Классное руководство
Стремиться к творчеству
Некоторые формы планирования
воспитательной работы классного руководителя
Приоритет воспитания над обучением –
этот подход в последние два–три года признан на
всех уровнях управления школой. И выплаты
дополнительного вознаграждения классным
руководителям – одна из попыток влияния на
изменение системы их работы с учащимися.
С некоторыми из своих технологий вас сегодня
знакомят коллеги – классные руководители школы
№ 6 г. Касимова Рязанской области.
Статья опубликована при поддержке ТД "Свердловский металлургический завод" – оптового поставщика металлопроката. Ищете надежного и стабильного партнера, у которого всегда есть в наличии нержавеющая сталь и титановый лист, медно-никелевые сплавы и браж, припой и метизы? Тогда загляните в каталог продукции на сайте smzural.ru и убедитесь, что здесь Вы найдете все, что необходимо Вашему бизнесу, будь то завод с внушительными объемами производства или же небольшое предприятие, только набирающее обороты. Минимальный объем заказа составляет всего 10-15 кг, а его доставка до транспортно-экспедиционной компании осуществляется бесплатно. Сделать заказ можно прямо на сайте, предварительно рассчитав его стоимость с помощью удобного онлайн-калькулятора.
В этом образовательном учреждении
убеждены, что классный руководитель в своей
деятельности должен оперировать такими
средствами и методами, которые помогают
становлению и развитию принципов, убеждений,
ценностей учеников; облегчают им поиски
эффективных путей решения жизненных задач;
способствуют формированию личностной и
социальной устойчивости. Становление
социально-активной личности ученика в рамках
данной парадигмы невозможно без наличия
активной позиции классного руководителя. По
мнению педагогов школы № 6, она проявляется, в
первую очередь, в осмыслении сути воспитательных
процессов (мероприятий, мер, выбора методов
воздействия на сознание и душу ребенка) и своего
места в воспитательной работе.
Каков классный руководитель как
специалист-воспитатель?
Какие общечеловеческие ценности,
идеи, взгляды лежат в основе воспитательной
системы классного руководителя?
Каковы его личные качества, которые
помогают (или мешают) воспитывать
социально-активную личность ученика?
Насколько действия классного
руководителя отражают его мировоззрение, как
систему принципов, взглядов и убеждений?
Каким образом взгляды, убеждения,
ценности, ориентиры классного руководителя
используются в формах, методах и средствах
воспитательной работы?
В чем смысл внеклассной работы
(всевозможных утренников, сборов и т.д.)?
Такие вопросы могут и должны
предопределять планирование воспитательной
работы классного руководителя как специалиста с
адекватной самооценкой, который будет
стремиться к творчеству и изобретательности.
Самосознание, самооценка и рефлексия в данном
случае определяют личностные качества как
педагога-воспитателя, так и воспитанников.
Ситуация для работы классных
руководителей в этой школе не совсем обычна. Ведь
в ней разработан и успешно реализуется проект
единого образовательного комплекса городского
микрорайона Приокский. Его суть – создание
инфраструктуры единого образовательного и
воспитательного пространства за счет
формирования системы кооперационных,
координационных и информационных связей между
разными организациями и учреждениями
микрорайона.
Так, на базе школы совместно с
Приокским заводом цветных металлов открыта
«Школа искусств», а спортивный клуб «Кристалл»,
созданный им же, стал отличной базой для
оздоровления детей 6-й школы. В системе
дополнительного образования действуют студии,
кружки и клубы, а также программы и проекты:
«Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Семья»,
«Краеведение».
Отдельная часть работы классных
руководителей – это кураторство ученического
самоуправления. Его деятельность строится, в
частности, вокруг аналитического пресс-центра
школы, который проводит мониторинг состояния
всех дел в школе с помощью опросов и интервью. В
итоге ребята работают по таким направлениям, как:
– формирование малых инициативных
групп для разработки проектов по улучшению жизни
школы,
–проведение конкурсов на лучшие
проекты и запуск их в жизнь,
– проведение вечеров и праздников,
оформление стендов в качестве итоговых отчетов о
проделанной работе.
