Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Педсовет

Педсовет – импульс к инновациям

Инновационная работа – явление, ставшее постоянным почти во всех ОУ. Любые конкурсы для школ и учителей, нацпроект «Образование», другие проекты… Все требуют от педагогов: придумывайте, пробуйте, экспериментируйте, внедряйте что-то новое! Не отстают и родители: «Нужны свежие подходы, формы, методы работы с детьми…». Откликаясь на эти призывы, Центр детского творчества № 3 Кировского района г. Красноярска задумал провести педагогический совет «Инновационные подходы к дополнительному образованию детей и взаимодействие Центра с социумом». По мнению руководства образовательного учреждения, это один из вариантов стимулирования инновационной педагогической деятельности. Ведь очевидно, что для успешного осуществления инновационных процессов, нужны педагоги, имеющие желание и потенциал самостоятельно и творчески включаться в проектную деятельность.

Сегодня ваши коллеги предлагают вам, по сути, сценарий проведения такого мероприятия. Он сделан в режиме оргпроекта, так как коллектив Центра убежден в том, что именно он – рентген, создающий фотографический снимок невидимого внутреннего процесса, происходящего на педсовете. Организационно-педагогическая культура – это в первую очередь система командного управленческого подхода ко всему, что происходит в Центре.

Подготовительный этап носил динамичный характер: трижды администрацией обсуждались различные варианты проведения педсовета. Самое главное – чтобы каждый педагог увидел себя в инноватике и тем самым достиг поставленной цели: определил ресурсы развития инновационной деятельности в ЦДТ.

Команда управленцев во главе с директором понимала, что перед коллективом необходимо создать ситуацию, когда работать по-старому невозможно. Нужны определенные усилия, чтобы быть востребованными на рынке образовательных услуг. Задача организаторов педсовета заключалась в том, чтобы смотивировать педагогов на инновационную деятельность. Современное учреждение дополнительного образования, если оно хочет давать, действительно, образование, а не проводить внешкольную, внеучебную работу, в ближайшем будущем не сможет выжить на рынке образовательных услуг вне инноватики. С учетом этих особенностей и был построен педсовет, оргпроект которого мы предлагаем вашему вниманию.

Оргпроект заседания педагогического совета ЦДТ № 3

Тема: Инновационные подходы к дополнительному образованию детей и взаимодействие Центра с социумом.

Цель: Определение ресурсов развития инновационной деятельности в ЦДТ.

Задачи:

1. Определение профессиональных позиций педагогов в отношении развития Центра и возможных путей его изменения.

2. Анализ факторов, помогающих и препятствующих поддержке у педагогов активной профессиональной позициии.

3. Выстраивание организационной схемы управления ИД в ЦДТ.

Содержание работы педсовета

9.30 – 10.00 Регистрация педагогов

Живая музыка в зале (педагоги исполняют произведения на фортепиано, скрипке, аккордеоне).

10.00 – 10.05 Оргмомент

Вступительное слово директора. Установка на работу педсовета: обозначение темы, цели, задач и ожидаемого результата.

10.05 – 10.15 Выступление замдиректора по УВР

Инновационная деятельность – неотъемлемая часть аттестации ЦДТ.

10.15 – 10.30 Выступление методиста по проектной деятельности

Инновационная деятельность в ЦДТ: анализ, проблемы, перспективы.

10.30 – 11.00 Выступление заместителя директора по НМР

Установочный доклад

«Инновационное образование – требование времени. Место ИД в образовательном процессе Центра»

Являясь учреждением дополнительного образования детей, ЦДТ № 3 должен учитывать в своей работе направления образовательной политики всех уровней.

Федеральный уровень. Национальный проект «Образование». Основное требование – инновационное образование (не передача знаний, а овладение базовыми компетентностями).

Инновация, т.е. нововведение, новшество, то, чего не было до сих пор.

Региональный уровень. «Изменения в системе образования должны происходить комплексно. Никакое отдельно взятое направление не способно дать системного эффекта.» (И. Калина, директор Департамента государственной политики в сфере образования МОН РФ).

Приоритеты региональной образовательной политики:

– Запуск системных изменений в сфере образования Красноярского края.

– Развитие институтов гражданского общества.

– Становление менеджмента в образовании.

– Поддержка лидеров.

Что делается уже сегодня и где мы, Учреждение Дополнительного Образования Детей (УДОД)?

Цифры: система ДО представляет в крае 191 учреждение, где занимаются 169 726 детей в возрасте от 6-ти до 18-ти лет.

