Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2008

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Перспективы КПМО

Регламентные работы

КПД управлений образованием должен повыситься

21 регион-победитель первого конкурса на финансовую поддержку реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) весь прошлый год самоотверженно трудился, вводя новую систему оплаты труда, нормативное подушевое финансирование и развивая сети школ. Они показывали пример остальным территориям, и он оказался заразительным. Следующие 10 регионов подхватили эстафетную палочку. Их явно не остановили трудности первопроходцев…

Напомним, что на десять мест регионов-победителей 2008 года претендовал 31 субъект РФ. И это при том, что средства федерального софинансирования КПМО не являются для победителей определяющими. То есть, деньги, конечно, идут, но регион все равно тратит гораздо больше. А это свидетельствует о том, что финансовые средства внутри региона есть, как есть и желание проводить комплексную модернизацию.

Подтверждением тому стало и Всероссийское совещание «Деятельность муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации основных направлений государственной образовательной политики», организованное Федеральным институтом развития образования (ФИРО) *.

Подобное мероприятие состоялось впервые, но очень вовремя. По признанию организаторов, как раз сейчас крайне важно зафиксировать общие подходы к анализу проектных изменений. Ведь все новые разработки, документы, положения, экспертные толкования вводимых новшеств, то есть реальная проблематика и изменения лежат именно на плечах муниципальных органов управлений образованием.

Для конструктивного разговора пригласили как представителей тех регионов, которые в течение прошлого года осваивали направления КПМО, так и тех, кто еще только приступает к новой работе. Всего на совещании присутствовали представители 58 регионов. В первый день приняли участие в пленарном заседании более 100 человек. Отметив, что в настоящее время продуктивные отношения между муниципалитетами и руководством регионов налажены, представители Минобрнауки констатировали, что большинство проблем решаются в итоге на муниципальном уровне. И потому важно, чтобы руководители на местах понимали всю цепочку происходящих изменений, были хорошо информированы о трудностях и перспективах КПМО, осознавали то, что уже сделано и своевременно планировали то, что предстоит изменить.

Согласно сценарию встречи, вначале была обрисована ситуация в системе образования с 2001 года (начало модернизации) до сегодняшнего дня. Выступивший директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Игорь Реморенко обозначил некоторые ключевые точки, через которые мы шли к новой модели образования:

  • 2001 год – определение принципов и системы действий, диктующих, что именно предстоит сделать в ближайшие 10 лет в системе образования;

  • 2004 год – произведена смена ведомств и принят ряд принципиальных документов;

  • 2005 год – объявление о начале ПНПО, внедрение проектного управления;

  • 2007 год – на Совете по реализации ПНПО поставлена задача разработки новой модели образования; фиксация тех направлений, где стали происходить позитивные изменения;

Согласитесь, картина впечатляет. В общем-то, за семь лет в системе образования действительно пройден серьезный путь от хаотичных перемен к упорядоченным методам решения самых разнообразных проблем. Недоумение и непонимание со стороны руководителей школ, сомнения и колебания управленцев на местах так или иначе преодолены или преодолеваются. Разумеется, сказать сегодня о том, что нововведения всех устраивают, и все проходит легко и гладко, нельзя. Однако преобразования приняли действительно системный характер. Вот как описал их И. Реморенко.

– Минувший год был годом значительных законодательных изменений в сфере образования. Появился законодательный фон введения ЕГЭ с 2009 года, закон об автономном учреждении и целевом капитале и т.д. Проектная работа стала составляющей частью органов управления образованием. Появились критерии, по которым проходил отбор лидеров. Отработаны сетевые графики. Созданы формулы для расчета финансирования по прозрачным схемам. Сейчас министерство обновило модельную методику в качестве ориентира для регионов по внедрению НСОТ. Ее можно найти на сайте Минобрнауки, она откорректирована с учетом первого года работы с РКПМО, и ряд ее позиций стал более доступным для осуществления. Ну и, наконец, о качестве образования. Здесь тоже произошли некоторые подвижки. В частности, зафиксированы неплохие результаты в исследовании PIRLS, огромная работа проделана в рамках информатизации образования. Из этого следуют четыре главных задачи на ближайшее будущее:

1. Необходимо довести до ума то, что уже сделано на сегодняшний день. В первую очередь, имеется в виду развитие сети ОУ. В 2008 году мы планируем проект отработки модели школы, которая точно не попадает под реструктуризацию. Речь идет о таком варианте, когда есть отдаленная территория, где не работает никакая система со школьным автобусом, учащихся немного, и для них надо организовать насыщенное и качественное образовательное пространство.

