Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2008

ТЕМА НОМЕРА:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Содержание образования

«Полночи думаю о том, как потратить миллион»

В этом признается директор МОУ СОШ поселка Новостроево Наталья Ивановна МАКРЕЦКАЯ. И прибавляет: «…А другую половину ночи – о том, как получить следующий миллион».

– Как вы думаете, какова роль директора школы в современных условиях: он менеджер или педагог?

– Я считаю, что в современных условиях директор должен быть больше менеджером, чем педагогом. Знаете, я иногда полночи думаю о том, как с наибольшей пользой для школы потратить миллион. А оставшуюся половину ночи – о том, как получить следующий миллион.

– Ваша школа, хотя она расположена в самом дальнем районе Калининградской области, уже дважды удостаивалась президентского миллионного гранта. В 2006 году в областном конкурсном рейтинге школ-миллионеров она вышла на первое место, опередив все городские гимназии. Несколько раз получала крупные региональные гранты. По освоению грантовых средств вы лидируете в районе. Ваше математическое образование помогает в распределении миллионов?

– А как же! Я 30 лет проработала в этой школе учителем математики, и склад ума у меня математический. Но, на мой взгляд, дело не только в распределении. Поделить пришедшие в школу средства – это, наверное, каждый сможет. Главное – стратегия. Надо предугадать то, что будет нужно школе через несколько лет. Вот в этом математическое видение очень помогает.

Директор МОУ СОШ поселка Новостроево Наталья Макрецкая на вручении президентского миллиона

Скажем, в 1994 году мы выбрали направление «Русская культурологическая школа». Все недоумевали и спрашивали: «Что это за выдумки?» Тогда еще говорили о какой-то «особой» самоидентификации жителей Калининградской области, отрезанной от России. А я говорила всем: мы живем вдали от России, но в глубине души все равно россияне. Российская культура оказывает на нас гораздо больше влияния, чем близкий Запад (та же Польша, до которой от нас – рукой подать). Детям надо рассказывать о той культуре, которая заложена их дедами… Так я объясняла наше решение.

А четыре года назад в Калининградской области стали внедрять программу «Мы – россияне». В ее рамках дети из Калининградской области регулярно ездят в Россию, знакомятся с Москвой и Петербургом, изучают русскую культуру. Это как раз продолжение того, что в нашей школе мы делали уже в 1994 году.

Или взять образовательно-культурные центры. В стране только начали размышлять о том, что школа должна выходить за рамки образовательного учреждения, брать на себя ответственность за обучение и досуг жителей своего села или района. А мы организацию образовательно-культурного комплекса продумали и начали осуществлять еще пять лет назад. Тогда мы договорились с главой городского округа, что он присоединяет к нам дом культуры, а затем библиотеку и детский садик.

Или программа школьно-фермерского хозяйства как система комплексного трудового воспитания. Об этом заговорили недавно, а в нашем образовательном учреждении она была жизненно необходима. И началось все, как ни странно, с ЕГЭ. Я давно обращала внимание на то, что повсеместное введение ЕГЭ поставило нас, сельских жителей, перед серьезной проблемой…

Такой видит МОУ СОШ села Новостроево современный художник. По сложившейся традиции каждый выпускник дарит своей школе картину

– …Которая заключается в том, что выпускники вашей школы слишком хорошо сдают ЕГЭ?

– Вот именно! У нас 85% выпускников получают высшее образование и остаются в городе. В каждом выпуске – минимум два серебряных и один золотой медалист. Был даже выпуск с тремя золотыми медалистами. С помощью ЕГЭ они без труда поступают на бюджетные отделения вузов и домой больше не возвращаются. Их успехи – наша гордость. Но, с другой стороны, – и наша слабость. Получается, ЕГЭ способствует тому, что мы выдавливаем самых способных детей из села.

Три моих сына получили высшее образование: двое военные, один заканчивает университет. И все трое не вернутся, хотя мой муж – фермер, у него здесь земля. Если бы в свое время у нас работали нужные программы, как они работают теперь, мои сыновья, может быть, остались жить в селе.

Вот мы и подумали: хорошо, если школьник сможет получить специальность сельскохозяйственного профиля. Это даст ему больше уверенности в себе. Не надо будет думать: «А что, если я плохо сдам ЕГЭ? А что, если не сдам его вообще?» А в будущем у него появится реальная возможность работать на земле.

