Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2008

ПАРТНЕРСТВО

Классное руководство

Стремиться к творчеству

Некоторые формы планирования воспитательной работы классного руководителя

Приоритет воспитания над обучением – этот подход в последние два–три года признан на всех уровнях управления школой. И выплаты дополнительного вознаграждения классным руководителям – одна из попыток влияния на изменение системы их работы с учащимися. С некоторыми из своих технологий вас сегодня знакомят коллеги – классные руководители школы № 6 г. Касимова Рязанской области.

Статья опубликована при поддержке ТД "Свердловский металлургический завод" – оптового поставщика металлопроката. Ищете надежного и стабильного партнера, у которого всегда есть в наличии нержавеющая сталь и титановый лист, медно-никелевые сплавы и браж, припой и метизы? Тогда загляните в каталог продукции на сайте smzural.ru и убедитесь, что здесь Вы найдете все, что необходимо Вашему бизнесу, будь то завод с внушительными объемами производства или же небольшое предприятие, только набирающее обороты. Минимальный объем заказа составляет всего 10-15 кг, а его доставка до транспортно-экспедиционной компании осуществляется бесплатно. Сделать заказ можно прямо на сайте, предварительно рассчитав его стоимость с помощью удобного онлайн-калькулятора.

В этом образовательном учреждении убеждены, что классный руководитель в своей деятельности должен оперировать такими средствами и методами, которые помогают становлению и развитию принципов, убеждений, ценностей учеников; облегчают им поиски эффективных путей решения жизненных задач; способствуют формированию личностной и социальной устойчивости. Становление социально-активной личности ученика в рамках данной парадигмы невозможно без наличия активной позиции классного руководителя. По мнению педагогов школы № 6, она проявляется, в первую очередь, в осмыслении сути воспитательных процессов (мероприятий, мер, выбора методов воздействия на сознание и душу ребенка) и своего места в воспитательной работе.

  • Каков классный руководитель как специалист-воспитатель?

  • Какие общечеловеческие ценности, идеи, взгляды лежат в основе воспитательной системы классного руководителя?

  • Каковы его личные качества, которые помогают (или мешают) воспитывать социально-активную личность ученика?

  • Насколько действия классного руководителя отражают его мировоззрение, как систему принципов, взглядов и убеждений?

  • Каким образом взгляды, убеждения, ценности, ориентиры классного руководителя используются в формах, методах и средствах воспитательной работы?

  • В чем смысл внеклассной работы (всевозможных утренников, сборов и т.д.)?

Такие вопросы могут и должны предопределять планирование воспитательной работы классного руководителя как специалиста с адекватной самооценкой, который будет стремиться к творчеству и изобретательности. Самосознание, самооценка и рефлексия в данном случае определяют личностные качества как педагога-воспитателя, так и воспитанников.

Ситуация для работы классных руководителей в этой школе не совсем обычна. Ведь в ней разработан и успешно реализуется проект единого образовательного комплекса городского микрорайона Приокский. Его суть – создание инфраструктуры единого образовательного и воспитательного пространства за счет формирования системы кооперационных, координационных и информационных связей между разными организациями и учреждениями микрорайона.

Так, на базе школы совместно с Приокским заводом цветных металлов открыта «Школа искусств», а спортивный клуб «Кристалл», созданный им же, стал отличной базой для оздоровления детей 6-й школы. В системе дополнительного образования действуют студии, кружки и клубы, а также программы и проекты: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Семья», «Краеведение».

Отдельная часть работы классных руководителей – это кураторство ученического самоуправления. Его деятельность строится, в частности, вокруг аналитического пресс-центра школы, который проводит мониторинг состояния всех дел в школе с помощью опросов и интервью. В итоге ребята работают по таким направлениям, как:

– формирование малых инициативных групп для разработки проектов по улучшению жизни школы,

–проведение конкурсов на лучшие проекты и запуск их в жизнь,

– проведение вечеров и праздников, оформление стендов в качестве итоговых отчетов о проделанной работе.

Есть в школе и Совет старшеклассников. Он является исполнительным органом ученического самоуправления в школе и выполняет следующие функции:

  • адаптационную (создание в коллективе гармоничных отношений),

  • интегративную (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей).

Среди форм работы Совета распространены и поддерживаются классными руководителями следующие:

1. Собрания первичных ученических коллективов (классов).

2. Заседания комиссий Совета старшеклассников.

3. Заседания Совета старшеклассников.

4. Беседы, диспуты.

5. Участие в работе педагогического совета.

6. Встречи с интересными людьми.

7. Рейды «Моя школа должна стать лучше», «Чистота – залог здоровья», «Как мы относимся к учебникам», «В человеке все должно быть прекрасно» и т.д.

8. Акции «Помоги ближнему», «Милосердие», «Открытка», «Помощь ветерану», «Благоустройство пришкольного участка и микрорайона».

