Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Научная деятельность

Школа и наука. Эти слова все чаще стоят рядом в тех или иных словосочетаниях и формах. Могут ли учителя всерьез заниматься научно-исследовательской работой? Нужно ли вовлекать детей в научную деятельность? Правомерно ли рефераты, которые делают дети, называть научными докладами? Эта тема интересна всем и обсуждается она в школьных стенах все чаще. Мы решили узнать позицию по этим вопросам у двух успешных школ. Своими соображениями делятся Лицей города Троицка и Усть-Илимский экспериментальный лицей.

Научная работа учителя – не самоцель

В 2006 г. лицей подмосковного города Троицка вошел в число победителей конкурса «Лучшие школы России». Кроме того, по результатам исследования PISA–2003 эксперты РАО включили его в список пяти российских школ, старшеклассники которых ответили на вопросы международного исследования PISA лучше, чем школьники Финляндии, занявшие в рейтинге первое место. По мнению директора лицея Николая КУЧЕРА, такому высокому результату способствовали научные занятия, воспитывающие умение мыслить и находить самостоятельное решение в любой ситуации.

– Наш лицей тесно сотрудничает с вузами (МИФИ, МФТИ, РУДН и другими) и научными учреждениями города Троицка, – рассказывает Николай Кучер, – среди родителей наших школьников немало сотрудников академических НИИ. Дети видят, что взрослые вокруг них занимаются наукой, и сами хотят себя в этом попробовать. При этом хочу подчеркнуть, что у нас – обычная муниципальная школа, хотя и с развитым школьным самоуправлением. В лицее давно уже работает школьный парламент. Уровень его решений меняется год от года, и не всегда в лучшую сторону. Но мы, учителя, стараемся не вмешиваться. Парламент должен быть более самостоятельным.

В 90-е годы в школе работали несколько учителей, которые занимались научной деятельностью, направляли свои статьи на конференции всероссийского и международного уровней. Они зажгли своим энтузиазмом нескольких старшеклассников. В 1998 году мы поняли, что необходимо создать нормативный документ, который регулировал бы занятия наукой внутри школы. Так было создано Положение о научном обществе. Сегодня в нем три секции – математическая, естественно-научная и гуманитарная. Круг детей, которые хотели бы заниматься наукой, год от года расширяется.

– Есть разные точки зрения на то, с какого возраста школьники могут заниматься наукой. Что говорит ваш опыт?

– Мне приходилось слышать, как кто-то в СМИ всерьез говорил о научном обществе в… начальной школе. Такие заявления, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что говорящие вообще не понимают специфики научных занятий. Меня глубоко огорчает, когда результатом научной работы в школе самоуверенно называют то, что даже не тянет на обычный школьный реферат!

Я сам учитель физики, некоторое время был сотрудником академического физического института. В нашей школе немало коллег, которые имеют опыт реальной научной работы (например, являются совместителями и преподают в вузах, трудятся в исследовательских институтах города). Поэтому к научной деятельности мы относимся серьезно и учащихся младших классов (для нас это 5–7-е) в нее не вовлекаем. Действительно, бывали случаи, когда мы приглашали на заседания научного общества даже пятиклассников. Они были в восторге и слушали с открытыми ртами. Мы видели, что у детей повышается мотивация. И это замечательно. Но – для занятий научной деятельностью слишком рано! Иначе, это просто профанация науки или желание показать то, чего нет.

Профилизация у нас начинается с 8-го класса, и за весь предшествующий год проводится не менее трех собраний родителей, на которых обсуждаются все подробности поступления в лицейские классы, проходит поименное голосование. Решение, какие профили будут введены на будущий год, принимают родители письменным поименным голосованием. Первое собрание этого года прошло 29 ноября и было очень содержательным. Родители внесли целый ряд предложений, которые педагогический коллектив очень внимательно изучит.

С моей точки зрения, школьники могут начать занятия наукой (мы говорим скромнее, «элементами научной деятельности») только с 8–9-го класса. Основной интерес к ним приходится, конечно, на 10–11-е классы.

Н. Кучер: «Если учитель достигает результатов в своей педагогической деятельности, ничего иного от него нельзя требовать»

– Как вы относитесь к тому, что школьники все чаще используют Интернет для написания различных работ и рефератов? Существует ли в вашем лицее процедура проверки научной работы на аутентичность?

– На мой взгляд, для школы такая процедура неактуальна. Во-первых, всегда видно, есть ли в работе самостоятельная мысль и обобщение. Если школьник взял два–три фрагмента из Интернета, осмыслил и обобщил их – это, на мой взгляд, уже может называться самостоятельной работой. Во-вторых, активное копирование рефератов из Интернета идет только тогда, когда написание подобной работы является обязательным. Для вуза такая проблема, действительно, существует. А у нас занятия научной деятельностью– дело добровольное. Поэтому детям не приходит в голову копировать стандартные рефераты и заниматься плагиатом. Особенно ценятся научным сообществом Лицея работы, в которых имеется экспериментальная часть, выполненная самими ребятами (физический или химический опыт, компьютерная программа, социологическое исследование и др.).

– В вашей школе каждый год проходит традиционная «нобелевская конференция». Что это такое?

– Во время этой конференции дети делают сообщения обо всех нобелевских премиях текущего года. Например, на этот раз премия по физике была присуждена за исследования в области нанотехнологий. Доступного печатного материала по этой теме не так уж много. В основном детям приходится пользоваться Интернетом. В том числе – англоязычным. С доступом к Всемирной паутине в школе проблем нет, с английским языком у многих учащихся тоже. А разобраться в вопросе и подготовить доклады школьникам обычно помогают учителя.