Факты:

  • Программа «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», ориентированная на повышение стартовых возможностей старшеклассников (стартовые возможности ребят разных районов мегаполиса также не равны).

  • Интеллектуальные, творческие конкурсы.

  • Программы летнего образовательного отдыха.

  • Стимулирование инновационных программ общего образования.

  • Поощрение лучших учителей, воспитателей детских садов (но не педагогов дополнительного образования).

  • Поддержка инициативной и талантливой молодежи – именные стипендии для одаренных детей, достигших значительных результатов в международных, общероссийских, межрегиональных, окружных и краевых соревнованиях, конкурсах.

  • Информатизация образования (УДОД не входят в перечень образовательных учреждений, подлежащих компьютеризации в рамках приоритетного национального проекта «Образование»).

Проблематика системы дополнительного образования детей:

  • Чиновники и школы (гимназии, лицеи) не видят в нас необходимости: первые считают, что то, чему мы обучаем детей, относится не к образованию, а к культуре, вторые просто не хотят делиться часами (например, при организации профильного обучения и предпрофильной подготовки большая часть времени отводится предметным курсам). Если посмотреть на эту проблему с другой стороны – педагоги УДОД сами не очень активно позиционируют свои образовательные программы и социально значимые проекты педагогическому сообществу школ, родительской общественности, бизнес-структурам.

  • Из школы практически «выпала» система воспитания, ей некогда давать необходимые социальные навыки коммуникации, мало опыта коллективных проектов. Вроде бы вывод однозначен: «выпало» из школы – подхватывай, УДОД! Но…

Готовы ли педагоги дополнительного образования (большинство из них и не являются педагогами по профессиональному образованию) работать в инновационном режиме, учитывая разнородность интересов, формируя у детей:

  • ключевые компетентности;

  • способность к ответственному выбору, в том числе образовательных программ, способов представления образовательных достижений;

  • навыки построения индивидуальной образовательной траектории?

Готовы ли педагоги дополнительного образования разрабатывать и внедрять новые образовательные программы, способствующие созданию ученического образовательного продукта?

Каков наш вклад в продвижение собственного инновационного продукта (наличие у педагогов методических разработок и публикаций, привлечение инвестиций через участие в грантовых конкурсах, сертификация авторских разработок и т.д.)?

Мы надеемся, что сегодняшний педсовет поможет нам увидеть ресурс развития инновационной деятельности в ЦДТ, а также ее место в образовательном процессе.

Приложение

Организационная схема управления развитием ЦДТ

В проектные группы, созданные по четырем направлениям (музыкально-хоровое, эстрадно-театральное, спортивно-техническое, художественно-прикладное), могут войти педагоги и воспитанники Центра, ребята клубов по месту жительства, старшеклассники и преподаватели образовательных учреждений района, представители родительской общественности и бизнес-структур. В центре внимания – детско-взрослые проекты, поддержка инициативы ребят, создание образовательных программ детьми для детей, а также педагогами для новых аудиторий – преподавателей других образовательных учреждений, родителей и др.

Для организации движения «Дети детям», рекламы и привлечения спонсорских средств, поиска грантов, научных руководителей, консультантов, описания и мониторинга событий в проектных группах необходимо создание менеджерского центра.

Проекты разрабатываются пошагово в проектных группах, затем проходят экспертизу и утверждаются административно-научно-методическим советом. Детские проекты проходят апробацию в рамках сетевого районного проекта «Дети детям». Педагоги-организаторы работают в движении, сопровождая детские общественные организации клубов по месту жительства. Для освещения событий, привлечения в движение детей и взрослых г. Красноярска и других городов создается сайт «Дети детям».

События в проектных группах, мониторинг становления проектировочной культуры педагогов и движение по проектам описываются методистом по проектной деятельности и выставляются на сайте РУО в страничке «УНО. Методическая копилка».

11.00 11.40 Проектно-аналитическая игра «Мой выбор»

1. Рассмотрение возможных позиций в отношении развития ЦДТ, понимание педагогами их сути (см. табл.).