2. Провести в 2008 году обсуждение макета и непосредственно содержания образовательных стандартов, максимально привлекая профессиональное сообщество. За основу при этом взять ключевые характеристики нового качества образования (умение выпускника школы ориентироваться в огромном информационном поле, находить решения и успешно их реализовывать в жизни).

3. Кадровое обновление, повышение квалификации. И здесь опора на инновационные школы и на те достижения, которые есть в опыте работы успешных учителей, крайне принципиальна и важна.

4. Отработка механизмов оценки качества образования. В частности, в феврале этого года мы хотели бы обновить положение об аттестации учителей.

Кроме вышеперечисленных задач, которые будут определять жизнь работников управлений образованием в регионах и руководителей школ в нынешнем году, присутствующие обозначили еще несколько тенденций.

В частности, в контексте разговора о нормативном подушевом финансировании прозвучало словосочетание «брендообразующий фактор ОУ». По словам представителя министерства, муниципалитеты совместно со школами должны работать над тем, чтобы постепенно у каждой школы была найдена ее самая сильная сторона, определено ее ярко выраженное направление работы. Это позволит уделять большее внимание развитию определенного направления каждой конкретной школы и предлагать учителям, ведущим «брендовые» предметы, развивающим «брендовые» направления ОУ, большую заработную плату.

По замыслу чиновников профильного ведомства, на муниципальном уровне должно непременно произойти и рейтингование школ. Причем, на достаточно прозрачных основаниях. Это позволит, по их мнению, напрямую заинтересовать руководителей ОУ в системных изменениях, происходящих на территории их районов, и выводящих школу на качественно новый уровень.

Информативным было и выступление представителей тех регионов, которые в течение 2007 года работали в рамках КПМО. В частности, начальник Департамента образования Тверской области Алексей Каспржак убеждал собравшихся в том, что необходимо кардинально изменить отношения между региональными и муниципальными органами управления образованием и, далее, – между муниципальными органами и школой. «Директор школы должен обладать всеми правами и возможностями, которые позволяют ему предоставлять качественные образовательные услуги, а для этого он должен быть свободен в принятии решений, – заметил А.Каспржак. – Эту свободу в правовых и организационных рамках, в рамках системы происходящих реформ, должны обеспечивать муниципальные органы. Их руководители должны осознать, что, если в работе чиновников не произойдут изменения, они не произойдут и в школе. А по большому счету, если директор школы не станет менеджером, то дети, которые у него учатся, не научатся управлять своей жизнью».

Если эта мысль и звучит несколько пафосно, то только в первое мгновение. По сути, речь здесь идет об умении договариваться на определенном уровне, расставлять приоритеты и намечать цели. А ведь именно этому мы сегодня и пытаемся научить детей в школах. Так что муниципальные органы управления образованием вполне могут подать пример подрастающему поколению…

Программа совещания предусматривала также ответы представителей Минобрнауки на вопросы и общение на переговорных площадках и круглых столах. Здесь были подняты, к примеру, такие темы, как «организация экспериментальной деятельности на федеральном уровне», «экономические вопросы функционирования и развития сети ОУ на муниципальном уровне» и т.п. Подобное общение «вживую» регионы всегда очень ценят, поскольку оно действительно позволяет им получить информацию из первых рук.

Но самый, пожалуй, существенный итог этой встречи в том, что фактически перед главными действующими лицами, реализующими федеральную образовательную политику, – муниципальными органами управления образованием и школами – были поставлены внятные задачи на будущее, обозначены направления движения, спектр тех изменений, которые должны произойти в ближайшее время, и дан в руки инструментарий (в виде опыта регионов, расчетных методик, комментариев экспертов и т.д.).

… В завершении совещания вдруг вспомнилось существующее в авиации понятие – регламентные работы. Вы, конечно, знаете, что это означает регулярное проведение определенных процедур с самолетом через четкие интервалы времени, причем независимо от реального состояния механизма воздушного судна. В нашей системе образования нынче происходит нечто подобное. К счастью, становятся заранее известны те действия и маневры, которые должны совершить школы, чтобы прийти к нужному результату. И согласно принятым правилам, муниципалитеты могут помогать ОУ работать в правильном направлении, с наибольшим КПД.