Педагоги убеждены в том, что помочь ученикам организовать самоуправление, постепенно предоставляя им все больше самостоятельности – одна из основных задач классного руководителя. Здесь любят вспоминать слова И. Песталоцци: «Детство – равноправная часть жизни, а не подготовка к ее наиболее значительному, взрослому периоду».

В Приложении, приведены некоторые формы, которые могут помочь классному руководителю не просто организовать свою работу, но и лучше узнать своих воспитанников.

Приложение

Таблица 1

Мониторинг процесса самовоспитания учащихся

Показатели самовоспитания учащихся

Самооценка

Оценка классным руководителем

Оценка родителями

Саморегуляция

Я выполняю домашние задания самостоятельно.
Я всегда обдумываю затруднения, встречающиеся в жизни и учебе.
Я самостоятельно принимаю решения при наличии проблем.
Я четко представляю, к чему надо стремиться в учебе и жизни.
Я всегда анализирую результаты моей работы в школе (на уроках).
Я всегда сам убираю свое рабочее место и помогаю родителям по дому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность

Я всегда добросовестно выполняю порученное мне дело.
Если я что-либо обещал, то обязательно выполню.
Я с удовольствием занимаюсь в кружках, изучаю элективные курсы в школе.
Мне хватает времени на подготовку уроков и на активный отдых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникация

Я поддерживаю доброжелательный тон в общении с друзьями и взрослыми.
В конфликтной ситуации я стараюсь разобраться в ее причинах.
Я помогу нуждающемуся в добром совете и сочувствии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требовательность

Я стараюсь любое дело выполнить хорошо.
Я борюсь со своей ленью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

деятельности классного руководителя ______________________________ (Ф.И.О. учителя) ____________ класса

по личностному развитию ____________________________________ (Ф.И. ученика/цы).

Резюме: Анализ наблюдений классного руководителя за ребенком, бесед с администрацией школы, родителями, консультаций со школьными психологом и логопедом показал, что… _________________

Таблица 2

Виды деятельности

Ответственные / Сроки проведения

Ученики

Родители

Другие учителя

Психолог

Логопед

Социальный

педагог

Замдиректора

по УВР

Директор

По развитию памяти

Индивидуальные занятия по развитию механической, зрительной, вербальной памяти / в течение года, 1 раз в неделю

1. Консультация: «Правила тренировки памяти» / октябрь

2. Беседа: «Тренировка памяти дома» / декабрь

3. Внеклассное мероприятие: «Тренировка памяти» /

февраль

Применение специальных упражнений на уроках: математики – устный счет; музыки – разучивание песен; русского языка – запомнить словарные слова; ИЗО – рисование по памяти на заданную тему / в течение года

Индивидуальные занятия по специальной программе / в течение года

Индивидуальные занятия по специальной программе / в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По развитию внимания

Индивидуальные занятия по развитию переключения, устойчивости внимания / в течение года, 1 раз в неделю

Родительское собрание: «Родителям о внимании и внимательности» / ноябрь

Применение специальных упражнений на уроках: математики – «Найди отличия»; русского языка – «Найди ошибки», «Зашифрованные слова»; окружающего мира – наблюдение за природой / в течение года

Индивидуаль-ные занятия по специальной программе / в течение года

Индивидуальные занятия по специальной программе / в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По развитию мышления

Решение логических упражнений и задач / в течение года, 1 раз в неделю

Консультация: «Развивающие игры с детьми» / январь

Применение специальных упражнений на развитие мышления и воображения на других уроках / в течение года

Индивидуальные занятия по специальной программе / в течение года

Индивидуальные занятия по специальной программе / в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По развитию речи

Классный час: «Развитие речи и умение фантазировать» / январь

1. Консультации / в течение года

2. Родительское собрание: «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка» / март

Применение специальных упражнений на развитие устной и письменной речи на других уроках / в течение года

Индивидуальные занятия по специальной программе / в течение года

Индивидуальные занятия по специальной программе / в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По повышению школьной мотивации

Участие в школьных праздниках и в мероприятиях внутри класса / в течение года

Консультация: «Психологические и физиологические условия адаптации ребенка к школе» / декабрь

Участие ребенка в организации и проведении предметных недель / апрель

Индивидуальные занятия по специальной программе по повышению мотивации к учебе

 

 

 

Родительское собрание: «Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению» / март

 

 

 

 

 

 

По формированию отношений с классным коллективом

Анкетирование «Я и мой класс» / апрель

Беседа: «Поговорим о дружбе и товарищах» / февраль

Деловая игра: «Если друг оказался вдруг» / май

Проведение диагностичес-кого исследования по социометрии / сентябрь

 

 

 

Актуальная беседа: «Общение в классе» / январь

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Пример направлений деятельности классного руководителя в 8-м классе

Общешкольные мероприятия

Нравственно-гражданские

Художественно-эстетические

Трудовые

Физкультурно-оздоровительные

Психолого-педагогические

Сентябрь

1.Праздник первого звонка.

