Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Лидеры

Школьный «оскароносец»

«Если я задерживаюсь в школе, дом держится на муже»

Ехала на встречу с директором, провозглашенным в Кремлевском дворце победителем конкурса «Лидер в образовании». А услышала от Галины Ивановны АНИКИНОЙ поразительные признания в том, что и начальником она быть не мечтала, и лидером себя не ощущает…

Сегодня, глядя на обжитой московский микрорайон Марьино, трудно представить, что когда-то он представлял собой бесконечную стройку. Единственными пассажирами начавших здесь ходить автобусов были строители и… учителя. Строителей такие попутчики поражали до глубины души: «А что, уже школа работает?!»

В том автобусе в школу-новостройку № 1903 добиралась и будущий директор Галина Ивановна Аникина (предварительно проехав на трех поездах метро и двух других автобусах). Домов вокруг много, детей не счесть, а школа одна. Учителя вставали в 5 утра, в 7 – начинали работу, а уходили в 10 вечера – учеба шла в три смены.

Педагоги понимали: их ученикам пока больше некуда пойти. Поэтому сделали так, чтобы родители были спокойны: их дети получат в школе все необходимое.

– Галина Ивановна, с той поры, когда учились в три смены, прошли годы. Но вы продолжаете трудиться, не «сбавляя обороты». Семья по-прежнему видит вас только поздно вечером?

– Хотя муж очень уважает мою работу, но, когда я прихожу домой, в шутку спрашивает: «Ты чего пришла?» «Я здесь живу», – отвечаю. А он говорит: «Нет, ты здесь прописана, а живешь – там».

Семья в моей жизни имеет очень большое значение. Мне довелось стоять перед выбором – диссертация или рождение ребенка. Я выбрала семью. Впрочем, и наука от меня никуда не ушла.

Мой муж считает профессию учителя святой. И если я сказала, что задержусь в школе, то весь дом держится на нем, и я твердо знаю, все будет в порядке.

– Чтобы быть так преданным работе, нужно безумно любить ее…

– Для меня образование – дело моей жизни. Как бы высоко ни звучали слова, это действительно так. Мама часто вспоминала: «Ты с самого детства учительницей была». Помню, как из своего пятого класса ходила к октябрятам во второй учить и руководить.

– Так вот когда в вас уже проявились управленческие нотки?

– Я всю жизнь проработала учителем и никогда не хотела быть начальником. Но, по-видимому, по жизни я такая – всегда вперед. Поэтому меня «поймали», направили сюда, в школу-новостройку.

Более тридцати лет работаю в этой системе. Начинала в библиотеке, потом стала учителем, завучем, директором. То есть школьную жизнь, как матрос на корабле, изучила до мелочей. Это все мое, родное. Мне повезло: я благодаря работе расцветаю, она дает мне силы.

«Я благодаря работе расцветаю, она дает мне силы»

– Какова ваша школа сегодня?

– Мы стабильно работающее столичное образовательное учреждение. И я этим очень горжусь.

За восемь лет открыли классы с углубленным изучением английского языка и гимназические классы. То есть это фактически английская школа и гимназия в составе обычной школы. Есть лицейские классы.

Деток учится много. Это, конечно, не 1300 человек, когда был пик, но по нынешним меркам и наши 820 учеников – показатель.

У нас два здания. Маленькие дети учатся отдельно. У них свой спортзал, столовая. Родителям это очень нравится. Мы плотно взаимодействуем с тремя близлежащими детскими садами. Они не прикреплены к школе, а просто находятся рядом. Дети, бывает, переходят в первый класс целыми группами. В этом тоже идем от желания родителей.

Понимая, что не все могут и должны учиться в институтах, мы заключили договоры и готовим наших учеников к учебе в колледжах различной направленности. Ребята потом с удовольствием получают там среднее образование. Это электротехнический, педагогический колледжи, есть колледж краснодеревщиков, учатся наши дети на столяров и плотников, парикмахеров, осваивают швейное производство, им по душе специальность автотехника. И, поверьте, это не удел отстающих в учебе. Туда идут и отличники!

Вторая половина школьного дня – дополнительное образование. Открывают свои двери студии, школьные объединения, много семинарских занятий. Серьезно работаем над научным ученическим обществом. У нас действует школьное самоуправление – дети школой управляют.

– Да у вас прямо в школе коллеги…

– Ребята объявили, что им уже мало места в ученическом комитете. Теперь у них школьный парламент. Проводили выборы. Пришли ко мне, урны попросили, которые у нас от выборов остались, и избрали себе президента. Там несколько подразделов: кто-то отвечает за учебную работу, кто-то за воспитательную…

В школе хороший военно-патриотический клуб. Дети много кубков заработали и сейчас тоже готовятся к выступлению. А руководит ими молодой человек, который у нас проходил практику и остался после окончания института.

Наладили мы тесный контакт с центром социальной защиты. Очень дружим с интернатом для ветеранов войны. Ездим туда, поздравляем, выступаем, подарки дарим. Рыдают старики, просят приехать еще.