– В советские времена на уроках труда сельских школьников тоже обучали сельхозспециальностям. А привить этим детям любовь к земле почему-то не удавалось…

– Я с этим не совсем согласна. Я ведь тоже оканчивала сельскую школу и даже получила удостоверение тракториста. Может, поэтому захотела работать в селе, а не уехала в город, хотя возможности были.

Сейчас, чтобы познать село, нужны грамотные специалисты, менеджеры, способные создать свои собственные хозяйства. Да и наша новая программа – школа молодого фермера – только начинается. Она, кроме всего прочего, включает в себя обучение неработающих и неучащихся детей, которые несколько лет назад покинули школу и теперь состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Они не могут получить даже среднее специальное образование, знают, что им никогда не сдать ЕГЭ.

13_39.jpg (12065 bytes) 

Эта современная сельскохозяйственная техника, закупленная по конкурсу на средства нацпроекта, является гордостью школы. По мнению Н. Макрецкой и ее педагогического коллектива, обучение навыкам работы на земле поможет односельчанам сделать обдуманный выбор между городом и селом

Более того – находятся среди них и такие, которые не смогли закончить школу (то есть ушли после 9-го класса и теперь болтаются по селу). Им-то как быть? Уезжать в город? Но они нравственно не созрели для городской жизни – там слишком много соблазнов. А в деревне для них нет постоянного рабочего места.

Получается, что они брошенные! За два года до службы в армии происходит деградация подростков: они теряют все, что было заложено в них нами до 9-го класса. Разве для этого мы вложили в их образование столько труда и любви?

Благодаря школе молодого фермера эти ребята смогут, не получая среднего образования, обучаться профессии тракториста-машиниста или основам агрономии. И даже поработать в летний период на большом пришкольном участке, чтобы получить от службы занятости небольшие деньги. А обучать мы их будем на современной технике. Посмотрите на наш новый трактор «Беларусь», купленный на средства нацпроекта… Красавец!

В 1994 году школа в Новостроеве выбрала русский путь. В то время никто в Калининградской области не знал, чем должна заниматься Русская культурологическая школа. Новостроевцы придумали это первыми. Сегодня их модель стала общепринятой

– Сейчас вы разрабатываете новую форму сетевого сотрудничества районных школ. Какую пользу получают от этого школы-побратимы?

– А какую пользу получаете вы, если дружите семьями? Мы устраиваем совместные мероприятия, когда дети и учителя разных школ нашего района ездят друг другу в гости. Приглашаем всех на семинары и конференции. Не стесняясь, делимся разработками.

Правда, у нас была идея, что мы могли бы создать общий «котел» – обмениваться деньгами: если у меня есть на текущий год лишнее, я даю тебе взаймы… Насчет этого пока не знаю. Сегодня главное для нас – создать модель сотрудничества, которая могла бы помочь другим (см. Приложение).

– При такой загруженности у вас остается время вести уроки?

– Мне необходимо давать уроки математики, опробовать самой новые методики. Если перестану преподавать, то как я смогу анализировать уроки других?

Общаясь на занятиях с ребятами, я подпитываюсь от них какой-то непередаваемой энергетикой. Это мне помогает работать, придумывать новое. Потому что все, что мы делаем, – только для детей.

Такими, как в этой таблице, видит болезни современного села команда педагогов из МОУ СОШ села Новостроево. Здесь рассчитывают, что многие из них поможет вылечить новое школьное фермерское хозяйство.

Таблица

Проблема

Причины

Следствия

Желаемое состояние

Меры

Стабильно высокая безработица

– нехватка рабочих мест;

– отсутствие новых производств

– низкие доходы населения;

– ухудшение социальной обстановки

Увеличение числа рабочих мест, правильный выбор профессии

– привлечение инвестиций;

– создание новых производств- развитие и поддержка предпринимательства

Деградация жителей сельской местности

– отсутствует возможность получения доходов;

– люди отвыкли работать на земле

– асоциальный образ жизни;

– безразличие

Умение зарабатывать и тратить средства, понимание того, что главной ценностью является семья, здоровый образ жизни, любовь к малой Родине

– обучение сельской молодежи основам предпринимательства;

– реализация социальных программ на селе;

– организация досуга

Низкая мотивация молодежи к труду в сельской местности

– отсутствие социальной инфраструктуры;

– низкие доходы на селе

– трудоустройство в городе;

– низкий престиж сельскохозяйственных профессий

10 % выпускников готовы применить полученные знания и умения в сельскохозяйственном производстве

– непрерывность образовательно-воспитательного процесса: школа – ссуз – вуз;

– государственная поддержка- приобретение практических навыков работы на земле

 

Рейтинг@Mail.ru