Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2008

ТЕМА НОМЕРА:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание образования

Западная Россия: забытая история

С 1 января во всех школах Калининградской области появился предмет с необычным названием – «История Западной России. Калининградская область». Над его созданием работала команда ученых-историков, методистов и специалистов по новым образовательным технологиям. В результате перед учителями и школьниками воскресла история края, на территории которого пересекаются Россия и Пруссия.

Западная Россия – это нечто новое? Или хорошо забытое старое?

На наши вопросы отвечает кандидат исторических наук Наталья Александровна Строганова, консультант отдела модернизации образования Министерства образования Калининградской области, куратор и один из авторов нового учебно-методического комплекса.

– Еще два года назад никто не знал, что существует некая Западная Россия со своей историей. Общеизвестно, что есть Центральная и Южная Россия, Сибирь, Дальний Восток... Что же такое Запад России?

– История Западной России включает в себя историю Восточной Пруссии (так назывались эти земли до вхождения в состав СССР в 1945 году) и историю Калининградской области после 1945 года. Это – белое пятно в исторических познаниях большинства россиян. И жители нашей области – не исключение.

До 90-х годов об истории региона до 1945 года мы не говорили ни детям в школе, ни студентам в вузе. Исключение составляли лишь студенты-историки, которым в Калининградском государственном университете преподавалась региональная история.

Позже, в порядке эксперимента, в рамках регионального компонента, один час в неделю на краеведение выделили и девятиклассникам в школах. Но этого оказалось недостаточно, чтобы познакомиться с богатейшей историей края, который теперь стал нашей малой родиной. Ведь только близкое знакомство может помочь людям любить и уважать его памятники, его прошлое.

– К слову об уважении… Тот, кто путешествует по области, может встретить по дороге немало развалин. Старинные немецкие дома, церкви, княжеские и епископские замки… В годы войны Кенигсберг подвергался массированным бомбежкам. Но эти дошедшие до наших дней руины – следы равнодушия. До последних лет такое отношение к истории региона было повсеместным?

– К сожалению, да. Хуже всего воспринимали историю здешних мест первые переселенцы, приехавшие сюда после 1945 года. Земли вокруг Кенигсберга были для них чужими, они мечтали о России, говорили о ней «вернуться домой». Так сформировалось негативное отношение к прошлому этого края. По сей день многие взрослые убеждены, что его не обязательно знать.

Правда, в последнее десятилетие ситуация улучшилась: калининградский учитель мог почерпнуть какие-то сведения из газетных публикаций на исторические темы, из краеведческих заметок энтузиастов. Наконец, понемногу начали появляться и научные монографии.

В 90-е годы в некоторых школах области возникли краеведческие кружки, где дети и взрослые занимаются настоящей исследовательской работой: изучают историю тех или иных зданий, улиц, церквей, кладбищ, вместе разрабатывают интересные проекты. Однако и тогда большинство учителей области ничем не могли удовлетворить любознательность учеников.

Важно отметить, что в нашу область ежегодно приезжают переселенцы со всех концов бывшего СССР. Особенно много у нас россиян (в том числе учителей) из Казахстана. Эти педагоги не изучали в вузе историю Восточной Пруссии, редко что-то о ней знали и порой даже не хотели знать. Поэтому два года назад появилась инициатива рассказать взрослым и детям о прошлом этой земли.

Сегодня «История Западной России. Калининградская область» – законченный учебно-методический комплекс: учебное пособие для учащихся с шестого по одиннадцатый класс, рабочие тетради, учебно-методическое пособие для учителя, исторический атлас, интерактивная версия рабочей тетради и хрестоматия, где впервые собраны и представлены тексты и документы по истории Восточной Пруссии и Калининградской области.

Кстати, идея введения в школах нового курса принадлежит губернатору Калининградской области Г.В. Боосу. Правительство области выделило средства на подготовку хрестоматии и исторического атласа, на разработку и тиражирование интерактивной версии рабочей тетради. И – на повышение квалификации учителей.

Память

Заселение земель бывшей Восточной Пруссии стало одним из самых масштабных событий в послевоенной истории СССР. После завершившейся весной 1945 года Восточно-Прусской операции советское правительство в кратчайшие сроки осуществило смену населения целого региона.

«Первое впечатление удручающе жуткое, – вспоминал очевидец Алексей Соловьев. – Это был август сорок восьмого, а люди навстречу не попадались. Завалы, остовы зданий…» Будущее население Калининградской области рекрутировалось из разных концов страны.

«Города не было! – рассказывала Манефа Шевченко. – Одни развалины. О водопроводе и электричестве оставалось только мечтать. Трамвайные пути разбиты. Как тут можно жить?»

На земли Восточной Пруссии ежемесячно прибывали по 3–4 тысячи российских переселенцев. Примерно пятую часть их них составляли советские репатрианты, возвратившиеся на родину из фашистских концлагерей. Часть из них после прохождения «фильтрации» оставалась на постоянное жительство в области.

