Что? Где? Когда?», читаются
лекции по астрономии, проходят
научно-практические конференции. Учащиеся
старших классов готовят совместно с учителями
занимательные уроки по физике и химии для
младших школьников.
Последние несколько лет мероприятия «Дня
науки» посвящаются памятным датам: к 300-летию
Санкт-Петербурга мы подготовили
научно-практическую конференцию «Их именами
названы…»; к 45-й годовщине первого полета
человека в космос и 100-летию С.П. Королева –
семинар для старшеклассников на тему «Человек и
космос». В этом учебном году силами учащихся
9–10-х классов успешно прошла конференция «Гении
Санкт-Петербурга». |
Ирина ВИТТЕ,
учитель химии,
замдиректора по УВР
ГОУ СОШ № 318,
г. Санкт-Петербург
|