Только школа, конечно, не самолет. И потому корректировать ее «механизм» в процессе КПМО все-таки нужно, причем, внимательно, осторожно и с любовью. Принудительное выполнение регламентных работ она может просто не выдержать.

Комментарий

Такое направление КПМО как «Деньги в обмен на обязательства» обозначилось в национальном проекте «Образование» год назад. Его смысл – в поддержке тех, кто готов осуществлять пусть и непопулярные изначально, но крайне значимые в целом для социальной сферы реформы. В частности, это касается регионов, внедряющих КПМО.
Некоторые итоги сделанного комментирует директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Игорь РЕМОРЕНКО.
– Это направление должно стать долгосрочным, перечень обязательств, за выполнение которых может быть получена федеральная поддержка, может быть в перспективе расширен: образовательное кредитование, развитие охвата дошкольным образованием, система начального и среднего профобразования как система ресурсных центров и т.д.
Если же ориентироваться на те обязательства, которые обозначены в РКПМО, то можно прогнозировать следующие изменения.
Первый уровень изменений – институциональный. Это системные изменения, новые механизмы управления образованием, которые будут осуществляться по пяти основным направлениям.
В первую очередь, это оплата труда педагогов. В фонде оплаты труда появляются две части – базовая и стимулирующая. Стимулирующая будет последовательно увеличиваться по мере повышения эффективности системы образования и к концу проекта составит до 40% в фонде оплаты труда каждой школы. Решения по распределению стимулирующих надбавок фонда будут приниматься школьными управляющими советами. Кроме того, зарплата будет зависеть не только от количества проведенных уроков, но и от выполнения учителем многих иных видов деятельности, их сложности и интенсивности, что приведет к более рациональному школьному расписанию, комплектованию классов и штатов.
Наряду с совершенствованием оплаты труда учителей изменяются и принципы начисления зарплаты школьной администрации. Главный общий результат здесь – оптимизация соотношения между фондами зарплаты учителей и остальных работников, что будет вести к оптимизации управленческого аппарата учреждения. Зарплата руководителя будет зависеть от средней зарплаты педагогов. А это мотивирует директора на повышение доходов учителей. Также для руководителей будут установлены надбавки, распределяемые с участием общественности.
Новые принципы оплаты труда взаимосвязаны с изменением механизма финансирования школ. Финансовые средства на реализацию Госстандарта будут выделяться школе в расчете на каждого учащегося по установленному региональному нормативу. Основные институциональные результаты по данному направлению комплексных проектов следующие:
– доведение средств подушевого норматива по числу учащихся до каждой школы. Этот механизм стимулирует ОУ к привлечению учащихся, а значит, к росту качества предоставляемых образовательных услуг;
– норматив на реализацию Госстандарта помимо средств на зарплату включает средства на учебные расходы, на оснащение учебного процесса. По мере перехода на нормативное финансирование доля учебных расходов вырастет почти в два раза и составит во всех регионах около 10%. Это позволит своевременно обновлять учебное оборудование и оснащать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.
Институциональные изменения запланированы и по остальным направлениям КПМО. В том числе:
– внешняя объективная итоговая аттестация выпускников;
– ресурсная поддержка позитивных изменений, происходящих в сети ОУ;
– участие общественных советов в принятии управленческих решений в школах и муниципальных системах образования.
Второй уровень изменений – социальные эффекты модернизации – результаты, которые непосредственно почувствуют граждане. Это улучшение качества образования и условий его предоставления. По окончании проекта в регионах-победителях не менее 70% школьников (в три раза больше, чем сейчас) смогут учиться в современных здоровьесберегающих и развивающих условиях независимо от места жительства.
Можно предположить, что все направления национального проектирования найдут свое отражение в рамках построения модели образования, подготовка которой осуществляется в рамках перечня поручений Президента РФ, данных им на Совете по нацпроектам в Белгороде в сентябре минувшего года. Контуры такой модели известны. Они состоят в самостоятельности ОУ при ясности государственных требований, прозрачности и осмысленности образовательной политики. В этих условиях значение деятельности муниципальных органов управления образованием будет только нарастать.
И уже сейчас можно предположить, что те структуры управления, которые оказались «за бортом» национального проектирования, позднее окажутся рудиментарными по отношению к обновленной системе управления и перестанут существовать.

Яна САРТАН

____________________

* ФИРО создан в 2005 году. Проводит комплексные научные исследования и разработки в сфере образования, осуществляет научно-методическое обеспечение приоритетных направлений развития образования.

Рейтинг@Mail.ru