Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

В школе гости

Семинар в школе
как актуализация творческого поиска педагогов

Можно вздыхать и сокрушаться по поводу кризиса духовности, снижения нравственной культуры сограждан, детей и подростков. Но продуктивны ли эти настроения сами по себе? Ведь школа всегда стоит на острие воспитательных задач, и именно ей принадлежит авангардная роль в их осознании и поиске решений. Какой бы критической ни была та или иная проблема, с ней так или иначе предстоит разобраться. Совершенно справедливо заметил Я.А. Коменский: «Жалобы и желания нужно превратить в попытку искания лучшего».

Все преодолеем мы!

Поэтому в школе и сложилась давняя традиция спокойно относиться к возникающим трудностям самого разного характера и искать пути их преодоления. Говоря «спокойно», мы не имеем в виду «бесстрастно», «безмятежно», «невозмутимо». В педагогике это просто невозможно. «Спокойно» – это значит без надрыва, без внезапной утраты внимания к другим – не менее важным – делам, без ажиотажа и неоправданного всплеска и затрат энергии, без слепого следования педагогической моде. Да, именно моде. Потому что и в нашей профессии иногда проявляются такие тенденции.

…Так было и на этот раз. Нашей гимназии предложили провести городской семинар для районных методистов по проблеме воспитания толерантности. Сначала мы удивились, потому что не входим в число образовательных учреждений, специально работающих по данной программе. Однако потом задумались, что мы можем представить по такой теме, каким потенциалом мы обладаем в понимании и воспитании толерантной личности, как это активизирует размышления и деятельность в коллективе. Решили, что не станем отказываться от проведения семинара и будем к нему готовиться.

Главное – осознание цели

Мы хотели передать, что воспитание толерантности – это не «дежурная» тема, отражающая некий сиюминутный интерес. Это то, что органично вплетено в систему воспитания ценностного отношения школьников к высокой культуре и культуре повседневной жизни.

Любое коллективное мероприятие трудно проектировать правильно без четкого осознания его цели. Это важно для понимания того, что оно должно дать присутствующим. Поэтому сначала в административно-управленческой группе мы обсудили вопрос о том, какую цель перед нами ставят. А она была такова: показать возможности воспитания толерантности в системе воспитательной деятельности гимназии.

Затем мы снова обдумали, в чем смысл этого семинара для нас, т.е. что он даст самой школе, нашим педагогам. В ситуации, необычной для течения школьной жизни, в ожидании гостей, в специальном выделении некоторой коллективной задачи всегда создается то напряжение, которое так необходимо для периодического энергичного обдумывания той или иной проблемы, для стимулирования творческой активности коллектива и последующей рефлексии.

Педагогический процесс вживую

Еще один вопрос, чрезвычайно важный для нас: будут ли участвовать в «показательных делах» сами школьники. Сейчас на многих семинарах ведущая роль принадлежит словесно-теоретическим и информационным формам работы – выступлениям, сообщениям, презентациям, обсуждениям. Однако при этом лицезреть педагогический процесс с его сложными механизмами педагогического взаимодействия, просвещения, с деятельностью самих учащихся – чаще всего оказывается невозможно.

Но ведь это самое главное для присутствующих – увидеть «вживую», каким образом нечто важное происходит в процессе обучения. Учитель часто знает, что надо делать. Но далеко не всегда представляет, как это делать. И мы решили: будем включать в программу семинара и наших учеников.

Решиться на это было непросто: семинар назначили на 14 ноября, т.е. сразу после осенних каникул, когда в ритме школьной работы вероятны некоторые сбои, связанные с определенной пассивностью учащихся, с неумением отдельных ребят быстро переключиться с отдыха на учебный труд.

Наконец, важным для нас оказался вопрос о выборе форм учебной и внеучебной деятельности. Сегодня все больше предполагается, что воспитательные задачи решаются за пределами урока. У нас на это свой взгляд. Наставничество – обязательная характеристика любого учителя-предметника. Средствами своего предмета, своей области знания, деятельности, характерной для своей учебной дисциплины, педагог может решать большее количество задач воспитательного характера, чем классный руководитель. Нам это не раз удалось показать и преподавателям своей школы, и коллегам, приезжающим на Всероссийские конференции по гимназическому образованию.

Любое коллективное мероприятие трудно проектировать правильно без четкого осознания его цели.

Учитель-предметник или воспитатель?

В минувшем учебном году на базе нашей гимназии работала секция Всероссийской конференции «Учитель-предметник как воспитатель». Актуальна ли эта проблема? Думаем, она важна как никогда. Сегодня работа учителя-предметника совмещает в себе две функции: обучающую и воспитательную. И эта последняя не менее значима, чем вклад любого преподавателя в образованность своего ученика, в многослойный «набор» его компетенций.