Бывают наши ученики в гостях у детского дома семейного типа. Теперь мы весной ждем гостей к себе.

«Лидер в образовании»

На столе у директора – главный приз конкурса. Он создан по образу и подобию зерцала, утвержденного Петром I. Раньше это была призма с написанными на ее гранях указами Петра Великого. Во всех государственных учреждениях имелось своеобразное «зеркало души» чиновника. Предполагалось, что, прежде чем вершить дела, слуга закона должен был, заглянув в зерцало (зеркало), привести свои помыслы в соответствие с совестью и действовать на благо государства. Все чиновники и многие подданные Российской империи знали законы, написанные на его гранях, наизусть. Зерцало как символ «законности» не потеряло своей актуальности и сегодня: на главном призе конкурса лидеров начертаны слова Закона «Об образовании» – документа прямого действия для управленцев образования.

– Понимаю, что обо всем сразу не расскажешь. Но уже и рассказанного достаточно, чтобы удивиться: неужели школа еще не получила статуса центра образования?

– Мы работаем над этим, уже прошли определенную процедуру, и есть надежда, что нам утвердят новый статус. Если это случится, мы его, безусловно, оправдаем.

– То, что вы точно успели оправдать, Галина Ивановна, так это ожидания ваших коллег и близких, болевших за вас во время участия во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании». Как вам после победы живется в этом почетном звании?

– Вы знаете, я себя лидером не ощущаю. Я считаю себя человеком с активной жизненной позицией. Все учебные заведения оканчивала с «красными» дипломами, всегда участвовала в конкурсах, я профессионал в плавании… А как директор надеюсь, что являюсь «локомотивом» нашего хорошо идущего «состава».

Начинался конкурс для меня со сбора папки из материалов о деятельности школы. Отправили ее. И вдруг звонят, вызывают на второй этап. «Боже, неужели такое бывает?!» – подумала.

Три конкурсных дня оказались очень трудными и одновременно самыми счастливыми в моей жизни. Признаюсь, было волнительно выступать, потому что коллеги, которые тоже вышли в финал, показали себя настоящими профессионалами. Я абсолютно не предполагала, что могу победить.

Думаю, отчасти этому помогла моя привычка внимательно относиться к документам. В конкурсных материалах я вычитала, что будет оцениваться не только работа, но и то, как ты можешь себя преподнести: чувство юмора, уверенность, умение говорить.

Ученики – юные коллеги директора по управлению школой

В очереди на выступление я была 18-я из 21-го участника. То есть весь день слушала конкурсантов и к моменту своего выхода от волнения по бумажке уже вообще ничего читать не могла. Поэтому просто вышла, отодвинула кафедру и давай рассказывать! Мне кажется, это тоже произвело впечатление на жюри.

Потом был торжественный прием. И когда на сцене Кремлевского дворца открыли конверт, как на «Оскаре», я себя почувствовала звездой. В зале более 6000 соратников, присутствуют Медведев, Фурсенко, члены жюри, а ты выходишь на главную трибуну нашей страны и понимаешь, что профессиональная жизнь удалась.

Меня не раз после спрашивали: «А какие деньги тебе за победу полагаются?» А мне никакими деньгами это подкреплять не нужно. Уже нет со мной папы и мамы, бабушки и дедушки. Они ушли, ничего с собой не взяли, потому что «туда» с собой ничего не возьмешь. Всё здесь и сейчас – для нас, наших детей и работы. Я всегда об этом говорю своим сотрудникам.

А также…

Школа № 1903 известна экспериментом по ранней профилизации детей – прямо с начальной школы. Галина Ивановна знает о неоднозначной оценке этой затеянной ею работы:

– Знаете, меня немножко за это ругают. Но я, во-первых, кандидат наук и смотрю на этот вопрос с позиции науки. Во-вторых, я не пять лет работаю в системе, а тридцать, у меня уже сложился собственный взгляд, есть база. И в-третьих, все классы общеобразовательные, учителя полностью следуют стандарту, то есть ни в коем случае не нарушается закон. Но мы можем дать некоторое внутреннее расширение.

В классе под литерой «А» учатся дети, у которых на один урок русского языка больше, чем у других. Это даже не столько русский язык, сколько урок словесности. У класса под литерой «Б», который мы называем (исключительно для себя) «класс с математической направленностью», на одно занятие больше математики.

Также есть класс с углубленным изучением иностранного языка и общеобразовательный класс, пользующийся успехом у родителей, чьи дети занимаются спортом, балетом, танцами…

Заданность ребенка видна уже при поступлении в школу. Но, безусловно, есть возможность при выявившемся впоследствии несоответствии свободно перейти из класса в класс.

– А расскажите, пожалуйста, о своем коллективе.

– Коллектив у нас очень хороший – работающий и стабильный: если и уходят, то лишь в декрет, но с возвратом, или на пенсию.

Все учителя имеют высшее образование, многие по два диплома. Постоянно учимся на курсах, растем. И не только повышаем уровень образования, но и изучаем направления, диаметрально противоположные своей специализации, чтобы быть взаимозаменямыми. Начали болеть люди, есть кем заменить, и учебный процесс не страдает.

