Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

НМР

И педагоги, и исследователи, и консультанты…

Организация экспериментальной деятельности педагогов в условиях инновационного ОУ

Особенность Усть-Илимского экспериментального лицея состоит в том, что вся его образовательная деятельность является экспериментальной. В ее рамках жесткое разграничение между учебно-методической, научно-методической и научно-исследовательской работой вряд ли целесообразно. На наш взгляд, данное положение типично для школ инновационного типа, коллективы которых являются одновременно и педагогическими, и исследовательскими.

В организации деятельности таких образовательных учреждений различные формы кооперации, сотрудничества, взаимодействия на межличностном уровне преобладают над мерами административного воздействия. А главными целями научно-методической работы являются:

  • достижение качественно нового уровня образования учащихся;

  • обеспечение роста педагогической и исследовательской компетентности учителя;

  • обобщение, научное обоснование и распространение опыта инновационной деятельности.

Планирование и организация научно-методической и опытно-экспериментальной работы (НМР и ОЭР) проводится на основе проблемно-целевого анализа, в ходе которого определяется характер внедряемых инноваций и экспериментов по их проверке, выявляется уровень готовности педагогов к данной деятельности.

Так, реализуемые в лицее инновации, можно условно распределить по четырем уровням:

1. Институциональные – создание модели инновационного общеобразовательного учреждения с разновозрастной организацией учебного процесса и технологии ее переноса.

2. Организационные – изменение возрастной структуры обучаемых групп, системы предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.

3. Содержательные – обновление содержания образования, изменение его структуры (подготовка учебных программ и других компонентов УМК).

4. Технологические – разработка вариантов (моделей) концентрированного обучения, применяемых в рамках «погружений» форм и методов.

Безусловно, при такой объемной работе важно исследовать эффективность инноваций, степень их влияния на высокие показатели образовательной деятельности лицея. Чтобы это прошло успешно, необходимо выявить уровень готовности педагогов к подобному мероприятию. Мы применяем несколько модифицированную методику, предлагаемую А.С. Сиденко. Она предполагает выделение четырех уровней: опытный, опытно-экспериментальный, экспериментально-поисковый, экспериментально-исследовательский.

На основании собеседования, тестирования, анализа деятельности, методической и научной продукции учителя мы определяем четыре уровня экспериментальной деятельности учителя:

I уровень – учебно-методический – принимает участие в образовательном эксперименте по разновозрастному обучению, работает по предложенным ему программам, используя принятые в лицее методики и технологии;

II уровень – методический – разрабатывает авторский учебно-методический комплекс и использует его в учебно-воспитательном процессе;

III уровень – научно-методический – ведет экспериментальное исследование по собственной программе в составе исследовательского коллектива, представляет результаты в виде текстов сообщений, докладов, публикаций;

IV уровень – собственно научный – выходит на исследование диссертационного уровня.

Кроме того, мы используем сетевую программу «Мониторинг эффективности инновационной экспериментальной деятельности», разработанную психологами лицея (Т.П. Черных, Е.А. Шалашная).

С ее помощью выявляются как результат деятельности экспериментатора (что планировалось в ходе эксперимента), так и «эффекты» деятельности (что не планировалось, но произошло) – неучтенное состояние исследуемого объекта. Иногда последнее является очень важным.

На основе базисных компонентов опытно-экспериментальной работы (мотивационный, когнитивный, регулятивный, эмоционально-волевой, оценочный) в нашем лицее мы выделили следующие критерии определения уровня готовности учителя к исследовательской деятельности:

1. Высокий творческий потенциал.

2. Энергичность, выносливость к длительным нагрузкам.

3. Объективность, умение признавать свои ошибки.

4. Владение информационными технологиями.

5. Способность к саморазвитию.

6. Личностная готовность экспериментатора («хочу» и «имею для этого способности»).

7. Технологическая готовность («умею» и «делаю»).

8. Владение теорией и практикой проведения педагогического эксперимента.

9. Способность к рефлексии.

В результате оценивания определяются пять уровней готовности педагогов к экспериментальной деятельности:

I уровень – крайне-отрицательный, недопустимый;

II уровень – критический;

III уровень – допустимый;

IV уровень – оптимальный, положительный;

V уровень – активно-положительный.