Есть в школе и Совет старшеклассников.
Он является исполнительным органом
ученического самоуправления в школе и выполняет
следующие функции:
адаптационную (создание в
коллективе гармоничных отношений),
интегративную (сочетание
коллективных и индивидуальных видов
деятельности; объединение учащихся, учителей и
родителей).
Среди форм работы Совета
распространены и поддерживаются классными
руководителями следующие:
1. Собрания первичных ученических
коллективов (классов).
2. Заседания комиссий Совета
старшеклассников.
3. Заседания Совета старшеклассников.
4. Беседы, диспуты.
5. Участие в работе педагогического
совета.
6. Встречи с интересными людьми.
7. Рейды «Моя школа должна стать лучше»,
«Чистота – залог здоровья», «Как мы относимся к
учебникам», «В человеке все должно быть
прекрасно» и т.д.
8. Акции «Помоги ближнему»,
«Милосердие», «Открытка», «Помощь ветерану»,
«Благоустройство пришкольного участка и
микрорайона».
Педагоги убеждены в том, что помочь
ученикам организовать самоуправление,
постепенно предоставляя им все больше
самостоятельности – одна из основных задач
классного руководителя. Здесь любят вспоминать
слова И. Песталоцци: «Детство – равноправная
часть жизни, а не подготовка к ее наиболее
значительному, взрослому периоду».
В Приложении, приведены некоторые формы,
которые могут помочь классному руководителю не
просто организовать свою работу, но и лучше
узнать своих воспитанников.
Приложение
Таблица 1
Мониторинг процесса
самовоспитания учащихся
Показатели
самовоспитания учащихся |
Самооценка |
Оценка
классным руководителем |
Оценка
родителями |
Саморегуляция
Я выполняю домашние задания
самостоятельно.
Я всегда обдумываю затруднения, встречающиеся в
жизни и учебе.
Я самостоятельно принимаю решения при наличии
проблем.
Я четко представляю, к чему надо стремиться в
учебе и жизни.
Я всегда анализирую результаты моей работы в
школе (на уроках).
Я всегда сам убираю свое рабочее место и помогаю
родителям по дому. |
|
|
|
Ответственность
Я всегда добросовестно выполняю
порученное мне дело.
Если я что-либо обещал, то обязательно выполню.
Я с удовольствием занимаюсь в кружках, изучаю
элективные курсы в школе.
Мне хватает времени на подготовку уроков и на
активный отдых. |
|
|
|
Коммуникация
Я поддерживаю доброжелательный тон
в общении с друзьями и взрослыми.
В конфликтной ситуации я стараюсь разобраться в
ее причинах.
Я помогу нуждающемуся в добром совете и
сочувствии. |
|
|
|
Требовательность
Я стараюсь любое дело выполнить
хорошо.
Я борюсь со своей ленью. |
|
|
|
План
деятельности классного руководителя
______________________________ (Ф.И.О. учителя) ____________ класса
по личностному развитию
____________________________________ (Ф.И. ученика/цы).
Резюме: Анализ наблюдений
классного руководителя за ребенком, бесед с
администрацией школы, родителями, консультаций
со школьными психологом и логопедом показал,
что… _________________
Таблица 2
Виды деятельности |
Ответственные / Сроки проведения |
Ученики |
Родители
|
Другие
учителя |
Психолог |
Логопед |
Социальный
педагог |
Замдиректора
по УВР |
Директор
|
По развитию
памяти |
Индивидуальные
занятия по развитию механической, зрительной,
вербальной памяти / в течение года, 1 раз в
неделю |
1.