Таблица

Позиция

Деятельность

Стимул

Позиция А – «Работник- специалист»

Работает по лицензированной ОП, утвержденной АНМС

Может получить рейтинговые баллы за высокие результаты работы по ОП (% в зависимости от уровня предъявления результатов

Позиция В – «Автор-профессионал»

Может стать разработчиком собственной новой программы или проекта, не привлекая к их реализации других педагогов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания или разрабатывать конкретный элективный курс, поэтому он готов включиться в инновационные процессы с этим содержанием. Ему требуется четкая задача с понятными границами, сроками, результатами

Может получить рейтинговые баллы за разработку, эффективную реализацию инновационной программы

Может подключиться к авторскому проекту в качестве исполнителя, может взять на себя определенный пласт, направление работы и вести его от этапа постановки задач до этапа внедрения и мониторинга. Он запрашивает конкретные формулировки задач и даже инструкции по выполнению от авторов

Получает баллы в зависимости от степени участия в реализации проекта

Позиция С – «Автор-проектировщик», «Соавтор-проектировщик»

Может стать руководителем группы, разрабатывающей межпредметный проект, или входить в ее актив, включаться с самого начала разработки. Проект должен объединять разных людей (детей, родителей, учреждения, педагогов и др.), т.е. быть масштабным, а в идеале – сетевым. Автор отслеживает эффективность работы, сотрудничает с другими участниками проекта, совместно с координационным советом вовремя корректирует планы и ситуацию

Получает рейтинговые баллы в зависимости от успешности и продуктивности продвижения по проекту

2. Анализ факторов, помогающих удерживать авторскую педагогическую позицию. Педагоги работают в двух больших группах. Им предлагается обсудить и заполнить следующие анкеты, используя для ответов пятибалльную шкалу:

5 – да, препятствует
4 – скорее да, чем нет
3 – и да, и нет
2 – скорее нет, чем да
1 – нет

Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.

Анкета 1

Факторы, препятствующие проявлению   авторской педагогической позиции:

1. Собственная инертность __________________

2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали…») ___________

3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации ___________________________

4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового в коллективе _______________________________

5. Отсутствие системы работы в этом направлении в структурном подразделении __________________

6. Состояние здоровья ______________________

7. Недостаток времени _____________________

8. Стесненные жизненные обстоятельства ____________________________________________________

9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности у руководства и коллег ____________

10. Потеря интереса к педагогической деятельности ________________________________________

11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться ____________________________

12. _______________________________________

13. _______________________________________

Анкета 2

Факторы, способствующие формированию авторской педагогической позиции:

1. Налаженная система методической работы ______________________________________________

2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться _______________________________________

3. Пример и влияние коллег _________________

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя ____________________________________

5. Интерес к педагогической деятельности ____

6. Личный пример руководителя ОУ __________

7. Возможность признания в коллективе _____

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать _________________

9. Система материального стимулирования ___________________________________________________

10. Потребность в саморазвитии _____________

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе ________________________

12. _______________________________________

13. _______________________________________

Педагоги Центра выделили наиболее важные, с их точки зрения, факторы, способствующие удержанию авторской позиции:

  • Налаженная система методической работы.

  • Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.

  • Интерес к педагогической деятельности.

  • Личный пример руководителя ОУ.

  • Возможность признания в коллективе.

  • Новизна деятельности, возможность экспериментировать.

  • Система материального стимулирования.

  • Атмосфера сотрудничества и поддержки в коллективе.

Также были названы факторы, препятствующие проявлению авторской позиции:

  • Недостаток времени.

Отсутствие объективной информации о деятельности педагога у руководства и коллег.

3. Самоопределение каждого педагога по имеющейся и желаемой позициям.

Педагогам предложено провести рефлексию происходящего на педсовете и отметить на листочках:

а) позицию, которую они занимали до заседания педсовета;

б) позицию, которую они хотели бы занять после педсовета.

11.40 – 12.00 Кофе-пауза

Работа аналитической группы, составление диаграммы.

12.00 – 12.10 Аналитика самоопределения

Итоги диагностики:

Факторов, стимулирующих формирование авторской позиции, выделено гораздо больше, чем препятствующих ее проявлению. Изменилось и распределение педагогов по позициям в отношении развития Центра.

Распределение педагогов по позициям

В диаграмме четко прослеживается, насколько поменялись позиции педагогов: если позиция А (Работник-специалист) до педсовета занимала лидирующее положение (70%), то после него это лишь 34%.

9% позиции В (Автор-профессионал) сменились на 16%.

И самый убедительный показатель – позиция С (Автор-проектировщик): 50% педагогов хотели бы занимать данную позицию (+29%). В дальнейшем эти данные будут использоваться в работе координационного совета по проектной деятельности.

12.10 – 12.20 Установка на работу в группах

Очень важный момент, когда в группах каждому педагогу предоставляется возможность, осмыслив свой ресурс, предложить педагогическому сообществу новацию, идею будущего проекта, а также найти партнеров по его реализации.

12.20 – 12.50 Работа групп

Все педагоги Центра приняли участие в работе следующих групп:

1. Музыкально-хоровое отделение.