Интересно, что выявленные двумя разными способами, уровни в целом совпадают (кроме I – «недопустимый»).

Кстати, исследования, проведенные в лицее, показали, что около 50% членов педагогического коллектива можно отнести к III и IV уровням.

Для формирования и повышения исследовательской компетентности учителя, наряду с целенаправленным самообразованием, необходима специальная подготовка. Так, лицей отчасти решил данную проблему, благодаря сотрудничеству с Институтом повышения квалификации работников образования (г. Иркутск), Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ, Институтом образовательной политики «Эврика». Сегодня 30% педагогов лицея имеют квалификацию учителя-исследователя, 13% – методиста-проектировщика курсов в системе развивающего обучения.

На наш взгляд, значительную роль в мотивации учителя к инновационной деятельности играют курсы метапредметной, общекультурной направленности, хотя, разумеется, не стоит отказываться и от узкопредметной методической подготовки.

В план занятий методического семинара, постоянно действующего в лицее, наряду с традиционной тематикой, включены вопросы, связанные с обоснованием и разработкой авторских учебных программ, в том числе и сетевых (в электронном варианте), программ проведения психолого-педагогического эксперимента, ведением сопутствующей документации. На семинарах, после фронтальной работы со всем коллективом, осуществляется совместное проектирование в группах и оказание индивидуальной помощи каждому учителю, который в этом нуждается.

Важным является также проведение психологического лектория, где рассматриваются теоретические проблемы и даются практические рекомендации по психологическому сопровождению экспериментальной деятельности.

Опыт показывает, что наибольшие затруднения при организации индивидуальной научно-методической работы вызывают проблемы как объективного характера (занятость учителя собственно учебной и воспитательной нагрузкой, недостаточное материальное стимулирование научной деятельности), так и субъективного (трудность в отношении к своим педагогическим действиям, как к предмету научного исследования).

Помимо готовности педагогического коллектива к эксперименту, в любом ОУ, где он проводится, важно также присутствие ряда институтов, санкционирующих, организующих, направляющих и координирующих научно-методическую и экспериментальную работу учителей.

В нашем лицее эти роли выполняют специальные педагогические советы. Ими определяются основные направления научно-методической и исследовательской деятельности на учебный год, заслушиваются ежегодные отчеты ответственных за тот или иной сегмент работы, утверждается Программа экспериментальной деятельности, рассматривается и принимается очередная Программа развития образовательного учреждения, а также избирается научно-методический совет лицея (НМС).

Значительную роль в мотивации учителя к инновационной деятельности играют курсы метапредметной, общекультурной направленности.

В состав этого органа входят руководители всех методических и исследовательских объединений, заместители директора по учебной и воспитательной работе, психологи, педагог-организатор научного творчества лицеистов, ответственный за предпрофильную подготовку и профильное обучение.

На заседаниях НМС обсуждаются и утверждаются программы временных и постоянных исследовательских коллективов, кафедр, психологической службы, тематика индивидуальных педагогических исследований. Советом даются рекомендации для поступления в аспирантуру, обсуждается система стимулирования НМР и ОЭР, направляются на рассмотрение в городской экспертный совет по инновационной деятельности учебно-методические материалы, тексты докладов и выступлений на научно-практических конференциях, утверждаются тематика детских курсовых работ и кандидатуры их руководителей, план издательской деятельности, а также программы проведения в лицее «Недели наук», конференции лицеистов «Я открываю мир», Всероссийской конференции «Давайте, люди, никогда об этом не забудем».

Важными подразделениями в системе НМР являются кафедры – предметные и цикловые объединения педагогов математики и информатики, словесности, иностранных языков, общественных дисциплин, естествознания, дополнительного образования. Их координацией занимаются старшие учителя.

Мы считаем, что при небольшом количестве преподавателей одного предмета, в соответствии с особенностями совместной педагогической и опытно-экспериментальной деятельности в лицее, статус старшего учителя в большей степени соответствует характеру и содержанию данной работы, чем «руководитель ШМО». Традиционные методические функции подобных объединений присутствуют, но не являются определяющими в жизни кафедр.

