Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2008

ТЕМА НОМЕРА:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оплата труда

Приложение 2

Психологическое поддержка педагогов при переходе на НСОТ

Какие-либо изменения в привычной жизни (каких бы ее аспектов они ни касались: личных, профессиональных, правовых и т.д.), как правило, вносят в наше самочувствие некоторое напряжение. Если изменения достаточно значимы для нас, мы испытываем стресс, который запускает механизм адаптации к новым условиям. Но если одних людей стресс мобилизует и эффективность их деятельности возрастает, то на других он порой оказывает прямо противоположное действие: перенапряжение адаптационных механизмов может полностью дезорганизовать деятельность человека. Достаточно длительный или интенсивный стресс может стать опасным для здоровья.

Учитывая разный уровень адаптационных возможностей педагогов, администрация гимназии предложила план психологической поддержки учителей в адаптационный период, связанный с переходом на НСОТ.

В качестве основных были выделены следующие аспекты работы:

  • управленческая политика администрации гимназии, направленная на создание максимально благоприятных условий для перехода на НСОТ;

  • максимальное информирование педагогов о НСОТ на педсоветах и совещаниях;

  • индивидуальное и групповое консультирование, осуществляемое директором и его заместителями (разъяснения по возникающим вопросам);

  • психологическая поддержка (помощь в осознании своих внутренних ресурсов, творческого потенциала);

  • диагностика, необходимая для анализа внутренних ресурсов педагогического коллектива, отношение педагогов к переходу на НСОТ, выявление проблемных зон;

  • создание информационного стенда.

Ниже приведены тексты плана гимназии по адаптации педагогических работников к условиям НСОТ и несколько вариантов анкет, предложенных учителям в сентябре-октябре 2007 года, которые позволили оценить степень готовности педагогов к нововведениям, увидеть внутренний потенциал и проблемные зоны коллектива, требующие особого внимания.

По результатам анкетирования стало понятно, что большинство педагогов хорошо информированы о введении новой системы оплаты труда, принимали участие в обсуждении проекта, положительно оценивают свою готовность к разноуровневой оплате учительского труда, сомневаясь при этом в готовности коллег принять нововведения при распределении материального вознаграждения.

Не менее интересными оказались результаты ранжирования факторов, влияющих на выбор места работы, которые подтвердили первостепенную важность материального вознаграждения и финансовой поддержки. При этом для педагогов гимназии важным фактором оказались условия, необходимые для реализации своего творческого потенциала, а также психологическая комфортность в коллективе, безусловно, связанная со стилем руководства.

Анализ результатов последующего анкетирования позволил уточнить степень комфортности педагогов в коллективе и возможные причины испытываемого дискомфорта. Степень лояльности сотрудников к организации определялась по методике Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой, созданной на основе шкалы равнокажущихся интервалов Луи Терстоуна.

Учитывая личностные особенности педагогов, администрация гимназии предоставила им возможность получать индивидуальные консультации по всем возникающим вопросам, касающимся НСОТ, у любого из заместителей директора.

Традиционной в гимназии является поддержка и поощрение творчески работающих учителей, достойная оценка всех их достижений, открытость всей информации. И это, пожалуй, лучшая профилактика непонимания, стрессовых ситуаций, которые обычно возникают в связи с изменениями в привычном течении жизни.

Новая система оплаты труда, безусловно, является достаточно сильным стрессом для многих педагогов. При правильном подходе она может оказаться тем стимулом, который позволит учителю не только более эффективно работать, но и получать максимум удовлетворения от своей деятельности.

План МОУ гимназии № 32 по психологической адаптации педагогических работников к условиям НСОТ, внедрению модели стимулирующих выплат

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

Заседание Трудового Совета гимназии. Изучение информации о НСОТ

Май
2007

Председатель Трудового Совета гимназии

2

Большой педагогический совет «Стратегия построения эффективного управленческого и педагогического руководства качеством образования». НСОТ – возможности активизации внутренних ресурсов педагогического коллектива. Анкетирование педагогов

Август
2007

Директор, заместитель директора, психолог

3

Заседание управляющего Совета «О стимулирующих выплатах в рамках регионального конкурса. О переходе на НСОТ»

Сентябрь
2007

Председатель Управляющего Совета

4

Совещание при директоре. Изучение лояльности членов коллектива

Сентябрь
2007

Директор, заместители директора, психолог

5

Обучающий психологический семинар «Формирование благоприятного психологического климата как основной фактор достижения нового качества образования в гимназии»