Воспитательный потенциал учебного предмета органично ему присущ, не привнесен извне, не требует согласования с различными концепциями. Однако он не всегда очевиден, отчетлив, и требуется напряженная работа мысли учителя, изобретательность и творчество, чтобы этот потенциал открыть и воплотить на уроке.

Учебный процесс с его познавательной доминантой делает не очевидной воспитательную направленность деятельности педагога. И это хорошо: никто из школьников не любит чувствовать себя явно выделенным объектом педагогического воздействия. Поэтому и на грядущем семинаре мы остановились на возможности представить воспитательный потенциал урока по заявленной теме.

И еще раз о важности внеучебной деятельности

Однако игнорировать и внеучебную деятельность как средство воспитания мы не могли. Здесь всегда разворачиваются сложные социально-педагогические процессы. Это очень важно, тем более что в школу должны были приехать методисты-социальные педагоги.

Несомненно, толерантность – одно из главных свойств культурного человека.Она формируется в многообразных коллективных занятиях. Поэтому мы остановились на таких формах работы, как занятие клуба «Чудесный город», психологический тренинг, школьный музей, студия спортивных бальных танцев. Выбор был обусловлен возможностью представить разные возрастные группы школьников и несколько видов деятельности: нравственно-познавательную, коммуникативную, музейную, художественно-эстетическую.

Так завершился первый этап предварительной подготовки, в результате чего мы согласовали общие позиции и наметили контуры того проекта, который отвечал заданной теме.

О важности анкетирования

Главное при подготовке семинара – акцентировать внимание учителей на том, чтобы на показательных уроках отсутствовали специальные эффекты, «нажим» на учащихся, получения от них «нужных» ответов.

На следующем этапе более детально была составлена программа. Мы учли пожелание района – познакомить аудиторию с целостной системой воспитательной деятельности гимназии. Нам хотелось, чтобы присутствующие увидели тот контекст, в котором нашла свое место проблема воспитания толерантности.

Поскольку в школе сложилась традиция – проводить предварительную педагогическую диагностику, мы определились и с этим вопросом. Аспирант-социолог предложил нам вариант анкетного опроса старшеклассников по проблеме толерантности. Было оговорено, в каких классах это целесообразно сделать. Анализ результатов выполнил социальный педагог школы, поскольку толерантность проявляется в социальном взаимодействии и общении, и социальному педагогу важно опираться на конкретные и достоверные знания об этих процессах и свойствах личности. Это нужно было и потому, что наша гимназия сегодня стала многонациональной по своему составу.

Воспитание толерантности – воспитание нравственности

После определения программы семинара началась разносторонняя деятельность его активных разработчиков. Заместитель директора по УВР О.А. Платонова с научным руководителем думали над тем, как лучше представить новую программу воспитательной работы гимназии, как показать в ее системе подпрограмму, направленную на воспитание толерантной личности. Выделили тот аспект, который подчеркивает взаимосвязь этой подпрограммы с другими составляющими: познавательной, нравственной, эстетической, коммуникативной и др.

Мы хотели передать, что воспитание толерантности – это не «дежурная» тема, отражающая некий сиюминутный интерес. Это то, что органично вплетено в систему воспитания ценностного отношения школьников к высокой культуре и культуре повседневной жизни. То, что связано с познанием истории России и взаимоотношений различных ее этносов, со становлением культуры нашего изначально многонационального города – Санкт-Петербурга, с нравственной основой межличностных отношений между различными поколениями, представителями разных культурных традиций, старшими и младшими в школе, в семье.

Тема семинара отразилась в уроках

При подготовке уроков мы всегда стремимся представить разные образовательные области и разные поколения учителей. Так было и на этот раз.

Один из наиболее опытных учителей-словесников, Р.А. Мороз, готовилась показать урок развития речи «В мире слов», связанный с темой семинара. В самом деле: термин стал актуальным не столь давно (он отсутствует в словарях советского времени), он малоупотребителен в обыденной речи. И работа над словом-понятием, его значениями, установлением синонимического ряда может быть чрезвычайно полезной для обогащения языковой и нравственной культуры подростков.

В плане организации деятельности тема позволяла использовать поисковую работу с разными типами словарей, различные виды самостоятельных и творческих заданий, связанные с пониманием и использованием новой лексики.

Учитель биологии Е.В. Деларова предложила в шестом классе урок по теме «Симбиоз в природе: лишайники». Это было важно для понимания школьниками многозначности понятия «толерантность». Ведь на первое место в толковании его значений ставится биологическое и медицинское определения.