2. Эстрадно-театральное отделение.

3. Спортивно-техническое отделение.

4. Художественно-прикладное отделение.

5. Детские объединения («Перекресток», клубы).

6. Менеджерский центр.

В каждой группе работали педагоги, контролирующие содержание и время.

Алгоритм работы в группе:

1. Что нового я могу предложить как автор-проектировщик для:

– детей;

– педагогов (в т.ч. другие ОУ);

– родителей, др. взрослых?

2. В какой позиции остальные педагоги отделения готовы встроиться в этот проект?

12.50 – 13.50 Доклады от групп

1. Эстрадно-театральное отделение

  • Проект «В супермаркете».

2. Художественно – прикладное отделение

  • Проект «Творческое сотрудничество: родители, дети, педагоги».

  • Проект «Оформление ЦДТ № 3 в фирменном стиле: создание имиджа».

  • Проект «Творческое ателье-магазин».

  • Проект «Возрождение творчества» (мастер-классы для родителей микрорайона).

  • Проект «Отблески» (творческая мастерская в электронном варианте).

3. Спортивно-техническое отделение

  • Проект «Наш звездный час». Аэрошоу с участием СибГАУ и спортсменов – любителей авиамоделирования.

4. Музыкально-хоровое отделение

  • Проект «Районный инструментальный конкурс».

  • Проект «Клуб (фестиваль) бардовской песни».

  • Проекты: «Дидактические игрушки» (дидактические наглядные пособия).

  • Проект «Юный композитор».

  • Проект «Музыкальная семья» (совместные уроки фортепиано для ребенка и родителя).

5. Детские общественные организации

  • Проект «Контакт».

Подпроекты:

1. «Бюро добрых услуг».

2. «Вечерняя няня».

3. «Скорая помощь».

  • Проект «Дети детям».

  • Проект «Гуманитарный клуб «Новые горизонты».

6. Менеджерский центр

Направлениями деятельности менеджерского центра могли бы стать:

1. Изучение рынка образовательных услуг.

2. Получение заказа на реализацию детского интеллектуального продукта.

3. Создание базы данных о проводимых мероприятиях в образовательных учреждениях района в течение года и определение возможности «встраивания» в них воспитанников ЦДТ.

Мы считаем, что ведущими мотивами в определении направленности к инновационной деятельности являются поисковый интерес и понимание педагогами творческой деятельности как высшей ценности.

Количество и спектр заявленных проектов подтверждает готовность ряда педагогов быть востребованными на рынке платных образовательных услуг, свидетельствует, что у ЦДТ высокий потенциал инновационной деятельности, в целях оптимизации которой продумана и выстроена организационная схема управления инновационной деятельностью, предусматривающая координацию, экспертизу, четкую организацию и плавный переход к инновационной деятельности.

13.50 – 14.00 Представление организационной схемы управления ИД (см. схему).

Схема

Организационная схема управления инновационной деятельностью

Директор осуществляет общее руководство инновационной деятельностью ЦДТ.

Методист по инновационной деятельности занимается методическим сопровождением работы проектных групп.

Экспертный совет объединяет представителей административно-научно-методического совета и Большого Совета ЦДТ. Функции Экспертного совета – экспертиза идей, отслеживание этапов продвижения по проектам, принятие решения о финансировании инновационной деятельности педагогов в зависимости от степени их участия в реализации проектов.

В координационный совет входят руководители проектных групп. Его функции – координация действий, направленных на взаимодействие разных проектных групп друг с другом.

14.00 – 14.10 Принятие решения педсовета. Голосование.

Итоговый документ

1. Утвердить организационную модель управления ЦДТ в разрезе инновационной деятельности и осуществлять деятельность педагогического коллектива согласно данной модели с «___» _____ 2007 г.

2. Утвердить организационную схему управления инновационной деятельностью Центра.

3. Организовать работу координационного совета и проектных групп с «____» _________ 2007 г.

Отв. – методист по инновационной деятельности.

4. Разработать механизм стимулирования инновационной педагогической деятельности
до «___» _____ 2007 г.

Отв. – заместитель директора по НМР.

Уважаемые коллеги! Вас заинтересовал наш вариант проведения педагогического совета как формы стимулирования инновационной педагогической деятельности? Мы будем признательны, если вы поделитесь своими наработками по этой проблеме.

Татьяна ТРОФИМОВА,
заместитель директора по НМР,
Алла ВИГУЛЬ,
методист,
Центр детского творчества № 3,
г. Красноярск
Рейтинг@Mail.ru