Октябрь
2007

Психолог гимназии

6

Постоянные индивидуальные консультации для «трудных учителей». Организация «Почты доверия»

В течение года

Психолог, администрация

7

Совещание при директоре. Психологический анализ деятельности педагога. Формирование психологических параметров и критериев оценки качества образовательных услуг

Октябрь
2007

Психолог гимназии

8

Работа с педагогами по результатам изучения листов самопроектирования. Оказание методической помощи и психологической поддержки

Ноябрь
2007

Заместитель директора, руководители кафедр

9

Изучение первых результатов. Индивидуальная работа с педагогами

Декабрь, январь
2008

Заместитель директора, руководители кафедр

10

Психологический тренинг для педагогов, испытывающих трудности, связанные с переходом на НСОТ, «Мои внутренние ресурсы»

Январь
2008

Психолог гимназии

11

Мониторинг результатов деятельности гимназии в связи с переходом на НСОТ по разработанным параметрам и критериям. Планирование работы на 2008/2009 учебный год

Апрель, май
2008

Администрация, управляющий Совет

Анкета № 1

Уважаемые коллеги! Оцените степень своего согласия с предложенными суждениями от +3 баллов (совершенно согласен) до –3 (абсолютно не согласен). Впишите номер суждения в соответствующую графу в бланке для ответов.

1. Интересы руководства школы и ее сотрудников в большинстве случаев не совпадают

19. Если, по мнению сотрудника, распоряжение руководителя может повредить делу, сотрудник должен предупредить его об этом

2. Как правило, дополнительные усилия сотрудника не оцениваются руководством в должной степени

20. Работа должна приносить не удовлетворение, а деньги

3. Руководитель не должен обсуждать с подчиненными свои проблемы, так как это не способствует поддержанию авторитета

21. Повышение в должности не способствует сохранению дружеских отношений с коллегами

4. Если руководитель держит подчиненных на некоторой дистанции, то к выполнению его распоряжений они относятся более ответственно

22. Если работа очень интересна, не так уж и важно, сколько за нее платят

5. Чтобы успешно руководить людьми, нужно быть в курсе их проблем

23. Если большинство сотрудников принимает участие в управлении школой, она будет работать более успешно

6. Руководитель должен постоянно контролировать работу своих подчиненных

24. Сотрудник может настаивать на смене своего руководителя, если тот не соответствует занимаемой должности

7. Руководитель может простить сотрудникам отступление от правил, которые они считают неразумными

25. Люди, которые стремятся угодить начальству, вызывают недоверие

8. Конфликты между сотрудниками, если они не касаются деловой сферы, не отражаются на работе организации

26. Если сотрудник является специалистом высокого класса, руководство будет снисходительно относиться к его недостаткам

9. На работе гораздо важнее пользоваться расположением влиятельных людей, чем добиваться успеха отличным выполнением работы

27. Если до рабочего места нужно добираться более полутора часов, то любая работа покажется утомительной и неинтересной

10. Люди, которые живут только работой, часто вредят делу своим излишним рвением

28. Я тщательно продумываю свой внешний вид, когда собираюсь на работу

11. Школа должна выполнять обязательства перед работниками, несмотря на финансовые затруднения

29. Опаздывать на работу не такой уж большой грех

12. Руководство школы не должно принимать решения, с которыми не согласно большинство сотрудников

30. Сверхурочная работа должна оплачиваться дополнительно

13. Заработная плата сотрудника школы должна зависеть от экономической ситуации в его семье

31. Если кто-то из сотрудников не слишком хорошо выполняет свои обязанности, остальные не должны вмешиваться

14. Один сотрудник школы не может получать зарплату, в 10 раз превышающую зарплату других сотрудников

32. Сотрудники имеют право знать, какую зарплату получают их коллеги

15. Скорость продвижения по службе в первую очередь зависит от отношений с руководством, а затем уже от квалификации

33. Если на совместной вечеринке руководитель пообещал не наказывать за опоздание, то нет смысла спешить на работу

16. Качественное выполнение должностных обязанностей является необходимым и достаточным условием карьерного роста

34. Если руководитель доволен своим подчиненным, проявление дополнительной инициативы со стороны сотрудника может ему только повредить

17. Руководитель может пойти навстречу просьбе хорошего работника в нарушение общих правил

35. Получая зарплату, сотрудник вправе рассчитывать на «спасибо» от директора, а не наоборот

18. В дружном коллективе приятно работать, но им труднее управлять

36. В школе и для сотрудников, и для руководителей правила должны быть одинаковыми

Анкета № 2

Уважаемые коллеги! Просим вас ответить на несколько вопросов в связи с введением новой системы оплаты труда (НСОТ) в образовании. Нам очень важно знать ваше мнение.