(Из книги «Кенигсберг в воспоминаниях», Калининград, 2007)

– Были ли дискуссии между учеными о том, как назвать новый курс?

– Конечно, были. Общепринятое название нашего края у европейских ученых – «Восточная Пруссия». Но как название учебника оно казалось непонятным, наводило на мысль о том, что это – не наша, «не родная» история. Ведь авторский коллектив, в который вошли ученые Российского государственного университета им. Иммануила Канта – в том числе профессор, доктор политических наук А.П. Клемешев, доктора исторических наук профессора Г.В. Кретинин, Ю.В. Костяшов, доктор географических наук профессор Г.М. Федоров и другие – поставил перед собой совсем иную задачу: показать детям, что наш регион – неотъемлемая часть России.

Название «История Западной России» нам предложили федералы – точнее, заместитель министра образования и науки Исаак Калина. К нашему удивлению, определение «Западная Россия» сейчас пользуется огромным успехом. Теперь его можно встретить повсеместно. Есть даже лига КВН «Запад России».

– Вы впервые провели мониторинг отношения школьников к истории края. Как дети воспринимают свою «малую» историю: как часть европейской истории, как историю Восточной Пруссии, или как часть российской истории?

– В 90-е годы неоднократно поднимался вопрос о самоидентификации жителей Калининградской области, о том, что это – некий особый европейский регион. Но наш мониторинг в школах, касающийся внедрения нового курса, свидетельствует: дети воспринимают региональную историю как часть истории России. Они считают себя россиянами. Большинство из них ощущают «родной» историю этого региона с 1945 года. Но теперь они хотят знать и то, что было здесь до 1945 года.

Психологического барьера, опасений, что это «не наша история», у них, в отличие от взрослых, нет. Для них – например, для моего ребенка, калиниградца уже в третьем поколении – здесь настоящий дом, подлинное отечество. Поэтому и история для этих детей тоже – родная. Они увлеченно исследуют развалины немецких замков, парки, старые дома, каждый кирпич своего дома.

Некоторые школьники намного опережают в знаниях по краеведению своих учителей. И взрослые хотят поскорее исправить эту ситуацию. Как только мы объявили курсы повышения квалификации для педагогов, желающих преподавать курс «История Западной России», от учителей не было отбоя! Только в 2007 году мы смогли провести через курсы повышения квалификации 500 педагогов – историков, литераторов и географов. Кстати, именно последние часто с увлечением занимались с детьми краеведением.

Факты

1255 год – во время завоевания древней прусской земли Самбия рыцарями Тевтонского ордена было начато строительство замка Кенигсберг.

1457 год – в Кенигсберг переносится столица Тевтонского ордена. Замок становится резиденцией Великого магистра.

1758–1762 годы – провинция Восточная Пруссия со столицей в Кенигсберге входит в состав Российской империи.

1945 год – на Потсдамской конференции подписано соглашение о передаче Кенигсберга и прилегающего к нему района к СССР.

1946 год – Указом Президиума Верховного Совета СССР Кенигсберг переименован в Калининград.

1948 год – выселение немецкого населения области в Германию.

1991 год – Калининград открывается для иностранцев.

2005 год – празднование 750-летия Калининграда.

– Как оценили ваш труд коллеги-ученые из пограничных стран – Германии, Польши, Литвы?

– Прежде всего скажу, что рецензентом учебного пособия был доктор исторических наук, профессор Института всеобщей истории РАН Игорь Николаевич Данилевский. Он дал очень высокую оценку работе наших ученых.

Мы обсуждали новый учебно-методический комплекс также и с зарубежными учеными. Во время дискуссии, которая состоялась в апреле 2007 года в рамках VII международной научно-практической конференции «Современная стратегия развития российского образования и ее реализация в Калининградской области» ученые из Литвы В. Кнюрайте, Г. Блажене, С. Григаравичюте высоко оценили новый курс. В будущем мы надеемся на более широкий диалог с международным научным сообществом. Эти мнения и предложения позволили бы усовершенствовать наши разработки.

Королевский замок в Кенигсберге. Старая фотография

Кстати, калининградские учителя, получив от нас методический материал, приобретают вместе с ним возможность совершенствовать собственные методики преподавания предмета. А победители регионального конкурса «Роялти – педагогу-новатору» смогут заработать деньги за эту работу.

– Согласно новому закону о стандарте региональный компонент в том виде, в котором он существовал до 2008 года, упраздняется. Не опоздал ли в этом отношении новый курс?

– До 1 сентября 2009 года он будет преподаваться в ОУ области. Сегодня мы планируем мониторинг, чтобы узнать, хотят ли школы включить «Историю Западной России. Калининградская область» в свой компонент.

Первое исследование, посвященное интересу к новому предмету, дало поразительные результаты: если в начале изучения наш курс не вызывал у учеников энтузиазма, то в конце учебного года интерес к нему был огромен – причем не только у детей, но и у родителей. Мы верим, что этот предмет будет востребован большинством школ области.

Рейтинг@Mail.ru