Консультация: «Правила тренировки памяти» /
октябрь
2. Беседа: «Тренировка памяти дома» /
декабрь
3. Внеклассное мероприятие:
«Тренировка памяти» /
февраль |
Применение
специальных упражнений на уроках: математики –
устный счет; музыки – разучивание песен;
русского языка – запомнить словарные слова; ИЗО
– рисование по памяти на заданную тему / в
течение года |
Индивидуальные
занятия по специальной программе / в течение
года |
Индивидуальные
занятия по специальной программе / в течение
года |
|
|
|
По развитию
внимания |
Индивидуальные
занятия по развитию переключения, устойчивости
внимания / в течение года, 1 раз в неделю |
Родительское
собрание: «Родителям о внимании
и внимательности» / ноябрь |
Применение
специальных упражнений на уроках: математики –
«Найди отличия»; русского языка – «Найди
ошибки», «Зашифрованные слова»; окружающего мира
– наблюдение за природой / в течение года |
Индивидуаль-ные
занятия по специальной программе / в течение
года |
Индивидуальные
занятия по специальной программе / в течение года |
|
|
|
По развитию
мышления |
Решение
логических упражнений и задач / в течение года,
1 раз в неделю |
Консультация:
«Развивающие игры с детьми» / январь |
Применение
специальных упражнений на развитие мышления и
воображения на других уроках / в течение года |
Индивидуальные
занятия по специальной программе / в течение
года |
Индивидуальные
занятия по специальной программе / в течение
года |
|
|
|
По развитию
речи |
Классный час:
«Развитие речи и умение фантазировать» /
январь |
1. Консультации
/ в течение года
2. Родительское собрание: «Роль книги
в развитии интеллектуальных умений ребенка» /
март |
Применение
специальных упражнений на развитие устной и
письменной речи на других уроках / в течение
года |
Индивидуальные
занятия по специальной программе / в течение года |
Индивидуальные
занятия по специальной программе / в течение года |
|
|
|
По повышению
школьной мотивации |
Участие в
школьных праздниках и в мероприятиях внутри
класса / в течение года |
Консультация:
«Психологические и физиологические условия
адаптации ребенка к школе» / декабрь |
Участие
ребенка в организации и проведении предметных
недель / апрель |
Индивидуальные
занятия по специальной программе по повышению
мотивации к учебе |
|
Родительское
собрание: «Роль семьи и школы в формировании у
ребенка интереса к учению» / март |
|
|
По
формированию отношений с классным коллективом |
Анкетирование
«Я и мой класс» / апрель |
Беседа:
«Поговорим о дружбе и товарищах» / февраль |
Деловая игра:
«Если друг оказался вдруг» / май |
Проведение
диагностичес-кого исследования по
социометрии / сентябрь |
|
Актуальная
беседа: «Общение в классе» / январь |
|
|
Таблица 3
Пример направлений деятельности
классного руководителя в 8-м классе
Общешкольные
мероприятия |
Нравственно-гражданские |
Художественно-эстетические |
Трудовые |
Физкультурно-оздоровительные |
Психолого-педагогические |
Сентябрь
1.Праздник первого звонка.
2.Урок знаний.
3.Заседание Совета
старшеклассников «Обсуждение плана работы на I
полугодие».
4.Подготовка ко дню самоуправления.
5.Классный час по профилактике
вредных привычек / в течение учебного года |
1.Классный
час, посвященный 100-летию со дня рождения Д.С.
Лихачева.
2.Организационный классный час
(выбор актива).
3.Классный час: «Сознательность,
ответственность. Почему нужно воспитывать эти
качества».
4.Участие в предъюбилейной неделе |
Оформление
классного уголка.
Оформление стенгазеты к юбилею
школы |
Организация
дежурства.
Контроль дежурства |
Беседа:
«Девушка и вредные привычки».
Беседа врача-гинеколога
«Физическое развитие девушки» |
1.Индивидуальные
беседы с учащимися.
2.Беседы с учителями в классе.
3.Беседа с психологом.
4.Посещение отдельных уроков.
5.Беседа по безопасности на
дорогах.
6.Родительское собрание: выбор
родительского комитета.