Подчеркните подходящий для вас ответ. Анкету подписывать не надо.

1

Знаете ли Вы, что с сентября этого года в гимназии вводится НСОТ?

Да – нет

2

Принимали ли Вы участие в обсуждении данного проекта?

Да – нет

3

Готовы ли Вы работать по принципу «деньги взамен на обязательства»?

Да – нет

4

Как Вы оцениваете готовность коллектива к разноуровневой оплате труда с учетом введения стимулирующих выплат?

Положительно – отрицательно

Анкета № 3

Уважаемые коллеги! Проранжируйте, пожалуйста, факторы, которые вы учитываете при выборе школы в качестве места работы. Для этого рядом с каждым фактором напишите цифру, обозначающую важность для вас этого фактора: 1 – самый важный, решающий фактор; 2 – чуть менее важный и т.д.

Фактор

Место

Близость к дому

 

Возможность карьерного роста

 

Удобный график работы

 

Возможность обучения собственных детей

 

Возможность совместительства

 

Возможность реализации своего творческого потенциала

 

Работа в школе со статусом «гимназия»

 

Психологическая комфортность в коллективе

 

Стиль руководства

 

Материальное вознаграждение, финансовая поддержка при продуктивной творческой работе

 

Анкета № 4 «Насколько вам комфортно в школе?»

Уважаемые коллеги! Выскажите, пожалуйста, свое мнение по поводу следующих утверждений, выбрав один из вариантов ответа.

Утверждения

редко

иногда

часто

всегда

Хорошо представляю себе, куда движется школа

       

Уверенно чувствую себя на рабочем месте

       

Считаю, что могу повлиять на развитие моей карьеры

       

У меня много возможностей заняться новыми творческими делами

       

Руководитель школы вдохновляет и поощряет меня

       

В школе присутствует ощущение работы в команде

       

В нашей школе люди испытывают доверие и уважение друг к другу

       

В школе люди очень открыты

       

Люди в школе ценят и признают мои заслуги

       

Считаю, что я полезна (полезен) школе

       

В нашей школе приятно работать

       

Правила и процедуры в нашей школе применяются справедливо

       

В нашей школе люди ответственны

        

Нам предоставляется возможность получать новые знания

       

В нашей школе справедливая система поощрений

       

Я полностью контролирую свой объем работы

       

В нашей школе царит атмосфера сотрудничества с учащимися и их родителями

       

У меня есть уверенность, что в случае затруднений меня поймут и поддержат

       

Когда мы подводили итог этих опросов, то получилось следующее.

Результаты анкетирования № 2

  • Знаете ли Вы, что с сентября этого года в гимназии вводится НСОТ?

Да – 97% Нет – 3%

  • Принимали ли Вы участие в обсуждении данного проекта?

Да – 78% Нет – 22%

  • Готовы ли Вы работать по принципу «деньги взамен на обязательства»?

Да – 82% Нет – 18%

  • Как Вы оцениваете готовность коллектива к разноуровневой оплате труда с учетом введения стимулирующих выплат?

Положительно – 54% Отрицательно – 46%

Демонстрируя собственную готовность работать по принципам НСОТ, значительная часть педагогов сомневается в готовности к эксперименту своих коллег.

Результаты анкетирования № 3

I место – материальное вознаграждение, финансовая поддержка при продуктивной творческой работе

II – возможность реализации своего творческого потенциала

III – удобный график работы, психологическая комфортность в коллективе

IV – стиль руководства

V – работа в школе со статусом «гимназия»

VI – возможность обучения собственных детей

VII – близость к дому

VIII – возможность карьерного роста

IX – возможность совместительства

Результаты анкетирования № 4

86% учителей хорошо представляют себе направление развития гимназии

13% – не ответили на вопрос

84% – чувствуют себя уверенно на своем рабочем месте, полностью контролируют объем своей работы

78% – считают, что им предоставляется возможность получать новые знания

70% – считают себя полезными школе, уверены в ответственности своих коллег

62% – утверждают, что руководитель школы вдохновляет и поощряет их

54% – уверены, что правила и процедуры в школе применяются справедливо, говорят о том, что им приятно работать в школе

30% – утверждают, что такое случается иногда

8% – не уверены в справедливости применения правил и процедур, не могут сказать, что работа в школе доставляет им удовольствие

24% – считают, что люди в школе открыты и испытывают доверие и уважение друг к другу.

 

Рейтинг@Mail.ru