Главная задача каждого нашего преподавателя – создание авторского программно-методического обеспечения своей педагогической деятельности. Эта работа строится по схеме экспериментального исследования. Поскольку в лицее осуществляется разновозрастное обучение, то в пояснительной записке излагается гипотеза о том, при каких организационных, содержательных и технологических условиях учащимися в индивидуальном темпе в течение трех лет будет освоен курс полной средней школы с опережением до одного года. Кафедрами также обеспечивается вариативная часть учебного плана лицея (элективные курсы) и подготовка программ дополнительного образования. Результатом становится не только УМК, но и выступления педагогов на педагогических чтениях и научно-практических конференциях.

Старший учитель при этом является главным разработчиком учебно-методического обеспечения. Разумеется, планирование, организация и координация, анализ работы кафедры, оказание методической помощи молодым учителям также входят в его обязанности, однако в сложившейся ситуации в лицее не приводят к «заорганизованности».

Для исследования эффективности основных положений Концепции лицея действуют две лаборатории:

– по проблемам разновозрастного образования (организационные инновации);

– по проблемам концентрированного обучения (технологические инновации).

Организация подобных долговременных исследовательских коллективов в школах может, на наш взгляд, строиться в соответствии с двумя подходами.

Первый предполагает объединение индивидуальных исследований по сходной тематике и работу сотрудников по общему плану, включающему организационные вопросы (уточнение тем, обсуждение программ экспериментов, хода и результатов их реализации, представление текстов докладов, выступлений, публикаций).

В лицее организована лаборатория концентрированного обучения. Определены ее тема – «Технология концентрированного обучения как часть образовательной системы, осуществляемой в Усть-Илимском экспериментальном лицее» и цель – «Описание и определение эффективности различных моделей концентрированного обучения». В составе лаборатории в разное время было от пяти до восьми сотрудников, соответственно, реализовывалось столько же программ исследования, применения вариантов данной технологии при изучении конкретных предметов. Общий результат – выявление ее инвариантной составляющей. Примеры тематики индивидуальных исследований: «Мониторинг развития общеучебных, профильных и специальных компетенций в разновозрастных группах естественнонаучного профиля в системе концентрированного обучения», «Формирование математических компетенций в профильных группах разновозрастного состава с использованием технологии концентрированного обучения», «Построение погружений по физике по законам методологии как условие приобретения системных знаний» и др.

При втором подходе исследование осуществляется по общей программе, а ее автор или один из соавторов является заведующим лабораторией, сотрудники же работают по индивидуальным планам, составленным под его руководством. Такая программа эксперимента по теме «Исследование влияния межвозрастного взаимодействия на становление личности подростка» в настоящее время разрабатывается для второй лаборатории в лицее. Ее целью является определение факторов, влияющих на становление личности подростка в разновозрастных группах. Численность сотрудников примерно такая, как и в первой лаборатории. Таким образом, в состав этих групп входит около половины педагогов.

Результаты деятельности сотрудников лабораторий отражаются в докладах на научно-практических конференциях разного уровня, в публикациях.

Для создания модели реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в разновозрастных учебных группах образован временный исследовательский коллектив (ВИК) во главе с человеком, ответственным за это направление работы лицея. Наряду с разработкой технологии организации образовательного процесса, условий ее психологического обеспечения, членами ВИК изучаются проблемы предпрофильной подготовки в соответствии с индивидуальными темпами развития учащихся.

Важными подразделениями в системе НМР являются кафедры – предметные и цикловые объединения педагогов математики и информатики, словесности, иностранных языков, общественных дисциплин, естествознания, дополнительного образования. Их координацией занимаются старшие учителя

Лицей решает сложную задачу по распространению опыта инновационной деятельности педагогического коллектива в целом и его отдельных членов. Наиболее продуктивной в этом плане является подготовка специалистов разновозрастного обучения.