7.Работа с активом класса |
Октябрь
День учителя.
Лекция «История развития школы».
День пожилого человека.
Заседание Совета
старшеклассников.
Участие в открытом чемпионате и
первенстве по легкой атлетике на призы земляка
Ф. Макарова |
1. Дискуссия
«Быть человеком» (нравственные ценности).
2. Классный час: Итоги I четверти.
3. Беседа «Культура и бескультурье»
(тест, анкетирование).
4. Классный час: «Что такое
толерантность. Почему нужно воспитывать в себе
это качество» |
Оформление
классного уголка.
Подготовка к классному часу
«Правда и ложь об алкоголе» (конкурс рисунков,
плакатов).
Инсценирование басен С. Михалкова
(для классного часа) |
Контроль
дежурства.
Генеральная уборка классной
комнаты |
Классный час:
«Правда и ложь об алкоголе».
Беседа: «Легко ли быть девушкой?» |
1.Индивидуальные
беседы с учащимися.
2.Беседа с учителями, работающими в
классе.
3.Беседа с психологом.
4.Индивидуальные беседы с
родителями учащихся.
5.Профилактика правонарушений.
6.Работа с активом класса.
7.Родительское собрание: итоги
четверти.
8.Тест. «Умеете ли вы общаться?
Любят ли вас люди?» |
Ноябрь
Участие в областной выставке
«Краски земли Рязанской».
Участие в городском конкурсе
«Спорт против наркотиков».
Конкурс плакатов «Крик о помощи»
(день отказа от курения).
Классный час «Государственные
символы», «День матери».
Заседание Совета старшеклассников |
1. Классный
час «Государственные символы».
2. Интеллектуальная игра «Знай свое
Отечество».
3. Беседа: «Познай самого себя»
(умение оценить себя).
4. Беседа: «Мама и я»
(взаимоотношения мамы и дочери) |
1.Подготовка
к областной выставке «Краски земли Рязанской».
2.Участие в конкурсе плакатов |
Контроль
дежурства |
Беседа:
«Фитнес. Красота. Здоровье».
Классный час: «Опасная зависимость
(о наркомании и токсикомании |
1.Индивидуальные
беседы с учащимися.
2.Беседы с учителями, работающими в
классе.
3.Индивидуальные беседы с
родителями учащихся.
4.Консультация психолога.
5.Работа с активом класса.
6.Родительское собрание.
7.Профилактика правонарушений |
Декабрь
Конкурс на лучшую новогоднюю
игрушку, газету.
Фотоконкурс «Новогодняя
фантазия».
Новогодний карнавал чудес.
Акция
«Мы против!»
День инвалидов.
Операция «Милосердие» |
1.Беседа:
«Искусство вежливости».
2. Классный час: «О друзьях и
дружбе» (беседа о культуре общения,
сопереживании, тактичности).
3. Классный час «Итоговый»:
– итоги II четверти;
– организация новогоднего
огонька.
4.Новогодний огонек.
5. Игра «Что? Где? Когда?» (9-е классы) |
Выпуск
новогодней газеты.
Участие в фотоконкурсе |
КТД:
«Бюро добрых услуг»: изготовление
новых игрушек.
Участие в украшении школы к новому
году |
Беседа: «Для
чего нужен режим дня» |
1.Индивидуальные
беседы с учащимися.
2. Беседы с учителями, работающими в
классе
3. Консультация психолога.
4.Индивидуальные беседы с родителями
учащихся.
5. Родительские собрания.
6. Анкетирование учащихся. Тест
«Ваш стиль общения» |
Подготовила Антонина ПЕТРЕНКО
От редакции. Приведенные
рабочие таблицы могут стать предметом для
обсуждения заместителя директора по УВР с
классными руководителями школы. Вероятнее всего,
у вас есть и свой опыт такой работы. Ваши коллеги
в регионах будут рады, если вы, уважаемые завучи,
поделитесь своим опытом через нашу газету. |
|