Наши учителя знания готовы передавать детям в любых условиях. Зимой был забавный случай. Выхожу из кабинета в коридор, а там дети… на лыжах ходят! Я учительнице говорю: «Ты что делаешь?» «Ну и ладно, что зима бесснежная выдалась, – отвечает. – Я же их должна научить застегивать крепления».

Многие наши выпускники вернулись к нам, работают учителями. Я очень и очень поддерживаю молодежь. Мы стареем, уходим, и должна быть смена. Общаюсь с коллегами из других школ: у них преимущественно «возрастные» учителя. А у нас треть таких, треть среднего возраста, треть молодых. То есть наш коллектив не останется без учителей, если даже уйдут педагоги в возрасте.

Не могу не вспомнить добрым словом наших уборщиц. Недавно пришла проверка, в которую входила медработник. Она мне сказала, что в школе чище, чем в больнице или поликлинике. А ведь у нас 800 с лишним человек! Спасибо уборщицам: следят за порядком. Я считаю, все должно быть чисто, зелененьким покрашено, и чтобы был простор: детки вышли из класса, побегали, отдохнули.

– Что вы считаете залогом качественного образования в средней школе?

– На качество образования должна работать вся школьная система. Мы видим несколько аспектов в этом.

Конечно, основа качества – подготовленный коллектив, взаимозаменяемый, с несколькими образованиями. Каждый учитель на каждом уроке должен работать с максимальной отдачей, тогда и ученику захочется узнавать что-то новое. Мы это всегда проговариваем на методобъединениях и педсоветах. На педсоветы приезжают коллеги из высшей школы – кандидаты, доктора наук, которые тоже нам помогают.

Другой наш плюс – хорошее знание своего контингента. Микрорайон стабильный: здесь живут все те семьи военных, многодетные семьи с пятью, семью, девятью детьми, которые получили квартиры в самых первых новостройках. Старшие дети отучились, за ними идут младшие. Поэтому мы все друг друга отлично знаем.

Что еще работает на качество образования? Сейчас обсуждаем с родителями шестилетнюю начальную школу. Я вижу болевую точку в том, что переход из четвертого класса в пятый, из гнезда в большой мир, очень травматичен для ребенка. Поэтому приглашаем работать в начальную школу предметников по ИЗО, музыке, ритмике, информатике, иностранному языку. И дети с первого класса видят рядом не одного учителя, а еще несколько человек.

Директор (слева) и на соревнованиях поддержит…

…и с праздником от души поздравит

Также классные руководители, выпускающие в этом году одиннадцатиклассников, уже ходят на уроки в четвертый класс, где учатся будущие пятиклассники, которых они возьмут на следующий год.

Как-то меня спросили: «Галина Ивановна, зачем говорить об отстающих? Есть же поговорка, что надо одаренным помогать, а бездарности пробьются сами». Мы поддерживаем любого ребенка, ежедневно настраиваем детей на то, что образование лучше, чем безграмотность.

– А есть трудные дети?

– Есть. Этим вопросом особо занимаются мой заместитель по социальной работе, социальные педагоги, психологическая служба, которая сопровождает все стороны учебного процесса.

Почему ребенок жесток? Не от того, что такой по натуре. Он пытается себя таким образом защитить от нападок мира. Для меня дети – самая незащищенная категория. Конечно, стариков тоже жалко, но у них за плечами хотя бы опыт, а у ребенка еще нет ничего, он даже не знает, как себя повести в сложной ситуации. Иногда учитель приходит, на ученика жалуется: «Не знаю, что ему ставить, безобразничает». А я говорю: «Поставь, что тебе для него не жалко». Советую учителям чаще слушать свое сердце.

– Успех школы складывается из множества граней. Но что вы считаете главным для его достижения?

– Каждодневный труд и путь вперед. Пусть мелкими шажками, но двигаться, а не сидеть. Под лежачий камень вода не течет.

 

На заметку

«Управление школой» продолжает знакомить читателей с опытом проведения общественных презентаций различных образовательных учреждений. Вот как было организовано это мероприятие в школе Галины Аникиной:

– Общественная презентация длилась четыре часа, – вспоминает директор. – У нас присутствовали представители департамента образования, службы лицензирования, Московского центра качества образования, приезжали из соццентра, детского дома, детских садов, приехал руководитель довузовского отделения одного из московских институтов…

Конечно, это было очень волнительно! Мой кабинет переполняли всевозможные папки: они в случае необходимости могли помочь нам тут же ответить на любой возникший у гостей вопрос.

Все проходило в актовом зале, в котором специально к этому дню подготовили выставку наших достижений. Общественная презентация шла в виде семинара.

Сначала из моих коллег присутствовали заместители директора.

Затем пришли учителя, чтобы с детьми показать свои умения: ребята продемонстрировали фильмы, которые они готовили с родителями, проекты по физике, астрономии, рассказывали о школьном парламенте, дополнительном образовании и т.д.

К концу презентации о работе отчитались все службы школы.

 

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru