Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2008

СОБЫТИЯ

Психология образования

Бережете ли вы себя?

«Вопрос о качественном психологическом образовании директоров школ и учителей стоит достаточно остро», – таков был вердикт участников IV национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение». * По их мнению, это вызвано рядом основополагающих причин – запросами быстроизменяющегося общества, модернизацией образования и реалиями жизни.

Директора не готовы к переменам

Участник конференции из Читы Т.И. Пономаренко выделил проблему психологической подготовки руководителей образования в отдельный контекст.

Директоров школы специально в высших учебных заведениях в основном не готовят к такой деятельности. Как правило, ими становятся учителя, обладающие авторитетом, то есть преподаватели высокой квалификации. Однако быть хорошим педагогом совсем не значит быть хорошим руководителем. Исследования показывают, что трудности руководства определяются скудными знаниями психологии управления, отсутствием необходимых коммуникативных навыков, неумением иерархировать цели и задачи деятельности, мыслить стратегически, системно и целостно.

В ст. 2 Закона «Об образовании» провозглашен один из принципов государственной политики в области образования – демократический, государственно-общественный характер управления, автономность образовательных учреждений. Концепция модернизации и Федеральная целевая программа развития, рассчитанная до 2010 года, предусматривают развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы. В данных документах сформулировано положение о том, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане: семья, родительская общественность, профессиональное сообщество, научные и культурные институты. Тем самым предполагается усилить взаимную ответственность всех субъектов.

Перечисленные параметры в значительной степени определят жизнь и деятельность школы. Это значит, руководитель автоматически попадет в измененные социально-психологические условия деятельности и вынужден будет мыслить и принимать решения по-новому. В большинстве своем директора психологически не готовы к таким переменам. Отсюда можно сделать вывод о необходимости расширения и углубления психологической подготовки руководящих кадров.

Одной из самых гибких образовательных структур, способных быстро реагировать на запросы общества, являются институты повышения квалификации работников образования. Наличие профессионалов высокого уровня, организационная мобильность позволяют достаточно быстро разрабатывать и внедрять (что уже делается, к примеру, в Читинской области) программы повышения квалификации переподготовки руководителей (менеджеров) образования. Они предполагают углубленное обучение теоретическим основам психологии управления и экономической психологии.

В такую курсовую подготовку обязательно включаются практикумы развития управленческих навыков, связанных с основным функционалом директора (планирование, организация, мотивация и контроль), тренинги развития личностного потенциала, психотерапевтические групповые и индивидуальные сессии по профилактике эмоционального выгорания и вырабатыванию навыков саморегуляции…

Особое внимание необходимо уделять развитию «специфического» мышления руководителя. К специфичности можно отнести умение мыслить и осуществлять лидерство на трех уровнях. Мета-уровень предполагает сформированность представления о своей миссии. Макро-уровень включает представление о роли лидера внутри организационной структуры; микро-уровень – это представление о статусе лидера, его личных возможностях и стиле деятельности.

Многолетний опыт общения с руководителями в ситуации повышения квалификации показывает, что описанные особенности мышления лидера, как правило, у слушателей не представлены и это, безусловно, снижает их эффективность, не позволяет в полной мере соответствовать современным требованиям.

Учителя в плену у противоречий

Важную тему профилактики эмоционального выгорания педагогов затронули Н.В. Лукьянченко и Л.П. Фальковская (Красноярск).

Современная ситуация затяжных и часто малопродуктивных реформ системы образования не может не сказаться на главных ее участниках – детях и педагогах. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении стала неотъемлемой частью инновационного развития. При этом большая часть программ направлена на здоровье подрастающего поколения, помощь же учителям в выборе оптимальных стратегий сохранения собственного соматического и психологического здоровья остается далеко не приоритетной задачей.