Учитель Н.П. Платонов разработал проект урока обществознания дискуссионного характера – «Цивилизованный человек – человек толерантный?»

Каждое занятие соответствовало своему общему программно-целевому назначению, но в нем делался акцент на теме семинара. При этом важно было соблюсти требование естественности и органичности учебного процесса. Главными субъектами здесь выступали наши ученики, и искусственное, нарочитое выделение проблемы заметили бы прежде всего они, а этого не хотелось. Тема должна быть органичной для изучаемого материала, для системы уроков. При подготовке семинара нужно сконцентрировать внимание учителей на том, чтобы на показательных уроках отсутствовали специальные эффекты, «нажим» на учащихся, получения от них «нужных» ответов.

Так была определена первая активная часть содержания семинара.

Далее встали вопросы организационного характера: встреча гостей, разработка программки-буклета, набора раздаточного материала, оформление чайной паузы, заполнение анкеты гостями, общая композиция семинара. Четкость и завершенность любого коллективного мероприятия, его отдельных компонентов отражают в не меньшей степени работу коллектива, чем индивидуальные удачные выступления и мероприятия.

Человек предполагает…

Приближался день семинара. Первая неожиданность – пришлось отказаться от демонстрации уроков. Слушатели после нашего мероприятия должны были ехать в Академию постдипломного педагогического образования и заниматься по своему расписанию.

Но ведь учителя готовились. И просто дать «отбой» было бы неэтично. Мы решили сделать уроки открытыми для педагогов своей гимназии. Уроки с акцентированием внимания на воспитательной проблеме необходимы для становления общей позиции коллектива по тому или иному вопросу. Уже сама подготовка была важна как создание ситуации творческого поиска и его представления коллегам.

При подготовке уроков мы всегда стремимся представить разные образовательные области и разные поколения учителей.

О выступлении коллег

Все остальное из программы осталось. Короткое вступительное слово директора. В выступлении О.А.Платоновой доминировала идея целостности и деятельностной направленности воспитательного процесса, взаимосвязи проблемы толерантности с вопросами нравственности, общекультурной образованности, взаимоотношений в детском коллективе.

Ольга Арнольдовна сосредоточила внимание на воспитании толерантности как необходимом элементе всей нашей программы, в качестве существенного показателя общекультурной и нравственной воспитанности наших учащихся.

В сообщении удачно сочетались теоретичность и практичность, была обоснована необходимость взаимосвязи традиций и инноваций в решении воспитательных проблем, разнообразия видов деятельности в целостном процессе воспитания и в решении его отдельных задач. Затем были заданы вопросы по выступлению, по раздаточному материалу. Внимание слушателей говорило об активном интересе к теме, о позитивном отношении к нашей системе работы.

Позже гости разошлись по классам. Вернулись они через сорок минут с явным чувством удовлетворения. Что увидели участники семинара? Что стало потом предметом их обсуждения?

В начальной школе В.А. Полуднева показала занятие клуба «Чудесный город». Ученики рассказывали о Санкт-Петербурге, его архитектурных памятниках. Материал был подобран таким образом, чтобы показать, что многие шедевры культуры созданы представителями разных народов. Ребята естественным образом были подведены к выводу о том, что Северная столица развивалась как город многонациональный. Для класса, где учатся дети разных национальностей, это очень важно.

Познавательное дело сопряжено с активизацией нравственного сознания школьников, с привлечением их внимания к проблеме, которая, конечно, не обозначалась привычным сегодня для взрослых термином «толерантность» – важно не знание самого слова, а понимание и принятие его смысла детьми.

Хотя бы раз в год школе нужна своеобразная «ревизия» работы по тому или иному вопросу, возможность публичного экзамена.

В шестом классе, где особенно актуальна проблема межличностных отношений, психолог Н.В. Тумарова проводила тренинг эффективного общения «Я и другие», воспитывающий коммуникативную культуру подростков, которые на занятии упражнялись в избегании конфликтов, в предупреждении манипулятивных действий, в поиске креативных способов приветствия, в использовании разнообразных невербальных способов общения. Смысл и цель такого тренинга – учиться понимать и принимать другого человека, не похожего на тебя, иного.

В.В. Соколова, один из старейших наших педагогов, много лет руководит работой школьного музея, посвященного юным узникам фашистских концлагерей. В его основе – поисковая работа учащихся, организация встреч с ветеранами, экскурсии для ребят, взрослых, приезжающих из Германии сверстников. Проблема толерантности в такой деятельности приобретает новый смысл – взаимоотношения между народами, поколениями, ровесниками, представляющими разные страны.