2.Урок знаний.

3.Заседание Совета старшеклассников «Обсуждение плана работы на I полугодие».

4.Подготовка ко дню самоуправления.

5.Классный час по профилактике вредных привычек / в течение учебного года

1.Классный час, посвященный 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева.

2.Организационный классный час (выбор актива).

3.Классный час: «Сознательность, ответственность. Почему нужно воспитывать эти качества».

4.Участие в предъюбилейной неделе

Оформление классного уголка.

Оформление стенгазеты к юбилею школы

Организация дежурства.

Контроль дежурства

Беседа: «Девушка и вредные привычки».

Беседа врача-гинеколога «Физическое развитие девушки»

1.Индивидуальные беседы с учащимися.

2.Беседы с учителями в классе.

3.Беседа с психологом.

4.Посещение отдельных уроков.

5.Беседа по безопасности на дорогах.

6.Родительское собрание: выбор родительского комитета.

7.Работа с активом класса

Октябрь

День учителя.

Лекция «История развития школы».

День пожилого человека.

Заседание Совета старшеклассников.

Участие в открытом чемпионате и первенстве по легкой атлетике на призы земляка Ф. Макарова

1. Дискуссия «Быть человеком» (нравственные ценности).

2. Классный час: Итоги I четверти.

3. Беседа «Культура и бескультурье» (тест, анкетирование).

4. Классный час: «Что такое толерантность. Почему нужно воспитывать в себе это качество»

Оформление классного уголка.

Подготовка к классному часу «Правда и ложь об алкоголе» (конкурс рисунков, плакатов).

Инсценирование басен С. Михалкова (для классного часа)

Контроль дежурства.

Генеральная уборка классной комнаты

Классный час: «Правда и ложь об алкоголе».

Беседа: «Легко ли быть девушкой?»

1.Индивидуальные беседы с учащимися.

2.Беседа с учителями, работающими в классе.

3.Беседа с психологом.

4.Индивидуальные беседы с родителями учащихся.

5.Профилактика правонарушений.

6.Работа с активом класса.

7.Родительское собрание: итоги четверти.

8.Тест. «Умеете ли вы общаться? Любят ли вас люди?»

Ноябрь

Участие в областной выставке «Краски земли Рязанской».

Участие в городском конкурсе «Спорт против наркотиков».

Конкурс плакатов «Крик о помощи» (день отказа от курения).

Классный час «Государственные символы», «День матери».

Заседание Совета старшеклассников

1. Классный час «Государственные символы».

2. Интеллектуальная игра «Знай свое Отечество».

3. Беседа: «Познай самого себя» (умение оценить себя).

4. Беседа: «Мама и я» (взаимоотношения мамы и дочери)

1.Подготовка к областной выставке «Краски земли Рязанской».

2.Участие в конкурсе плакатов

Контроль дежурства

Беседа: «Фитнес. Красота. Здоровье».

Классный час: «Опасная зависимость (о наркомании и токсикомании

1.Индивидуальные беседы с учащимися.

2.Беседы с учителями, работающими в классе.

3.Индивидуальные беседы с родителями учащихся.

4.Консультация психолога.

5.Работа с активом класса.

6.Родительское собрание.

7.Профилактика правонарушений

Декабрь

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, газету.

Фотоконкурс «Новогодняя фантазия».

Новогодний карнавал чудес.

Акция

«Мы против!»

День инвалидов.

Операция «Милосердие»

1.Беседа: «Искусство вежливости».

2. Классный час: «О друзьях и дружбе» (беседа о культуре общения, сопереживании, тактичности).

3. Классный час «Итоговый»:

– итоги II четверти;

– организация новогоднего огонька.

4.Новогодний огонек.

5. Игра «Что? Где? Когда?» (9-е классы)

Выпуск новогодней газеты.

Участие в фотоконкурсе

КТД:

«Бюро добрых услуг»: изготовление новых игрушек.

Участие в украшении школы к новому году

Беседа: «Для чего нужен режим дня»

1.Индивидуальные беседы с учащимися.

2. Беседы с учителями, работающими в классе

3. Консультация психолога.

4.Индивидуальные беседы с родителями учащихся.

5. Родительские собрания.

6. Анкетирование учащихся. Тест «Ваш стиль общения»

 

Подготовила Антонина ПЕТРЕНКО

От редакции. Приведенные рабочие таблицы могут стать предметом для обсуждения заместителя директора по УВР с классными руководителями школы. Вероятнее всего, у вас есть и свой опыт такой работы. Ваши коллеги в регионах будут рады, если вы, уважаемые завучи, поделитесь своим опытом через нашу газету.

 

Рейтинг@Mail.ru