Для учителей со стажем 15 лет и более характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание»

Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы первое место занимает ее высокая психическая напряженность. Ремесло учителя – одно из самых сложных по стрессогенной нагрузке и противоречивости требований, предъявляемых к личности и ее адаптивным возможностям. К актуальным противоречиям этой профессии можно отнести следующие:

– низкий престиж педагогической специальности, и в то же время возложение на школу ответственности за качество подготовки выпускника, формирование новой личности, способной обеспечить поступательное движение общественного прогресса;

– ориентация на нормативные стандарты качества и высокий уровень подконтрольности деятельности учителя в сочетании с требованием творческого подхода;

– требование установления доверительных отношений с учениками и открытость деятельности
для множества критических отношений и оценок (учеников, родителей, администрации, общественности и даже СМИ, активизировавших свой далеко не всегда позитивный интерес к школе);

– включение способности к переживанию и сопереживанию в профессионально значимые качества педагога, а между тем сам он в силу позиции, что учитель – человек без слабостей, получает очень мало эмоциональной поддержки;

– нацеленность на исправление ошибок («стратегия красного карандаша») в сочетании с необходимостью поддерживать ребенка, родителей, создавать продуктивную, оптимистическую атмосферу;

– широта коммуникативного поля при требовании индивидуального подхода, глубокого понимания ученика;

– выраженная стрессогенность профессии при отсутствии материальных возможностей компенсации на уровне оздоровительных процедур.

Прессинг противоречий истощает адаптивные ресурсы учителей. В многочисленных психологических, медицинских, социологических исследованиях показано, что они как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения педагогического стажа. Для учителей, проработавших в школе 15 лет и более, характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание».

Риску возникновения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) особенно подвержены лица, предъявляющие к себе непомерно высокие требования. Входящие в эту категорию личности ассоциируют труд с миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Также возникновение невротических расстройств могут провоцировать жесткие временные рамки (урок, четверть, год) и организационные моменты (нагрузка, расписание, кабинет).

В рамках взаимодействия красноярского Центра ПМСС № 5 «Сознание» с образовательными учреждениями выстроена система психологического сопровождения педагогов. Основные целевые блоки цикла тренинговых занятий представлены так:

1. Актуализация мотивации здоровьесбережения.

2. Формирование чувствительности к уровню своего психоэмоционального функционирования, навыков самомониторинга.

3. Ситуативная саморегуляция (короткие восстановительные процедуры), системная саморегуляция (систематические сессии самовосстановления).

4. Овладение основами профессиональной психогигиены, включающими:

– самоменеджмент как средство оптимального временного и организационного структурирования профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей педагога;

– формирование продуктивных поведенческих стратегий реагирования в сложных, стрессогенных ситуациях.

Уважаемые директора! У психологов возникли трудности, так как работа с педагогами основана на внешней мотивации (заказ со стороны администрации). Лекции с полезными рекомендациями оказываются вследствие этого малорезультативными. Материал вызывает сопротивление как навязанный.

Психолог и инновационная школа

Р.А. Лачашвили и Е.В. Орлова из Москвы рассуждали на тему «Социальный заказ на психологическое образование с позиции инновационной общеобразовательной школы».
В настоящее время спектр потребностей, предъявляемых общеобразовательной школой к психологическому образованию, существенно расширяется. Это относится как к подготовке и переподготовке педагогов всех специализаций, так и к подготовке школьных психологов. В школе всегда были и продолжают оставаться таковыми логопеды и дефектологи, а также специалисты, умеющие диагностировать развитие и состояние психики, предлагать и проводить коррекционные занятия. Отдельной и очень важной стороной работы психолога в школе можно считать популяризацию психологических знаний среди педагогов, учащихся и их родителей.
Однако в условиях инновационной школы, в которой изменяется не только содержание образования, но и его методология и технологии, требуется использование психологических знаний в повседневной жизни школы и в проектировании и внедрении инноваций, когда происходят изменения организационной культуры ОУ, выстраиваются новые отношения с родителями и другими участниками образовательного процесса.
Таким образом, подготовка школьного психолога должна обеспечивать ему возможность не одного проведения диагностики и коррекции, но и активного участия во всех этапах проектной деятельности, включая индивидуальное и групповое самоопределение, проблематизацию, постановку задач, планирование, управление и рефлексию.

Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА

___________________

* Организаторы – Федерация психологов образования России, Минобразования и науки РФ, Департамент образования г. Москвы, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГППУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Психологический институт РАО, Институт психологии РАН.

Рейтинг@Mail.ru