С анализом диагностических данных об отношении школьников к иной культуре, иному мнению, иному взгляду на окружающее выступила социальный педагог З.С. Высоцкая. Она показала компьютерную презентацию данных с устным комментарием педагога.

В заключение была представлена работа учителей дополнительного образования, чья деятельность позволяет решать воспитательные проблемы комплексно.

В актовом зале можно было насладиться творческой деятельностью студии спортивных бальных танцев, которой руководит молодой учитель биологии С.А. Потапов, лауреат городского конкурса «Педагогические надежды». Его ученица выступила с фрагментом исследовательского сообщения об истории возникновения танцев. В нем ненавязчиво прослеживалось взаимодействие разных культур и народов в становлении таких популярных танцев как вальс, самба, танго и др. Устное сообщение сопровождалось выразительным музыкальным и видеорядом, а также выступлением танцевальной пары.

И, наконец, завершением семинара стала тщательно подготовленная нашим руководителем театральной студии, Л.М. Пальчиковой, совместно с С.А. Потаповым, музыкально-танцевальная метафора. Передать ее смысл словами очень трудно. Средствами танца и пластики старшеклассники со своим учителем «изобразили проблему» выбора, которая стоит перед каждым человеком, стремящимся к толерантности, проблему возможного внутреннего и внешнего конфликтов и их преодоление. Нам это показалось удачным, так как эстетическое воздействие бывает намного сильнее рассудочных умозаключений и рассказов о том, как и что надо делать в процессе воспитания.

Заключительный аккорд

Короткая чайная пауза с девизом «Все флаги в гости будут к нам…» тоже была подчинена теме. На столиках стояли флажки тех стран, чьи «яства» предлагались участникам семинара. Не уверены, что это было органично для атмосферы серьезного мероприятия, но все поняли смысл нашего «эксперимента» в столь обычном деле, как общий чай.

После чайной паузы последовали короткие комментарии директора и научного руководителя к замыслу семинара, к его проекту, отдельным его элементам и частным мероприятиям. Гости услышали, что, как и почему проектировалось и выстраивалось в общую систему. Это помогло им конструктивно начать обсуждение, сопоставляя замысел и его воплощение, соотнося цель и результат, цель и процесс деятельности на семинаре.

Выступающие активно обсуждали увиденное в гимназии, оценивали работу учащихся и педагогов. Как мы и предполагали, чувство удовлетворения вызвало посещение реальных занятий, возможность увидеть учащихся разного возраста, индивидуальную по творческому почерку работу педагогов. Присутствующие здесь же педагоги ответили на возникшие вопросы.

Нужен ли школе публичный экзамен? Да!

Участники семинара заполнили небольшие опросные листы о своих впечатлениях. Мнения, в сущности, оказались единодушными. Они концентрируются, например, в таких отзывах: «По возвращении в свою школу я обязательно расскажу коллегам об этом замечательном семинаре; многое использую в своей работе, поделюсь своим впечатлением от увиденного и услышанного на районном семинаре»; «Замечательная подготовка! Полно представлена система работы гимназии в данном направлении».

Нужен ли самой гимназии такой материал (отзывы, оценки)? Учитывая анонимный характер опроса, думаем, что при общем благожелательном отношении наших гостей, они не скрыли бы своих оценок и иного свойства. Однако их не оказалось. И это – радость для коллектива. Недоработки, неудачи сам видишь даже острее, чем присутствующие. Самое главное в оценках присутствующих – это их внимание к непринужденному поведению детей, естественности педагогического процесса, что для нас было очень важным.

Обобщая сказанное, подчеркнем еще раз, что проведение подобных семинаров, конечно же, создает напряжение и для управленческой системы, и для детей, и для педагогов. Однако хотя бы раз в год школе нужна своеобразная «ревизия» работы по тому или иному вопросу, возможность публичного экзамена. Подготовка к нему не должна превращаться в аврал, в стихийное бедствие. Напротив, нужна спокойная коллективная творческая деятельность, сопровождающаяся осмыслением проделанного, соревнованием идей, анализом своих возможностей, своеобразным «упражнением» в педагогическом проектировании, в котором важны все элементы: от целеполагания до прогнозирования конечного результата.

Такие мероприятия необходимы как для развития управленческих связей и отношений, так и для актуализации творческого поиска отдельного педагога и коллектива в целом.

Галина ОПАРИНА,
директор гимназии № 441,
Алевтина РОБОТОВА,
научный руководитель гимназии,
профессор РГПУ им. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Рейтинг@Mail.ru