Поскольку ни вузы, ни ИПК до сих пор решением подобной задачи не занимались, при поддержке ИОП «Эврика» на базе лицея в 2002 году был образован Инновационный центр подготовки кадров по специальности «учитель разновозрастного обучения» (ИЦПК). Педагоги и руководители лицея при этом оказались в роли преподавателей взрослых, консультантов, трансляторов, прошедших экспериментальную проверку инноваций.

Цель ИЦПК – методическое обеспечение реализации модели (идеи) разновозрастного обучения в образовательных учреждениях и организациях разного типа.

Для этого необходимо решение ряда задач:

  • разработка технологии переноса данной модели;

  • подготовка учителей разновозрастного обучения и необходимых для их работы методических материалов;

  • организация деятельности экспериментальных площадок.

Эти задачи еще далеко не решены, однако в процессе работы сложилась определенная процедура подобного переноса. Она включает ряд этапов и блоков с соответствующим содержанием:

1. Рекламный.

  • Публикации в периодической печати.

  • Работа по пополнению электронной библиотеки сайта МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей».

  • Распространение книг из серии «Библиотечка разновозрастного обучения».

2. Теоретический.

  • Проведение стационарных и выездных семинаров, в программу которых включен лекционный материал по следующей тематике:

– Основные положения (идеи) теории развивающего обучения.
– Основные положения теории деятельности.
– Дидактические основания разновозрастного обучения.
– Технология концентрированного обучения (погружение).
– Содержание образования при разновозрастном обучении.
– Особенности организации разновозрастного обучения в МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей».
– Особенности проектирования разновозрастного образования в сельских малочисленных и малокомплектных школах.

3. Практический.

  • Осуществление формирующего эксперимента на базе двух дочерних площадок – образовательных учреждений г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района. В них созданы и успешно работают консультационные пункты, в которых учителя лицея оказывают помощь по формам организации преподавания в разновозрастных группах, составлению учебных (образовательных) программ, программ реализации индивидуальных исследований.

  • Организация стажировки педагогов и руководителей ОУ на базе экспериментального лицея.

4. Подготовка необходимого пакета документов.

Он включает программы развития школы, общешкольные и локальные программы экспериментов, учебные планы, учебно-методические комплексы (образовательные программы по предмету, учебные пособия, задачники, рабочие тетради, тесты и т.д.).

В данный пакет также входит сетевая образовательная программа для взрослых (авторы электронного варианта – М.М. Батербиев, В.М. Гуляев), которая используется для разработки программ экспериментов слушателями курсов.

Деятельность ИЦПК имеет научное и практическое значение. Так, идея и разрабатываемая модель могут стать одними из удачных вариантов решения проблем сельских малокомплектных и малочисленных школ.

Итоги научно-методической деятельности всех описанных объединений и педагогического коллектива подводятся на конференции, которую можно считать межтерриториальной, так как в ней принимают участие представители двух экспериментальных площадок, реализующих идею разновозрастного обучения (МОУ СОШ № 17 г. Усть-Илимска, МОУ «Невонская СОШ № 2»). В отличие от итоговых педсоветов, форма конференции более соответствует характеру эксперимента, демократична и информативна.

Эффективность сложившейся в лицее организации научно-методической работы подтверждается высокими показателями его образовательной деятельности как в рамках традиционного, так и компетентностного подходов.

В подготовке более 130 публикаций в научных, научно-педагогических, методических изданиях, таких как: «Народное образование», «Дидакт», «Перемены», «Педагогическая техника», «Школьные технологии» и другие, участвовало 22 работника лицея. 16 учителей являются авторами учебных программ, утвержденных областным экспертным советом по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. Остальными педагогами переработаны и адаптированы к условиям лицея заимствованные программы.

Издана также «Библиотечка учителя разновозрастного обучения», ведутся три диссертационных исследования, защищена диссертация по теме «Дидактические основы проектирования образовательного учреждения с разновозрастными учебными группами» (М.М. Батербиев).

Все это позволяет утверждать, что эксперимент, проводимый Усть-Илимским лицеем на протяжении уже 15-ти лет, вступил в стадию социализации.

Виктор ГУЛЯЕВ,
замдиректора по научно-методической работе МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»,
г. Усть-Илимск, Иркутская область
Рейтинг@Mail.ru