Факт

Несколько лет назад серьезные споры вызвал в России провал российских школьников на международном исследовании PISA–2003 (демонстрирующем, как приспособлены 15-летние школьники в той или иной стране ко взрослой жизни). Эксперты РАО, анализировавшие полученные результаты, подчеркивали, что PISA в действительности является индикатором не знаний (они в наших школах сравнительно высокие, что показывает международное исследование TIMSS), а образовательной среды. В это понятие ими были включены: благоприятный школьный климат, хорошая дисциплина на уроках, доверительные отношения с учителями, участие родителей в управлении школой, образовательный уровень родителей, наличие книг дома…
Только при этих условиях дети успешно справляются с заданиями PISA, даже если предложенные им тесты принципиально выходят за пределы школьной программы страны.
Анализируя результаты PISA–2003, эксперты РАО выделили пять самых сильных школ России. Среди них оказался и лицей г. Троицка.
Вот какой портрет победителя нарисовала руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения (ИСМО) РАО Галина КОВАЛЕВА.
– Это крупные школы с приличной материальной базой. Но я бы подчеркнула другое: это школы с нормальным климатом. В них доверительные отношения между учителями и директорами, хорошая дисциплина на уроке. Повышенные требования к учащимся подкреплены уважительным отношением к детям. Программы обучения формируются с учетом интересов родителей. Они принимают участие в решении многих вопросов, касающихся жизнедеятельности школы. В лицее г. Троицка даже профили формируются с учетом интересов родителей. Учебный процесс ориентирован на индивидуальную траекторию развития ребенка, а не на деление детей по принципу образовательных достижений (классы коррекции, общеобразовательные или углубленные). В целом, лучшие результаты по исследованию PISA показали элитные образовательные учреждения, с высоким социальным статусом родителей.

– За то, что учителя исполняют роль тьюторов, им положена надбавка к зарплате?

– Мы используем более традиционное слово «научный руководитель». Руководители секций научного общества получают надбавку к зарплате. Надбавка начисляется, исходя из размера ставки педагога дополнительного образования. Кроме того, научную работу учителя мы поощряем из стимулирующего фонда. Количество научных публикаций – один из критериев, который в нашей школе учитывается при аттестации учителя и влияет на стимулирующие выплаты. Положение о стимулирующем фонде обсуждено на педсовете, утверждено управляющим советом и доступно для всех желающих в читальном зале. Скоро оно в числе прочих школьных документов будет выложено на нашем сайте.

– У вас в Троицком лицее очень сильные учителя. А как вы их отбираете?

– Сильный учитель – главное условие образования высокого уровня. Но как мы их отбираем… Ситуация не такая, чтобы мы могли придирчиво выбирать учителей. Повторяю: у нас обычное общеобразовательное муниципальное учреждение. Я очень доволен тем, что в Троицком лицее в последние годы нет вакансий. Этому много причин: удалось сохранить костяк высококвалифицированных, мотивированных на работу педагогов, которые остались в образовании вопреки всему.

Мы стараемся увлечь и молодые кадры, сделать так, чтобы начинающему учителю было интересно. Для этого нужен коллектив, который человеку нравится, атмосфера, в которой ему приятно. Конечно, это не всегда удается. Но бывают ситуации, когда хорошему учителю приходится уходить из профессии по причинам материального характера, ему нужен другой уровень доходов для решения каких-то проблем. Вот это очень грустный момент в моей директорской жизни!

– Как, по-вашему, возможно ли существование школы, в которой все учителя будут вовлечены в научную деятельность?

– Я считаю недопустимым требовать, чтобы все педагоги занимались наукой. Когда наши чиновники включали в перечень требований для аттестации научные публикации, я был категорически против. Если учитель достигает результатов в своей педагогической деятельности, ничего иного от него нельзя требовать. Именно успехи в обучении детей для меня, как директора, стоят на первом месте.

Впрочем, то, что сегодня около трети педагогов нашего лицея имеют публикации, – приятный факт. Только за последние пять лет у нас вышло около 50-ти публикаций в самых разных изданиях. Среди них – журнал «Национальные проекты», газеты Издательского дома «Первое сентября», материалы международных конференций (в том числе международной конференции по проблемам информатизации образования, проходившей в г. Троицке). А обилие научных публикаций приводит к тому, что научные статьи нашим учителям сегодня уже заказывают. И это естественный процесс.

– Однако в подмосковном Троицке опубликовать научную статью для учителя гораздо легче, чем в отдаленном российском регионе…

– Согласен. Чем дальше от Москвы – тем больше проблем. Но не забывайте, что сегодня материалы многих конференций и форумов выкладываются в Интернете. На мой взгляд, интернет-публикации тоже должны учитываться при аттестации учителя (именно учитываться, а не являться обязательным требованием). Ведь если учитель согласен выйти со своими наработками в Интернет – это значит, что он за них отвечает, он готов отстаивать свою позицию. Интернет-пространство для учителей – это очень важная вещь, стимулирующая научную и педагогическую мысль в школе.

Но еще раз подчеркиваю: научная работа учителя – не цель. Это – средство для повышения его мотивации. Кстати, то же самое относится к детям. Как только научная деятельность учителей или школьников становится обязательной – это уже профанация идеи.

– А ваши школьники публикуют свои научные статьи?

– Это еще одна приятная тенденция последних лет – соавторами некоторых публикаций являются наши ученики. Кстати, у меня тоже есть соавторы. Сейчас они студенты, но наши научные публикации, посвященные применению информационных технологий в образовательном процессе, вышли, когда они еще учились в школе.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
Рейтинг@Mail.ru